Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы

Основные этапы и сроки выполнения выпускной квалификационной работы

Успешное выполнение выпускной квалификационной работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы (Приложение В).

На основании представленного в Приложении В общего календарного графика студент-выпускник совместно с научным руководителем в обязательном порядке составляет индивидуальный план-график выполнения выпускной квалификационной работы (Приложение Г), который должен неукоснительно соблюдаться студентом.

2.2 Структура и содержание выпускной квалификационной работы

При составлении плана работы необходимо исходить из того, что он является «путеводной нитью», которая может привести, при условии его удачного составления, к успеху. План работы должен в дальнейшем развернуться в логически стройный текст, поэтому нагромождение в нем большого количества вопросов, отсутствие логики в их составлении будут являться лишь свидетельством недостаточного овладения теоретического материала, неумения отделить главное от второстепенного.

Рекомендуемая структура выпускной квалификационной работы включает следующие составляющие: титульный лист, введение, основная часть (состоит из отдельных глав, которые разбиваются на параграфы), заключение, список использованных источников, приложения.

Каждая структурная часть (кроме параграфов) в пределах главы начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца, с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится. Главы и параграфы обозначаются арабскими цифрами. Слово «глава» не пишется. Между номером главы (параграфа) и их названием точка не ставится (см. образец оформления плана работы в Приложении Д).

Названия банков и организаций органов исполнительной власти, на примере которых осуществляется написание выпускной квалификационной работы, указываются в теме и тексте дипломной работы в соответствии с Приложением Е:

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы (номер страницы на ней не проставляется) и заполняется по строго определенным правилам оформления, определяемым кафедрой (Приложение Ж).

Введение

Объем введения для выпускной квалификационной работы – 3-4 страниц.

Введение является вступительной частью работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, ее существующее состояние. Обязательная структура введения включает следующие составляющие:

– актуальность темы;

– цель исследования;

– задачи исследования;

– объект исследования;

– предмет исследования;

– теоретическая и эмпирическая база исследования;

– структура исследования.

Актуальность исследования выражается, с одной стороны, в своевременности и значимости разрешения проблемной ситуации, в необходимости получения нового полезного результата для объекта исследования, с другой стороны, в недостаточной изученности отдельных аспектов проблемы (предполагается, что именно эти аспекты проблемы будут решены студентом в выпускной квалификационной работе).

Цельисследования ориентирует на его конечный результат – теоретико-познавательный и практически-прикладной. Задачиисследования формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования, то есть цель исследования логически диктует структуру его задач – теоретических и практических.

Например, для выпускной квалификационной работы на тему «Анализ и совершенствование управления финансовыми рисками в российских коммерческих организациях (на примере ООО «X»)» цель целесообразно сформулировать в следующем виде: цель работы заключается в теоретическом обосновании и разработке мероприятий, направленных на совершенствование управления финансовыми рисками в российских коммерческих организациях. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:

– изучить …;

– проанализировать …;

– исследовать …;

– предложить …;

– разработать … и т. д.

В задачах исследования объект конкретное предприятие не упоминается.

Объектисследования формулируется после задач исследования. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Под объектом исследования понимается избранный элемент реальности, который обладает четкими границами, относительной автономностью существования по отношению к окружающей среде. Объект исследования как кибернетическая модель (черный ящик) представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, требующую решения.

Пример формулировки объекта исследования для вышеназванной темы выпускной квалификационной работы: объектом исследования стали финансовые риски российских коммерческих организаций (на примере ООО «X»).

Предметисследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования – это отношения, складывающиеся в границах объекта исследования.

Пример формулировки предмета исследования для выше указанной темы выпускной квалификационной работы: предметом исследования являются финансовые отношения, складывающиеся в процессе управления финансовыми рисками в российских коммерческих организациях (на примере ООО «X»).

Теоретическая база исследования должна быть представлена классическими и современными научными разработками и концепциями отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших данную проблему, законодательными актами, методическими, нормативными документами.

Эмпирическая база исследования служит основой для обеспечения доказательности теоретических положений, достоверности выводов и рекомендаций и представлена, как правило, статистическими данными и аналитическими материалами (например, Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка России, Министерства финансов РФ); информационными ресурсами INTERNET; материалами, размещенными в справочных правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант»; данными по теме исследования, собранными лично автором: авторскими расчетами и т.д..

Структура исследования излагается примерно следующим образом: «Выпускная квалификационная работа изложена на … страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит … приложений и список использованных источников, включающий … наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены … Во второй главе определены … В третьей главе разработаны …В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на…»

Основная часть

Основная часть работы включает главы, разделенные на параграфы и пункты, в которых последовательно и логично раскрывается содержание исследования. Как правило, основная часть выпускной квалификационной работы состоит из трех глав, в каждой главе по 2-3 параграфа.

