Сравнительный анализ З. Фрейда и Э. Фромма
Выполнила:
студентка группы ПР-43
Середа А.А. 2009 г
Зигмунд Фрейд (1856-1939) | Эрих Фромм (1900-1980) | |
Методология | Бионатуралистическая. Социальный психоанализ. Требует учета двух пстулатов: -природу чел. поведения необходимо искать в бессознательном: эрос, тонатос. Психоаналитическая техника, направленная на выявление; анализ свободных ассоциаций. –бессознат. Инстинкты способны к сублимации. | Гуманистический психоанализ, наблюдение, выводы из человеческих реакций. Критика Фрейда за физиологический подход к человеку, акцентирование внимания на бессознательных инстинктах человека. Главное в человеке – сознательное, человеческое. Инстинктивное поведение человека определяется не пофизиологическим потребностям, а по социокультурным. |
Человек и его природа | Биопсихическая природа | Человек – продукт культуры, истории, общества, психологии. Биосоциальная телесно-духовная целостность. Система потребностей: 1) Потребность в человеческих связях. 2) Потребность в самоутверждении. |
Сущность личности | Структура личности – 3 компонента: Сверх-я, я, оно. «ОНО»: содержит институты. Действует на основе принципа удовольствия (хочу!). «СВЕРХ-Я»: Основано на принципе идентификации – уподобление собственного «Я» родительскому «Я» (идеалы, герои, учителя). Формируется в раннем детстве на основе запретов и приказаний. Выполняет 3 функции: совести, самообладания, формирования идеала. «Я»: Наша личность. Основано на принципе реальности. Осознает окружающий мир, общество, моральные и нравственные ценности, «добро» и «зло». Принимает самостоятельные решения. Надо! Отвечает за свои решения. | Определяется социальными дихотомиями: 1) жизни и смерти; 2) кровосмешения и укорененности; 3) тождественности и статности. Выход из них человек находит в определенном способе социальной ориентации, типе социального характера. |
Главная движущая сила поведения человека | Либидо (эрос, тонатос) Поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности. | Социокультурные потребности. Инстинкты любви, разрушения. Ведущую роль играет сексуальный инстинкт. Социокультурные потребности: - потребность в коллективизме - потребность в самоутверждении - потребность в привязанности - потребность в самосознании - потребность в культурных образцах, нормах поведения, системе ориентации. |
Возможность разрешения внутриличн. Конфликта | Механизм сублимации. Это энергия, присущая инстинктам жизни, так и агрессивная энергия. Это могут быть социальные действия, относящиеся к науке, художественному творчеству, труду. Сублимированная энергия творит прогресс, создает цивилизацию. | Гуманистическая социальная ориентация на основе любви. |
Взаимодействие личности и общества | На основе конфликта. Общество подавляет личность и ее природу. | 3 способа взаимодействия: мазохистский – подчинение себя другим, садистский – подчинение других себе, гуманистический – любовь к другим людям. 2 способа связи человека с обществом: созидательный и разрушительный. |