Социально-этнические общности
Социально-этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.
Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.
Другое важное условие формирования этноса – общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.
Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.
Племя – тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.
Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан – родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.
Для племени уже было свойственно выделение собственного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т. д.).
Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образованию народности.
Народность – тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.
Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.
Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Становление нации – процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.
Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этнические общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, – но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.
В Российской Федерации в настоящее время проживают 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. В последние годы в России заметно усложнились межнациональные отношения. Это связано, прежде всего, с противоречивым характером процесса рыночных реформ. Неодинаковые стартовые условия и темпы проведения реформ, отдаленность от центра, различия в уровне жизни регионов страны – все это способствует обострению межэтнических отношений. Кроме того, национальная идея порой используется клановыми и узкоэтническими группировками в своих прагматических целях, связанных преимущественно с переделом собственности.
На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и других проблем. Необходимо стремиться к разрешению межнациональных конфликтов демократическими и цивилизованными способами. Свою роль здесь может сыграть и этно-социология, которая специально занимается изучением национально-этнических отношений и призвана разрабатывать рациональные механизмы их регулирования.
3.10. Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика
В настоящее время социологи уделяют значительное внимание изучению малых групп, позволяющему на микроуровне проследить зарождение многих процессов, возникающих в обществе. Малые группы отличаются от больших не только количественными параметрами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.
В исследовании малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.
Лидерство рассматривается как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда наиболее влиятельный член группы берет на себя функции, связанные с координацией и направлением действий всей группы.
Лидер – это наиболее авторитетный член группы, который определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей.
Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который выдвигается благодаря своим личным качествам и наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам.
В малой группе обычно бывает один лидер, но иногда складывается ситуация двойного лидерства. В таком случае выделяют лидеров двух типов: делового (инструментального) и эмоционального (экспрессивного). Первый организует, направляет деятельность группы, второй создает определенный эмоциональный настрой, обеспечивает высокую мотивацию членов группы. В тех группах, где лидеры склонны сотрудничать, формируется модель двойного лидерства.
По стилю различают авторитарное и демократическое лидерство. Первое предполагает единоличное руководство группой, второе – вовлечение в процесс управления большинства членов группы.
Лидер должен обладать определенными качествами, среди которых социологи и социальные психологи выделяют следующие:
физические качества: активный, энергичный, здоровый, сильный;
личностные качества: уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
интеллектуальные качества: ум, способность принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
коммуникативные качества: контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Лидер занимает центральное место в ролевой структуре малой группы. Изучение неформальной ролевой структуры, выявление в ней лидера осуществляются методом социометрии, который позволяет дать количественную оценку реальных связей между членами группы по признакам симпатии – антипатии (каждого члена группы в анонимной форме просят указать, с кем он хотел бы вместе поработать, провести досуг, отправиться в поход и т. д.; тот, кто получает наибольшее число выборов, и является неформальным лидером).
Вопросы лидерства тесно связаны с групповой динамикой, которая отражает происходящие в группе процессы, подверженные определенным закономерностям. В целом под групповой динамикой понимается процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов.
Групповая динамика предполагает:
формирование структуры группы;
изменение статуса группы (прогресс или регресс);
флуктуацию, т. е. возможное неоднократное изменение позиции индивида в структуре группы;
руководство и лидерство;
формирование групповых ценностей и группового мнения;
возникновение конфликтов и их разрешение;
воздействия на членов группы с целью их сплочения.
Одна из важных характеристик групповой динамики – способ коммуникации в малой группе (т. е. как осуществляются непосредственное взаимодействие и обмен информацией между членами группы). Все способы коммуникации подразделяются на два основных типа: централизованные («штурвал», «веер») и децентрализованные («круг»). Первые эффективны при выполнении оперативных заданий, вторые – в творческой работе. Возможны смешанные варианты коммуникации (Приложения, схема 11).
