ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В работе представлены результаты анализа 389 социологических публикаций (монографии, статьи) в различных странах мира за период более ста лет (1868–2009)
В работе представлены результаты анализа 389 социологических публикаций (монографии, статьи) в различных странах мира за период более ста лет (1868–2009), рассматривающих социологию архитектуры ХХ века. Целью исследования было изучение ее динамики становления.
Необходимо отметить, что в России социология архитектуры в настоящее время отсутствует, хотя к отдельным ее положениям обращались сами архитекторы, особенно в годы советского авангарда. Ими были получены новые результаты, которые не в полной мере были использованы на практике.
Проведенный анализ позволил выявить целый ряд тенденций развития социологии архитектуры.
Первое, что необходимо отметить, – социология архитектуры повторила в своем развитии путь становления теории социологии в целом. При этом долгое время архитектура не была предметом исследования социологии и в работах классиков присутствовала в имплицитной форме, затем, во второй половине ХХ века, появились отдельные теории, и только в начале ХХI века социология архитектуры стала институализироваться как специальная социологическая теория.
Классическая социология первой половины ХХ века высказывала лишь отдельные идеи о связи архитектуры и общества. Имплицитно рассуждения об архитектуре присутствовали в работах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, К. Манхейма, Н. Элиаса, В. Беньямина. Наибольший вклад в развитие социологии архитектуры (среди изученных нами работ) внесли исследования представителей немецкой социологии. Многие последующие исследователи отмечают особый вклад в развитие социологии архитектуры Г. Зиммеля.
Например, это отмечают и представители немецкой школы социологии архитектуры. А американская школа базируется на теории символического интеракционизма, на формирование которого в рамках Чикагской школы работы Г. Зиммеля также оказали большое влияние. Как отдельное направление, социологию архитектуры впервые стал рассматривать Питирим Сорокин в работе, посвященной социальной и культурной динамике. Теоретическое построение Питирима Сорокина стало одной из немногих цельных концепций социологии архитектуры ХХ века. Если рассматривать ее с точки зрения модели уровней социального анализа, предложенной Дж. Ритцером, социология архитектуры П. Сорокина, безусловно, может быть отнесена к парадигме социального факта и занимать макросубъективный и объективный уровни социального анализа.
Во второй половине ХХ века архитектура рассматривается отдельными теориями – такими как семиология, постструктурализм и постмодернизм. Подробное исследований архитектуры с точки зрения семиологии выполнил Эко Умберто. Наиболее цельную концепцию социологии архитектуры в рамках постструктурализма представил Мишель Фуко. В рамках экспериментальной социологии архитектуры Гая Энкерля предпринимались попытки очистить ее от субъективизма через использование математики и физики для изучения архитектурного пространства как мультисенсорной среды. Много внимания тенденциям развития архитектуры постмодерна уделил Жан Бодрийяр. Архитектура постмодерна включена в анализ общества пространства потоков Мануэля Кастельса.
В последнее десятилетие ХХ – в начале ХХI века появились отдельные школы социологии архитектуры.
Немецкая школа во главе с Й. Фишером и Х. Делитц рассматривает архитектуру с точки зрения философ
ской антропологии. Архитектура при этом считается «сложным средством коммуникации» общества, которое, благодаря своей «материальности», неустранимости и вездесущности, не может быть адекватно передано через текст, картину или музыку, но помогает человеку реализовать его сущность «эксцентричной позициональности». Й. Фишер считает архитектуру основным средством коммуникации общества, так как субъекты, живущие в городе, поддерживают коммуникации друг с другом при помощи застроенного жизненного пространства. Архитектура не просто воспроизводит социальную среду, но и формирует ее благодаря своей материальности и наглядности. Архитектура при этом подходе считается социально эффективной, так как в силу своей материальности действует в течение длительного времени, стимулируя определенные образцы поведения, манеру смотреть и держать корпус, особую манеру взаимодействия. Х. Делитц рассматривает архитектуру как «средство социальной среды», раскрывая новую онтологию социальной среды: действующее лицо и артефакт больше не находятся в отношении субъект–объект, где оба являются актантами в системе человеческих и нечеловеческих, органических и неорганических тел. В рамках немецкой школы социологии архитектуры предпринята попытка собрать исследователей, использующих многие социологические подходы, вместе1. Так, кроме философской антропологии проводятся исследования с точки зрения социальной морфологии (Маркус Шрёер), с точки зрения фигуративной социологии (Норберт Элиас – Герберт Шуберт), с точки зрения социологии, феноменологии и герменевтики (Ахим Хан), с точки зрения институционного анализа (Маркус Даусс – Карл
Fischer, Joachim/Delitz, Heike (Hg.): Die Architektur der Gesellschaft. Theorien für die Architektursoziologie. – Bielefeld, 2009.
