Социальная патология (общественная болезнь), по определению Дюркгейма, является резким отклонением от норм – обычных рядовых показателей преступности или суицида
Тема 6. Социологический анализ девиантного поведения в обществе.
План.
1. Норма и патология в общественной жизни. Понятие девиантного поведения.
2. Социологические теории девиантного поведения.
3. Причины и формы девиантного поведения.
Литература.
- Гидденс Э. Социология. – М: Едиториал УРСС, 2005. – С. 178-214.
- Рущенко І.П. Загальна соціологія. – Харків: Видавництво Національного університету внутрішніх справ, 2004. – С. 447 – 503.
- Рущенко І.П. Соціологія злочинності // Спеціальні та галузеві соціології / За ред. В.Є.Пилипенка. – К.: Каравела, 2003. – С.220 – 256.
- Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. – 1991. – №4. – С.72 – 78.
- Лунев В.В. Политическая преступность в России: Прошлое и настоящее // Общественные науки и современность. – 1999. – №5. – С.66 – 69.
- Тайбаков А. А. Профессиональный преступник: Опыт социологического исследования // Социс. – 1993. – №8. – С.84 – 87.
1) Взгляд на общество как на определенный организм делает возможным распространение на него понятий, которые характеризуют состояния живых существ. Такими фундаментальными состояниями являются, прежде всего, здоровье и болезнь, норма и патология.
Одним из первых к обществу их, по-видимому, применил еще Платон. В своем славном диалоге «Государство» он объясняет общественные категории «справедливость» и «несправедливость» с помощью понятий здоровья и болезни. Он прямо писал о том, что здоровье общества связано с естественными отношениями между государством и подданными, болезнью же будет противоестественное господство и подчинение. Платон верил в то, что по своей природе каждый человек предназначен для определенного вида производственной или общественной деятельности. Следовательно, общество будет здоровым, когда каждый будет заниматься своим делом.
Классическими теоретическими трудами в отрасли социальной нормы и патологии считаются исследования французского социолога Э. Дюркгейма. Его идеи в свое время приобрели большую огласку, хотя общественность их не поняла и даже осудила. Дело в том, что французский социолог признал преступность нормальным явлением. Он исходил из собственной разработанной методологии, согласно которой социальный факт является нормальным в случае его распространения в большинстве обществах(социальный факт – описание событий в социологии, о которых получены числовые характеристики – прим. Енин М. Н.), которые близки по уровню социально-экономического развития (находятся на одной ступеньке эволюции). Преступность существовала и существует во всех без исключения обществах, следовательно её можно считать «нормальным фактом». Более того, Дюркгейм делает вывод: современные мораль, право, религия непосредственно связаны с преступностью, то есть первые возникает при условиях существования второго. Их нельзя оторвать друг от друга. Правда, классик социологии специально подчеркивал: нормальность преступного акта как общественного явления не оправдывает конкретного преступника и не является свидетельством того, что он нормально организованный человек.
Социальная патология (общественная болезнь), по определению Дюркгейма, является резким отклонением от норм – обычных рядовых показателей преступности или суицида.
Такое понимание нормы и патологии не получило распространения в науке. В социологии утвердился взгляд на норму как границу возможного, устанавливаемого для сохранения и развития социокультурных систем.За нормой стоят авторитет государства, властных структур, интересы господствующего слоя или сила традиции. Нарушение нормы всегда рассматривается как социальная патология, негативное явление.
Для понимания нормы и патологии в мировой социологии употребляют термин «девиантное поведение». Э. Гиденс предлагает такое его понимание: «Девиантное поведение может быть определено как нонконформистское относительно определенной системы норм, которые приняты значительным количеством людей в обществе». Таким образом, девиантное поведение определяется только в отношении к определенной нормативной системе. Это значит, что принято в одних обществах может быть девиантным поведением в других. Например, гомосексуализм в Древней Греции считался нормальным типом отношений, в средние века и в Новое время в Европе он рассматривался как извращение, а Советском Союзе – даже как криминальное преступление. В современной Западной Европе он опять попадает к разряду нормальных явлений. Храмная проституция в древней Индии (как и в некоторых других странах Востока) было нормальным явлением. В Европе большую часть истории этот тип поведения считался девиантным. Сейчас в Западной Европе он почти легализировался. Курение марихуаны – отклонение в британской культуре, тогда как употребление алкоголя не является таковым. Совершенно иначе обстоит дело в обществах Ближнего Востока.
