Социальная группа и социальная общность.
Социальные группы и общности выступают формой социального взаимодействия и представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребностей путём осуществления совместных действий. Осознавая преимущество определённых действий, люди объединяются в группы и общности, достигая существенно большего результата, нежели индивидуально. Социальная группа является социальной средой, в которой происходит социализация и формируются нормы коллективного поведения. Социальные общности и группы образуют люди со сходными социальными статусами, которые занимают в обществе близкие друг другу места.
Социальная группы – совокупность индивидов, которые взаимодействуют определённым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Среди признаков социальной группы Роберт Мёртон выделил следующие:
1. Определённый способ взаимодействия.
2. Членство, то есть чувство принадлежности к данной группе.
3. Групповая идентичность, то есть люди, входящие в эту группу, воспринимаются другими как члены данной группы.
Под социальной общностью социолог Нэйл Смэлзер понимал совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.
Социальные группы могут классифицироваться на основе различных критериев. В зависимости от численности, выделяют малые и большие группы.
Малые социальные группы – для них характерны малочисленность, прочность, интенсивность взаимодействия субъектов, устойчивость, совпадение общих правил, ценностей. Чем группа меньше, тем она устойчивее.
Существует теория, что если людей в комнате больше 8, то, как правило, эта группа начинает делиться на маленькие микрогруппы.
Большие группы уже не настолько прочные.
Американский учёный Роберт Миллс связывал различия больших и малых групп с социально-психологическими обстоятельствами.
Малые группы ориентированы в своих действиях на реализацию групповых целей, а в больших группах преобладают рациональные действия. В качестве социального контроля в малых группах выступает групповое мнение, в больших – авторитарные методы руководства.
Кроме социальных групп и общностей существуют квазигруппы. Термин «квази» означает «как бы».
Квазигруппами называются спонтанно возникающие сообщества людей, среди которых отсутствует устойчивое ожидание, собранные в определённом физическом пространстве и не осуществляющие сознательных взаимодействий. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля группы над её членами.
Признаки квазигруппы:
1. Спонтанность образования.
2. Неустойчивость взаимосвязи.
3. Односторонность взаимодействия.
4. Краткосовременность совместных действий.
Разновидности квазигрупп:
1. Публика (аудитория).
2. Толпа.
3. Социальные круги.
Понятие «публика» ввёл в оборот французский социолог Габриэль Тар. Публика – социальная общность, в основе которой лежит сходство мнений, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором.
Следующая квазигруппа – толпа. Это временное собрание людей в одном месте, которых объединил общий интерес. Признаки:
1. Повышенная внушаемость. У них значительно снижена критичность мышления.
2. Анонимность. Когда мы находимся в толпе, мы в высшей степени чувствуем свою анонимность, чувствуем свою неузнанность и незначительность. Поэтому легче всего совершить криминальное действие.
3. Спонтанность. Люди в толпе не задумываются над собственными действиями, так как толпа управляется эмоциями. Поэтому для толпы характерны какие-то разрушения и т. д. Толпа практически неуправляемая.
4. Неуязвимость. Когда мы в толпе, мы ничего не боимся. В толпе можем совершать любые действия, так как их совершает не я, а толпа.
В зависимости от способа формирования и поведения выделяют виды толпы:
1. Случайная толпа. Это скопление людей, где каждый преследует свои цели или просто проводит время. Чем меньше физических контактов с толпой, тем легче человеку смотреть на толпу со стороны.
2. Конвенциальная толпа. Люди собрались с заранее поставленной целью (например, митинг).
3. Экспрессивная толпа. Собирается в целях личного удовольствия и выражения своих чувств.
Социальные круги – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами
Глобальные социальные группы (общности)
1. Первобытное человеческое стадо. То есть это ранняя форма общественной жизни, такая большая совокупность людей, не имеющих постоянного места жительства, а кочующих в поисках пищи.