Основная часть предусматривает:

– обоснование принятого направления исследования, методы решения поставленных задач и их сравнительную оценку, описание выбранной или разработку общей методики проведения исследования;

– теоретическое (библиотечное) исследование, включающее определение характера и содержания теоретических исследований, методы и инструменты исследования, методы расчета;

– экспериментальное (практическое) исследование объекта по выбранной теме, включающее обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, экспериментальные работы, расчеты, измерения, анализ, обобщение и оценку результатов исследования, в том числе оценку достоверности результатов, выводы и предложения по направлению дальнейших работ;

– обобщение и оценку результатов исследования, основные направления совершенствования конкретных сторон деятельности исследуемого объекта, включающие разработку конкретных рекомендаций с оценкой достоверности полученных результатов и обоснованием их эффективности и практического использования.

Первая глава имеет теоретический характер. Здесь рассматриваются теоретические основы проблемы, раскрывается сущность экономических процессов и ключевых категорий, анализируется научный вклад ученых, которые занимались разработкой данной проблемы, проводится сопоставление различных точек зрения, позиций, подходов к проблеме и обосновывается собственная позиция автора выпускной квалификационной работы, дается аргументация авторского видения проблемы, раскрываются закономерности и тенденции изучаемого процесса, специфика их осуществления в современных пространственно-временных условиях.

Таким образом, в первой главе основной части необходимо:

– рассмотреть теоретические и методологические вопросы исследуемой темы на основе изученных материалов из различных источников;

– дать краткий анализ изучаемой проблемы в ее состоянии на сегодняшнем этапе;

– отразить собственную позицию по исследуемому вопросу в виде выводов, сформулированных в конце каждого параграфа главы.

Необходимо показать высокий уровень знания теории по изучаемой теме на основе проработки различных источников. При этом следует выявить особенности взглядов, подходов и мнений различных авторов, систематизировать, выполнить анализ и сформулировать свою точку зрения с обоснованием предпочтительности своего подхода по вопросам рассматриваемой темы.

Аргументы, подтверждающие верность своего подхода, целесообразно подкрепить анализом статистических данных из ежегодников, специализированных журналов и других источников, в том числе из источников внутренней среды организаций.

Вторая глава основной части выпускной квалификационной работы носит аналитический характер. В ней представлен глубокий и конкретный анализ деятельности объекта исследования по направлению выбранной темы с использованием определенных методов и инструментов его изучения, освоенных студентом во время обучения в институте по специальности «Финансы и кредит» (статистика, прогнозирование, моделирование, оптимизация, экономический анализ, факторный анализ, ситуационный анализ и др.).

В начале второй главы основной части дается анализ финансового состояния объекта, после чего переходят к непосредственному анализу объекта в соответствии с темой исследования на основе расчетов, графиков, диаграмм, таблиц, экспертных оценок и т.п. Анализ осуществляется по данным за три (не менее) последних года с целью выявления закономерностей, особенностей и динамики показателей предмета исследования. При анализе следует опираться на теорию и методологию первой главы с учетом поставленных задач по достижению цели.

Анализ, проведенный во второй главе, должен полно и объективно отражать деятельность объекта в соответствии с выбранной темой и предметом исследования. При этом должны быть выявлены факторы, влияющие на результаты деятельности объекта исследования.

Результаты анализа должны быть наглядно отражены в иллюстративной форме в виде самостоятельно структурированных таблиц и рисунков в соответствующих местах текста или в приложениях. На все таблицы и рисунки должны быть ссылки в тексте.

В конце каждого параграфа второй главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа.

В третьей главе основной части студент разрабатывает направления совершенствования некоторых конкретных сторон исследуемого объекта на основании:

– теоретических подходов и прогрессивных достижений мировой и отечественной практики, отраженных в первом разделе;

– полученных результатов анализа во втором разделе;

– своих идей.

Эти направления представляются в виде алгоритмов, моделей, схем функционирования и развития процессов и структуры объекта. Они являются исходными данными для разработки проекта по совершенствованию исследуемого объекта.

В третьей главе должны быть:

– сформулированы конкретные рекомендации;

– представлена оценка их экономической, социальной эффективности или дано обоснование другого положительного эффекта;

– отражена возможность практического использования предложенных рекомендаций;

– разработана программа по реализации рекомендаций, которые имеют высокую практическую ценность.

В конце каждого параграфа третьей главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа.

Заключение

Рекомендуемый объем заключения для выпускной квалификационной работы – 4-5 страниц. В заключении работы следует подвести итоги исследования, обязательно отметив ключевые положения, к которым можно отнести авторскую или общепринятую трактовку понятия, его сущностные черты, классификационные признаки, факторы, оказывающие влияние, и конкретные предложения, способствующие решению сформулированных во введении задач.

В заключении должны быть:

– обобщены результаты исследования;

– показана прикладная значимость результатов исследования:

– показана новизна результатов исследования;

– определены перспективные направления исследований по данной теме (проблеме);

– показана возможность распространения полученных результатов на другие объекты.

Если результаты работы принимают к реализации, необходимо оформить справку об использовании результатов выпускной квалификационной работы, в которой должно быть отражено следующее:

– в решении каких конкретно вопросов студент принимал непосредственное участие;

– полученные результаты;

– где и каким образом результаты могут найти применение;

– в какой стадии освоения находятся эти результаты.

