Общество как социальная система. взаимодействие личности и общества сквозь призму социального развития

ВАРИАНТ 3

Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

  1. Почему выделяют отношения зависимо­сти и власти из всех других типов социаль­ных отношений?
  2. Что представляет собой социальная за­висимость? Каким должно быть поведение зависимой и доминирующей системы?
  3. Как классифицируется социальная зави­симость на основе типа ее функционирова­ния?
  4. Чем отличаются структурный и ла­тентный типы зависимости?
  5. В чем состоит значение отношений вла­сти для людей, живущих в обществе?
  6. Из каких основных компонентов состо­ят отношения власти?
  7. Как связаны между собой отношения зависимости и власти? В чем состоит их ос­новное различие?
  8. Что следует понимать под основаниями власти? Дайте характеристику каждому ос­нованию власти.
  9. Какова принципиальная схема, пока­зывающая сопротивление, которое оказы­вается власти? Какие последствия наблю­даются в результате такого сопротивле­ния?
  10. Какие социальные отношения становят­ся основой социальных институтов? Что должно произойти для институционализации таких отношений?
  11. Что такое социальный институт? Дайте ис­черпывающее объяснение каждого компо­нента определения социального института.
  12. В чем причина необычайного разнообра­зия социальных институтов в современном обществе?
  13. Как связаны между собой социальные группы и социальные институты? Как прак­тически осуществляет свою деятельность социальный институт?
  14. Каким образом происходит процесс институционализации? Какова роль культур­ных норм на начальном этапе формирова­ния социального института?
  15. Какова последовательность процесса институционализации? В чем состоит значение каждого из этапов этого процесса?
  16. Как связаны индивидуальные роли с ин­ституциональным поведением?
  17. Что представляют собой общие институ­циональные признаки? Как они проявляют­ся в деятельности социальных институтов?
  18. Опишите проявления институциональных признаков в пяти основных институтах, су­ществующих в современном обществе.
  19. В чем значение идеологии для функцио­нирования социального института? Что мо­жет случиться, если идеология будет неэф­фективной?
  20. Какие типы функций социальных инсти­тутов можно выделить? Как они соотносят­ся друг с другом?
  21. Почему многие ученые-социологи гово­рят, что при изучении социальных институ­тов наиболее важным и трудным моментом является выделение и изучение латентных функций?
  22. Как латентные функции влияют на взаимосвязи между различными институ­тами? Приведите примеры таких взаимо­связей.
  23. Какие признаки могут служить приме­ром экспансии социальных институтов и их автономии по отношению друг к дру­гу?
  24. Как можно представить сущность такой важной характеристики общества, как гете­рогенность? Как можно измерять гетероген­ность?
  1. В чем состоит объективная необходи­мость перехода от изучения социальных действий к изучению социальных взаимо­действий?
  2. Какое влияние оказывают взаимные ожидания людей на характер их взаимодей­ствий?
  3. Какие можно выделить основные типы взаимодействий и в чем заключаются их особенности?
  4. Что такое социальный статус и социальная роль? Как эти понятия связаны между собой?
  5. Какие условия являются необходимыми и достаточными для ролевого обучения?
  6. Каковы составляющие любого соци­ального действия? Какую роль играет внеш­няя среда при осуществлении социальных действий?

Литература.

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
  2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
  3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
  4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
  5. Тадевосян, Э.В. Социология / Э.В. Тадевосян. – М.: Наука, 1998. – 349 с.
  6. Тадевосян, Э.В. Общество как социальная реальность / Э.В. Тадевосян – М.: Наука, 1995. – 350 с.
  7. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект /

Л.Г. Титаренко. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 286 с.

  1. Толстова, Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками / Ю.Н.Толстова – М.: Научный мир, 2000. – 352 с.
  2. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Юрист, 2004. – 270 с.

СУРС по социологии

ТЕМА 3

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ВАРИАНТ 1

Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

1. Каковы, на ваш взгляд, различия между обществом и культурой?

2. Что дает более глубокое понимание древней культуры — изучение руин, скульп­тур, посуды из раскопок или нематериаль­ной культуры в виде литературы, писем и документов? Почему?

