Миграция как сложный социально-экономический фактор в формировании населения
Миграция наряду с рождаемостью и смертностью – это третий главный фактор демографической динамики, один из способов приспособления человека к меняющейся действительности, который моментально реагирует на социально-экономические, политические и другие изменения в обществе.
Миграция является лучшим индикатором социально-экономической дифференциации регионов России.
Виды пространственного движения населения: эпизодическая миграция, безвозвратная миграция, маятниковая миграция, сезонная миграция
Эпизодические миграции представляют собой деловые, туристические, рекреационные и т.п. поездки, не имеющие регулярного временного характера. Их значение с переходом к рыночной экономике существенно возрастает. По своим масштабам этот вид миграции превосходит все остальные, хотя по своей значимости, особенно демографической, существенно им уступает. В настоящее время он изучен, за исключением зарубежных туристических поездок, весьма слабо.
Безвозвратная миграция – это понимание миграции в узком смысле, как переселение, в отличие от представления миграции как любого пространственного перемещения населения. Она отвечает двум основным условиям: 1) население перемещается из одних населенных пунктов в другие; 2) перемещение сопровождается сменой постоянного места жительства, а в последние годы и гражданства.
Объемы и интенсивность безвозвратных миграций зависят от многих условий, прежде всего причин миграции, в числе которых преобладают экономические, семейные, социальные, политические, религиозные, расовые и др.
Маятниковые (челночные) миграции – регулярные, ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учебы) и обратно. Их главные направления – из села в город, из малого города в крупный. Значительная маятниковая миграция наблюдается в пригородных зонах крупных городов, а также в зоне средних и малых городов, в сельской местности урбанизированных территорий. В целом в пригородных районах городов формируются зоны устойчивой маятниковой миграции, ее важное условие – развитие транспорта.
Этот вид миграции является серьезным источником формирования трудовых ресурсов в городах (почти 20% потребности крупных городов в рабочей силе покрывается за счет маятниковой миграции); повышает эффективность использования трудовых ресурсов высокой квалификации; расширяет зону непосредственного влияния крупных городов—центров материальной и духовной культуры, приобщая население, преимущественно сельских районов, к городским занятиям и образу жизни; социальной мобильности населения, создает возможность более широкого выбора профессии и занятий; способствует развитию новых форм поселений, сочетающих элементы городского и сельского расселения.
Отрицательные черты маятниковой миграции – непроизводительные затраты свободного времени, продолжительность поездок на работу и обратно вызывает «транспортную усталость», ведущую к понижению производительности труда и ухудшению состояния здоровья.
Сезонная миграция – перемещения главным образом экономически активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. С одной стороны, сезонные миграции обеспечивают их участникам получение более выгодного дохода, чем они имеют в местах выхода, а с другой – удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит в рабочей силе.
Подобные миграции связаны со спецификой экономики отдельных регионов, где доминируют отрасли, в которых потребность в труде неравномерна во времени. К таким отраслям относятся прежде всего сельское хозяйство, где в сезон посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее, время, а также отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья, лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов), горно-металлургическая (в части, касающейся работы на приисках) и др.