Этап: Оценка качества плиточного шоколада
В 17.06.2014 года была проведена оценка качества плиточного шоколада, для работы были отобраны пять образцов: три вида Alpen Gold, Бабаевский и ECO Botanica.
Для проведения оценки качества был использован нормативный документ: «ГОСТ Р. 52821-2007».
Этапы работы:
1. Идентификация шоколада – провести идентификацию образцов по имеющейся на этикетке маркировке, внешнему виду, форме, цвету, консистенции, структуре, вкусу, запаху.
2. Органолептическая оценка качества шоколада – определить внешний вид, форму, консистенцию, структуру, вкус изапах.
· Внешний вид – состояние лицевой поверхности, форму, наличие дефектов (поседение, поражение вредителями, надломы)
· Консистенция - шоколада должна быть твердой
· Структура - однородной, для пористого - ячеистая. Десертный шоколад отличается более тонким измельчением шоколадной массы и более тонкой, нежной консистенцией
· Вкус и аромат – должен быть свойственным для шоколада. Десертный шоколад имеет по сравнению с обыкновенным шоколадом более высокие вкусовые качества, сильнее выраженный аромат, более горьковатый вкус.
· Определение массы и составных частей шоколада - взвешивают образец шоколада с точностью до 0.01г. и рассчитывают отклонение от массы нетто для штучного шоколада в %. Для шоколада с начинкой определяют массовую долю начинки путем ее отделения от шоколадной массы.
3. Проведение правильности заполнения маркировки на упаковке плиточного шоколада.
Первый образец: «Alpen Gold» молочный шоколад.
Таблица 1.
Результаты идентификации шоколада
Наименование шоколада | Группа шоколада | Подгруппа шоколада по составу | Вид шоколада в зависимости от рецептуры и технологии | Срок хранения |
Alpen Gold | Обыкновенный | Молочный | Обыкновенный молочный | 12 месяцев |
Идентификация первого образца плиточного шоколада «Alpen Gold» показал, что шоколад относиться к группе – обыкновенный шоколад, так же подгруппа – молочный шоколад и срок хранения составляет 12 месяцев с даты изготовления.
Таблица 2.
Органолептическая оценка качества шоколада
Показатель | Нормы по ГОСТ | Фактические данные |
Внешний вид | Лицевая поверхность ровная или волнистая, с рисунком или без него, блестящая. В шоколаде с крупными добавлениями в виде целых или дробленых орехов, цукатов, изюма, воздушных круп (и других) и в пористом допускается неровная поверхность. Не допускается поседение и зараженность вредителями. Для весового не завернутого шоколада допускается не более 5% лома, размер которого не превышает 1/3 площади плитки, лом более мелкого размера не должен превышать 3,0% | Лицевая поверхность блестящая, равномерная. |
Окончание таблицы 3.
Форма | Соответствующая рецептуре, используемому оборудованию, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового | Соответствует рецептуре, без деформации |
Консистенция | Твердая | Твердая |
Структура | Однородная. В шоколаде с крупными добавлениями целые или дробленые орехи, цукаты, изюм, воздушные крупы (и другие) равномерно распределены в массе шоколада. Ячеистая - для пористого шоколада | Однородная |
Вкус и запах | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха |
Массовая доля начинки, %, не менее | - | - |
По органолептической оценке качества молочного плиточного шоколада «Alpen Gold» показал, что данный образец соответствует требованиям качества по всем органолептическим показателям ГОСТ Р. 52821-2007.
Таблица 3.
Маркировка плиточного шоколада
«Alpen Gold» Молочный шоколад | |
Показатели | Фактические данные |
товарный знак (если есть) | Присутствует |
наименование предприятия-изготовителя | ООО "Мон`дэлис Руст" |
его местонахождение | Владимирская обл., Пет Ушинский р-н, г. Покров, ул. Франца Штольверка, д.10 |
состав основных компонентов | Присутствует |
масса нетто | 90гр. |
дата выработки | 20,02,14 |
срок хранения | 12 месяцев |
информационные сведения о пищевой и энергетической ценности в 100 г продукта | Присутствует |
обозначение настоящего стандарта | Отсутствует |
код сертифицирующей организации | РСТ |
По правилам заполнения маркировки на таре упаковке показал, что отсутствует показатель «обозначение настоящего стандарта». А все остальные показатели маркировки присутствуют на таре упаковке.
