Тема 8 Виды и типы социологического исследования

В социологии метод– это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов. Первый уровеньохватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный). Второй уровеньотражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.). К третьему уровнюможно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Социологическое исследование– это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Социологические исследования подразделяются по многим основаниям. По характеру добываемого социологического знания различают исследования теоретические и эмпирические. В зависимости от периодичности социологические исследования подразделяются на разовые и повторные (разновидностью повторного социологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наиболее наглядный пример панельного социологического исследования – периодические переписи населения). По широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательное исследование предваряет глубокое изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточняются цели и задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их формулировка. С помощью разведывательного исследования получают оперативную социологическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Описательное исследование – это получение эмпирической информации, дающей целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Объект описательного исследования – сравнительно большая совокупность, отличающаяся различными свойствами и характеристиками. Выделение в структуре объекта изучения однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) позволяет сравнить характеристики, выявить наличие связей между ними.

Аналитическое исследование – социологический анализ, позволяющий не только описывать элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и выявлять их причины. Поиск причинно-следственных связей – основное назначение данного исследования.

В. Ядов выделяет следующие виды социологических исследований:теоретико-прикладные (ориентированные на социальное планирование и управление); теоретико-методологические, оперативные.

Классификация исследований Г. Щёкина выделяет: пилотажные, направленные на проверку эффективности инструментария; полевые, ориентированные на изучение объекта в нормальных естественных условиях, в повседневной обстановке; лангитюдные как разновидность повторных, когда ведется длительное периодическое наблюдение за одними лицами или социальными объектами; сравнительные, когда в качестве основного приема используют сопоставление информации о различных социальных подсистемах, периодах исторического развития, исследованиях разных авторов.

В социологическом исследовании можно выделить три основныхэтапа: 1) разработка программы и приемов исследования; 2) проведение эмпирического исследования; 3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчетных документов: информации, информационной и аналитической записок.

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Она выполняет три функции: методологическую (сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования), методическую (разработать общий логический план исследования) и организационную (разработать систему разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива).

Программа социологического исследования состоит: из теоретико-методологической части, включающийформулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методической части, включающейопределение выборочной совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментов для сбора этой информации, организационный план.

Проблема– форма научного знания, которая указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Цель социологического исследования– модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования.

Задачи– отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели.

Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, подростки и т. п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели. Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности; тем самым задается масштаб самого исследования.

Генеральная совокупность – все единицы исследования, которые обладают нужным для исследования признаком. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности. Если выборка сделана правильно, то она считается репрезентативной, т. е. выводы, полученные при исследовании части генеральной совокупности, будут справедливы относительно всей генеральной совокупности. Репрезентативной выборка будет тогда, когда выборочная совокупность воспроизведет структуру генеральной, т. е. явится ее микромоделью.

Предметисследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

Гипотеза– это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем. Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. Они не должны содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации; не должны противоречить ранее установленным научным фактам; должны быть проверяемы при данном уровне теоретических знаний и практических возможностей исследования.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.

В качестве основных методов сбора социологической информации можно выделить следующие.

Наблюдение– целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: дневник наблюдения, фото- или телеаппарат и др. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное (социолог как участник группы) и невключенное (социолог изучает поведение со стороны).

Эксперимент– метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик. Различают эксперименты полевые и лабораторные.

Анализ документов– один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, публикациях, письмах и т. п.

Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.

Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).

Опроскак метод сбора социологической информации предусматривает:

1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на изучение тех сторон процесса или явления, которые не поддаются вообще прямому наблюдению.

Основными видами опроса в зависимости от формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью.

Интервью– целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

Можно выделить следующие типы интервью: 1) по содержанию (документальное, интервью мнений); 2) по технике проведения (свободное и стандартизированное); 3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Наши рекомендации