Девиантное поведение предусматривает нарушения норм, которые являются общепризнанными. Но реально действующие нормы являются чем-то средним, наиболее распространенным. Поэтому нарушать нормы можно очень по-разному. И аморальный человек, и святой нарушают средние нормы, отклоняясь от привычных, наиболее распространенных форм социального поведения. Это свидетельствует об очень широком содержании термина «девиантное поведение». Это содержание является ценностный нейтральным и не указывает на направление девиаций. Различение вносится с помощью уточнений. Так из общего массива девиаций выделяют так называемые «позитивные девиации», которые образно называют феноменом Коперника. Иногда еще добавляют, что под позитивными девиациями понимают поведение людей, которые опережают свою эпоху. Рационально это можно понять таким образом, что позитивные девиации пролагают пути будущему нормативному порядку в обществе и ориентированы на общественную пользу.
Кроме этого, девиация может способствовать социальным изменениям, раскрывать альтернативу существующего положения дел, совершенствовать социальные нормы.
И. П. Рущенко предлагает разделить человеческие действия на «светлые», «серые» и «темные». Светлыми он называет действия, которые поддерживаются общественной системой нормативного контроля. Темные действия ею преследуются, а серые – находятся в зоне, к которой нормативный контроль является нечувствительным. Если принять такую типологию человеческих действий, то «позитивная девиация» очутится именно среди светлых действий. Другие же девиантные действия разделятся на «серые» и «тёмные». Темными стоит признать все те девиации, которые разрушают общество и человека. Серые девиации, будучи отклонениями от нормативного порядка, не несут угрозы никому. Скажем, необычная манера одеваться является девиацией, но непосредственно не несет ни пользу, ни вред обществу.
Следовательно, девиантное поведение, как и сами девианты (так называют людей, которые практикуют девиантная поведение), является очень разным. До этого также надо прибавить и то, что ни один человек не является абсолютным конформистом или абсолютным девиантом. Э. Гиденс вполне правильно пишет: «Никто не нарушает всех правил, так же как никто не придерживается всех правил». Следовательно, в каждом из нас совмещаются и конформист, и девиант. Это тем более становится понятным, если мы примем к сведению то обстоятельство, что в обществе действует большое количество норм и правил. Они могут быть формально закрепленными и неформальными, они могут касаться всего общества, или только какой-то человеческой группы. Часть правил усваивается сознательно, а часть – не осознанно.
Носителем девиаций может быть не только индивид, но и группа. Прежде всего это касается групп, которые стремятся к нонконформизму. Примерами могут быть преступники, беспризорные и др. Такие группы свои установки на девиацию закрепляют с помощью формирования девиантной субкультуры.
Впервые осуществленную девиантная действие принято называть первичной девиацией. Вторичная девиация закрепляет за индивидом девиантная поведение. Это может случиться благодаря его вхождению в соответствующую социальную группу.
Сейчас как специальная социологическая дисциплина существует социология девиантной поведения. Ее развитие связано с тем, что уже в индустриальном обществе без учета девиаций стало невозможно управлять общественными процессами. Еще большее значение девиации приобрели с переходом к постиндустриальному обществу. Это является обратной стороной усиления значения творчества в деятельности людей. Творчество – это тоже есть определенная девиация, ведь она связана с нарушением старых способов деятельности. Установка на творчество как на главный ресурс общественного развития в постиндустриальном обществе провоцирует распространения и других форм девиаций.
2) В социологии нет единственной общепризнанной теории, которая бы объясняла возникновение девиаций. Девиантное поведение является чрезвычайно сложным для понимания явлением. Из-за этого сложилось множество теорий девиантного поведения. Развернутое социологическое объяснение впервые сделал Э. Дюркгейм. Важную роль в их разработке играла предложенная Э. Дюркгеймом теория аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Э. Дюркгейму, основной причиной девиаций является аномия, буквально – «отсутствие регуляции», то есть отсутствие нормативного контроля. По существу, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми. Это ведёт к нарушению общественного порядка, дезорганизует людей, и, как следствие, появляются разнообразные виды девиаций.
Отталкиваясь от теории аномии Э. Дюркгейма современный американский социолог Роберт Мертон предложил структурное объяснение девиантной поведения. Такое поведение может возникать в результате напряжения между признанными в культуре целями и средствами для их достижения. Ученый писал: «Наша главная гипотеза как раз в том и заключается, что поведение, которое отклоняется, с социологической точки зрения может быть рассмотрена как симптом несогласованности между приписанными культурой стремлениями и социально структурированными средствами их реализации». По мнению Р. Мертона, ситуация структурного напряжения порождает пять типов поведения: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и бунт.
Конформность предусматривает ориентацию на общепризнанные цели и законные средства их достижения. Этот тип поведения является предпосылкой стабильности общества. В эту категорию попадает большинство населения.