Заключение о качестве шоколада: По данным показателям общее заключение о товаре можно сказать, что по органолептическим показателям плиточный шоколад соответствует требованиям ГОСТ Р. 52821-2007, но по правилам маркировки отсутствует показатель «обозначение настоящего стандарта».
Второй образец: «Alpen Gold» с начинкой фруктово-ягодной
Таблица 4.
Результаты идентификации шоколада
Наименование шоколада | Группа шоколада | Подгруппа шоколада по составу | Вид шоколада в зависимости от рецептуры и технологии | Срок хранения |
Alpen Gold | С начинкой | Фруктово-ягодный | Молочный шоколад с начинкой | 9 месяцев |
Идентификация первого образца плиточного шоколада «Alpen Gold» показал, что шоколад относиться к группе –шоколад с начинкой, так же подгруппа – начинка фруктово-ягодная и срок хранения составляет 9 месяцев с даты изготовления.
Таблица 5.
Органолептическая оценка качества шоколада
Показатель | Нормы по ГОСТ | Фактические данные |
1. Внешний вид | Лицевая поверхность ровная или волнистая, с рисунком или без него, блестящая. В шоколаде с крупными добавлениями в виде целых или дробленых орехов, цукатов, изюма, воздушных круп (и других) и в пористом допускается неровная поверхность. Не допускается поседение и зараженность вредителями. Для весового не завернутого шоколада допускается не более 5% лома, размер которого не превышает 1/3 площади плитки, лом более мелкого размера не должен превышать 3,0% | Лицевая поверхность блестящая, равномерная. |
2. Форма | Соответствующая рецептуре, используемому оборудованию, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового | Соответствует рецептуре, без деформации |
3. Консистенция | Твердая | Полутвердая |
4. Структура | Однородная. В шоколаде с крупными добавлениями целые или дробленые орехи, цукаты, изюм, воздушные крупы (и другие) равномерно распределены в массе шоколада. Ячеистая - для пористого шоколада | Однородная |
5. Вкус и запах | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха |
6. Массовая доля начинки, %, не менее | Не менее 60% | Сухой йогурт - |
По органолептической оценке качества с начинкой плиточного шоколада «Alpen Gold» показал, что данный образец соответствует требованиям качества по всем органолептическим показателям ГОСТ Р. 52821-2007, кроме показателя «Консистенция» в данном образце является полутвердая консистенция.
Таблица 6.
Маркировка плиточного шоколада
«Alpen Gold» Черника с йогуртом | |
Показатели | Фактические данные |
товарный знак (если есть) | Присутствует |
наименование предприятия-изготовителя | ООО "Мон`дэлис Руст" |
его местонахождение | Владимирская обл., Пет Ушинский р-н, г. Покров, ул. Франца Штольверка, д.10 |
состав основных компонентов | Присутствует |
масса нетто | 90гр. |
дата выработки | 20,02,14 |
срок хранения | 9 месяцев |
информационные сведения о пищевой и энергетической ценности в 100 г продукта | Присутствует |
обозначение настоящего стандарта | ТУ 9125-007-4049419 |
код сертифицирующей организации | РСТ |
По правилам заполнения маркировки на таре упаковке показал, что правила заполнения маркировки соответствует стандарту….
Заключение о качестве шоколада: По данным показателям общее заключение о товаре можно сказать, что по органолептическим показателям плиточный шоколад соответствует требованиям ГОСТ Р. 52821-2007, так же по правилам маркировки тары и упаковки.
Третий образец: «Alpen Gold» с добавкой фундук и изюм
Наименование шоколада | Группа шоколада | Подгруппа шоколада по составу | Вид шоколада в зависимости от рецептуры и технологии | Срок хранения |
Alpen Gold | С добавкой | Фундук и изюм | Молочный шоколад с добавками | 9 месяцев |
Таблица 7.
Результаты идентификации шоколада
Идентификация третьего образца плиточного шоколада «Alpen Gold» показал, что шоколад относиться к группе –шоколад с добавкой, так же подгруппа – добавка фундук и изюм и срок хранения составляет 9 месяцев с даты изготовления.
Таблица 8.
