И чувственных форм в архитектуре
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с.: илл.
Подробно рассмотрев флуктуации и повторения идеационального, визуального и основных промежуточных стилей в живописи и скульптуре, я намерен в этой и следующих главах показать, во-первых, что те же самые категории применимы и к архитектуре, музыке, литературе, художественной критике; во-вторых, что почти такие же повторения и флуктуации упомянутых стилей часто наблюдаются и в этих областях искусства; в-третьих, установить, как соотносятся между собой волны идеационализма и визуализма, наблюдаемые в каждой из них.
Первый вопрос, с которым мы сталкиваемся, – применимы ли к архитектуре в целом понятия идеационального, визуального (чувственного) и промежуточных подходов? Несмотря на все разнообразие архитектурных типов (если рассматривать их с других точек зрения), в творениях архитектуры можно различать элементы и идеационального и визуального подходов (линейные и живописные, статичные и динамичные, открытые и закрытые формы, единство и множество, а также другие спутники этих фундаментальных категорий). Что касается «содержания» (или внутренней характеристики) идеациональной архитектуры, то оно такое же, как и у других идеациональных форм: здание устремлено
ПИТИРИМ СОРОКИН. ФЛУКТУАЦИЯ ИДЕАЦИОНАЛЬНЫХ И ЧУВСТВЕННЫХ ФОРМ В АРХИТЕКТУРЕ
к трансцендентальным ценностям. Его форма отмечена символизмом; символизм (или аллегория – в случае не чисто идеационального подхода) пронизывает архитектурное строение как в целом, так и в его деталях.
Смысл и ценность идеациональной архитектуры лежат не в зрительном ее аспекте, а в том, что находится за ним, по ту его сторону, зримым символом чего и является архитектурное сооружение. Если, например, фундаменты большинства церквей сделаны в форме креста, то эта форма выбрана не столько как чисто зрительная, сколько потому, что крест – это символ христианства, Христа, Его Распятия и т.д. То же самое можно сказать и о других деталях. Если, например, многие православные церкви имеют один центральный купол, а вокруг него – четыре купола поменьше, то их «красота» и «ценность» не в эстетическом наслаждении, а в том, что цент ральный купол представляет Христа, а четыре другие – четырех евангелистов.
У визуальной по стилю архитектуры подобного символизма нет – она ценится своим эстетическим уровнем и тем, насколько успешно служит определенным утилитарным целям – вот и все. Здесь не усматривается никакого трансцендентального символического значения. Качество строения оценивается исключительно по его зрительно воспринимаемой форме и полезности как таковой. Следовательно, б'ольшая часть идеациональной архитектуры связана, в основном, с религиозными, магическими и другими сферами, когда здания возводятся (по крайней мере отчасти) ради сверхэмпирического и трансцендентального предназначения. Словом, характерные особенности идеациональности – с точки зрения «внутреннего содержания» – в архитектуре те же самые, что в живописи и скульптуре.
То же самое можно сказать и о «внешних» формах архитектуры: здесь главенствуют такие же критерии,
что и в живописи, и скульптуре. Идеациональная архитектура (в любом конкретном образце) отмечена относительной простотой и внешней непритязательностью форм; отсутствием всего «обманчивого» и «показного»; статичным характером здания; безупречностью структурных функций всех важных деталей; суровой отрешенностью от внешнего окружения; богатством, гармонией и красотой внутреннего убранства, контрастирующего с простотой внешнего силуэта. Это «прочное, простое, надежное», построенное на века, осязаемое, понятное и по-настояшему «архитектурное» сооружение.