2.2.5 Список использованных источников и порядок оформления ссылок

Перечень использованных в работе источников должен размещаться в конце работы, после раздела «Заключение» по строгому алфавитному списку фамилий авторов и заглавий произведений, если автор не указан. Обозначается как «Список использованных источников».

При подготовке работы следует добросовестно отнестись к заимствованиям идей, фактов, разработок других авторов. Если используется текст автора без внесения каких-либо изменений, то этот прием называется цитированием. Для обеспечения соблюдения авторских прав в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» обязательно наличие ссылок на материалы и цитаты из использованных источников информации, даже если цитируемое представлено в работе не дословно, а в произвольной форме. Ссылки на использованные источники должны быть внутритекстовыми, оформляются в виде указания номера источника, а также номеров страниц в квадратных скобках в соответствии с государственным стандартом.

Пример внутритекстовой ссылки: [4, С. 16], где «4» –номер источника в списке, «16» – страница источника.

Если ссылка указывается в конце предложения, то точка ставиться после ссылки.

Пример: По мнению И. И. Иванова, политика государства в области налогообложения должна быть направлена на оптимальное сочетание экономических интересов всех субъектов рынка [17, С. 34-35].

Ссылки также обязательно делаются для таблиц и рисунков. Если таблицы и рисунки берутся из источника без изменений, тогда ссылка оформляется следующим образом:

Пример: Таблица 1 – Результаты финансового анализа деятельности ОАО ВТЗ за 2008-2010 гг., тыс. руб. [4, С. 16]

или

Таблица 1 – Структура денежного агрегата М2 на 01.01.2010 г., млрд. рублей*

Дата Денежная масса (М2) в том числе
Наличные деньги (М0) Безналичные средства
01.01.2010 15 697,7 4 038,1 11 659,6

*Источник: [2, С. 11]

Если таблицы и рисунки изменяются автором, тогда ссылка оформляется под соответствующей таблицей и рисунком следующим образом:

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы - student2.ru

Рисунок 1 – Взаимосвязь денежной базы и массы денег в обращении*

*Источник: составлено автором

В настоящее время введен и действует ГОСТ 7.1 – 2003 «Межгосударственный стандарт. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Примеры описания книг

Книги одного автора

Бердникова, Т. Б. Оценка ценных бумаг [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Б. Бердникова. – М. : ИНФРА – М, 2009. – 143 с.

Голодова, Ж. Г. Финансы и кредит [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Ж. Г. Голодова. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 448 с.

Корчагин, Ю. А. Деньги. Кредит. Банки [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Корчагин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 348 с.

Лисин, В. С. Макроэкономическая теория и политика экономического роста [Текст] : монография – учеб. пособие / В. С. Лисин. – М. : ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009. – 320 с.

Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / Н. В. Миляков. – М. : Инфра-М, 2007. – 506 с.

Книги 2-х или 3-х авторов

Важно: при наличии двух или трех авторов в заголовке указывают только имя первого автора.

Албегова, И. М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку [Текст] / И. М. Албегова, Р. Г. Емцов, А. В. Холопов; А. В. Сидоровича; по ред. А. В. Сидоровича; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Дело и Сервис, 2008. – 319 с.

Баландин, В. С. Оценка эффективности инвестиционных проектов в современной экономике (теория и методология) [Текст] / В. С. Баландин, Д. В. Гольдштейн; под. ред. проф. В. Р. Атояна. – Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т, 2006. – 196 с.

Елисеева, И. И. Общая теория статистики [Текст] учебник / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев; под ред. И. И. Елисеевой. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 480 с.

Иванова, Е. И. Аудит эффективности в рыночной экономике [Текст] / Е. И. Иванова, М. В. Мельник, В. И. Шлейников; под общ. ред. С. И. Гайдаржи. – М. : КНОРУС, 2009. – 326 с.

Иншаков, О. В. институциональная теория в современной России: достижения и задачи развития [Текст] / О. В. Иншаков, Н. Н. Лебедева : Препринт # WR/2001/12/. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. – 40 с.

Попков, В. П. Оценка бизнеса: схемы и таблицы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Попков, Е. В. Евстафьева. – СПб. : Питер, 2007. – 236 с.

Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций [Текст] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – М. : Дашков и К, 2009. – 543 с.

Книги 4-х и более авторов

Важно: при наличии четырех и более авторов заголовок не применяют.

Бюджетирование: шаг за шагом [Текст] / Е. Добровольский [и др.]. – СПб. : Питер, 2009. – 446 с.

Деньги, кредит, банки [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом. спец. / под ред. О. И. Лаврушина. – М. : КНОРУС, 2008. – 559 с.

Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально – экономические аспекты развития) [Текст] / Руководители авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. – М. : Наука, 2007. – 636 с.

Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности [Текст] : учебник / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.; под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 296 с.

Наши рекомендации