Прикладные методы психотехники в социальной ин>кенерии
Деятельность по совершенствованию социального управления не ограничивалась социологическими разработками, не меньшую роль сыграли методы психологии труда, или психотехники. Именно ее нередко считают предшественницей нынешней социально-психологической службы на предприятиях. Специ-алисты-психотехники трудились на заводах или промышленных объектах, а сотрудники научно-исследовательских учреждений осуществляли связь с производством через систему хоздоговоров или научного шефства. Они решали вопросы профотбора и профконсультации, обучали работников рациональным приемам труда, занимались снижением утомления и профессионального травматизма, применяя методы психогигиены и психотерапии. Первые советские психотехнические лаборатории появились в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани и Свердловске в 1922— 1924 гг.
Большинство психотехнических лабораторий ориентировалось на отбор будущих работников. Наиболее распространенным методом определения профпри -годности в 30-е годы было тестирование. По данным специалистов, в стране насчитывалось 42 конкретные системы тестов: 25 отечественных и 17 иностранных. Однако количественные показатели сами по себе еще ни о чем не говорят, так как попытки превратить тестирование в строго научный метод оказались тщетны м и. Основные принципы западной психотехники принимались нередко без всякой критики, не выполнялись очевидные методические требования. Например, методы, пригодные лишь для отбора молодых работников, применялись к опытным кадровым рабочим. Начавшиеся в 1932 г. тестовые испытания профессиональной пригодности железнодорожников привели к их массовым увольнениям под предлогом, что многие из них, даже хорошо справляющиеся со своими обязанности-
Nelson D. Frederick W. Taylor and the rise of scientific management. Madison, 1980. P. 149.
ми, «профнепригодны». И это в то время, когда в стране ощущался острый дефицит квалифицированной рабочей силы. В 1934 г. специальным приказом Наркомата Путей сообщения «научные» испытания были прекращены, а уволенные машинисты возвращены на рабочие места.
Увлечение психотехникой у нас в стране происходило в момент, когда многие зарубежные фирмы убедились в неспособности данной науки строго экспериментальным путем изучить психологические качества, необходимые для той или иной профессии. Опираясь на разработки ЦИТ, Гастев предложил иной путь — развитие собственных, оригинальных методик и программ. Его точки зрения придерживались и другие советские психологи, например, Л.С.Выгодский, В.Н.Мясищев, С.Г.Геллерштейн. Так, сотрудник ЦИТ Н.А.Бернштейн доказал ограниченность господствовавшего в зарубежной науке подхода, который сводил сложнейшую проблему человеческого фактора на производстве к упрощенной схеме приспособления работника к орудию труда, машине. Ученый обратил внимание на перспективность другого направления — приспособления орудий производства к способности работающего.
В 20-е гг. психотехники решали задачу рационального распределения и использования трудовых ресурсов, основное внимание уделяя исследованию психологических особенностей профессиональной деятельности. Если в начальный период (1921—1925 гг.) широко заимствовался зарубежный опыт методики Г. Мюнстерберга, О. Липмана, Д. Древера, В. Штерна), то во второй половине 20-х гг. разрабатывается собственная методическая дисциплина — профессиография(Б.Г. Ананьев, С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн). Она описывает технические и психофизиологические характеристики различных профессий. По результатам исследования составлялись профессиограммы — сводки знаний о профессии и организации труда. Они представляли своего рода психологический «портрет» профессии, который создавался на основе операционно-технологического анализа процесса труда. Профессиографи-ческий подход предполагал использование самых разных приемов — в схемы, содержащие перечень вопросов для изучения профессиональной деятельности, методы сбора анализа информации о данной профессии, экспериментальные исследования профессионально значимых качеств.
В конце 20-х — начале 30-х гг. советские психотехники изучают тенденции изменения профессионального труда в связи с реконструкцией техники. Решение такой задачи начинается с психотехнической рационализации профессий, которое проводилось в двух направлениях:
1) «малой рационализации» (реконструкция техники с учетом психофизиологических требований к организации рабочего места);
2) «большой рационализации» (проектирование нового оборудования и рабочих мест).
Ученые, выявив психофизиологические функции, которые нужно было изъять из конкретного вида работы, устанавливали оптимальные сочетания квалифицированных и малоквалифицированных операций с целью реконструкции состава профессий, рационализации трудового процесса и реконструкции орудий труда.
Еще в 1918 г. в петроградском институте по изучению мозга и психологической деятельности действовали лаборатории рефлексологии труда, экспериментальной психологии, психологии профессиональных групп, а также центральная лаборатория по изучению труда. По инициативе и при уча-
стии В.М.Бехтеревана базе биржи труда возникло первое в стране Бюро по профконсультации, которым руководил А.Ф.Кларк. За время его существования было обследовано более 7 млн человек, организована широкая сеть консультационных служб в РСФСР.
Другим крупным научным центром в эти годы был Казанский институт НОТ,где изучалась зависимость скорости работы человека от его настроения, темперамента, мышечного напряжения, исследовались вопросы трудоспособности женщин, утомляемости при занятиях умственным трудом. Немалую известность приобрели работы А.РЛурия, И. М.Бурдянского и других.
На фабриках и заводах Ленинграда, Украины, Урала действовала разветвленная сеть психотехнических и психофизиологических лабораторий. Ведущим научно-практическим центром была в эти годы Москва. В лаборатории Московского электрозавода проводился психофизиологический анализ работы на агрегатах, изучались санитарно-гигиенические условия труда. На другом московском предприятии — заводе «Шарикоподшипник» администрация и общественные организации сотрудничали с учеными лаборатории психологии труда ВНИИ охраны труда ВЦСПС. К середине 30-х годов была закончена серия экспериментов по ритмизации трудового процесса, позволившая повысить производительность труда в шлифовальном цехе на 163%. Изыскивая наиболее экономичные способы обучения новым приемам труда, ученые сравнивали работу передовиков-стахановцев с отстающими. На заводах « Серп и молот» и «АМО» изучались проблемы социальной активности, мотивации труда, организации соревнования и удовлетворенности трудом. Широко применялись методы наблюдения, хронометраж, а также эксперимент, анкетные опросы, анализ документации и статистических данных. В 1932 г. при Горьковском автозаводе открыта одна из крупнейших психофизиологических лабораторий, которая имела кабинеты производственной физкультуры, санитарно-гигиенический, по учету и анализу травматизма и заболеваемости, исследовательский сектор. Выполняя заказы предприятия, лаборатория АвтоГАЗа развернула свою деятельность во многих направлениях, осуществляя составление физиологических паспортов рабочих мест, рационализацию труда женщин и подростков, профотбор, а также рационализацию режима труда и отдыха.