В визуальной архитектуре преобладает иное. Здесь господствуют принципы динамизма (улавливание ускользающих мерцаний в камне, металле и дереве), движения, «показа», изменений, чисто внешних эффектов, иллюзии и искусственности (например, различные ухищрения искусства барокко, направленные на то, чтобы продолжить перспективу, увеличить размер и усилить эффекты «света и тени», создающие зрительную иллюзию). Здесь мы видим усложненные формы, обилие украшений и декораций, внешне привлекательных, но не несущих никаких структурных функций; неясность, отсутствие внутренней простоты... Сравнивая дорический ордер с ионическим, затем – с коринфским и, наконец, с римским композитным ордером, мы наблюдаем все возрастающую степень сложности, орнаментальности и внешней эффектности. На ионической колонне эти элементы уже проявляются: ее фасад смотрится вполне удовлетворительно, но боковая сторона уступает дорической колонне. Создается впечатление, будто строители, тщательнейшим образом обработав лицевую сторону (фасад) колонны, обработкой боковых сторон вовсе пренебрегли. «Показной» характер коринфского ордера, изобилующего чисто декоративными, чисто визуальными элементами, очевиден. Наконец, римский
композитный ордер перенасыщен декоративными элементами и является самым сложным и самым визуальным в том смысле, что все его элементы не выполняют почти никакой архитектурной функции – они созданы исключительно ради зрительных эффектов...
Если с этой точки зрения рассматривать историю архитектуры в разных культурах, а также историю отдельных архитектурных стилей – например, готического или классического, то обнаружатся как долговременные, так и краткосрочные флуктуации идеационализма, визуализма и промежуточных форм.
«Колебания» между идеациональным и визуальным подходами более заметны в ходе истории грекоримской архитектуры. Рассмотрим основные ордера колонн – дорический, ионический, коринфский – и соответствующее место, которое каждый из них занимал в греко-римской архитектуре в разные периоды. Дорическая колонна – самая идеациональная. В своей исключительной простоте она функциональна и органична и не содержит ничего, предназначенного для декоративных целей. Коринфский ордер – самый визуальный по своему убранству, создан ному по большей части ради украшательства. Ионический ордер занимает промежуточное положение между ними.
На ранних стадиях развития архитектуры в материковой Греции использовался почти исключительно дорический ордер. Затем все больше стал распространяться ордер ионический, еще довольно близкий к дорическому. Наконец, примерно в начале IV века до н.э., появился коринфский стиль, а «дорический к середине IV века был почти забыт»1. Ионический и коринфский стили усиливались в ущерб дорическому. Эллинистические и римские архитекторы все больше использовали
Kimball К., Edgell G.H
. А History of Architecture. – NewYork, 1918. – Р. 64.
коринфский ордер, причем наиболее сложные его формы, пока, наконец, не создали еще более усложненный «композитный ордер», в котором соединены оба эти стиля, а декоративность и визуализм достигли в нем свое образной высшей точки.
Если обратиться теперь к архитектуре в целом, то следует сказать, что ее ранний этап, до V века до н.э., отмечен простым дорическим стилем, если говорить о внешнем виде построек; их интерьеры были внутренним убранством храмов, предназначенных для поклонения богам и для других неземных целей. Иначе говоря, архитектура была идеациональной, в соответствии как с внутренними, так и внешними критериями идеациональности. Согласно внутреннему критерию, храм – «не светское, а культовое сооружение»; «оно служило богам и мертвым»; «роскошь и красота предназначались только богам»2.
Дорическая архитектура была простой даже в деталях. Она лишена гигантомании. Греческие зодчие того времени «видели красоту не во внешнем великолепии, но в соразмерности и простоте»; соответственно, они «не пеклись о редких или сверкающих материалах, таких как золото, серебро, драгоценные камни»3.
Короче говоря, как живопись и скульптура до V века до н.э. были в высочайшей степени идеациональными, точно также была идеациональной и греческая архитектура этого периода.
V век до н.э. был идеалистическим периодом греческой живописи и скульптуры. И, по-видимому, он должен был быть идеалистическим и в архитектуре. Доказательством этому служит Парфенон. Его интерьер – как и прежде – интерьер культового сооружения, но вместе
De Ridder A., Deonna W. Art in Greece. – NewYork. – Р. 54, 55.
Ibid. –Р. 68.
с тем здесь отдавали честь и гражданским доблестям, а в какой-то степени и ценностям материального мира. Внешний облик Парфенона – это изумительная гармония и соразмерность между идеациональной одухотворенностью и чувственной красотой. Отсюда – более пышное убранство и б'
ольшая зрительная привлекательность Парфенона по сравнению с архитектурными памятниками предыдущего периода. Он и больше по своим размерам, и более декоративен. «В оформлении Парфенона все метопы дорического ордера были украшены скульптурой, а вокруг целлы был дополнительно создан сплошной ионический фриз»4.
