Эволюционная модель антропогенеза
1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.
2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.
3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.
Литература:
1. Борисковский П.И., Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979.
2. Мейтленд Иди. Возникновение человека. Недостающее звено. – М., 1977.
3. П. Пейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.
4. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек – № 1. – 1997.
5. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. //Человек – № 6 – 1997; № 1 – 1998.
6. Козлова М.С. Экологический смысл эволюции человека. //Человек – № 4–1998.
7. Диалектика живой природы. – М., 1984. – с. 199-233.
8. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //Соч. т. 20.
9. Белов А.И. Антропологический детектив. – М., 2002.
Семинарское занятие №2 проводится в жанре конференции с элементами дискуссии по различным версиям теологической и космологической моделей антропогенеза. Студентам предлагается провести самостоятельный поиск литературы как среди научных изданий, так и в средствах массовой информации.
Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. (Лекции - 2 часа.)
Лекция:
1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции.
2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни.
3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира.
Литература:
1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.
2. Марков Б.Ф. Философская антропология. – СПб., 1997.
3. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.
4. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.
5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999.
6. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.
7. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.
Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа).
Лекция:
1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни.
2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.
3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.
Семинарское занятие
1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.
2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.
3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.
Литература:
1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 32-56.
2. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997. – с. 116-179; 232-253.
3. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.
4. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986.
5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.
6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.
7. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.
8. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.
9. Четырова Л.Б. Социальное конструирование труда. – Самара, 2003.
Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.(Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)
Лекция:
1. Разумность как специфически человеческая черта.
2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух и «душа».
3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.
Семинарское занятие
1. Разумность как специфически человеческая черта.
2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух и «душа».
3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.
Литература:
1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1990.
2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994. – гл. IX.
4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.
5. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре //Наука и культура. – М., 1984.
6. Базаров А.А. «Человек аргументирующий» в культуре средневекового буддийского спора //Социология и социальная антропология. – СПб., 1987.
7. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно //Человек – № 6 – 1998.
Тема 6. Любовь и агрессия как модусы бытия человека в мире.(Лекции – 2 часа, семинары – 4 часа)
Лекция:
1. Любовь как модус бытия человека в мире.
2. Формы проявления и типы любви.
3. Агрессия, ее предпосылки и разновидности.
Семинарское занятие № 1
Человек любящий.
1. Сущность и смысл любви.
2. Формы проявления и типы любви.
3. Проблема распада любви. Патология любви.
Литература:
1. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.
2. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви //Социс – 1991 – № 8-9.
3. Стендаль. О любви /Стендаль. Собрание сочинений. М., 1978. Том 7.
4. Эрос. Страсти человеческие. М., 1991.
5. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999.
6. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.
7. Кочетков Г. «Прощать ли врага?», Гусейнов А. «Любите врагов ваших» //Наука и религия. – 1992. – № 2.
8. Войтыла К. Любовь и ответственность. М., 1993.
9. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001.
10. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.
Семинарское занятие №2
Человек агрессивный
1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.
2. Символы зла в контексте человеческой культуры.
3. Проблема преодоления человеческой агрессии.
Литература:
1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 318-328.
2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – гл. XIII – XV.
3. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М., 1995. – с. 196-200
4. Абрамян Л.А. Оскорбление и наказание: слово и дело //Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.
5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности //Социс – № 7 и № 10 – 1992.
6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. //Вопросы философии – № 5 – 1989.
7. Бекер Дирк. Понятие системного насилия //Проблемы теоретической социологии – С-Пб., 1994.
8. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588.
9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
10. Рассел Дж.Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. – СПб., 2002.
Тема 7. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)
Лекция:
1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.
2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.
3. Игровой элемент в контексте современной культуры.
Семинарское занятие
1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.
2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.
3. Игровой элемент в контексте современной культуры.
Литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – с. 217-304.
3. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре //Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.
4. Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.
5. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. – М., 2002.
Тема 8. Человек перед лицом смерти. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)
Лекция:
1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.
2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.
3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых».
Семинарское занятие
1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.
2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.
3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.
Литература:
1. Леви-Брюль Л. Сверхчувственное в первобытном мышлении. – М., 1999. – ч. II, гл. IV.
2. Попов А.А. Душа и смерть по воззрениям нганасанов //Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.
3. Грачева Г.Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан //Там же.
4. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти //Там же.
5. Египетская книга мертвых (любое издание).
6. Тибетская книга мертвых (любое издание)
7. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. – Томск, 1993. – с. 63-73.
8. Жизнь. Смерть. Воскресение. //Человек – №1 – 1997.
9. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности // Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. – Новосибирск, 1988.
Тема 9. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия. (Лекии – 2 часа, семинары – 2 часа)
Лекция:
1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека.
2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе.
3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.
Семинарское занятие
1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека.
2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе.
3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.
Литература:
1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 28-32
2. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.
3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М., 1989 – с. 121-148.
4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988. – с. 23-47.
5. Бердяев Н.А. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы. //Русский космизм. – М., 1993. – с. 179-184.
6. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Там же. – с. 332-344.
7. Спенсер Г. Происхождение культа животных // Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1999. – с. 307-329.
Тема 10. Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они». (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)
Лекция 1:
1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии.
2. Процесс этнической самоидентификации и основные варианты бинарной оппозиции «мы и они».
3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности формирования этнического образа русского человека.
Лекция 2:
1. Эволюция внутреннего и внешнего типов бинарной оппозиции «мы и они» в культурно-историческом контексте.
2. Основные системы родства и их роль в формировании социальных связей и отношений.
3. Формирование социальных институтов в контексте оппозиции «мы и они».
4. «Обряды перехода» как пути «перемещения» человека в смысловом и социальном пространстве бытия.
Семинарское занятие № 1
1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии.
2. Процесс этнической самоидентификации и основные варианты бинарной оппозиции «мы и они».
3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности формирования этнического образа русского человека.
Литература:
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.
2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – гл. VI-VIII.
3. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – лекции 4-7.
4. Сказки народов Африки. – М., 1976.
5. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998.
6. Плахин В.Т., Коростелева О.Т. Оппозиция «мы и они»: архетипы и практика этнического поведения //Теория и практика национальной политики Алтая и России. – Барнаул, 1990.
Семинарское занятие № 2
1. Эволюция внутреннего и внешнего типов бинарной оппозиции «мы и они» в культурно-историческом контексте.
2. Основные системы родства и их роль в формировании социальных связей и отношений.
3. «Обряды перехода», их роль в жизни архаичного и современного человека.
Литература:
1. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. – М., 2001. – гл. 1-6.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.
3. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001. – гл. 4.
4. Тэрнер В. Символ и ритуал. – М., 1983 – с. 104-135.
5. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – гл. VI-VIII.
6. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. – М., 2002.
Тема 11. Миф как способ бытия человека в мире. (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)
Лекция 1:
1. Специфика мифа как явления культуры.
2. Структура мифа и бинарные оппозиции человеческого сознания. Логика мифа и диалектика.
3. Представления о жизненных силах в контексте мифологического сознания.
Лекция 2:
1. Мифологическое программирование повседневной жизни.
2. Механизмы мифологизации политической сферы жизни людей.
3. Архетипы и метаморфозы научного мышления. Современная наука и мистицизм.
Семинарское занятие № 1