Тема: СОЦИОЛОГИЯ БРАКА И СЕМЬИ

Цель: формирование представления об институте семьи и особенностях его функционирования в современном обществе.

Порядок проведения деловой игры:

1. Разделитесь на 3 подгруппы (по количеству сюжетов, разыгрываемых в рамках деловой игры). В каждой подгруппе определите ролевых исполнителей в соответствии с заданным сюжетом (можно добавить количество членов семьи по усмотрению группы), опишите имитируемую ситуацию по следующей схеме:

· возраст членов семьи;

· семейный стаж;

· наличие детей;

· специальность супругов;

· социальное положение (семья рабочих, служащих, студентов, пенсионеров и др.);

· мотивы заключения брака;

· материальное положение семьи;

· морально-психологический климат в семье;

· ценностные ориентиры супругов (ориентация на традиционную – патриархальную или современную – эгалитарную семью) – См.: Типичные нормы поведения в семьях двух типов: традиционной и современной;

· другие характеристики.

2. Проиграйте мини-драму семейных отношений в рамках доставшегося вам сюжета (5-7 минут).

3. После завершения игры назовите те качества семейных отношений, которые вы бы взяли в свою будущую семейную жизнь.

СЮЖЕТ 1.Как будут распределяться хозяйственно-бытовые обязанности в семе Буровых, если она будет традиционной или современной?

Семья Буровых живет в отдельной квартире. Муж (33 года) и жена (33 года) работают. Муж работает экономистом с нормированным рабочим днем с 9.00 до 17.00, в субботу и воскресенье – выходной. Жена работает посменно в коммерческом магазине. Ей приходится нередко работать и по выходным дням, так как в магазине не бывает выходных. Старшая дочь (9 лет) учится в школе и занимается три раза неделю гимнастикой. Младшая дочь (5 лет) посещает детский сад и секцию по плаванию. Муж с женой с нежностью и заботой относятся друг к другу. Они делят между собой любые обязанности, каждый пытается сделать что-то хорошее для другого.

СЮЖЕТ 2.Какие конфликты могут возникнуть в этой семье, если супруги будут придерживаться традиционных взглядов на роль женщины и мужчины в семье?

Елена (22 года) и Михаил (23 года) – молодожены. Оба работают в коммерческой фирме, живут у родителей Елены. Заработная плата приблизительно одинаковая. Елене в силу служебных обязанностей нередко приходится выезжать в командировки в другие города. Михаил учится платно на заочном отделении строительного вуза. Елена только что узнала о том, что беременна, и собирается сообщить новость мужу и другим членам семьи.

СЮЖЕТ 3.Сымитируйте конфликтную ситуацию в двух вариантах семьи Цвикевичей (традиционной и современной). Этапы конфликтной ситуации: ссора с ярко выраженными проявлениями реакции, попытка разрешить конфликт.

Выходной день утро. Семья Цвикевичей (сын-подросток, мать, отец и мать мужа) завтракает и обсуждает планы на проведение выходных дней.

Сын (15 лет): Я хочу с друзьями поехать за город на шашлыки. Всех предки уже отпустили, так что мне нужны деньги.

Мать (41 год): Подожди, тебе еще никто не разрешил ехать. Нужно сделать уборку в доме, уроки на понедельник подготовить, закупить продукты на неделю… Давайте мы все вместе возьмемся и через 1-2 часа уже все сделаем и все будем свободны на все выходные.

Отец (43 года): Мне надо масло поменять в машине и вообще в гараже покопаться. Еще сегодня вечером будет матч между нашими и не нашими, я его не пропущу. Сынуля, а ты деньги у матери возьми и езжай, развлекайся…

Сын: Мать, давай деньги, а то меня уже ждут.

Свекровь (65 лет): Да-да, внучек, смотри, только, тепло одевайся, чтобы не продуло в лесу.

Мать: Ты никуда не поедешь, пока не сделаешь все, что я сказала… Мне нужна помощь и твоя, и твоего отца, а то я весь день только и буду, что мыть полы и еду готовить. Я тоже хочу выходных…

Свекровь: Ну что ты завелась, это не мужская работа – полы драить! Дай им отдохнуть от семьи… Пойду «Утреннюю почту» посмотрю.

