Эксперимент как метод социологии и журналистики

Особенностью эксперимента как социологического метода является введение в ситуацию экспериментального фактора и анализ влияния этого фактора на ситуацию.

Типы экспериментов

По логике эксперимента:

последовательный –одна и та же группа в двух состояниях: до введения экспериментального фактора и после (например, группа зрителей смотрит передачу или фильм сначала без рекламы, потом трансляцию начинают часто перебивать рекламой и изучают реакцию аудитории);

параллельный –с контрольной группой, поведение которой сравнивается с другой группой, где проводится эксперимент, то есть меняется ситуация (одной группе передачу показывают без рекламы, другой – перемежаемую рекламой).

По активности вмешательства исследователя в ситуацию:

естественный –когда в реальной ситуации что-то резко меняется и тем самым влияет на поведение участников события (например, взрыв на улице, в метро, захват террористами заложников и т. п.);

лабораторный сконструированный исследователем (например, издание меняет заголовок, верстку, оформление и отслеживает реакцию читателей на эти изменения).

Эксперимент в социологии – это метод, в котором могут сочетаться разные методы: наблюдение, опрос, контент-анализ.

В журналистике владение способами эксперимента тоже очень важно для совершенствования работы издания, программы. Эффективность смены концепции, формата, объема, периодичности, системы рубрик, авторского состава, формы и стиля, оформления и т. п. можно проверить на аудитории. Она либо будет голосовать рублем (подпиской, покупкой и т. п.), либо может быть опрошена по поводу тех изменений, которые предлагает редакционный коллектив. В условиях лабораторного или полевого наблюдения может быть зафиксирована ее непосредственная реакция на эти изменения.

Достоинства эксперимента – его креативные возможности, способность к варьированию характеристик и глубинному изучению реакций на них.

Полевые документы, в которых фиксируется эксперимент, бывают разные: карточка наблюдения, отчет, анкета, опросный лист, аудио-, видеозапись и т. п.

Таблица 13

Сводная таблица социологических методов

Методы Виды Достоинства Недостатки
Опрос: Анкетирование Заочный опрос респондентов при помощи анкеты По способу распространения: с помощью раздаточной анкеты: - почтовый - прессовый Относительная дешевизна Возможность у опрашиваемого самому зафиксировать свои ответы на бумаге, когда исключено вмешательство интервьюера Невозможность проконтролировать правильность заполнения анкеты (если анкета не раздаточная) Невозможность уточнить ответ
Интервьюирование Очный опрос, непосредственное общение интервьюера и респондента По характеру групп респондентов: массовое, экспертное, индивидуальное, групповое По способу организации интервью: индивидуальное и групповые в т. ч. фокус-груп­па, социометрический опрос По технике проведения: стандартизированное (формализованное), свободное (нестандартизированное), полустандартизированное. По особенностям интервью: интенсивное (клиническое), глубокое, фокусированное (интервью в беседе по какой-то одной проблеме); нарративное (направляемый интервьюером рассказ, высказанный в свободной форме; ненаправленное интервью (исходят от респондента) По содержанию беседы: документальные,в ходе которых изучаются и уточняются факты, интервью мнений По способу проведения: личные (фейс-ту-фейс – лицом к лицу) и телефонные Возможность получить более глубокую информацию, конкретизировать и углубить ответы путем дополнительных вопросов Возможность более продуктивно установить контакт с опрашиваемым Более дорогой проект по сравнению с интервьюированием Возможность субъективных искажений, влияния интервьюера на респон­дента

Анализ документов, контент-анализКачественно-количественный анализ документов По форме фиксации: письменные – в форме письменного текста; иконографические: кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, ви­део­ма­териалы; статистические документы, в которых форма изложения в основном цифровая; фонетические и магнитные записи, грампластин­ки; компьютерные документы По источнику информации: первичные, вторичные По характеру мотивации: спровоцированные – целевые, по инициативе исследователя; неспровоцированные – функционирующие естественным путем По типу авторства: официальные – которые создаются должностными лицами; неофициальные документы, созданные частными лицами (письма, дневники, мемуары, заметки) По степени персонификации: личные – касающиеся отдельного человека (библиотечные формуляры, анкеты, рекомендательные письма, заявления); безличные – протоколы, постановления, стенограммы, материалы прессы, архивы, документы учреждений По сфере жизнедеятельности: исторические, экономические, технические, статистические, правовые, педагогические, журналистские и т. п. Возможность получить качественно-количественные характеристики текста Объективность информации Высокая степень точности информации Возможность сопоставления различных документов Возможность систематизировать несистематизированную информацию Неизбежная потеря представления о качественной стороне текстов при обобщении информации и ее количественной обработке
Наблюдение Непосредственное восприятие объекта По степени активности: активное и пассивное По степени стандартизированности неструктурированное, неконтролируемое структурализованное, контролируемое По положению наблюдателя: включенное и невключенное По условиям организации: полевое, лабораторное По регулярности: случайное, систематическое По способу наблюдения: открытое, скрытое Метод фиксирует объективное поведение реципиентов, а не оценки и мнения Возможна субъективность наблюдателя За пределами внимания исследователя остаются мотивы поведения

* См.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.

* Здесь и далее терминология В. А. Ядова.

* Использована классификация, приведенная в книгах В. А. Ядова, Г. Е. Зборовского, Е. А. Шуклиной.

* См.: Ядов В. А. Стратегия социологического исследования; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972; Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.

* См.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.

* См.: Читатель и газета в зеркале социологии. – Фрунзе, 1990.

* См.: Фомичева И. Д., Реснянская Л. Л. Газета для всей России. – М., 1999.

* См.: Кропотов Л. А. Журналистика на путях социологии. – Свердловск, 1976.

* См.: Шумаков Г. Е. К участникам русско-японской войны // Социология в России ХIХ – начала ХХ века. – М., 1997. – Вып. 2.

Наши рекомендации