Начиная, примерно, с середины IV века до н.э. точка равновесия между нарастающим потоком визуализма и убывающим потоком идеационализма, по-видимому, оказалась пройденной. Начиная с этого времени архитектура, с незначительными флуктуациями и попятными движениями, становится все более и более визуальной – так же, как это было с греческой, эллинистической, а затем и римской живописью и скульптурой. Причем, изменения касаются как интерьера строений, так и их наружного вида: везде начинает преобладать визуализм. Памятниками великой архитектуры становятся не только храмы, но и царские дворцы, театры, общественные здания, триумфальные арки, акведуки,
Источник цитаты не указан; вероятно, как и в предыдущем примечании, это монография А. де Риддера н В. Деонны.
Метоп – прямоугольная плита из дерева, глины, чаще всего из камня, которая располагается над архитравом (первой, лежащей непосредcтвeннo на капители колонны балкой, поддерживающей остальные балки и крышу). Первоначально метопом назывались промежутки между торцами потолочных балок, выходивших на фасад деревянного здания.
Целла – внутреннее святилище, часть культовых зданий, особенно храмов, в которой находилось изображение божества.
Фриз – часть ионического антаблемента (той части здания, где стена или ко
лонна соединяются с крышей) между архитравом и карнизом.
особняки знати и другие светские сооружения, предназначенные «для самых разнообразных целей, к которым, исходя из своих представлений о великолепии, [греки] стремились в общественной и частной жизни»5.
Архитектура начинает все меньше служить богам и мертвым и все больше – земным потребностям властителей, богачей и вообще людей привилегированных сословий. Она перестала быть символической и сделалась эстетически визуальной. «Теперь появились роскошь, страсть к колоссальному и грандиозному, к помпезности и театральным эффектам – к тем самым вещам, которых греческое искусство некогда избегало»6.
Все это проявляется как в общем облике здания, так и в его деталях. В римской архитектуре, которая «целиком основана на греческой и несомненно является своеобразным ее продолжением, но в духе переизбыточности, показухи и скверной утонченности»7, все эти черты достигли как будто высшей точки визуализма.
Подводя итоги, можно сказать, что в греко-римской архитектуре основные идеационально-визуальные флуктуации происходили почти синхронно с подобными флуктуациями в греко-римской живописи и скульптуре. Вплоть до V века до н.э. она была преимущественно идеациональной; в V веке до н.э. она стала идеалистической; начиная с конца IV века до н.э. в ней все более и более начинает доминировать визуализм. Изредка наблюдаются поверхностные и краткосрочные попятные движения и малые флуктуации, но они были всего лишь рябью на поверхности основных потоков. Начиная примерно с конца IV века н.э. визуальная фаза греко-римской архитектуры все более клонится к упадку и вытесняется
5 Statham H.H. A Short History of Architecture. – London, 1912. – Р. 139. 6
De Ridder A., Deonna W. Ор. сit. – Р. 111. 7
Statham Н.Н. Ор. сit. – Р. 173.
нарастающим потоком идеационально-христианской архитектуры – до тех пор, пока эта последняя не восторжествовала полностью в течение следующего столетия. Таким образом, визуализм, который доминировал почти семь или даже восемь веков, ушел со сцены и на смену ему пришел новый стиль – волна идеациональной христианской архитектуры.
Эта христианская архитектура – в виде базилики8, византийского купола, а затем романского и готического стилей – была ни чем иным, как продолжением грекоримской архитектуры. Не ее абсолютным завершением или абсолютно новым началом и, следовательно, она не была новой формой, а всего лишь продолжением греко-римской архитектуры, но – в виде нового идеационального течения, пришедшего на смену течению визуальному, которое, в свою очередь, после V века до н.э. пришло на смену идеациональному и идеалистическому.
