Социологические теории личности
Питання для самоконтролю
1. У чому полягає сутність понять людина, індивід, особа?
2. В чому виявляється сутність і зміст соціалізації особи?
3. Основні стадії соціалізації особи та їх характеристика.
4. З яких елементів складається механізм соціалізації особи?
5. У чому полягає сутність соціальної адаптації, її зміст і об’єктивні виміри?
6. Інтеріоризація, її роль у процесі соціалізації особи.
7. У чому виявляється сутність поняття самосвідомість? Її роль у життєдіяльності людини.
8. З чого складається соціальний статус особистості?
Література
8. Андрущенко В. П. та ін. Соціологія: Підручник. — К.—Х., 1998.
9. Грушевський М. С. На порозі нової України: Гадки і мрії. — К., 1992.
10. Молодь України: Стан, проблеми, шляхи розв’язання. — К., 1995.
11. Лагутін В. Д. Людина і економіка. Соціоекономіка. — К., 1996.
12. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. — М., 2000.
13. Косс И. С. Социология личности. — М., 1967.
14. Якуба О. О. Соціологія. — Х., 1996.
Тема 4 Личность. Социализация личности.
План
Социологические теории личности.
Социализация личности.
Девиантное поведение и социальный контроль.
Социологические теории личности
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того, чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничения понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие человек уживается для характеристики свойственных всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особенной общности, что исторически развивается, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторяемый. Вместе с тем он универсальный - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является лицом постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность - это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в лице социально-типичное.
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования лица с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия лица и общества, лица и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения лица. В социологии наиболее известные следующие теории лица:
1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем лица является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид научился смотреть на себя глазами других людей, то есть как на объект.
2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направленные на раскрытие противоречия внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи лица и общества. Сфера психики человека включает: 1) несознательное (естественные инстинкты); 2) сознание индивида, что является регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, то есть культуру, законы, запрещения, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает лицо очень противоречивым, поскольку идет борьба между естественными инстинктами, влеченьями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус помечает конкретную позицию индивида в социальной системе, что допускает определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - приказанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, что владеет данным статусом в социальной системе. Потому лицо - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он выполняет в обществе.
4. Марксистская теория личности рассматривает лицо как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему с помощью активной наглядной деятельности и общения, при этом суть лица раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
Несмотря на отличие подходов, все социологические теории признают лицо специфическим созданием, что непосредственно выводится из тех или других социальных факторов.
Таким образом, можно сказать, что человек лицом не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.