Инновация предусматривает признаниете, социально принятых целей и стремление к ним любой ценой. Люди такого типа не останавливаются ни перед чем. Мертон считал, что инновация как массовое явление более характерна для низшего класса. С одной стороны, представители низов ориентируются на богатство, комфорт, престиж; с другой – достичь этого законными средствами, без стартового капитала, образования, связей достаточно трудно.
Ритуализм – это форма поведения, когда отказываются от слишком высокой планки целей и социальной мобильности. Люди, которые сделали такой выбор, живут по принципу «не высовываться». Философия людей, которые прибегают к подобной форме приспособления, содержатся в таких афоризмах: «Я всем доволен», «Я играю осторожно», «Я пытаюсь не высовываться».
Ретритизм предусматривает отказ как от целей, так и от средств, бегство от общества в личную жизнь. Ретритизм зачастую является возвращением к нецивилизованной жизни – .тип поведения, которым можно охарактеризовать действия бродяг, бомжей. Человек не пытается жить «как все» (или не способен на это) – иметь семью, жилье, работу, привлекательную одежду.
Бунт же предусматривает переопределение целей и средств и перестройку на этой почве всего общества. Это революционеры, религиозные пророки и диссиденты.
Американский социолог Альберт Коен, углубляя методологию Мертона, отмечает способность индустриального общества провоцировать девиации. Динамичная экономика, массовое производство товаров, огромная по объему сфера услуг, индустрия развлечений «провоцируют» индивида потреблять, иметь еще больше, расширять круг своих домогательств. Давление общества массового потребления вызывает определенную неуравновешенность человека против дисциплины и ограничений. Особенно трудно достичь чего-то существенного мигрантам, которые в американских городах образуют отдельные районы. Именно там, в трущобах, наивысшая в Америке криминальная преступность, потому что жители периферии, не имея средств подняться по общественной лестнице, часто нарушают закон.
В конце XIX и в начале XX ст. получили распространение биологические и психологические трактовки причин возникновения девиаций. Одной из самых давних теорий преступности является теория итальянского тюремного врача Чезаре Ломброзо (1836 – 1909). Он считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Изучив внешность большого количества уголовных преступников, которые сидели в тюрьмах, учёный выяснил, что они имели сходство с первобытными людьми: низкий лоб, большие челюсти, маленькие хищные глаза, жиденькая бородка, сниженное чувство боли. Из теории Ломброзо следовали достаточно опасные выводы: преступность является медицинской проблемой. Преступников целесообразно поддавать лоботомии или кастрации.
Хоть подобные биологические теории были популярными в начале XX ст., их постепенно вытесняют другие концепции. Последователи психологической трактовки связывали девиантное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и др.). Были получены данные, что некоторые умственные расстройства могут быть обусловлены генетической структурой. Кроме того, некоторые биологические особенности могут влиять на психику личности. Например, если мальчика дразнять за маленький рост, то его реакция в ответ может быть направленной против общества и отобразиться в девиантном поведении. Но в таком случае биологические факторы лишь опосредованно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при анализе девиаций нужно учитывать совокупность многих факторов.
Суттєвий вплив на формування особистості має стиль взаємовідносин з батьками, котрий лише частково зумовлений їх соціальним і матеріальним статусом. Існує п’ять стилів взаємовідносин у сім’ї, котрі однозначно є тактиками сімейного виховання: диктат, опіка, конфронтація, мирне співіснування, співробітництво, серед яких лише останнє є оптимальним стилем взаємодії, який не призводить до девіантної поведінки. Всі інші частіше за все сприяють негативному формуванню дитини. До девіантної поведінки можуть призводити як надмірна опіка, так і мирне співіснування, тобто безконтрольність та бездоглядність, надання дитині повної свободи та незалежності. Також дуже великий значення та вплив на «формування» девіантної поведінки молоді має шкільна дезадаптація та засоби масової інформації [21, с.6–7].
Говард Беккер в собственной книге «Аутсайдеры» отбросил многочисленные психологические объяснения, т.к. они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек с девиантным поведением считается в какой-то степени «больным». Такие теории не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация, на самом деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи) навязывать другим определенные стандарты поведения. Концепция Беккера и ей подобные получили название теорий стигматизации (наклеивание ярлыков), потому что они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке. Они преследовались за обвинение в изнасиловании белых женщин. Короче говоря, Беккер выразил мнение, что само суждение о том, является или нет поступок девиантным, обусловленно его характером (речь идет о нарушении правила), а также тем, как его оценивают другие люди.
Согласно культурологическому подходу, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не совпадают с нормами большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды, милиция ассоциируется более с карательной и продажной организацией, чем со службой охраны правопорядка. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев населения.
Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной субкультуры» в то время, когда другие отказываются от нее? Многие исследователи утверждают, что преступности учатся. Люди усваивают девиантное поведение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занято преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Важную роль в этом играют не контакты с безличными учреждениями или институтами, а повседневное общение.
Согласно марксистской теории девиантное поведение является следствием социального неравенства, разделением на бедных и богатых, наличия частной собственности. Законы и деятельность правоохранительных структур – это орудия, которые правящие классы (которые владеют средствами производства) используют против тех, кто ее лишён. Например в 12 в. были приняты законы, которые запрещали бродяжничество, что было обусловленно стремлением владельцев земли заставить бедняков работать, т. к. в то время каждый десятый рабочий погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев. Согласно марксизму, когда не будет частной собственности, государства и классового деления, тогда не будет и преступности. Действительно, марксисты правы в том, что неравномерное распределение богатств, стратификация общества, особенно широкое распространение бедности – никогда не способствовали общему порядку и дисциплине. Однако, следует указать и на то, что разные социальные отклонения и извращения существуют на всех ступенях общественной иерархии, в том числе и среди состоятельных людей.
3) В общем виде основные причины девиантного поведения в современных условиях украинского общества можно сформулировать следующим образом.
А. Экономическая и политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества.
Б. Кризис общественного сознания, изменения в ценностных ориентациях населения. Главными жизненными ценностями становятся так называемые «частные», личные ценности, связанные с семейным домашним микроклиматом индивида (семья, жилье, материальная обеспеченность). Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство) теряют свое значение, смещаются в нижнюю часть ценностной иерархии. Резко снизилось значение ценности работы, труда, общественной активности и общественного признания.
В. Рост семейной нестабильности (конфликты в семьях, разводы, плохие бытовые условия и такое др.). Существует непосредственная связь между девиантным поведением и неблагополучием в семье. Дефекты семейного воспитания – частая первопричина искажённого формирования личности и последующего перехода на преступный путь подростков, потому что на примере родителей они получают представление о необходимом поведении, об отношении к обществу, труду, другим людям. Решающее значение приобретает общая моральная позиция семьи.
Г. Слабая материально-техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени детей и подростков. Дефицит специально назначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга.
Д. Потеря современной школой монопольного положения в культурно-просветительском и информационном рынках. Она перестала быть единственным источником знаний, ценностей и авторитета. Сильную конкуренцию создают ей, в частности, средства массовой информации.
К основным формам девиантного поведения в современном обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный характер для общества. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, которая достигает уровень общественной опасности и определяется уголовным законодательством. К причинам роста преступности среди несовершеннолетних следует отнести: бесконтрольность продажи спиртных напитков подросткам и даже детям, алкоголизм и насилие в семьях, коммерциализация центров досуга, видеотек, игровых залов, что толкает молодежь на совершение полезных преступлений с целью получить деньги. Актуальной остается проблема занятости: каждое третье преступление осуществляется подростками, которые нигде не работают и не учатся.
Наркомания – болезнь, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотических веществ, непреодолимой тяге к ним, что постепенно приводит к глубокому истощению физических и психических функций организма.
Алкоголизм – болезнь, которая проявляется в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводит к социальной, психической и физической деградации личности. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых средств проведения свободного времени, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как удостоверяет статистика, 90% хулиганских действий, 90% изнасилований при обременительных обстоятельствах, почти 40% других преступлений связано с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесения тяжелых телесных повреждений в 70% случаев осуществляются лицами в опьяневшем состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.
Проституция. Ученые выделяют в проституции следующие весомые признаки:
а) род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;
б) мотив занятий – заблаговременно согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые представляют собой основной или дополнительный источник существования.
Часто в проституцию привлекаются дети. По оценкам специалистов, каждый год миллион детей поступает на незаконный секс-рынок, обращение от которого насчитывается миллиардами долларов. Одни деть вынужденны заниматься проституцией для того, чтобы выжить, помочь своей семье, или заработать на одежду и другие дела. Достаточно часто детей крадут и вынуждают заниматься проституцией.
Согласно данным Шведского института по делам детей, одной из главных причин детской проституции является секс-туризм. Детская проституция является частью индустрии сексуального «туризма» в некоторых районах мира, например в Таиланде и на Филиппинах. Целевые туры, ориентированные на проституцию, заманивают в эти районы мужчин из Европы, Соединенных Штатов и Японии. В длинном перечне причин проституции является и международная реклама детской сексуальной индустрии с помощью технических новинок «Интернет».
