Социальные процессы, их виды и особенности протекания
В предыдущем параграфе мы отметили, что социальные процессы являются разновидностью массовых социальных изменений и связаны с массовым сознанием и поведением людей.
Массовое сознание и поведение не являются отличительной чертой современного индустриального общества. Переселение целых народов сопровождали войны и глобальные перемены климата, а мировые религии, овладевая сознанием масс людей, сталкивали их между собой. Колебания уровней рождаемости, смертности, преступности и подобных им социальных процессов во все времена были следствием массовых изменений в сознании и поведении людей.
Вместе с тем, в повседневной жизни традиционного общества поведение людей было достаточно жестко запрограммировано действующими сословными кодексами, и возможности индивидуального выбора были ограничены. Массовые социальные процессы, имевшие место в традиционном обществе были связаны, главным образом, с переломными, драматическими событиями, в то время как в повседневной жизни они не были ни доминирующими, ни типичными. Для общества этого типа были характерны не столько массовые, сколько коллективные формы поведения.
С появлением индустриального общества, в ходе его развития впервые в мировой истории появляется реальная возможность для индивидуального выбора в сфере сознания и поведения. Основу такого выбора составили такие либеральные принципы как приоритет индивида перед обществом и его формальная независимости от государства, равенство всех перед законом, отмена всех сословных и религиозных ограничений, свобода перемещения, свобода совести - возможность свободно выражать и изменять свою позицию, мнение, а также свобода средств массовой информации и доступа к информации.
Все эти изменения привели к тому, что массовое сознание и поведение приобрело новое качество: диапазон индивидуального выбора настолько расширился, что его стало трудно предсказать однозначно – появилась неопределенность индивидуального выбора поведения. В современном индустриальном обществе, основанном на принципах индивидуализма, сознание и поведение множества независимых друг от друга индивидов превратилось в фактор, способный вызывать самый широкий спектр социальных изменений.
Масса людей в современном обществе состоит из множества отдельных, изолированных друг от друга индивидов. В отличие от толпы, где индивиды собраны в ограниченном физическом пространстве и непосредственно взаимодействуют друг с другом, массы людей разбросаны, и в них отсутствует постоянный и осознанный контакт одного человека с другим. Под действием сходных симпатий, антипатий, увлечений и пристрастий большое количество отдельных, изолированных друг от друга индивидов совершает сходные поступки, которые могут быть самыми разными по своей направленности: от стремления во что бы то ни стало поменять рубли на доллары или всенародной поддержки нового политического лидера до увлечения детективной литературой или каким-либо религиозным учением.
Массовое поведение людей обычно не отличается устойчивостью, однако при определенных условиях способно вызвать к жизни серьезные социальные изменения. В современном обществе существует ряд сфер деятельности, которые не могут развиваться без учета, прогнозирования и даже управления массовым сознанием и поведением людей. К ним относятся, прежде всего, сфера политики, потребительского рынка, шоу-бизнеса. Учет и прогнозирование массового поведения людей в названных и подобных им сферах жизнедеятельности обеспечивается через изучение "общественного мнения".
Общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, которое содержит в себе определенное отношение (оценки, конструктивного предложения и т.п.) к той или иной проблеме, событию, факту социальной действительности. Общественное мнение оказывает влияние на поведение индивидов, социальных групп и организаций и, как регулятор поведения, представляет собой один из социальных институтов современного общества.
Первые попытки социологического подхода к исследованию общественного мнения были предприняты в рамках социально-психологических теорий (Г. Тард «Общественное мнение и толпа») во второй половине ХIХ в. В современной социологии изучением общественного мнения занимается специальная социологическая теория – социология общественного мнения.
Как социальный институт общественное мнение ряд черт: оно выражает отношение людей к некоторым событиям (экспрессивная функция); оценивает поступки, действия отдельных людей, социальных групп, организаций, властных структур (контрольная функция); к нему можно обратиться за советом через средства массовой информации, чтобы узнать возможную реакцию массового сознания в отношении предполагаемых изменений в обществе – например, принятия новых законов; носителями общественного мнения выступают различные социальные общности – территориальные, демографические, профессиональные, этнические, классы, социальные слои, вплоть до общества в целом, независимо от того составляет данная общность большинство или меньшинство.
Содержание и структура общественного мнения зависят от того, какие именно события и процессы и каким именно образом в нем отражаются. Характеристиками общественного мнения, которые можно измерить в ходе эмпирического исследования, являются его направленность, интенсивность и интеграция.
Направленность общественного мнения характеризуется преобладанием в нем однотипных оценок того или иного события. В этом отношении общественное мнение может быть более или менее однородным, единодушным, или, напротив, разнородным, противоречивым, состоящим из несовпадающих между собой позиций.
Интенсивность общественного мнения характеризует его силу или степень выраженности конкретной позиции, которая может иметь, к примеру, следующие градации: «полностью поддерживаю», «в основном поддерживаю», «частично поддерживаю», «скорее поддерживаю, чем не поддерживаю».