Органолептическая оценка качества шоколада
Показатель | Нормы по ГОСТ | Фактические данные |
1. Внешний вид | Лицевая поверхность ровная или волнистая, с рисунком или без него, блестящая. В шоколаде с крупными добавлениями в виде целых или дробленых орехов, цукатов, изюма, воздушных круп (и других) и в пористом допускается неровная поверхность. Не допускается поседение и зараженность вредителями. Для весового не завернутого шоколада допускается не более 5% лома, размер которого не превышает 1/3 площади плитки, лом более мелкого размера не должен превышать 3,0% | Лицевая поверхность матовая, равномерная. |
2. Форма | Соответствующая рецептуре, используемому оборудованию, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового | Соответствует рецептуре, без деформации |
3. Консистенция | Твердая | Твердая |
4. Структура | Однородная. В шоколаде с крупными добавлениями целые или дробленые орехи, цукаты, изюм, воздушные крупы (и другие) равномерно распределены в массе шоколада. Ячеистая - для пористого шоколада | Однородная |
5. Вкус и запах | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха |
6. Массовая доля начинки, %, не менее | Не менее 60% | - |
По органолептической оценке качества с добавкой плиточного шоколада «Alpen Gold» показал, что данный образец соответствует требованиям качества по всем органолептическим показателям ГОСТ Р. 52821-2007.
Таблица 9.
Маркировка плиточного шоколада
«Alpen Gold» фундук и изюм | |
Показатели | Фактические данные |
товарный знак (если есть) | Присутствует |
наименование предприятия-изготовителя | ООО "Мон`дэлис Руст" |
его местонахождение | Владимирская обл., Пет Ушинский р-н, г. Покров, ул. Франца Штольверка, д.10 |
состав основных компонентов | Присутствует |
масса нетто | 90гр. |
дата выработки | 20,02,14 |
срок хранения | 9 месяцев |
информационные сведения о пищевой и энергетической ценности в 100 г продукта | Присутствует |
обозначение настоящего стандарта | Отсутствует |
код сертифицирующей организации | РСТ |
По правилам заполнения маркировки на таре упаковке показал, что правила заполнения маркировки соответствует стандарту….
Заключение о качестве шоколада: По данным показателям общее заключение о товаре можно сказать, что по органолептическим показателям плиточный шоколад соответствует требованиям ГОСТ Р. 52821-2007, так же по правилам маркировки тары и упаковки.
Четвертый образец: Бабаевский – десертный
Таблица 10.
Результаты идентификации шоколада
Наименование шоколада | Группа шоколада | Подгруппа шоколада по составу | Вид шоколада в зависимости от рецептуры и технологии | Срок хранения |
Бабаевский | Десертный | Горький | Десертный горький | 12 месяцев |
Идентификация четвертый образца плиточного шоколада «Бабаевский» показал, что шоколад относиться к группе –шоколад десертный, так же подгруппа – горький и срок хранения составляет 12 месяцев с даты изготовления.
Таблица 11.
Органолептическая оценка качества шоколада
Показатель | Нормы по ГОСТ | Фактические данные |
1. Внешний вид | Лицевая поверхность ровная или волнистая, с рисунком или без него, блестящая. В шоколаде с крупными добавлениями в виде целых или дробленых орехов, цукатов, изюма, воздушных круп (и других) и в пористом допускается неровная поверхность. Не допускается поседение и зараженность вредителями. Для весового не завернутого шоколада допускается не более 5% лома, размер которого не превышает 1/3 площади плитки, лом более мелкого размера не должен превышать 3,0% | Лицевая поверхность матовая, равномерная. |
2. Форма | Соответствующая рецептуре, используемому оборудованию, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового | Соответствует рецептуре, без деформации |
3. Консистенция | Твердая | Твердая |
4. Структура | Однородная. В шоколаде с крупными добавлениями целые или дробленые орехи, цукаты, изюм, воздушные крупы (и другие) равномерно распределены в массе шоколада. Ячеистая - для пористого шоколада | Однородная |
5. Вкус и запах | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха |
6. Массовая доля начинки, %, не менее | Не менее 60% | - |
По органолептической оценке качества десертного плиточного шоколада «Бабаевский» показал, что данный образец соответствует требованиям качества по всем органолептическим показателям ГОСТ Р. 52821-2007.
Таблица 12.
Маркировка плиточного шоколада
Бабаевский горький | |
Показатели | Фактические данные |
товарный знак (если есть) | Присутствует |
наименование предприятия-изготовителя | ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" ОАО "Красный Октябрь" |
его местонахождение | Россия, 107140, г. Москва, Малая Красносельска ул., д. 7 |
состав основных компонентов | Присутствует |
масса нетто | 100гр. |
дата выработки | 11,12,13 |
срок хранения | 12 месяцев |
информационные сведения о пищевой и энергетической ценности в 100 г продукта | Присутствует |
обозначение настоящего стандарта | ГОСТ ISO 9001 |
код сертифицирующей организации | РСТ |
По правилам заполнения маркировки на таре упаковке показал, что правила заполнения маркировки соответствует стандарту….