2. Род. Это объединение людей, связанных кровно-родственными отношениями, основанные на экзогамии (запрет брака внутри социальной группы).
3. Племя. Оно состоит из нескольких родов, объединение родов в племя происходило на основе кровного родства и общей территории.
4. Народность. Это этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нациями
5. Нация. Это автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группа, члены которой привержены к общим ценностям и институтам. Нация является наиболее высокой ступенью социальной организации. Нации возникают в период зарождения капитализма.
На основе единых территорий, языка и экономического уклада формируется единый национальный характер и психический склад.
Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией – национализм. Всё, что может выступать против нации, должно быть ликвидировано.
Социология
Лекция 11.
Лектор Малышев Максим Алексеевич
Малая группа. Групповая динамика. Социальный институт.
Малая группа – это частица общества, в которой сосредоточены все виды социальных контактов. Малой группой является та группа, в которой индивиды имеют непосредственные личностные контакты с другими.
Существуют так называемые законы Мёрфи.
В социологии малую группу интерпретируют различным образом. Английский социолог Оллпорт определял малую группа как совокупность идеалов, представлений, привычек, которые существуют только в индивидуальном сознании. Американский социолог Команс понимает малую группу как некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определённого времени, и достаточно малочисленную, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.
Признаки малой группы:
1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел – 20 человек, нижний – 2. Если группа превышает критическую массу, то она начинает распадаться на клики, фракции.
2. Малая группа стабильна по составу. Она строится по индивидуальной неповторимости.
3. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействия. Чем крупнее группа, тем чаще отношение теряют личностный характер.
4. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равнополезных друг другу индивидов, каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем любой другой.
Малые группы принимают множества форм, но наиболее устойчивы исходные формы – диады и триады. Диада – группа из двух человек, у которых формируются устойчивые межличностные отношения, основанные на чувствах – любви, ненависти, ревности, гордости, холодности и т. д. Триада – активное взаимодействие трёх человек. В триаде появляется численное большинство. Триада более стабильна, в ней меньше интимностей и эмоций, лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придаёт больше независимости индивидам.
Групповая динамика – совокупность взаимодействий членов социальной группы между собой. Группа может подчиняться одному лидеру или двум, хотя в процесс управления могут включаться и остальные члены группы. Атмосфера внутри группы может быть дружественной, может быть враждебной. Дружественные отношения способствуют активности, враждебные отношения препятствуют повышению активности.
Любая социальная группа – это упорядоченное взаимодействие людей на основе разделения социальных ролей, их градации по своей значимости.
В группе существуют лидеры и аутсайдеры. Лидеры – люди с наибольшим авторитетом, чьё мнение важно для остальных членов группы. Аутсайдеры – люди с наименьшим авторитетом, их мнение либо незначительно, либо вообще ничего не значит.
Лидерство составляют отношения доминирования и подчинения в пределах группы. Лидером является член группы, принимающий самые важные для группы решения на основе своего наибольшего влияния либо своего формального статуса. Лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценной. Американский социолог Белз выделяет два типа лидеров:
1. Инструментальный (деловой) лидер. Это человек, организующий направляющие действия членов группы путём обмена мнениями, внесением предложений.
2. Экспрессивный лидер. Это человек, создающий эмоциональный настрой, обеспечивающий высокую мотивацию у членов групп по решению актуальных задач.
Стили лидерства:
1. Авторитарный стиль. Авторитет лидера базируется на признании коллективом его деловых и личностных качеств. Авторитарный лидер является источником всех нововведений, единолично принимает все решения, осуществляет детальный контроль за членами группы, использует жёсткие меры воздействия на них.
2. Демократический. Он основан на поощрении инициативы, участии членов группы в принятии решений, общем контроле за их поведением.
Социальный институт – социальная организация, устанавливающая правила и контролирующая их исполнение.
