Итак, приступая к исследованию, какую стратегию выбрать?
Сказанное выше можно теперь в более сжатой форме представить в схеме, которая иллюстрирует различия двух стратегий по отдельным компонентам исследовательской стратегии. Здесь с небольшими изменениями приводится схема из книги К. Пламера «Документы жизни» [105].
Итак, качественный и количественный подходы существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. В зависимости от целей и исследовательских задач, а также фокуса интереса исследователь избирает ту или иную тактику, но при этом должен четко следовать избранной логике.
Схема 1
Различия в стратегиях исследования при качественном и количественном подходах
Количественный подход | Качественный подход |
Теоретико-методологическая база: | |
Реализм Достоверное, объективное знание Описание логических связей между отдельными параметрами | Феноменология Релятивизм Описание общей картины события или явления |
Фокус анализа: | |
Общее, генеральное, макроанализ Классификация путем отождествления событий, случаев В центре внимания структуры; внешнее, объективное | Особенное, частное, микроанализ Описание событий, случаев В центре внимания человек; внутреннее, субъективное |
Единицы анализа: | |
- Факты, события | - Субъективные значения, чувства |
Исследовательские цели, задачи: | |
Дать причинное объяснение Измерить взаимосвязи | Интерпретировать, понять наблюдаемое Концептуализировать |
Стиль: | |
Жесткий, холодный Систематизация | Мягкий, теплый Воображение, представление о... |
Валидность (надежность): | |
- Достоверное повторение установленных связей | - Реальное насыщение информации |
Логика анализа: | |
- Дедуктивная: от абстракций - к фактам путем операцио-нализации понятий | - Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. - к концепциям |
Для эмпирического исследования повседневной практики человеческого взаимодействия используется качественный подход. Как исследовательская стратегия это:
· открытая, свободная на входе стратегия, которая аналитически описывает объект на выходе;
· базируется на естественном (натуралистическом) изучении объекта в естественных для него условиях;
· выявляет и интерпретирует субъективные смыслы, значения;
· многомерно исследует объект;
· концентрируется на частном, особенном в его жизнедеятельности;
· концептуализирует социальные смыслы и значения в понятиях и терминах социального знания.