Интегративность общественного мнения характеризует связь его содержания с определенной системой культурных ценностей. Так, в современном российском обществе сосуществует несколько систем культурных ценностей – традиционная российская (православная), советская система ценностей, западная (цивилизованная), псевдозападная (дикий, криминальный рынок) и др. Общественное мнение может оценивать одно и то же событие в разных системах культурных координат и это может быть зафиксированопри его измерении.
Регулярное измерение общественного мнения стало осуществляться сравнительно недавно, главным образом, после второй мировой войны. Основным методом этого измерения служат различные виды опроса (анкетирование, интервью и др.). В современном российском обществе начало интенсивного изучения общественного мнения совпало с началом «перестройки» (вторая половина 80-х гг.). Сегодня в российском обществе существуют десятки социологических и политологических центров и служб, которые занимаются этими вопросами на регулярной основе. Одним из самых крупных центров является Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ).
Сегодня общественное мнение все чаще становится объектом внимания многочисленных государственных и негосударственных организаций, которые стремятся использовать его в своих целях. На общественное мнение стремятся воздействовать государственные, властные структуры с целью проведения более эффективной политики, им пытаются управлять в период избирательных кампаний, общественное мнение обрабатывает реклама, стимулируя спрос на товары, им вплотную занимаются представители шоу-бизнеса, религиозные деятели, представители самых различных общественных (молодежных, экологических, женских, антивоенных и т.п.) организаций.
Главным средством управления общественным мнением является пропаганда.Форм и разновидностей пропаганды множество: выступления ораторов перед публикой, статьи в газетах и журналах, специально подготовленные программы радио и телевещания, реклама, наглядная агитация, а также вся система образования и воспитания, поскольку она формирует у новых поколений определенные ценностные ориентации. Цель всех форм пропаганды одна – сформировать у населения систему фиксированных установок на одобрение или неодобрение какого-либо социального явления, в качестве которого чаще всего выступает политика правительства, партий и других социальных институтов и организаций.
Стратегии, методики и техника пропаганды отработаны сегодня до мельчайших подробностей, существует огромное множество разнообразных служб и агентств по организации общественного мнения – возможности современной пропаганды чрезвычайно велики. Однако и для пропаганды существуют определенные ограничения, хотя они и различны в обществах разного типа.
В обществах авторитарного типа государство стремится установить монополию на пропаганду и полностью контролировать содержание и характер информации, поступающей к населению. В демократическом обществе всегда существует несколько очагов пропаганды, которые конкурируют между собой и ставят друг друга в достаточно жесткие рамки.
Другими ограничениями пропагандистского воздействия, которые имеют место при любом политическом режиме, являются степень доверия к источнику пропаганды; различный порог восприятия пропагандистского воздействия у людей с разным уровнем образования и профессиональной подготовки; существование различных систем субкультуры, которые способны не только модифицировать результат пропаганды, но и оказывать ей активное противодействие.
Итак, массовое сознание и массовое поведение людей составляют основу социальных изменений в современном (индустриальном) обществе. Характерные черты социального процесса, в целом, совпадают с аналогичными чертами массового поведения людей. Различие состоит лишь в том, что если массовое поведение людей не всегда ведет к социальным изменениям (например, массовые музыкальные пристрастия, увлечения "инопланетянами" и т.п.), то социальные процессы всегда производят такие изменения.
Классическую типологию базовых социальных процессов предложили социологи Р. Парк и Э. Берджес. Они выделили шесть типов процессов - кооперацию, конкуренцию, приспособление, ассимиляцию, амальгамизацию и конфликт[97].
Амальгамизация – это процесс биологического смешивания двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народов. В широком смысле амальгамизация обозначает процесс слияния социальных систем, обществ, организаций и т.п.
Кооперацияв буквальном смысле означает сотрудничество, совместные, согласованные действия. В основе кооперации лежат или традиции, привычка трудиться сообща, характерные для ранних этапов человеческой истории, или понимание взаимной выгоды, пользы сотрудничества, которое имеет место в более развитом, прежде всего, индустриальном обществе. Кооперация пронизывает собой всю общественную жизнь.
Функционирование большинства социальных групп, особенно малых, построено на совместных согласованных действиях. Организованные социальные группы специально создаются для организации эффективного сотрудничества ради достижения общих целей. Социализация индивида также в значительной мере состоит в выработке у него навыков сотрудничества.
Конкуренция –это соперничество, противоборство между индивидами, социальными группами или обществами за овладение ресурсами, запасы которых ограничены и неравномерно распределены между людьми. Объектом конкуренции служат материальные блага, власть, социальный престиж, возможность получения хорошего образования, профессиональной подготовки, доступ к информации, культуре.
Конкуренция – универсальна, она существует и в условиях бедности, и в условиях богатства, поскольку люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. В условиях безработицы люди соперничают из-за любой работы, а в благополучном, богатом обществе – из-за наиболее престижных и высокооплачиваемых рабочих мест. То же происходит в сфере потребления, образования, досуга. В сфере экономики организованные сообщества (предприятия, фирмы) борются за источники энергии, сырья, рынки сбыта, в области политики – за доступ к государственной власти. На макросоциальном уровне конкуренция проявляется как геополитическое соперничество между странами.
