Спорт высших достижений в XXI в.: социологический прогноз развития
Несмотря на ценностное содержание, спорт как форма культуры не является гарантом сохранения своей гуманистической ценности. Как показывает историческая практика, он достаточно легко и быстро изменяет свою направленность в зависимости от изменяющихся социально-экономических условий развития социума. Следствием ценностной переориентации спорта в период последних российских реформ стала его деидеологизация, коммерциализация, профессионализация. Обозначилась опасность утраты его самобытности, национальных спортивных традиций. Спорт становится средством формирования социального неравенства, неоднородности общества.
Спорт на сегодняшний день уже не является моноявлением, каким его представляет еще большинство людей. Полифункциональ-
ность спорта проявляется в его разновидностях, каждая из которых развивается в соответствии с запросами социальной практики.
Если тезисно рассматривать тенденции развития спорта, то его основными чертами можно назвать следующие:
• демократизация и интернационализация, расширение географии спорта;
• появление новых видов спорта;
• бурное развитие массового и профессионального спорта;
• бурный рост спортивно-технических достижений;
• появление нового направления в спортивном движении — спорте высших достижений;
• интенсивное развитие женского спорта;
• интенсивное развитие детско-юношеского спорта;
• неуклонное расширение календаря спортивных соревнований на национальном и международном уровне;
• зарождение и интенсивное развитие спортивной науки;
• интенсивное развитие специализированной системы СМИ, обслуживающей спорт;
• создание мощной специализированной системы спортивных сооружений;
• создание новых международных спортивных организаций,
интенсивное развитие международного и олимпийского движения.
Можно согласиться с мнением А.Б.Суника [5], что так же как
XX в. определил облик спорта уходящего тысячелетия, так и облик
XXI в. определит облик спорта грядущего тысячелетия. Видимо,
ведущие тенденции развития спорта XX в. еще длительное время
останутся ими и в XXI в. Однако думается, что должно возрасти
социальное значение спорта, усилиться воздействие спорта на
образовательную, воспитательную сферы, на здоровье человека.
Заметно медленнее, но будет продолжаться рост рекордов в видах спорта, будет совершенствоваться техническое и тактическое мастерство спортсменов. Неизбежно появление новых видов спорта.
Все большее значение будут иметь научное обеспечение спорта, развитие различных направлений спортивной науки, особенно медико-биологического.
XXI в., по мнению многих ученых, может стать веком дальнейшего развития женского спорта, все новые и новые виды спорта будут осваиваться девушками и женщинами.
В XXI в., по прогнозам социологов, существенное влияние на спортивные рекорды будут оказывать спортсмены из Африки. Социально-экономическое развитие стран Африки может существенно повлиять на развитие мирового спортивного движения.
Спорт навсегда останется феноменом, в котором человек находит возможность самореализации, самовыражения, ощущает глубинную потребность его души. Поэтому пока живо человеческое общество будет существовать и развиваться спорт.
Вопросы и задания
1. Обоснуйте причины, способствующие утрате ценностей любительского спорта и жизнеспособности профессионального спорта.
2. Найдите пути преодоления основных противоречий, определяющих кризисную ситуацию в спорте высших достижений.
3. Дайте собственный прогноз развития спорта в XXI в.
Литература
1. Лубышева Л. И. Развитие ценностного потенциала физической культуры и спорта на рубеже XXI в. // Олимпийское движение и социальные процессы. — Краснодар, 1996.
2. Родиченко В. С. Олимпийское движение в канун III тысячелетия: Гармонизация интересов // Олимпийское движение и социальные процессы. — Краснодар, 1996.
3. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX в.: (Становление и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7.
4. Столяров В. И. Спорт и современная культура // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7.
5. Суник А. Б. Спорт XXI века: (Взгляд историка) // Олимпийское движение и социальные процессы. — Краснодар, 1996.
СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ
Понятие и отличительные черты спортивной карьеры
Периоды развития. Термин «карьера» для российской спортивной науки является относительно новым. В отечественной культуре в эпоху советского времени он был отнесен к социальному феномену буржуазного общества. Отсюда возник негативный смысл понятия «карьера»: делать карьеру — значит непременно быть карьеристом, т. е. человеком тщеславным, неразборчивым в средствах достижения своих целей. Но можно достигать успеха в избранной деятельности и по-другому — путем напряженного труда и постоянного самосовершенствования, удовлетворяя при этом свое честолюбие, стремление к самоутверждению и самореализации.
Н. Б. Стамбулова [2] выделяет три существенных признака любой карьеры: а) многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает; б) высокие достижения; в) самосовершенствование субъекта в данной деятельности.
Отсюда спортивную карьеру (СК) можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.
Периодизация спортивной карьеры.Этапы любой карьеры социолог Б.Г.Ананьев охарактеризовывал следующими этапами:
I. Подготовка.
И. Старт.
III. Кульминация.
Г/. Финиш.
Периодизацию спортивной карьеры можно увязать, например, сэтапами многолетней спортивной подготовки, которые включают:
I. Предварительную спортивную подготовку.
II. Начало спортивной специализации.
III. Углубленную тренировку в избранном виде спорта.
IV. Спортивное совершенствование. Сюда входят:
а) зона первых больших успехов;
б) зона оптимальных возможностей;
в) зона поддержания спортивных результатов [3].
Можно классифицировать этапы спортивной карьеры в зависимости от уровней спорта, которые осваивает спортсмен:
1. Массовый спорт.
II. Спорт высших достижений.
III. Профессиональный спорт.
В основу классификации могут входить возрастные категории:
1.Дети.
2. Юноши.
3. Взрослые.
Данные периодизации в чем-то совпадают, в чем-то дополняют друг друга. Они позволяют выделять своеобразные «критические точки» СК — переходные фазы от одного этапа к другому.
Любой кризис имеет два существенных признака, которые в Оксфордском словаре характеризуются так:
поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь;
время, характеризующееся большой опасностью или трудностью.
Анализ представленных периодизаций СК позволил выделить семь кризисов-переходов СК:
1. Кризис начала спортивной специализации.
2. Кризис перехода к углубленной спортивной специализации.
3. Кризис перехода из массового спорта в СВД.
4. Кризис перехода из юношеского во взрослый спорт.
5. Кризис перехода из любительского в профессиональный спорт.
6. Кризис перехода от кульминации к финишу СК.
7. Кризис завершения СК и перехода к другой карьере.
Для чего нужно знать противоречия, которые приводят к кризису СК?
Главное — для того, чтобы у спортсменов и тренеров была возможность спрогнозировать нежелательные, кризисные ситуации, заранее к ним приготовиться. Ведь именно неспособность спортсмена преодолеть кризис и разрешить противоречия, породившие его, обычно ведет к преждевременному уходу из спорта, завершению СК.