Зигберг Реберг), с точки зрения теории исторического и социологического восприятия (Гидион З., Беньямин В., Кракауер З. – Детлев Шеткер), с точки зрения теорий систем и форм (Николас Луман – Дирк Беккер), с точки зрения анализа дискурса (Мишель Фуко – Штефан Мейснер), с точки зрения гендерных исследований (Сузанна Франк), с точки зрения культурных исследований (Удо Гетлих), с точки зрения теории (теорий) социального неравенства (Пьер Бурдье – Йенс С. Дангшат), с точки зрения теории структуризации (Мартина Лев). Несмотря на обилие различных подходов, это не приводит к их интеграции. Различные подходы существуют отдельно, рассматривая и изучая различные аспекты социологии архитектуры.
Американская школа, представленная Р. Смитом и В. Бани, анализирует архитектуру с позиций традиционного для американской социологии символического интеракционизма. Рональд Смит и Валери Бани, анализируя архитектуру и используя символический интеракционизм, считают его одной из важнейших социологических теорий, способной помочь в объяснении фундаментальных взаимосвязей архитектуры с человеческими мыслями, эмоциями и поведением по трем направлениям: демонстрируя эту связь, показывая механизм влияния архитектуры и ее активность в процессе взаимодействия. Авторы отмечают, что архитектура – это мы сами, ведь она не только отражает наши мысли, но и оказывает на них определенное влияние.
Вторая тенденция социологии архитектуры – ее мультипарадигмальность – также соответствует тенденциям развития социологии в целом. С точки зрения модели уровней социального анализа Дж. Ритцера2,
Ритцер Дж. Современные социологические теории: 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – C. 581.
социологические теории, рассматривающие архитектуру, распределяются по всем уровням микро–макро и объективно–субъективного континиумов. Дж. Ритцер, представляя свою модель, сам предлагал избегать простого отождествления теории или теоретика с конкретными уровнями социального анализа, т.к. это часто приводит к нарушению целостности и внутренней согласованности рассматриваемой теории. Можно говорить об относительных тенденциях и склонностях авторов по концентрации внимания на определенных уровнях социального анализа. Анализ теорий, рассматривающих социологию архитектуры, осложняется еще и тем, что независимо от конкретной рассматриваемой концепции при социологическом изучении архитектуры, в силу ее реальности, как правило, присутствует мультипарадигмальность.
На протяжении почти всей истории социологии архитектуры, в большинстве случаев, теории, ее изучающие, относились к двум из трех предлагаемых Дж. Ритцером парадигмам: социального факта и социального определения с некоторым преобладанием первой. По мере развития к социологии архитектуры все больше обращались теории, относящиеся к парадигме социального определения и социального поведения. Так, например, если социология Э. Дюркгейма и социология архитектуры Питирима Сорокина, безусловно, относятся к парадигме социального факта и занимают макро-уровни социального анализа, фигурационная социология Н. Элиаса интегрирует микросубъективный и макрообъективный уровни, а философская антропология Й. Фишера и Х. Делитц сочетает парадигму социального факта и социального поведения, включая макро- и микрообъективные уровни анализа. Символический интеракционизм Р. Смита и В. Бани, рассматривая микросубъективность и микрообъективность, до
стигают при этом и макро-уровни социального анализа. Дж. Ритцер в своей модели относит архитектуру к макрообъективному уровню социального анализа.
Такая разница в подходах объясняется многранностью самого предмета исследования – архитектуры. Архитектура, например, может быть рассмотрена с позиций общей истории цивилизации, народов и стран. И это – макро-уровень социального анализа. Связь конкретных архитектурных сооружений с мыслями и действиями людей – это другой уровень социального анализа. Условия, которые создает архитектура для человека с учетом ограниченного ею пространства в качестве искусственной естественности – следующий уровень социального анализа. И, наконец, влияние архитектуры на глубинные пласты психологического сознания личности, на индивидуальное и коллективное бессознательное также должно являться предметом анализа архитектуры как сложного социального явления. Необходимо продолжить изучение и поиск языка архитектуры как сложного средства коммуникации общества с использованием лингвистики, экзистенциальной феноменологии и герменевтики. Особый интерес представляют исследования о связях социологии архитектуры с математикой, физикой, пространством и временем, антропоморфными проявлениями и гармоническими характеристиками биологических основ жизни.
В целом, четырехуровневая модель Дж. Ритцера применима к изучению теорий социологии архитектуры. Однако проведенный анализ показывает, что три социологические парадигмы не могут полностью описать архитектонические явления. Важное значение имеет микросубъективный уровень социального анализа, представленный, например, аналитической психологией Г. Юнга и его учением об архетипах. Поскольку коллективное бессознательное через архетипы влияет на со
знание архитектора в процессе проектирования и строительства здания, это важно как для понимания замысла архитектора, так и для дальнейшего обратного влияния архитектуры на сознание людей в процессе их жизнедеятельности. Т.е. для более полного анализа архитектуры необходимо использовать данные психологии.