Заключение о качестве шоколада: По данным показателям общее заключение о товаре можно сказать, что по органолептическим показателям плиточный шоколад соответствует требованиям ГОСТ Р. 52821-2007, так же по правилам маркировки тары и упаковки.
Пятый образец: ECO botanica
Таблица 13.
Результаты идентификации шоколада
Наименование шоколада | Группа шоколада | Подгруппа шоколада по составу | Вид шоколада в зависимости от рецептуры и технологии | Срок хранения |
ECO botanica | Десертный | С добавкой | Десертный шоколад с добавками | 12 месяцев |
Идентификация пятого образца плиточного шоколада «ECO botanica» показал, что шоколад относиться к группе –шоколад десертный, так же подгруппа –с добавками и срок хранения составляет 12 месяцев с даты изготовления.
Таблица 14.
Органолептическая оценка качества шоколада
Показатель | Нормы по ГОСТ | Фактические данные |
1. Внешний вид | Лицевая поверхность ровная или волнистая, с рисунком или без него, блестящая. В шоколаде с крупными добавлениями в виде целых или дробленых орехов, цукатов, изюма, воздушных круп (и других) и в пористом допускается неровная поверхность. Не допускается поседение и зараженность вредителями. Для весового не завернутого шоколада допускается не более 5% лома, размер которого не превышает 1/3 площади плитки, лом более мелкого размера не должен превышать 3,0% | Лицевая поверхность блестящая, равномерная. |
Окончание таблицы 14.
2. Форма | Соответствующая рецептуре, используемому оборудованию, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового | Соответствует рецептуре, без деформации |
3. Консистенция | Твердая | Твердая |
4. Структура | Однородная. В шоколаде с крупными добавлениями целые или дробленые орехи, цукаты, изюм, воздушные крупы (и другие) равномерно распределены в массе шоколада. Ячеистая - для пористого шоколада | Однородная |
5. Вкус и запах | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха | Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха |
6. Массовая доля начинки, %, не менее | Не менее 60% | - |
По органолептической оценке качества десертного с добавками плиточного шоколада «ECO botanica» показал, что данный образец соответствует требованиям качества по всем органолептическим показателям ГОСТ Р. 52821-2007.
Таблица 15.
Маркировка плиточного шоколада
ECO botanica | |
Показатели | Фактические данные |
товарный знак (если есть) | Присутствует |
наименование предприятия-изготовителя | ОАО "Рот Фронт" |
его местонахождение | Россия, 115184, г. Москва 2-й новокузнецкий пер., д. 13/15 |
состав основных компонентов | Присутствует |
масса нетто | 90гр. |
дата выработки | 11,02,14 |
срок хранения | 12 месяцев |
Окончание таблицы 15,
информационные сведения о пищевой и энергетической ценности в 100 г продукта | Присутствует |
обозначение настоящего стандарта | ГОСТ ISO 9001, ТУ 9125-013-59727039 |
код сертифицирующей организации | РСТ |
По правилам заполнения маркировки на таре упаковке показал, что правила заполнения маркировки соответствует стандарту….
Заключение о качестве шоколада: По данным показателям общее заключение о товаре можно сказать, что по органолептическим показателям плиточный шоколад соответствует требованиям ГОСТ Р. 52821-2007, так же по правилам маркировки тары и упаковки.
Заключение
В оценке качества были сложности при проведении работы, это температурный режим работы, температура превышал +25 градусов.
В оценочной работы качества плиточного шоколада показало:
1. Все виды плиточного шоколада соответствуют по всем органолептическим требованиям ГОСТ Р. 52821-2007.
2. Не соблюдены правила заполнения информации на этикетке плиточного шоколада, отсутствует показатель «обозначение настоящего стандарта» у двух образцов это: «Alpen Gold» фундук и изюм и «Alpen Gold» Молочный шоколад
3. Не смотря на отрицательный показатель, данные продукты допущены к реализации на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной уч. Практике мы использовали, разные методы исследования как: мерчандайзинг, маркетинг, товароведенье, анкетирование и коммерческую деятельность. Исходя из всех этих методов, были выявлены все минусы супермаркета «ТОККО» и «Универсам 1», по качеству обслуживания, структурирования ассортимента, рациональности торгового ассортимента и все было заключено в соц. Опросе по качеству обслуживания, и ассортимента плиточного шоколада.
