Итак, приступая к исследованию, какую стратегию выбрать?

Сказанное выше можно теперь в более сжатой форме представить в схеме, которая иллюстрирует различия двух стратегий по отдельным компонентам исследовательской стратегии. Здесь с небольшими изменениями приводится схема из книги К. Пламера «Документы жизни» [105].

Итак, качественный и количественный подходы существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. В зависимости от целей и исследовательских задач, а также фокуса интереса исследователь избирает ту или иную тактику, но при этом должен четко следовать избранной логике.

Схема 1

Различия в стратегиях исследования при качественном и количественном подходах

Количественный подход Качественный подход
Теоретико-методологическая база:
Реализм Достоверное, объективное знание Описание логических связей между отдельными параметрами Феноменология Релятивизм Описание общей картины события или явления
Фокус анализа:
Общее, генеральное, макроанализ Классификация путем отождествления событий, случаев В центре внимания структуры; внешнее, объективное Особенное, частное, микроанализ Описание событий, случаев В центре внимания человек; внутреннее, субъективное
Единицы анализа:
- Факты, события - Субъективные значения, чувства
Исследовательские цели, задачи:
Дать причинное объяснение Измерить взаимосвязи Интерпретировать, понять наблюдаемое Концептуализировать
Стиль:
Жесткий, холодный Систематизация Мягкий, теплый Воображение, представление о...
Валидность (надежность):
- Достоверное повторение установленных связей - Реальное насыщение информации
Логика анализа:
- Дедуктивная: от абстракций - к фактам путем операцио-нализации понятий - Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. - к концепциям

Для эмпирического исследования повседневной практики человеческого взаимодействия используется качественный подход. Как исследовательская стратегия это:

· открытая, свободная на входе стратегия, которая аналитически описывает объект на выходе;

· базируется на естественном (натуралистическом) изучении объекта в естественных для него условиях;

· выявляет и интерпретирует субъективные смыслы, значения;

· многомерно исследует объект;

· концентрируется на частном, особенном в его жизнедеятельности;

· концептуализирует социальные смыслы и значения в понятиях и терминах социального знания.

Наши рекомендации