Третья тенденция раскрывается в осознании места социологии архитектуры по сравнению с социологией города. Представители немецкой школы социологии архитектуры отмечают, что социология города в Германии начала бурно развиваться после 1945 года. А в противовес ей появились ростки социологии архитектуры. Основное их отличие заключается в том, что социология города с момента его основания рассматривала город «не как артефакт», а как «эмоциональное состояние» общества. Основная тема социологии города состояла и состоит в изучение проблемы социальной дифференциации, изоляции, «сегрегации» в крупных городах. Социология архитектуры же анализирует конкретные архитектонические феномены, принимая во внимание особенности общества. Основной интерес социологии архитектуры состоит не в социальных аспектах, представленных в городе, а скорее, в социально активном, построенном образе городов, деревень, культурных ландшафтов – т.е. в образе общества, имеющем при этом непосредственное отношение к социальному взаимодействию. (В современных обществах количество взаимодействий за пределами застроенного окружающего пространства сокращается с каждым днем, в отличие от несовременных обществ, например, кочевников). На макросоциологическом уровне архитектура придает обществу – отношениям между поколениями, социальными классами и системами функционирования – выразительность; она сообщает общественные различия и специфическое отношение к себе, к природе и социуму.
В целом урбанистика и социология города занима
ют макросубъективный уровень анализа. Социология архитектуры при этом, если ее рассматривать как специальную социологическую теорию в качестве дополнения социологии города, должна в этом случае занимать микрообъективный уровень социального анализа.
В отечественной традиции необходимо отметить исследования С.О. Хан-Магомедова, А.В. Иконникова, а также социологию города О.Н. Яницкого. С.О. ХанМагомедов долгое время изучал архитектуру советского авангарда, проводя первичные исследования архивов архитекторов русского авангарда и, прежде всего, визуальный ряд архитектурных форм. Поэтому, в определенном смысле, можно говорить об использовании и им методов визуальной социологии. В рамках своих исследований автор сделал предположение о создании второго, после античного, суперстиля на базе советского авангарда, а также показал тесную связь развития архитектуры с социальными и политическими утопиями. Замена утопий прагматическим подходом, по его мнению, при Н.С. Хрущеве привела к пятидесятилетнему застою в отечественной архитектуре. А.В. Иконников также отмечал важность связи архитектуры и утопий и также подтвердил архетипический характер архитектуры. При этом он разделял архитектурные архетипы на антропоморфные и космогонические. Заслуга О.Н. Яницкого – это становление и развитие отечественной социологии города.
В целом, несмотря на разницу в методологии, отечественный и западный подходы имеют общие недостатки, связанные с природой современной социологии в целом и, прежде всего, с гуманитарной мультипарадигмальностью. Архитектура анализируется при помощи множества несводимых друг к другу, часто диаметрально противоположных теорий общества в зависимо
сти от того, какие отношения выбираются в качестве основы социализации в качестве первичного явления (обмен, коммуникации, одобрение, конфликт). Следует отметить, что в рамках так называемого «визуального поворота» в социологии визуальные образы архитектуры могут быть предметом анализа визуальной социологии. Но обладая всеми недостатками традиционной социологии, визуальная социология имеет ограниченные возможности изучения архитектуры и интерпретации результатов.
В основном, все вышерассмотренные подходы отражают мультипарадигмальность классической и современной социологических теорий, носят, зачастую, описательный характер, часто апеллируют к общеизвестным, банальным истинам, не направлены на решение каких-либо теоретических или социальных проблем и, в целом, относятся к гуманитарной парадигме, которая не предназначена для точного, объективного знания. Многие теории относятся к так называемым «литературным теориям» с использованием неоперацио нальных понятий, нечетких, неопределенных терминов, строгий анализ которых отсутствует. Многие положения тривиальны, а часть их не соответствует действительности или требует проверки. Например, это касается утверждения о том, что архитектура советского авангарда – второй интернациональный суперстиль, а не быстротечный «изм» (кубо-футуризм). Многие работы сделаны в рамках социальной философии и далеки от научных и практических задач научной теоретической деятельности. Соответственно, можно считать большинство приведенных работ, затрагивающих вопросы социологии архитектуры, безотносительно к их истинности, преимущественно набором идей.
Архитектура (отдельные архитектурные сооружения, ансамбли, стили архитектуры, социокультур
ные смыслы и символы архитектурных сооружений) является социальной системой и может быть изучена с помощью системной социологии на основе математической, компьютационной, социально-инженерной и естественнонаучной методологических парадигм системной социологии. В соответствии с принципом системности архитектура, как объект системного анализа, есть результат взаимодействия архитектуры и общества и всех их элементов, иерархических уровней и подсистем, окружающей среды, идеологических установок, прошлых состояний социума и ожидаемого будущего [389–392], что позволяет интегрировать все теории и уровни социального анализа социологии архитектуры в рамках общего подхода. В будущем, вероятно, социология архитектуры может стать дополнением социологии городского и регионального развития, а вместе с социологией города – частью урбанистики (Urban Science) раздела системной социологии. Системная социология, в свою очередь, является разделом System Science (науки о системах)3.
С использованием всех парадигм системной социологии можно было бы расширить возможности «гуманитарной» социологии архитектуры при получении результатов, выявлении фундаментальных объективных законов и субъективных закономерностей, содержательной оценке изучаемых явлений, разработке управленческих рекомендаций.