Суицидальное поведение – умышленное лишение себя жизни. Самоубийство – очень сложный многосторонний феномен, который аккумулирует проблемы философии (потеря смысла жизни), психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, потеря статуса, престижа и др.), медицинские (тяжелая болезнь, психическое расстройство).
С помощью социологических исследований удалось установить влияние на общее количество случаев самоубийства таких факторов, как климат, время года, местожительство, пол, уровень жизни, политическая ситуация.
Самоубийства чаще всего происходят в весеннее время, когда дни резко растут. Разнообразные месяцы, длина дня которых одинакова, имеют одинаковый процент самоубийств. В каждое время года большинство самоубийств происходят днем. Объясняется это тем, что день – время наибольшей активизации человеческой деятельности, «когда перекрещиваются человеческие отношения, а социальная жизнь наиболее интенсивна».
Самоубийства показывают наличие в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым решить обычным общепринятым путем; присутствие переживаний, связанных с личным горем, разочарованием, пессимизмом.
Таким образом, в социологии имеется множество гипотез и теорий, которые объясняют те или иные факторы девиантного поведения. Их нельзя недооценивать, потому что в конкретных ситуациях их учёт поможет обществу осуществлять профилактику преступности, алкоголизма, наркомании и других негативных форм девиации. Но эти же факторы не стоит переоценивать, т. к. они не имеют универсального характера, не объясняют феномен девиации в целом, не представляют окончательной истины. Человек слишком сложная биологическая и социокультурная система, которая пока сложно поддаётся всестороннему анализу и моделированию.
СТАТИСТИКА
Динаміка зростання злочинності в Україні виглядає так: у 1985 р. -249,6 тис. зареєстрованих злочинів, у 1990 р. — 369,8 тис., у 1995 р. - 641,9 тис., у 1998 р. -5,76 тис. Пік припадає на 1995р тепер намітилась тенденція зниження злочинності. Переваж ну більшість злочинів складають розкрадання державного май на або власності громадян (близько 60 відсотків)
Особливо швидко зростає злочинність серед молоді. Питома вага молоді (у віці до 30 років) в Україні складає постій по більше 50 відсотків від усіх засуджених. Близько 8 відсотків — це неповнолітні від 14 до 17 років. Майже кожний другий злочин неповнолітніх — тяжкий. Більше половині молодих злочинців на час споєння злочину не працювали і не навчалися.
"Резервом" злочинності є діти із так званих неблагополучних сімей. Збільшується контингент неповнолітніх зі зниженнями розумовими здібностями чи відставанням у розвитку, а серед них кримінальність в 4—5 раз вища, ніж серед здорових підлітків. Майже 30 відсотків підлітків, які перебувають на обліку в кримінальній міліції у справах неповнолітніх, — діти, які мають одного з батьків або не мають батьків.
Девіація серед молоді — частина загального становища в суспільстві. Вона відбиває проблеми, створені дорослими. Збіднілість основної маси населення, культурний занепад, деградація негативніше позначаються на молодому поколінні, що є більш вразливим психічно, адже у нього ще відбувається інтенсивний процес соціалізації і остаточно особистість ще не сформувалася.
Таким чином, молодь сьогодні знаходиться перед проблемою розробки життєвої стратегії, моделі майбутнього життя, які передбачають вибір засобу життя, напрямків, визначення головних цілей життя. Можна констатувати, що для значної кількості молоді противоправна, асоціальна поведінка визначається нормальною для своєї вікової когорти. Тобто спостерігається інституціалізація девіації, перетворення її на соціально прийнятий тип поведінки.
Країни з найнижчими і найвищими показниками вбивств (станом на першу половину 90-х років)
Країна | Число вбивств на 100 000 чол. населення | |
Чоловіки | Жінки | |
Греція | 1,9 | 0,5 |
Ірландія І | 2,1 | 9,4 |
Норвегія | 1,5 | 1,3 |
Нідерланди | 2,3 | 0,9 |
Іспанія | 2,4 | 0,9 |
Австрія | 1,9 | 1,9 |
Словенія | 3,2 | 1,4 |
Австралія. | 3,2 | 1,6 |
Китай | 3,7 | 1,3 |
Канада | 3,8 | |
Росія | 111,5 | 28,9 |
Азербайджан І | 125,6 | 5,8 |
Казахстан | 75,2 | 18,9 |
Латвія | 71,9 | 21,9 |
Естонія | 67,3 | 13,7 |
Чилі | 56,4 | 12,0 |
Україна | 39,2 | 10,7 |
Молдавія | ,35,0 | 11,0 |
Мексика | 37,4 | 4,4 |
Киргизія | 31,4 | 9,3 |