Наше исследование показало, что:
Во-первых, работники супермаркета не достаточно квалифицированы, показывая своими действиями и общение при обслуживании клиентов.
Встречались грубые отношения с потребителями, незнание о товарах которые имеются в их ассортименте.
Во-вторых, не соблюдаются санитарные нормы, на полках, товарах, по углам торгового зала имеются грязь и пыль.
Один из покупателей (в результате социалистического опроса) подчеркнул, что в торговом зале был замечен таракан. Данный ответ подтверждает несоблюдение санитарно-гигиенических требований.
В-третьих, расстановка оборудования создает лабиринт и трудность в ориентации по торговому залу, тем самым, создавая неудобства покупателям.
При выкладки товаров используется принцип «золотой треугольник» (хлебобулочные изделия, молочные продукты, колбасные изделия). Но не используется принцип «золотых и серебряных полок», по брендовым позициям и различиям объемов. Грубое нарушение в товарном соседстве (рыба свежемороженая, сливочное масло и тесто) расположены в 2 м от бытовой химии.
В-четвертых, нарушены температурные режимы хранения товаров в алкогольном отделе и кондитерском.
По работе Структурирование торгового ассортимента «плиточного шоколада» в супермаркете «ТОККО» выяснилось, что сильно отличается ассортимент у двух конкурентов супермаркета «ТОККО» и «Универсам 1». Можно смело сказать, что лидером по ассортименту является супермаркет «ТОККО» т.к. широта брендов составляет 15 наименований и глубина в количестве 45-ти разновидностей. Когда у «Универсама 1» широта брендов в 3 раза меньше, т.е. 5 наименований, так же глубина разновидностей всего 18.
В каждом из магазинов широко представлены виды шоколада «с добавками», поэтому можно сказать, что потребители больше ценят данные виды плиточного шоколада.
Так же по количеству молочных, десертных и т.д. супермаркет «ТОККО» имеет больший ассортимент, кроме пористого шоколада, имеют одинаковое количество 1 бренд и 3 разновидности: «Воздушный».
У двух конкурентов имеются разницы в цене. К примеру «Alpen Gold» в супермаркете «ТОККО» по 48рб., а в «Универсам 1» по цене 47рб. «Ritter sport» «ТОККО» по 85рб., «Универсам 1» по 80рб.
По ценовой политике выигрывает «Универсам 1», а вот по широте ассортимента «ТОККО» превосходит своего конкурента.
По соц. опросу большая часть респондентов приобретают плиточный шоколад ежедневно – 51 ответов. Раз в неделю составляет 40%, а раз в месяц всего 9% из всех респондентов.
Самый распространённый вид плиточного шоколада у респондентов показался: «молочный шоколад» - 27 ответов из 100.
На вопрос «какой вид добавок вы предпочитаете?», самая доминирующая из вариантов это «Свой вариант» 35%, большая часть к этому относятся ответы как: «Любой», «Не люблю с добавками» или «С миндалем» и т.д. за ним идет вид «дробленые орехи» 18%.
По виду начинки респонденты предпочитают такие виды как: «Кокосовая стружка» и «Фруктово-ягодная». Два начинки делят первое место, каждый из них занимает 31% от общего количество ответов.
Так же большая часть респондентов благосклонно относятся к ассортименту плиточного шоколада в супермаркете «ТОККО» т.к. 63% из 100 респондентов ответили, что, всегда находят нужный им вид шоколада. К этому и относиться что 56% ответили, что никогда не попадались шоколад с плохим качеством.
По предпочтениям респондентов по бренду показал, что самый лучший бренд являет «Alpen Gold» 56% респондентов предпочитают данный бренд плиточного шоколада. На втором месте стоит шоколад «Воздушный» 18%.
Заключение по социальному статусу показались 45% это «Студенты», далее идут «Рабочие» 20%, затем «Учащиеся» 15% и 12% это «Пенсионеры», меньше всего занимают «Служащие» 4%.
По данному сравнению видно, что большая часть респондентов предпочитают бренд «Alpen Gold» и «Воздушный». А так же «Свой вариант» подразумевает большая часть респондентов за любой бренд шоколада
От этого следует порекомендовать избавиться от таки брендов как: «Мишка косолапый», «Вдохновение», «Россия», «Вальс», «Российский».