В социологии понятие «институт» используется для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Социальный институт можно определить как организованную систему социальных связей и социальных норм, которые объединяют общезначимые ценности и процедуры, удовлетворяющие социальным потребностям. Социальный институт – ключевой элемент социальной структуры общества. Кроме удовлетворения социальных потребностей, институты регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество.
Для социальных институтов характерно чёткое разграничение функций и полномочий каждого их субъектов взаимодействия. Элементы социального института:
1. Система социальных связей, в рамках которой индивиды осуществляют своё поведение.
2. Социальные нормы и процедуры.
3. Общественные ценности (цели, идеалы и т. д.).
Социальные институты осуществляют следующие функции:
1. Удовлетворение конкретной социальной потребности.
2. Регулятивная функция. Это стандарт и предсказуемость поведения людей.
3. Интегративная функция. Это сплочение людей.
4. Функция трансляции. Передача накопленного опыта поколениям.
5. Коммуникация. Распределение информации внутри института.
Процесс формирования социального института называется институционализацией. Социолог Фролов выделяет 7 стадий институционализации:
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
2. Формирование общих целей членов социальной группы.
3. Формирование социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом норм и ошибок.
4. Появление процедур, стандартизованных образцов поведения.
5. Институционализация норм (практическое их применение).
6. Установление системы санкций для поддержания норм.
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итогом процесса институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами чёткой статусно-ролевой структуры, социально одобряемой большинством участников этого социального процесса. (Можно рассмотреть формирование нового института в России – говорили, что в 90-е годы происходила институционализация коррупции).
Первый социальный институт, который мы с вами рассмотрим, - религия.
Термин «религия» Цицерон переводил как «относиться с особым почтением».
Понятие религии неоднозначно и употребляется в различных значениях:
1. Это особая область, связанная с духовной жизнью людей, и отражённая в душе человека
2. Это определённая картина мира, вероучение, представление о вселенной и возникновении её.
3. Это комплекс ритуалов, обрядов, традиций.
4. Это сообщество людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции.
Суть религии связана с духовной жизнью человека, с вечным человеческим стремлением максимального раскрытия внутреннего потенциала.
Различные мнения:
1. Американский философ Джеймс определил религию как стык видимого положения дел с невидимым.
2. Французский социолог Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества
3. Зигмунд Фрейд. Он с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворённое вытеснение бессознательных влечений.
4. Немецкий учёный Людвиг Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не бог создал человека, а человек создал бога в своём воображении по своему образу и подобию.
5. Марксистская философия считает, что религия – не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы получают форму неземных.
Функции религии:
1. Иллюзорно-компенсаторская. Делай то, что тебе говорит религия, и все твои проблемы в иллюзорном мире решатся.
2. Мировоззренческая функция. Религия специфически отражает действительность, создаёт свою картину мироустройства и показывает место верующего в мире.
3. Регулятивная функция. Состоит в установлении норм поведения, которые определяют поведение верующих в семье, в быту, в обществе
Причины возникновения религии:
1. Социальные предпосылки. Они связаны с отношениями людей к природе и отношениями между людьми. Отношение людей к природе определено имеющимися средствами и орудиями труда. Человек понимает, что он не может воздействовать на природу. Отношения между людьми складываются стихийно, поэтому они кажутся для людей сверхъестественными
2. Гносеологические предпосылки возникновения религии. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, то есть вычленять мышление общее, естественное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания.
3. Психологические причины. Человек испытывает не только позитивные эмоции, но зачастую и отрицательные эмоции – чувства скорби, боли, мучений, страдания, обиды, страха, неуверенности, одиночества. Всё это создаёт благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Постоянное накопление отрицательных эмоций без какой-либо возможности устранить их приводит к тому, что человек обращается к религии, и, как правило, приобщение к разного рода религиям происходит в состоянии горя, большой скорби...
Социология
11.12.10
Лекция 12.
Лектор Малышев Максим Алексеевич
Социальные институты.