Что касается раннехристианской (типа базилики) и ранней византийской архитектуры (купольный стиль), то их идеациональный характер проявляется и во внутренних, и во внешних чертах. С точки зрения внутреннего содержения, великими зданиями архитектуры опять становятся церкви и соборы, служащие религиозным целям и посвященные Богу и сверхэмпирическим ценностям. Да и такая внешняя характеристика как сравнительные размеры религиозных и светских
8 Базилика (rpеч. – царский дом) – прямоyroльное в плане здание, большей частью со многими нефами (неф – вытянутое помещение, чacть интерьера, оrpаниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов). Раннехристианская базилика разделялась двумя рядами колонн на три нефа, из которых главный неф включал в себя абсиду (полукрyглую нишу, заканчивающуюся куполом). Внутренние помещения базилики освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Существовали различные формы базилики, одной из них была крестообразная базилика, образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, что и продольные.
строений показывает, что «сколь высокими и массивными не были бы каменные дома купцов или знати, здания храмов своими громадами величественно царили над городом»9.
Когда сегодня мы подъезжаем к современному городу или деревне – особенно в тех странах, которые возникли недавно и где нет зданий, сохранившихся со времен средневековья, как, например, США, – то мы не видим на горизонте ни церковных куполов, ни башен готических соборов, господствующих над всеми другими сооружениями. Да и в старинных городах храмы теряются среди современных небоскребов, среди которых церкви и соборы попросту незаметны. Силуэт города в средние века был совершенно иным.
«Город открывался издалека высоченными сводами и башнями своих многочисленных церквей и монастырей, а в сельской местности величественные строения старинных богатых аббатств и монастырей бросались в глаза прежде, чем крепости и замки»10.
«Вид Кёльна в 1562 году определяли 19 приходских церквей, 22 крупных мужских монастыря, 11 богаделен, более 100 часовен, 76 женских монастырей, 106 домов «бегинок»11, 12 церковных больниц.
В Майнце в 1450 году на 7050 жителей было 19 богаделен, 8 мужских и 7 женских монастырей, 3 духовнорыцарских ордена»12.
9 Huisinga J. The Waning of the Middle Ages. – London, 1927. – Р. 21 [cм. русский перевод: Хeйзинга И. Осень средневековья. – М., 1988. – C. 8].
Воеhmer Н. Luther. – New York, 1930. – Р. 314, 315. 11
Бегинки – религиозная женская община без определенного устава, основанная в XII веке в Нидерландах священником Ламбертом ле Бегом (ум. в 1174 г.). По словам Г. Гейне («Бог Аполлон»), «одеяние бeгинок – плащ тяжелый с капюшоном из грубейшей черной саржи» (Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. Проза. – М., 1971. –
C. 217). 12
Воеhmer Н. Ор. cit. – Р. 315, 316.
Такая картина сохранялась вплоть до ХV века. С этого столетия большая архитектура становится все более светской. В городах начинают преобладать дворцы, Rathaus'ы13, особняки, коммерческие дома, здания парламентов и т.п.
Религиозные строения – и в целом, и в наиболее важных своих деталях – являются, по сути, символическими. У базилики, романского или готического соборов почти каждая деталь имеет свое определенное символическое значение – она является видимым знаком невидимых ценностей. Красота здания в целом или какой-то его части заключается, так сказать, не в его зримой форме, а в той незримой ценности, которую оно символизирует.
В целом же ранняя христианская архитектура – «это самодостаточный стиль, вполне устраивающий церковь того времени созданием строений, которые прекрасны сами по себе и даже более чем удовлетворяют те потребности, для которых они были предназначены»14.
То же самое следует сказать и о ранней византийской архитектуре – вплоть до высшего ее достижения, каковым является храм Айя-София (537–563 гг. н.э.). Насчет этого изумительного собора, «снаружи кажущегося массивной и не очень тщательно обработанной глыбой, должно признать, что его архитектурная известность касается, скорее, его внутреннего убранства, чем наруж
13 Rathaus (нем.) – ратуша, здание городского самоуправления в Германии и ряде других европейских стран; вместе с тем это особый архитектурный стиль, сложившийся в XII–XIV веках, включавший элементы кpeпocтнoгo и культовогo зодчества. Чаще всего ратуша представляла двухэтажное здание, композиционным ядром которого являлся зал совещаний на втором этаже, где также находился балкон или эркер, предназначенные для обращения к гpажданам; ратуша нередко завершалась многоярусной башней, символизировавшей самостоятельность и политические вольности города.