Сын: Надоело мне это все. Я деньги у тебя из кошелька уже взял. Все – пишите письма…

Типичные нормы поведения в семьях двух типов: традиционной и современной[1]

Сфера жизнедеятельности семьи и внесемейной деятельности супругов Типичные нормы традиционной семьи Типичные нормы современной семьи
Производственная В семьях имущих классов женщина не должна работать. В семьях неимущих классов она работает только в силу экономической необходимости Мужчине и женщине предоставляются равные права на работу, профессиональную карьеру, общественную деятельность
Репродуктивная Семья должна быть многодетной Рождаемость ограничивается в соответствии с представлениями супругов и планируемым образом жизни
Воспитательная Детей следует воспитывать в строгой дисциплине. Характер воспитания определяет отец, а занимается им мать Воспитание осуществляется с учетом интересов и мнения детей. Преобладает воспитание, основанное на силе примеров и убеждений, а не на жестокой дисциплине. Считается желательным, чтобы воспитанием занимались оба супруга в равной мере
Хозяйственно-бытовая Хозяйство должна вести женщина: в семьях имущих классов мужчины практически освобождены от домашних обязанностей, в семьях неимущих классов мужчины выполняют тяжелую физическую работу Гибкое распределение обязанностей между мужем и женой с учетом их умений, навыков, степени занятости на работе и на основе договоренности
Экономическая «Добытчиком», кормильцем семьи должен быть муж. Жена распоряжается теми деньгами, которые он ей выдает Вклад в материальное благосостояние семьи вносят в соответствии с профессиональным положением и возможностями дополнительного заработка как мужчина, так и женщина
Досуговая Общение с гостями, развлечения, любительские занятия либо осуществляются супругами совместно, либо муж имеет некоторое право на автономию Муж и жена имеют одинаковые права на проведение свободного времени вне дома и нередко проводят свой досуг отдельно друг от друга
Сфера духовного общения Общение между супругами в основном посвящено семейным проблемам, дому, хозяйству, детям, семейным развлечениям, общению с родственниками Общение носит товарищеский характер и охватывает помимо семейных проблем все формы жизнедеятельности, производственных дел, любительских увлечений мужа и жены
Отношения с друзьями и родственниками Обязательно общение с широким кругом родственников, приятельские отношения с соседями, личные друзья – только у мужчин Ориентация на дружеские связи и общение по интересам, необязательность поддержания родственных контактов и общения с соседями
Сфера власти и лидерства Муж – глава семьи, он принимает решения по основным вопросам Супруги принимают основные решения после совместного обсуждения. Возможно разделение лидерства по сферам
Сфера первичного социального контроля Семья осуществляет жесткий контроль за поведением женщины; к мужчине это относится в значительно меньшей степени Семья в равной степени осуществляет контроль за отклонениями от социальных норм (пьянство, грубость) в поведении мужчин и женщин
Сфера эмоциональных отношений Теплота, нежность, эмоциональная поддержка ожидается только со стороны женщин Супруги ждут эмоциональной поддержки друг от друга с учетом специфики мужского и женского характера
Социально-статусная сфера Заключение брака внутри узкого, социально однородного круга. Стремление к повышению социального статуса посредством брака Социальная гетерогенность брачных союзов, значимость личностных, а не статусных характеристик брачного партнера
Сексуальная сфера Сексуальные отношения часто являются лишь необходимым условием деторождения; не допускаются добрачные связи у женщин, у мужчин они не осуждаются; в неимущих слоях широко практикуются внебрачные связи, допустимые, с точки зрения морали, только для мужчин Все большее отделение сексуальных отношений от репродуктивной функции; возрастание сексуальной активности женщин, их требований к половой жизни; допущение половых связей, если в их основе лежит любовь; внебрачные сексуальные связи состоящих в браке мужчин и женщин одинаково осуждаются

Литература:

1. Антонов, А. И., Медков, В. М. Социология семьи : учебное пособие для студентов вузов / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М. : Изд-во МГУ,1996 . – 304 с.

2. Гидденс, Э. Глава 6. Гендер и сексуальность // Социология : учебник / Э. Гидденс; пер. с англ.; научн. ред. В. А. Ядов. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – С. 118–151.

3. Гидденс, Э. Глава 12. Родство, брак и семья // Социология : учебник / Э. Гидденс; пер. с англ.; научн. ред. В. А. Ядов. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – С. 277–299.

4. Подгайская, Л. И. Игровые методы для практических занятий по социологии / Людмила Подгайская. – Минск : Лiтаратура i Мастацтва, 2010. – 04 с.

5. Тоффлер, Э. Гл. 11. Сломанная семья // Шок будущего / Э. Тоффлер; пер. с англ.; научн. ред. П. С. Гуревич. – М. : ООО «Издательство ACT», 2002. – С. 263–286.

6. Смелсер, Н. Глава 13. Семья // Социология : учебник / Н. Смелсер; пер. с англ.; научн. ред. В. А. Ядов. – М. : Феникс, 1994. – C. 501–547.

[1] Мацковский, М. С. Социология семьи / М. С. Мацковский. – М., 1989. – С. 48-49.

Наши рекомендации