Социальный институт – это социальная организация, которая устанавливает правила и контролирует их выполнение.
Чем религия отличается от секты? Священники работают на профессиональной основе, а сектанты противопоставляют себя религии в чём-то.
Второй социальный институт, который мы рассмотрим – мораль.
Под моралью подразумевают систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение в целях достижения единства общественных и личных интересов.
В Средние Века была своя мораль – вору отрубали руки, прелюбодеяние каралось побитием камнями. В Новое Время была другая мораль, вообще каждое время своя мораль.
В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, который признан обществом как оптимальный на данный исторический момент.
Мораль – проявление коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
Как правило, нормы морали меняются эволюционно, не революционно.
Нормы морали возникают из многолетней житейской практики поведения людей. Моральный способ регулирования поведения людей в обществе является уникальным, потому что:
1) не нуждается ни в каком организованном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов;
2) действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека.
Мораль имеет три важные функции в обществе:
1) Регулятивная функция – регулирует поведение людей
2) Оценочно-императивная функция – все социальные явления делятся на добро и зло, с помощью которых даётся оценка любому проявлению общественной жизни. Индивиду даётся императив: Поступай таким-то образом, так как поступок такой есть добро, и не поступай таким-то образом, так как поступок такой есть зло.
3) Познавательная функция – развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития.
Типы морали, характерные для каких-то периодов существования человека:
1. Первобытная мораль. Для неё характерен коллективизм, взаимная поддержка, уравниловка.
2. Средневековая мораль. Моральные правила интерпретируются, как заповеди бога. Другой отличительной чертой морали является сословно-корпоративный характер (у каждого сословия – собственная мораль).
3. Мораль буржуазной эпохи. Она ни признаёт никаких территориальных, национальных границ, смысловым стержнем является культ разума. Этот тип морали отличает резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов.
4. Социалистический тип морали. Её создатели исходили из того, что нравы людей определяются материальными условиями их жизни и, чтобы породить новую мораль, более прогрессивную, необходимо изменить материальные условия жизни.
Следующий социальный институт, который мы с вами рассмотрим – политика как социальный институт.
Политика
Политика – сфера деятельности, которая служит удовлетворению общезначимых групповых интересов, реализация которых происходит через борьбу за государственную власть и её осуществление. Политика как явление – чисто социальное. Оно возможно только в обществе.
Появление политики было вызвано потребностями в согласовании различных групп интересов, защите прав и свобод отдельного человека. К политике привело появление частной собственности.
Раскол общества на бедных и богатых, интересы которых противостояли друг другу, привёл к возникновению частной собственности и возникновению политики.
Следующий социальный институт – власть.
Власть
Власть выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Чтобы иметь власть, надо иметь какие-то отношения с другими людьми, и надо иметь ресурсы. Существует три ресурса власти – богатство, сила, авторитет. Как правило, контроль над этими ресурсами власти порождает власть у индивида.
Следующий социальный институт – государство.
Государство
Государство - особая форма организации в обществе политической власти, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специальных органов.
Главный признак государства – суверенитет, то есть независимость – возможность на своей территории осуществлять свою власть без всяких ограничений.
Право как социальный институт
Право – система общеобязательных правил поведения в обществе, установленных государством, соблюдение которых обеспечивается государственным принуждением.
Следующий социальный институт – семья
Семья
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью друг перед другом за воспитание детей. Семья выполняет важные общественные функции.
1. Функция сексуального регулирования.
2. Репродуктивная функция.
3. Закладываются основы формирования ребёнка как личности, образцы поведения, которые являются наиболее устойчивыми...
4. Функция эмоционального удовлетворения. Как правило, человеку одному плохо. Людям, живущим в городе, легче обойтись без семьи. Ведь люди, живущие в сельской местности, более зависимы от мнения соседей.
5. Экономическая функция. Она способствует формированию у членов семьи взаимопомощи, трудолюбия, поддержки.