Или же про анализировать продажи плиточного шоколада и распределить количество брендов и разновидностей так, чтобы избежать излишков и списаний, т.е. контролировать остатки к минимуму
Сравнение по брендам показал:
6) По количеству видов плиточного шоколада превышено в супермаркете «ТОККО» с сравнением соц. опросом
7) Сравнение между ассортиментов и опросом по десертному плиточному шоколаду показал, что количество брендов превышено т.к. по ответам респондентов предпочтения идет к брендам «Alpen Gold» и «Бабаевский».
8) Сравнение между ассортиментов и опросом по плиточному шоколаду с начинкой показал, что так же количество брендов превышает, респонденты по ответам предпочитают бренды: «Воздушный», «Alpen Gold», «Milka» и «Nesqik». Следует контролировать количество бренды т.к. под ответом «Свой вариант» имеется ввиду, что берут любой шоколад с начинкой.
9) Сравнение между ассортиментов и опросом по плиточному шоколаду с добавками показал, что так же ответы респондентов отличаются с ассортиментом супермаркета, не имеет интересы у респондентов данные бренды: «Аленка», «Мишка косолапый», «Россия», «Ritter sport» и «Nestle». По данным снова можно сказать что количество брендов стоит регулировать лучше, т.к. потребители не имеют к данным брендам интерес.
10) Сравнение между ассортиментов и опросом по молочному плиточному шоколаду показал, что молочного шоколада в ассортименте слишком много т.к. респонденты предпочитают в основном бренд молочного шоколада это «Alpen Gold» и «Воздушный», а все остальные бренды, как и в других сравнениях являются второстепенными в ассортименте, с ними так же следует работать и приводить количество остатков к минимуму.
В оценке качества были сложности при проведении работы, это температурный режим работы, температура превышал +25 градусов.
В оценочной работы качества плиточного шоколада показало:
4. Все виды плиточного шоколада соответствуют по всем органолептическим требованиям ГОСТ Р. 52821-2007.
5. Не соблюдены правила заполнения информации на этикетке плиточного шоколада, отсутствует показатель «обозначение настоящего стандарта» у двух образцов это: «Alpen Gold» фундук и изюм и «Alpen Gold» Молочный шоколад
6. Не смотря на отрицательный показатель, данные продукты допущены к реализации на рынке.
Основное заключение
По всем данным работам были сделаны следующие выводы:
1) Качество обслуживания рабочего персонала не соответствуют их компетентности, грубое отношения с потребителями, не правильные расчеты и т.д.
2) Так же имеются не правильное хранение товаров, подтверждающие в первой главе, не правильное соседство товаров в холодильных камерах, нарушены санитарные нормы при хранении товаров имеется пыль на товарах и на полках.
3) При проведении соц. опроса все недостатки были выявлены, респонденты подтверждали, что много было негативных факторов от данного супермаркета «ТОККО-5».
4) Ассортимент в супермаркете «ТОККО» широкий ассортимент, подтверждающий соц. опросом. Количество брендов и разновидностей в ассортименте устраивать большую часть потребителей.
5) Были наедены несовпадения в ценах, на ценнике и на сканере, они показывали совершенно разные цены.
6) Частыми клиентами супермаркета являются жители того же района, и тех людей которые проезжают мимо на собственных автомобилях.
7) Уровень цен по сравнению с «Универсам 1» гораздо высокий, что показано в данной работе, т.е. уровень цен в супермаркете «ТОККО» высокий, с сравнением соц. опросом это подтверждается, что респонденты отвечали на уровень цен высокий, но и были ответчики на средний уровень цен.
Рекомендации
Требуется улучшение качество обслуживания в отношениях с потребителями, т.е. отправить на курсы повышения квалификации торговый персонал.
Так же соблюдения правил нормативных документов, по соблюдению санитарных норм и правил хранений товаров.
Все это приведет к нормальному потоку покупателей т.к. всем, кому улыбнулись, ответят тем же, а в данный момент купит что-нибудь у вас.
Нормализовать цены с основным конкурентом, чтоб перебрать часть посетителей у «Универсам 1».
Можно к тому же починить парковочные места, избавиться от больших дыр на дороге, ведь все это приводит к отрицательным эмоциям и нежелание посещать данное место.
Обеспечить нормальную рабочую систему, чтоб каждый работник знал свои обязанности, если есть ошибки — значит, работники не знают свои обязанности. Если были нарушения прибегать к санкциям, как лишение премии т.д.