Kimball F., Edgell G.H
. Ор. cit. – Р. 119.
ного вида»15. «Снаружи он довольно скучен, но внутри – великолепен»16.
Этот идеациональный характер архитектуры сохранялся в целом в течение нескольких столетий как в Византии, так и в Западной Европе, испытывая б'
ольшие или меньшие колебания между главными обсуждаемыми здесь типами.
Когда эта форма кристаллизовалась – а этому предшествовал период экспериментирования и перехода от базилики к романскому стилю (стилю не очень определенному и сохранявшемуся до появления в ХII в. стиля готического), – она оказалась явно идеациональной.
В период, примерно, с VI по ХII век, по-видимому, должны были происходить небольшие усиления или
Statham H.H. Ор. cit. – Р. 119.
Кimball F., Edgell G.H
. Ор. сit. – Р. 193.
[Нелишне напомнить здесь, что именно внутренняя красота храма св. Софии оказалась решающим аргументом в пользу принятия Pyсью христианcтва восточного образца. «И пришли мы в греческую землю, – рассказывали «послы» князю Владимиру и его дружине, – и ввели нас туда, где служат они Боry своему, и не знали – на Небе или на Земле мы: ибо нет на Земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех дpyгиx странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать» (Повесть временных лет. – СПб., 1996. – C. 186).
Почти такими же были и впечатления С.Н. Булгакова, впервые посетившего храм Айя-София в 1923 году. «Я испытал такое неземное блаженство, – пишет он в своем дневнике, – в котором потонули как незначащие все мои скорби и тyги, прошлые и будущие. Душе открылось нечто абсолютное, непререкаемое и очевидное. Из всех виденных мною дивных храмов... это есть храм... в абсолютном и непререкаемом смысле, Храм Вселенский. Это непередаваемая на человеческом языке легкость, ясность, простота и дивная гармония, при которой совершенно исчезает тяжесть, – тяжесть кyпола и стен, это море света, льющегося сверху и владеющего всем этим пространством, замкнутым и свободным... Эта фация мраморного кружева и красоты колонн, эта царственность – не роскошь, но именно царственность золотых стен и дивного орнамента – меняет, покоряет, умиляет, убеждает... Исчезает ограниченность и тяжесть маленького страждущего Я, нет его, душа растекается по этим сводам и сама сливается с ними, становится миром; я – в мире и мир во мне. И это чувство растаявшей глыбы на сердце, это ощущение крылатости, как птица в синеве неба, дает не счастье, не радость, но блаженство –
ослабления противостояния идеационализма и визуализма. Тем не менее идеациональный стиль оставался господствующим вплоть до ХI века. Начиная с этого времени прилив визуализма усилился, что выразилось в позднем романском стиле ХI–ХII веков, образцами которого являются Пизанский собор17, а также несколько французских, немецких и итальянских строений, гораздо более усложненных, живописных и театрально декоративных, чьи чисто идеациональные особенности – массивность, простота и др. – менее заметны.
Этот нарастающий прилив визуализма проявился, наконец в появлении готики в ХII–ХIII веках – сти
какого-то окончательного в'
едения, всего во всем и всего в себе, – всякого всячества, мира в единстве... Это не небо и не земля, свет небесный над землею – это не бог и не человек, но сама божественность, божественный покров над миром. Как понятно стало чувство наших предков в этом храме, как правы они были, говоря, что не ведали они, где находятся, на небе или на земле: они и на самом деле были ни на небе, ни на земле, но между, в св. Софии...» (Булгаков С.Н. Тихие думы. – М., 1996. – C. 357, 358).
