Цели и задачи выпускной квалификационной работы. Методические указания
Рег. №
ПОДГОТОВКА и защитА
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Методические указания
для студентов всех форм обучения
Направление подготовки 040400 –Социальная работа
Профиль подготовки – Социальная работа в системе социальных служб
Квалификация (степень) – бакалавр
Санкт-Петербург
Допущено
Редакционно-издательским советом СПбГЭУ
в качестве методического издания
Составители:
д-р мед. наук, проф. С.А. Овчаренко
канд. соц. наук, доц. Гроховская О.И.
канд. мед. наук, доц. Джуринская Л.Ф.
спец. по УМР I категории Кучумова Е.А.
Подготовлено на кафедре
социологии и социальной работы
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
ãСПбГЭУ, 2014
Содержание
Общие положения……………………………………………….. | ||
1.1 | Цель и задачи выпускной квалификационной работы……………........................................................................ | |
1.2 | Объект и база выпускной квалификационной работы………………..................................................................... | |
Организация работы по выполнению выпускной квалификационной работы ………………………….................... | ||
2.1 | Этапы и сроки выполнения выпускной квалификационной работы …………………………………………………………..... | |
2.2 | Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы.............................................................................................. | |
2.3 | Составление программы выпускной квалификационной работы ............................................................................................. | |
2.4 | Контроль за ходом подготовки и написания выпускной квалификационной работы............................................................. | |
Структурные элементы выпускной квалификационной работы | ||
Требования к оформлению выпускной квалификационной работы ………………………......................................................... | ||
Допуск к защите выпускной квалификационной работы.......... | ||
5.1 | Оценка научным руководителем готовности выпускной квалификационной работы............................................................. | |
5.2 | Рецензирование выпускной квалификационной работы ............ | |
5.3 | Оформление допуска к защите выпускной квалификационной работы ………………….................................................................. | |
Предзащита и защита выпускной квалификационной работы… | ||
Примерный перечень тем выпускной квалификационной работы ……………………………................................................ | ||
Список литературы ........................................................................ | ||
Приложение..................................................................................... | ||
Общие положения
В современных условиях гуманизации социальных процессов российского общества стратегическое значение для социальной политики государства имеет вузовская подготовка специалистов социальной работы (бакалавров, магистров).
Повышение качества подготовки специалистов социальной работы диктует необходимость уточнения профессиограмм социальных и других специальностей; диверсификации социального образования, ориентированности на развитие духовно-нравственных качеств, культуры личности и профессиональной компетентности, требования к которой будут постоянно возрастать и усложняться. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и способностей к выполнению профессиональной деятельности, а также такие качества как инициатива, сотрудничество, коммуникативность, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Кроме того, профессиональная компетентность определяется мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, его творческим и ответственным отношением к делу.
Выпускная квалификационная работа является итоговым контролем процесса обучения в вузе и основанием для присвоения студенту степени – бакалавр по направлению 040400 – социальная работа, способного с профессиональных позиций решать проблемы в данной области, используя полученные за годы обучения знания.
С целью систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических знаний по решению научно-прикладных проблем, содержание дипломной работы должно раскрывать различные аспекты профессиональной деятельности специалиста социальной работы: организационно-методический, административно-управленческий, социально-технологический, системно-аналитический, культурно-творческий, социально-экономический, маркетинго-менеджменческий, социально-правовой и др.
Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченную разработку на актуальную тему, содержать навыки самостоятельных расчетов студента, анализа, интерпретации и обобщения социальной информации, умение использовать литературу, фондовые источники и базы данных, предполагающие осуществление мероприятий, направленных на совершенствование социальной системы
Выпускная квалификационная работа должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные разработки, имеющие существенное значение для социальной работы как науки. Бакалавр представляет выпускную квалификационную работув виде специально подготовленной рукописи. Процесс подготовки выпускной квалификационной работы обеспечивает выполнение общих квалификационных требований к работам.
На первом этапе подготовки выпускная квалификационная работа от студента требуется не только определенный объем знаний, но и включение в новую форму педагогических отношений - в первую очередь взаимодействие с научным руководителем, а в дальнейшем - с рецензентом, кафедрой и Государственной аттестационной комиссией. Основу этих отношений составляет успешный контакт с руководителем, который обеспечивает формирование исследовательских навыков и, прежде всего, умения пользоваться методами научной работы.
Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно, на практическом материале различных хозяйствующих субъектов всех организационно – правовых форм, сферы государственных и негосударственных организаций, в соответствии с выданным заданием на ее разработку. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент активно овладевает методами и методиками научного исследования, умением самостоятельно выполнять и творчески использовать свои знания для решения конкретных целей и задач, приобретает навыки работы с научной литературой, статистическими данными, нормативно-правовыми и другими документами. Ответственность за полноту, объективность и научную достоверность, представленных в выпускной квалификационной работе материалов, несет автор данного исследования. При подготовке выпускной квалификационной работы студент должен продемонстрировать широту и глубину знаний по специальности, навыки самостоятельной исследовательской и социально - проектной работы, умения решать сложные задачи в области социальной работы, а также способность обосновывать и защищать свои проектные решения перед Государственной аттестационной комиссией.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы
Цель выпускной квалификационной работы – углубление и расширение знаний и навыков студента в области социальной работы в процессе самостоятельного решения комплексной социально – проектной, исследовательской и практической задачи, требующей согласованного рассмотрения экономических, организационных, управленческих, методологических, профилактических, диагностических, проектных вопросов.
Для успешного выполнения выпускной квалификационной работы студенту необходимо:
· иметь глубокие знания в области социальной работы, этапах социализации, о тенденциях изменения российского общества, прогнозирования и руководствоваться ими при решении задач социального исследования;
· владеть современными методами и методиками научно – исследовательской работы, анализа и обработки информации для принятия управленческих решений на исследуемом социальном объекте;
·уметь ориентироваться при подборе различных источников информации и уметь работать со специальной литературой; изучать и обобщать литературные источники, материалы предприятий и организаций, решать практические задачи, делать выводы и предложения;
· уметь грамотно пользоваться компьютерной техникой и современными информационными технологиями;
· уметь с профессиональных позиций обосновывать теоретические и практические рекомендации, результаты анализа, социально – экономического решения и мероприятия по их внедрению;
·уметь излагать свои мысли четко, грамотно и логически последовательно, а также квалифицированно оформлять материал, иллюстрирующий содержание социального исследования.
Основные задачи выполнения выпускной квалификационной работы направлены на формирование следующих компетенций:
- быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1)
- быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2)
- быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4)
- быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6)
- быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК-9)
- быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10)
- быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-1)1
- быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12)
- быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17)
- быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18)
- быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20)
- владеть высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны(ПК-22)
- быть способным к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-25)
- быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27)
- быть способным разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности (ПК-29)
- быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32)
- быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33)