Характер конкуренции определяется типом общества. В обществе традиционном, сословном, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция имеет место внутри сословий (малых групп, организаций). В обществе современном, построенном на статусах достигаемых, конкуренция пронизывает все уровни общественной системы от индивидуального до глобального.
Конкуренция стимулирует социальную активность и выступает как эффективный механизм распределения ограниченных ресурсов. Одновременно она выполняет функцию социального фильтра, который дает преимущества наиболее активным и способным для перехода на более высокую ступень социальной иерархии. В этом отношении роль конкуренции трудно переоценить.
Вместе с тем конкуренции присущи и отрицательные стороны. Она формирует негативное отношение людей друг к другу, которое имеет тенденцию перерастать в конфликт. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на выигрыш, часто приводит к отказу от борьбы и перестает быть стимулом социальной активности.
Будучи предоставленной самой себе конкуренция перерастает в свою противоположность – в монополию, диктат со стороны наиболее сильных, интересы которых никогда не совпадают с интересами всего общества. Поэтому конкуренция приносит пользу обществу лишь тогда, когда осуществляется по определенным правилам, в числе которых недопустимость использования противоправных средств, антимонопольное законодательство, предоставление преимуществ отечественным участникам конкурентной борьбы, гарантий социально незащищенным слоям населения и др.
Приспособление в самом общем смысле означает принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и образцов поведения в новой среде. Процессы приспособления неизменно сопровождают все этапы социализации индивида. Поступив в школу, ребенок начинает приспосабливаться к новым незнакомым для него нормам и правилам; окончив школу он вынужден приспосабливаться к иным требованиям, которые к нему предъявляет трудовой или вузовский коллектив и т.д. В условиях масштабных социальных перемен, связанных с революциями или радикальными реформами, задача приспособления может стать общенациональной. Подобная ситуация имела место в российском обществе в 90-е гг. ХХ в.
Ассимиляция является разновидностью приспособления и представляет собой процесс постепенного слияния группы меньшинства с доминирующей культурой. Наглядным примером ассимиляции является процесс американизации иммигрантов, прибывших в США из Европы и Азии во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Ассимиляция стирает культурные различия между группами, делает их более социально однородными и устраняет многие причины разногласий и конфликтов между ними.
Конфликт – это столкновение сторон (индивидов, социальных групп, общностей, организаций), при котором каждая из сторон стремится подчинить себе другую. Конфликт – продукт социальных перемен, и сам, в свою очередь, ведет к социальным изменениям.
Такова классическая типология социальных процессов, предложенная еще в первой половине ХХ в., однако, в современной социологии существуют и другие подходы к их классификации[98].
Социальные процессы различают по форме (линейные, нелинейные, восходящие, нисходящие, циклические и т.п.), по конечному результату (инновационные и адаптивные, поддерживающие), по сферам общественной жизни (экономические, политические, культурные и т.п.), по механизму протекания (непрерывные эволюционные и дискретные скачкообразные), по характеру причинной обусловленности (первичные базовые и вторичные производные), по уровню протекания (микропроцессы в малых группах, в больших социальных группах и сообществах и на макро- или глобальном уровне, охватывающем все человечество).
В последние десятилетия четко проявилась тенденция глобализации социальных и культурных процессов. Она выражается в усилении политической, экономической и культурной взаимозависимости всех стран и народов, проживающих на нашей планете, в развитии международного сотрудничества, связанного с решением комплекса проблем "выживания человечества" (экологической, энергетической, продовольственной и т.п.).
Считается, что тенденция глобализации в перспективе должна привести к становлению человечества как единого мирового сообщества, однако контуры этого сообщества пока не совсем ясны – представления о том, к чему приведет тенденция глобализации очень различаются между собой[99]. Одни авторы видят будущее человечества в виде единой экономической системы, лишенной центральной политической власти, другие сохраняют в рамках этой системы неравенство между передовыми и отсталыми странами, третьи ставят во главу угла культурную унификацию – глобальный процесс экспансии западной культуры; четвертые рассматривают глобальное сообщество как совокупность суверенных национальных государств, включенных в процесс экономического, политического и культурного обмена; пятые видят это сообщество под началом некоего мирового правительства и т.д.
Вряд ли сегодня можно предвосхитить будущее человеческого сообщества, однако очевидно, что Россия, уже в силу своего географического положения будет играть в нем заметную роль. Крах мирового социализма и распад СССР привели к тому, что Россия утратила большинство прежних позиций сверхдержавы, но одновременно приобрела уникальные возможности построения качественно новой системы отношений с другими странами.
Сегодня Россия находится в процессе глубоких социальных перемен, начало которым было положено "перестройкой" второй половины 80-х и реформами 90-х гг. ХХ в.