3. Каким образом возникают обычаи и как они переходят в нравственные нормы? Что означает утверждение о том, что установ­ленные нравственные нормы действуют автоматически?

4. В чем состоит основное различие меж­ду обычаями, нравственными нормами, ин­ституциональными нормами и законами?

5. Каков характер взаимодействий субкуль­туры и контркультуры с доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаи­модействий.

6. Выберите какую-либо профессиональ­ную группу и опишите особенности поведе­ния, характерные для субкультуры данной группы.

7. Позитивное или негативное влияние ока­зывает этноцентризм на социальные груп­пы? В каких случаях проявляется такое влияние?

9. Известно, что культура может рассматри­ваться как негативное или позитивное явле­ние в жизни людей. На чем основано каж­дое из этих противоположных суждений?

10. Чем отличаются символические комму­никации среди людей от коммуникаций, основанных на инстинктах, существующих среди животных?

11. Какое значение имеет язык для челове­ческой культуры? Какие изменения в куль­туре произошли после появления письмен­ности?

12. Приведите примеры взаимного влия­ния языка и культурных норм и ценностей.

13. Как связаны между собой изменения в культуре и изменения в структуре общест­ва?

14. Каковы основные положения эволю­ционистской точки зрения на развитие куль­туры? В чем заключается слабость тради­ционной теории эволюции?

15. Как можно объяснить развитие культу­ры с точки зрения диалектического подхо­да? В чем отличие этого подхода от эволю­ционистской точки зрения?

16. Какие ключевые моменты можно выде­лить в процессе распространения культуры? Почему мы говорим, что любой культурный образец является продуктом коллективного творчества?

17. Что такое социальная жизнь и каковы ее основные предпосылки и факторы? В чем проявляется воздействие культуры на социальную жизнь?

18. Что значит социализация как стержень социальной жизни? Каковы ее основные стадии, влияние культуры на процесс социализации?

19. Что такое институционализация и каков ее механизм, влияние культуры на этот процесс?

20. Что такое социальные ценности? Како­ва их роль в процессе формирования соци­альных отношений?

21. Каковы основные характеристики распре­деления ценностей в социальных группах? Дайте наиболее общую классификацию ценностей.

22. Какие два условия должны выполняться для того, чтобы в результате обмена ценно­стями сложились социальные отношения?

23. Приведите примеры возникновения соци­альных отношений исходя из наличия оп­ределенных видов потребностей и ценно­стей у различных групп индивидов. Какой обмен ценностями наблюдается во всех этих слоях?

24. Каков механизм появления социальных стереотипов? Можно ли говорить об истин­ности или ложности социального стереоти­па? Обоснуйте ваш ответ.

25. Охарактеризуйте культурные универсалии.

26. В чём сущность теории социокультурной динамики П. Сорокина?

27. Что представляют собой предметы материальной и духовной культуры?

28. Как вы понимаете значение термина «цивилизация»?

29. Что такое «субкультура», какие разновидности субкультур существуют?

30. Что представляют собой культурные артефакты?

Литература:

  1. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI века / И. Валлерстайн. – М., 2004. – 368 с.
  2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
  3. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М.: Наука, 1996. – 280 с.
  4. Тадевосян, Э.В. Социология / Э.В. Тадевосян. – М.: Наука, 1998. – 349 с.
  5. Тадевосян, Э.В. Общество как социальная реальность / Э.В. Тадевосян – М.: Наука, 1995. – 350 с.
  6. Лапин, Н.И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Н.И. Лапин. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 783 с.
  7. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Изд-во «Прогресс», 1978. – 254 с.
  8. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.: Наука, 1976. – 305 с.

9. Сорокин, П. Общедоступный учебник социологии: учеб. пособие для вузов / П. Сорокин. – М.: Наука, 1994. – С.7-15.

  1. Сорокин, П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Наука, 1992. – С. 32-155.

СУРС по социологии

ТЕМА 3

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ВАРИАНТ 2

Составить кроссворд по данной теме (10-15 понятий).

СУРС по социологии

Тема 4

Наши рекомендации