Не менее поэтичное описание св. Софии оставил и другой русский путешественник – Д.С. Мережковский (очерк «Св. София» в сборнике «Грядyщий хам»). «Когда издали, с Босфора, в конце узкого мыса между Золотым Рогом и Мраморным морем, видишь св. Софию, она представляется почти геометрически правильным, как игральная кость, четырехгранником с наложенным на него куполом цвета темно-синего, как осиное гнездо, между четырьмя длинными и узкими стрелками минаретов, разумеется, позднейшей мусульманской пристройки. Просто, даже слишком просто, почти бедно, хотя и огромно, потому что сразу видишь, или не столько видишь, сколько угадываешь, что это самое большое здание города.
Но когда входишь внутрь храма и видишь его весь сразу (в этом его особенность, что видишь его сразу, с первого взора весь), душе понятным делается его величие: душе хочется крыльев. Ничего, кроме светлого, безмерно огромного, небу подобного свода. Чувствуешь, что здание построено для этого свода: все для него, все от него, все в нем. Он покрывает, соединяет, согласует, просветляет все. Никогда на земле не было более совершенного образа вечности; и почти невозможно поверить, что это создание рук человеческих» (Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. – СПб., 1911. – Т. ХI. – C. 137, 138)].
Пизанский собор построен в 1063–1160 годах. Вместе с бaптистерием, кампанилой («падающей башней») и крытым кладбищем Kaмпo Санто он образует ансамбль Соборной площади. «Другой такой площади, – по словам П.П. Муратова, – нет в Италии, и даже венецианская пьяцца не производит первого впечатления настолько же сильного, полного и чистого» (Муратов П.П. Образы Италии. – М., 1994. –
C. 169).
ля, в котором изумительно уравновешены элементы идеационализма и визуализма и который не является ни тем, ни другим, а чисто идеалистическим стилем, присущим скульптуре и живописи тех же столетий. Ход его развития от ранней до поздней «пышной» готики ХV–ХVI веков, которая превратилась в барокко и позднее барокко (или рококо)18, отмечен постоянным усилением визуализма, ставшего во времена «пышной» готики доминирующим и достигшего в барокко своих великих вершин.
Как и многие другие великие стили, «готическая архитектура, постепенно развиваясь, в XVI веке достигла состояния, дальше которого развиваться, по-видимому, было некуда». Она «исчерпала свои ресурсы»19.
«С конца XIV века до самого Возрождения пышная готика не сделала ни одного нового открытия, но лишь привнесла вкус к сложности»20. Ее путь был закончен; в нарастающем приливе визуализма готика не могла сохраниться – необходимо было либо создать новый архитектурный стиль, либо вернуться к одному из прежних. Этот второй вариант и избрала архитектура эпохи Возрождения.
Начиная с периода Ренессанса, «архитектура впервые за всю свою долгую историю обратила взоры не вперед, а назад, к образцам той эпохи, которая считалась и действительно была в некоторых отношениях более великой»21.
Слово «барокко» произошло, предположительно, от португальского perola bаrrоса (жемчужина причудливой формы) или от латинского bагосо (один из видов силлогизма в схоластической логике).
«Рококо» – от орнаментального мотива «рокайль», что в буквальном переводе с французского означает «раковина», «мелкий дробленый камень».
Statham Н.Н. Ор. cit. – Р. 442, 443.
20 Deonna W. L'archeologie, sa valeur, ses methodes. – Раris, 1912, vol. III. – Р. 455. 21
Statham Н.Н. Ор. cit. – Р. 444.
Несмотря на свою кажущуюся простоту, архитектура Раннего Возрождения, представленная работами Брунеллески (1377–1446), Микелоццо (1391–1472), Л.Б. Альберти (1404–1472), являет собой дальнейший шаг в развитии визуализма. Внутренне, начиная с этого времени, большая архитектура перестает быть исключительно религиозной, но проявляет тенденцию превращаться все больше в архитектуру светскую: воплощением ее идей чаще всего становятся дворец принца, монарха, магната, богача, сильного мира сего. Она перестает быть символической, какой была до сих пор, и всякий «сокрытый смысл» ее видимого знака утрачивается. Зримая, визуальная форма все больше становится самодовлеющей. Это и означает, что архитектура перестает отвечать внутреннему критерию идеациона лизма.
