Эволюционная модель антропогенеза

1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

Литература:

1. Борисковский П.И., Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979.

2. Мейтленд Иди. Возникновение человека. Недостающее звено. – М., 1977.

3. П. Пейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

4. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек – № 1. – 1997.

5. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. //Человек – № 6 – 1997; № 1 – 1998.

6. Козлова М.С. Экологический смысл эволюции человека. //Человек – № 4–1998.

7. Диалектика живой природы. – М., 1984. – с. 199-233.

8. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //Соч. т. 20.

9. Белов А.И. Антропологический детектив. – М., 2002.

Семинарское занятие №2 проводится в жанре конференции с элементами дискуссии по различным версиям теологической и космологической моделей антропогенеза. Студентам предлагается провести самостоятельный поиск литературы как среди научных изданий, так и в средствах массовой информации.

Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. (Лекции - 2 часа.)

Лекция:

1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции.

2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни.

3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира.

Литература:

1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

2. Марков Б.Ф. Философская антропология. – СПб., 1997.

3. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999.

6. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.

7. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.

Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа).

Лекция:

1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни.

2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Семинарское занятие

1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.

2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 32-56.

2. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997. – с. 116-179; 232-253.

3. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.

4. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986.

5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

7. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.

8. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.

9. Четырова Л.Б. Социальное конструирование труда. – Самара, 2003.

Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.(Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Разумность как специфически человеческая черта.

2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух и «душа».

3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

Семинарское занятие

1. Разумность как специфически человеческая черта.

2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух и «душа».

3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1990.

2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994. – гл. IX.

4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

5. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре //Наука и культура. – М., 1984.

6. Базаров А.А. «Человек аргументирующий» в культуре средневекового буддийского спора //Социология и социальная антропология. – СПб., 1987.

7. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно //Человек – № 6 – 1998.

Тема 6. Любовь и агрессия как модусы бытия человека в мире.(Лекции – 2 часа, семинары – 4 часа)

Лекция:

1. Любовь как модус бытия человека в мире.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Агрессия, ее предпосылки и разновидности.

Семинарское занятие № 1

Человек любящий.

1. Сущность и смысл любви.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Проблема распада любви. Патология любви.

Литература:

1. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

2. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви //Социс – 1991 – № 8-9.

3. Стендаль. О любви /Стендаль. Собрание сочинений. М., 1978. Том 7.

4. Эрос. Страсти человеческие. М., 1991.

5. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999.

6. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.

7. Кочетков Г. «Прощать ли врага?», Гусейнов А. «Любите врагов ваших» //Наука и религия. – 1992. – № 2.

8. Войтыла К. Любовь и ответственность. М., 1993.

9. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001.

10. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

Семинарское занятие №2

Человек агрессивный

1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.

2. Символы зла в контексте человеческой культуры.

3. Проблема преодоления человеческой агрессии.

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 318-328.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – гл. XIII – XV.

3. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М., 1995. – с. 196-200

4. Абрамян Л.А. Оскорбление и наказание: слово и дело //Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности //Социс – № 7 и № 10 – 1992.

6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. //Вопросы философии – № 5 – 1989.

7. Бекер Дирк. Понятие системного насилия //Проблемы теоретической социологии – С-Пб., 1994.

8. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

10. Рассел Дж.Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. – СПб., 2002.

Тема 7. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Семинарское занятие

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – с. 217-304.

3. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре //Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

5. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. – М., 2002.

Тема 8. Человек перед лицом смерти. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых».

Семинарское занятие

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Сверхчувственное в первобытном мышлении. – М., 1999. – ч. II, гл. IV.

2. Попов А.А. Душа и смерть по воззрениям нганасанов //Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

3. Грачева Г.Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан //Там же.

4. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти //Там же.

5. Египетская книга мертвых (любое издание).

6. Тибетская книга мертвых (любое издание)

7. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. – Томск, 1993. – с. 63-73.

8. Жизнь. Смерть. Воскресение. //Человек – №1 – 1997.

9. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности // Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. – Новосибирск, 1988.

Тема 9. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия. (Лекии – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека.

2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе.

3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.

Семинарское занятие

1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека.

2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе.

3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 28-32

2. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М., 1989 – с. 121-148.

4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988. – с. 23-47.

5. Бердяев Н.А. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы. //Русский космизм. – М., 1993. – с. 179-184.

6. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Там же. – с. 332-344.

7. Спенсер Г. Происхождение культа животных // Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1999. – с. 307-329.

Тема 10. Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они». (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Лекция 1:

1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии.

2. Процесс этнической самоидентификации и основные варианты бинарной оппозиции «мы и они».

3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности формирования этнического образа русского человека.

Лекция 2:

1. Эволюция внутреннего и внешнего типов бинарной оппозиции «мы и они» в культурно-историческом контексте.

2. Основные системы родства и их роль в формировании социальных связей и отношений.

3. Формирование социальных институтов в контексте оппозиции «мы и они».

4. «Обряды перехода» как пути «перемещения» человека в смысловом и социальном пространстве бытия.

Семинарское занятие № 1

1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии.

2. Процесс этнической самоидентификации и основные варианты бинарной оппозиции «мы и они».

3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности формирования этнического образа русского человека.

Литература:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – гл. VI-VIII.

3. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – лекции 4-7.

4. Сказки народов Африки. – М., 1976.

5. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998.

6. Плахин В.Т., Коростелева О.Т. Оппозиция «мы и они»: архетипы и практика этнического поведения //Теория и практика национальной политики Алтая и России. – Барнаул, 1990.

Семинарское занятие № 2

1. Эволюция внутреннего и внешнего типов бинарной оппозиции «мы и они» в культурно-историческом контексте.

2. Основные системы родства и их роль в формировании социальных связей и отношений.

3. «Обряды перехода», их роль в жизни архаичного и современного человека.

Литература:

1. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. – М., 2001. – гл. 1-6.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

3. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001. – гл. 4.

4. Тэрнер В. Символ и ритуал. – М., 1983 – с. 104-135.

5. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – гл. VI-VIII.

6. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. – М., 2002.

Тема 11. Миф как способ бытия человека в мире. (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Лекция 1:

1. Специфика мифа как явления культуры.

2. Структура мифа и бинарные оппозиции человеческого сознания. Логика мифа и диалектика.

3. Представления о жизненных силах в контексте мифологического сознания.

Лекция 2:

1. Мифологическое программирование повседневной жизни.

2. Механизмы мифологизации политической сферы жизни людей.

3. Архетипы и метаморфозы научного мышления. Современная наука и мистицизм.

Семинарское занятие № 1

Наши рекомендации