Эффективная коммуникация повышает уровень удовлетворенности групповыми отношениями и, в конечном счете, способствует росту групповой сплоченности. При анализе групповой сплоченности социологи выделяют переменные, соответствующие причинам и следствиям симпатий. Сюда относятся частота взаимодействия, стиль руководства, статусные и поведенческие характеристики членов группы и др. Последствиями симпатий являются благоприятная оценка межличностного взаимодействия, рост комфортного поведения, возможное повышение эффективности группы и т. д.
Для социологов выделение этих переменных особенно важно в методическом плане, так как они имеют ярко выраженный эмпирический характер и могут четко фиксироваться в ходе проведения конкретных социологических исследований.
В целом жизнь малой группы с динамической точки зрения представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Поэтому особое значение имеют выявление конфликтов и их разрешение. Конфликт преодолевается различными средствами, и успех его разрешения зависит от характера противоборства, стратегии и тактики конфликтующих сторон. При всех условиях важно научиться управлять конфликтами. Считается, что конструктивное разрешение конфликта определяют следующие факторы: 1) адекватность восприятия конфликта; 2) открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблем; 3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Таким образом, изучение малых групп имело большое значение для развития социологии. Групповая динамика, лидерство и исполнение роли, групповое сплочение, групповая идентификация, межличностная коммуникация и другие понятия малой группы прочно вошли в научный оборот и находятся в поле зрения социологов, психологов и специалистов в области управления.
Социальные организации
Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.
Известный российский социолога. И. Пригожий выделяет следующие признаки социальной организации:
1) целевую природу;
2) распределение членов организации по ролям и статусам;
3) разделение труда и специализацию функций;
4) построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
5) наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
6) ? целостность социальной системы.
Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.
Цели – задания – это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поликлинике, исследования в НИИ – все это цели – задания, определяющие смысл существования этих организаций).
Цели – ориентации – это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации).
Цели – системы – это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т. е. обеспечить ее равновесие, стабильность и целостность).
Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей: стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества работы и др. Каждое подразделение организации имеет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей.
Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Так, американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: 1) добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.); 2) принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические лечебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).
Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:
1) деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
2) общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т. д.);
3) промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т. п.);
4) ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т. д.).
Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др. Классификация организаций разрабатывается не только социологами, но и экономистами (в зависимости от профиля продукции, численности персонала, технологического режима и т. д.), юристами (по ведомственной принадлежности, административным структурам, подчинению и т. д.) и представителями других общественных наук.
Важный аспект социологического исследования социальной организации связан с изучением вопросов ее управления. Основные принципы управления организацией впервые были сформулированы французским специалистом в области управления А. Файолем в начале XX в. Он установил, что управленческая деятельность предполагает следующие обязательные функции: планирование деятельности организации; рациональное использование человеческих и материальных ресурсов; распорядительство с целью оптимизации функционирования организации; координацию действий работников для достижения общих целей; контроль за исполнительской дисциплиной в соответствии с существующими правилами и нормами.
Современные организации имеют более сложную систему управления, которой присущи следующие характеристики:
· выработка стратегии управления организацией;
· деятельность по руководству персоналом организации;
· получение, отбор и распространение деловой и социально значимой информации;
· рациональное распределение ресурсов организации;
· проведение кадровой политики;
· ведение деловых переговоров;
· внедрение принципов инновационного управления;
· распространение рекламы;
· планирование и проектирование работы в организации;
· контроль и координация действий работников.
Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организации. Они определяют стратегию развития организации, решают вопросы распределения ресурсов, ориентируют работников на достижение общих целей, собирают информацию и доводят ее до персонала, разъясняют политику и основные цели организации, выступают в качестве ее представителя.
Внутри социальных организаций могут складываться неформальные связи и отношения. Они возникают стихийно и являются результатом продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации. Вместе с тем групповые нормы, присущие неформальным отношениям, могут иногда негативно сказываться на эффективности работы организации. Поэтому руководители организаций должны учитывать наличие неформальных связей и отношений, направляя их развитие в русло конструктивного взаимодействия.
Таким образом, социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек – это «человек организации». Организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В свою очередь личность может реализовать эти качества только в рамках эффективно работающей организации. Социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий функционирования социальных организаций.