С внешней стороны проявились все типичные признаки визуальной архитектуры, которые возникли в эпоху Возрождения и сохранялись в пришедших ему на смену стилях барокко и рококо. В конце XVI века развитие западной архитектуры привело к возникновению так называемого стиля барокко, являющегося то ли своего рода «интермеццо» в истории ренессансного классицизма, то ли непосредственным продолжением тенденции пышной готики. Одного этого слова – «барокко» – достаточно, чтобы навести на мысль о его крайнем визуализме. «Стиль барокко... характеризуется любовью к контрасту и движению, склонностью к колоссальному, стремлением произвести чисто внешний эффект, что достигается благодаря причудливому сочетанию форм»22.
Пышность декорации была доведена до предела: скульптура, живопись, цвет, золото, разноцветный мрамор – все использовалось в этом веке, в котором царил
Michel A. Histoire de l'art. – Paris, 1912, vol. VII. – Р. 253.
goût de luxe23. Присутствовали и все другие приметы крайнего визуализма. П. Лигети справедливо подчеркивает визуальную манию этого периода, также как и ту победу, которую, начиная с эпохи Возрождения и кончая XIX веком, Schein все чаще одерживает над Sein24.
На смену барокко пришло рококо, еще более визуалистическое, эротическое, показное и почти исключительно декоративное – то была приторно сладкая и игрушечная архитектура. Позже возник неоклассицизм, но он был – как и в живописи, и архитектуре – сменой одной формы визуализма другой, а не отказом от него и едва ли даже его снижением.
Затем, в течение всего XIX века, мы наблюдаем несколько волн романтизма и классицизма, оживление готики, Ренессанса и несколько дрyrих безнадежных всплесков, ни один из которых не создал ни идеациональную форму, ни какой бы то ни было оригинальный стиль вообще. И все они были стилями визуальными, проникнутыми страстью к масштабным размерам, внешней эффектности, декоративности, лишенными какого бы то ни было символизма. Они ставили своей единственной целью произвести приятное зрительное впечатление и принести утилитарную пользу.
Эти «оживления» и «эклектические смеси» продолжались до наших дней вплоть до «новой архитектуры» небоскребов и прочих современных конструкций. Представляет ли собой небоскребная архитектура начало нового – реально существующего – стиля в зодчестве, как утверждают некоторые, – это еще неизвестно, но по сравнению с чрезвычайно подражательными стилями второй половины XIX – начала ХХ века современная архитектура, безусловно, проявляет тенденцию к конструктивной простоте, хотя едва ли к идеациональности.
Ее простота и конструктивизм наводят на мысль, что, может быть, это антивизуальная (кубистская) реакция в архитектуре вроде той, которая происходила в живописи и скульптуре в конце XIX – начале ХХ века. Многие ее черты подтверждают высказанное предположение. Но, с другой стороны, это пока еще не идеациональная архитектура. Практически все нынешние строения носят светский характер. Они не претендуют на то, чтобы символизировать некую трансцендентную реальность. Наоборот – все это, главным образом, железнодорожные станции, торговые ряды, театры (особенно кинотеатры), Radio City, Woolworth Building, Empire State Building, Chrysler Building25 и другие строения, обслуживающие самые что ни на есть материальные, эмпирические потребности. В них нет ничего, что присуще идеациональному стилю. Снаружи, несмотря на их чрезвычайную простоту, они отмечены всеми признаками визуализма: прежде всего – это одержимость масштабностью (самое большое здание в мире!), что является наивысшей похвалой, славой и гордостью. В этом отношении мы наблюдаем настоящую погоню за самым высоким, самым крупным – гигантоманию, весьма характерную для эпохи перезрелого визуализма. Следом за ней идет «научность», «рационалистическая рассудочность» этой простоты. Она возникла не спонтанно, но математически подсчитана – с точки зрения доходности, которую приносит недвижимость. Она геометрически точно измерена, продумана от начала и до конца, особенно в плане дивидендов и прибыли. Но ведь «Парфенон был геометрически неправильным. Он подчинен некоей высшей логике и правилам»26. «Неправильными» были и знаменитые соборы XIII века.
