Эксперимент как метод социологии и журналистики
Особенностью эксперимента как социологического метода является введение в ситуацию экспериментального фактора и анализ влияния этого фактора на ситуацию.
Типы экспериментов
По логике эксперимента:
последовательный –одна и та же группа в двух состояниях: до введения экспериментального фактора и после (например, группа зрителей смотрит передачу или фильм сначала без рекламы, потом трансляцию начинают часто перебивать рекламой и изучают реакцию аудитории);
параллельный –с контрольной группой, поведение которой сравнивается с другой группой, где проводится эксперимент, то есть меняется ситуация (одной группе передачу показывают без рекламы, другой – перемежаемую рекламой).
По активности вмешательства исследователя в ситуацию:
естественный –когда в реальной ситуации что-то резко меняется и тем самым влияет на поведение участников события (например, взрыв на улице, в метро, захват террористами заложников и т. п.);
лабораторный – сконструированный исследователем (например, издание меняет заголовок, верстку, оформление и отслеживает реакцию читателей на эти изменения).
Эксперимент в социологии – это метод, в котором могут сочетаться разные методы: наблюдение, опрос, контент-анализ.
В журналистике владение способами эксперимента тоже очень важно для совершенствования работы издания, программы. Эффективность смены концепции, формата, объема, периодичности, системы рубрик, авторского состава, формы и стиля, оформления и т. п. можно проверить на аудитории. Она либо будет голосовать рублем (подпиской, покупкой и т. п.), либо может быть опрошена по поводу тех изменений, которые предлагает редакционный коллектив. В условиях лабораторного или полевого наблюдения может быть зафиксирована ее непосредственная реакция на эти изменения.
Достоинства эксперимента – его креативные возможности, способность к варьированию характеристик и глубинному изучению реакций на них.
Полевые документы, в которых фиксируется эксперимент, бывают разные: карточка наблюдения, отчет, анкета, опросный лист, аудио-, видеозапись и т. п.
Таблица 13
Сводная таблица социологических методов
Методы | Виды | Достоинства | Недостатки |
Опрос: Анкетирование Заочный опрос респондентов при помощи анкеты | По способу распространения: с помощью раздаточной анкеты: - почтовый - прессовый | Относительная дешевизна Возможность у опрашиваемого самому зафиксировать свои ответы на бумаге, когда исключено вмешательство интервьюера | Невозможность проконтролировать правильность заполнения анкеты (если анкета не раздаточная) Невозможность уточнить ответ |
Интервьюирование Очный опрос, непосредственное общение интервьюера и респондента | По характеру групп респондентов: массовое, экспертное, индивидуальное, групповое По способу организации интервью: индивидуальное и групповые в т. ч. фокус-группа, социометрический опрос По технике проведения: стандартизированное (формализованное), свободное (нестандартизированное), полустандартизированное. По особенностям интервью: интенсивное (клиническое), глубокое, фокусированное (интервью в беседе по какой-то одной проблеме); нарративное (направляемый интервьюером рассказ, высказанный в свободной форме; ненаправленное интервью (исходят от респондента) По содержанию беседы: документальные,в ходе которых изучаются и уточняются факты, интервью мнений По способу проведения: личные (фейс-ту-фейс – лицом к лицу) и телефонные | Возможность получить более глубокую информацию, конкретизировать и углубить ответы путем дополнительных вопросов Возможность более продуктивно установить контакт с опрашиваемым | Более дорогой проект по сравнению с интервьюированием Возможность субъективных искажений, влияния интервьюера на респондента |
Анализ документов, контент-анализКачественно-количественный анализ документов | По форме фиксации: письменные – в форме письменного текста; иконографические: кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы; статистические документы, в которых форма изложения в основном цифровая; фонетические и магнитные записи, грампластинки; компьютерные документы По источнику информации: первичные, вторичные По характеру мотивации: спровоцированные – целевые, по инициативе исследователя; неспровоцированные – функционирующие естественным путем По типу авторства: официальные – которые создаются должностными лицами; неофициальные документы, созданные частными лицами (письма, дневники, мемуары, заметки) По степени персонификации: личные – касающиеся отдельного человека (библиотечные формуляры, анкеты, рекомендательные письма, заявления); безличные – протоколы, постановления, стенограммы, материалы прессы, архивы, документы учреждений По сфере жизнедеятельности: исторические, экономические, технические, статистические, правовые, педагогические, журналистские и т. п. | Возможность получить качественно-количественные характеристики текста Объективность информации Высокая степень точности информации Возможность сопоставления различных документов Возможность систематизировать несистематизированную информацию | Неизбежная потеря представления о качественной стороне текстов при обобщении информации и ее количественной обработке |
Наблюдение Непосредственное восприятие объекта | По степени активности: активное и пассивное По степени стандартизированности неструктурированное, неконтролируемое структурализованное, контролируемое По положению наблюдателя: включенное и невключенное По условиям организации: полевое, лабораторное По регулярности: случайное, систематическое По способу наблюдения: открытое, скрытое | Метод фиксирует объективное поведение реципиентов, а не оценки и мнения | Возможна субъективность наблюдателя За пределами внимания исследователя остаются мотивы поведения |
* См.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.
* Здесь и далее терминология В. А. Ядова.
* Использована классификация, приведенная в книгах В. А. Ядова, Г. Е. Зборовского, Е. А. Шуклиной.
* См.: Ядов В. А. Стратегия социологического исследования; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972; Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.
* См.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.
* См.: Читатель и газета в зеркале социологии. – Фрунзе, 1990.
* См.: Фомичева И. Д., Реснянская Л. Л. Газета для всей России. – М., 1999.
* См.: Кропотов Л. А. Журналистика на путях социологии. – Свердловск, 1976.
* См.: Шумаков Г. Е. К участникам русско-японской войны // Социология в России ХIХ – начала ХХ века. – М., 1997. – Вып. 2.