Это чересчур рассудочное, математическое, коммерциализированное, «научное» проектирование – совершенно правильное и почти убийственно точное – пока что не привело к созданию какого-нибудь нового стиля, за исключением громадности и нового типа убранства зданий. Это плоды творчества «художниковдекораторов» – эклектичные, шикарные, представляющие собой смесь всего – от греческих фресок до барокко и рококо, от готики до «примитива» – и почти всегда подражательные, даже когда предполагается, что сюжеты декоративных орнаментов абсолютно современны, например, индустриальный мир, машины и, конечно же, пролетариат, благословляемый Лениным. В этом пока что нет ничего от идеационализма. Это, с чисто эмпирической точки зрения, вполне оправданные «кубизм» и «конструктивизм» в архитектуре, похожие по своей природе на антивизуальную реакцию в живописи и скульптуре. Является ли это само по себе предвестием грядущего идеационализма или только преходящей реакцией ХХ века – пока что неясно.
Подводя итоги этого очерка, мы можем сделать нижеследующие выводы.
1) Наши основные категории без каких-либо затруднений применимы и к области архитектуры. Они помогают привести в логически постижимые системы кажущийся хаос архитектурных феноменов и показывают, что в главных своих чертах архитектура – это не нечто случайное, а закономерное проявление соответствующей идеациональной, идеалистической, чувственной
или смешанной ментальности данной культуры. Таким образом сделан второй взнос в уплату «долгового обязательства».
2) В архитектуре, как и в живописи, и в скульптуре, имеются долговременные и краткосрочные волны влиятельности и господства идеационального и визуального стилей и течений, занимающих промежуточное положение между ними.
3) Поскольку речь идет о чередовании этих длинных и коротких волн в истории греко-римской и западно-христианской культур, такие волны идут, в основном, параллельно с приливами и отливами, наблюдаемыми в живописи и скульптуре. Архитектура Греции вплоть до V века до н.э. была преимущественно идеациональной, как и ее живопись и скульптура. Архитектура V века до н.э. была главным образом идеалистической – опять же как живопись и скульптура. Со второй половины IV века архитектура становится все более и более визуальной, оставаясь таковой вплоть до V века н.э. И также обстояло дело с живописью и скульптурой. После V века н.э. архитектура делается все более и более идеациональной и остается таковой – если отвлечься от незначительных флуктуаций – до ХII столетия. То же самое происходило с живописью и скульптурой. Архитектура XIII века была в высшей степени идеалистической. Таковыми же были живопись и скульптура. Начиная с XIV века визуальный поток усилился и превратился в доминирующий, оставаясь им до настоящего времени. То же самое – в живописи и скульптуре. Сегодня мы наблюдаем в архитектуре, живописи и скульптуре реакцию против визуализма. Но она еще не является идеационализмом. Это всего лишь симптом возможного конца визуальной волны и наступающего господства волны идеациональной, но это только предположение.
4) Таким образом, главные волны во всех этих областях – если рассматривать только главные флуктуации в течение таких относительно больших отрезков времени как 100-летние периоды, – происходят более или менее синхронно. Если же рассматривать более короткие отрезки времени, то в менее значительных флуктуациях мы увидим некоторые «отставания» и «забегания вперед». Но, как уже было сказано, подобные «асинхронизмы» относятся только к более мелким волнам, а в этих отставаниях и забеганиях едва ли есть какая бы то ни было всеобщая закономерность, описывающая, какой из этих трех видов искусства всегда отстает, а какой всегда лидирует.
5) Если к приведенным выше фактам прибавить, что подобные же колебания от идеациональности к визуализму и наоборот имели место в истории и персидской, и мавританской архитектур, в которых более поздние стадии того или иного стиля обнаруживают ту же тенденцию к визуализму, декоративности, сложности и т.п., то представленного выше очерка вполне достаточно, чтобы утверждать, что попеременные колебания и ритмы идеациональности и визуальности, несомненно, существуют и обнаруживаются в динамике архитектурных стилей почти каждой культуры.
6) Наш очерк показывает также, что эти колебания не являются периодическими. Продолжительность господства каждой из тех фундаментальных форм, которые мы исследовали, варьируется от страны к стране, от периода к периоду.