Межуниверситетские информационные консорциумы
Проблема информационного обеспечения гуманитарных направлений науки и образования в России обостряется: сокращается объем закупки библиотеками научной литературы и периодики. По данным РФФИ, число отечественных научных журналов на 10 тыс. специалистов составляет в России 6,8 (в Великобритании — 408, Франции — 203, Германии — 196, США — 162, Японии — 67)22. Особенно плохо с доступом к новейшей информации обстоят дела в провинциальных научных центрах. На этом фоне университетская профессура и студенчество выглядит даже предпочтительнее других категорий специалистов. Они лучше технически оснащены и подготовлены к использо-
вают все более широкий спектр информационных услуг. Общий оборот средств на информационные услуги с 1989 по 1994 г., например, в Германии возрос почти вдвое, а в них доля продаж CD ROM возросла почти в семь раз — с 2,1% до13,4%; в Голландии с 1992 по 1994 г. общий оборот средств электронных информационных услуг возрос в полтора раза."" Учитывая трудности подготовки, издания и распространения печатной продукции, некоторые издатели Англии, Франции, Германии, других стран приступили к выпуску литературы на CD ROM. У многих издателей складывалось впечатление, что это идеальный носитель информации, который в недалеком будущем полностью вытеснит бумагу. Проблемы современного книгоиздания и распространения, возникшие практически одновременно во многих странах в связи с распространением новых технологий, ростом компьютерной грамотности, и в целом экспансией экранной культуры, вызвали особую озабоченность экспертов Совета Европы. Они пришли к выводу, что следует поощрять попытки издателей выпускать, наряду с бумажными, электронные версии публикаций. Что касается библиотек, то высказана рекомендация поощрять их использовать новые
***New Book Technology. Strasbourg: Council of Europe, 1996.
технологии не только в целях библиотечного обслуживания (использование электронных каталогов, связь с каталогами других библиотек, регистрация книговыдач), но и в целях создания благоприятных условий для распространения собственно электронных изданий.
Но если вести речь об этих последних, то является ли CD ROM главной и единственной надеждой издателей?
Развитие технологий показывает, что это лишь один из носителей и что будущее все же скорее за более гибкими и подвижными средствами информации. За последние годы, по оценкам специалистов, 10 тысяч новых пользователей получили доступ к информационным продуктам в режиме on line, предлагаемым CompuServe. В одной Европе имеется не менее 25 миллионов подписчиков его программ, которые общаются между собой посредством Internet.
22 Юдина Т.Н., Журавлев СВ. Российский межуниверситетский ресурсный и аналитический центр по гуманитарным исследованиям // http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_8.htm
ванию компьютерных технологий. Благодаря программе «Университетские центры Интернет» Института «Открытое общество», включившей 33 университета, усилиям правительства РФ, местных властей, научных фондов и зарубежных организаций сегодня в региональных университетах создаются современные компьютерные комплексы. В частности, с 1994 г. Центр информационных исследований осуществляет проект Межуниверситетского информационного центра, функционирующего на базе Информационной системы РОССИЯ. Его цель — построение электронной библиотеки по социальной тематике федерального и регионального уровней. Базовый комплекс источников составлен специалистами Центра социологических исследований МГУ в рамках проекта «Рабочее место социолога». В электронную базу данных включены правовые документы, статистика, выборная статистика, ведущие средства массовой информации в центре и регионах, справочные данные по системе власти федерального уровня и регионов, научные журналы, бюллетени, вестники по гуманитарной тематике, аналитические материалы23.
Отечественные центры информации создаются по образцу зарубежных. На Западе давно поняли выгоды межуниверситетской интеграции усилий иши-роко практикуют новый тип учреждений — межуниверситетские консорциумы. Во всех странах создание межуниверситетских информационных структур инициировалось самим университетским сообществом и осуществлялось
Опираясь на эти и другие данные, эксперты делают довольно сдержанный вывод: хотя новые информационные технологии предлагают огромные возможности для рационализации информационного обмена и экономии ресурсов, хотя количество обращений к электронной информации растет, Европа находится лишь на подступах к информационному обществу. Теперь и в нашей стране выходят каталоги (они же — электронные базы данных) «Books in Print». Такие каталоги созданы во многих странах; с их помощью оптимизируется взаимное информирование издателей и книгораспространителей, да и конечных пользователей, усиливается проницаемость книжных рынков, в том числе для зарубежных изданий.
Я уже упоминала о базах данных, содержащихся на CD ROM. Поделюсь некоторыми соображениями о возможных путях распространения результатов отечественной науки на основании работы с такими базами данных, как Sociofile и Psychlit. Хотя в мире их существует множество — тематических, национальных и т.п., эти две — весьма полные и авторитетные. Доступ к ним имеется практически в каждом университете Западной Европы и Северной Америки. В них содержатся подробные библиографические описания и детальные (до 1,5 страниц) аннотации журнальных, книжных публикаций, тезисов конференций по социологии, психологии и смежным
дисциплинам с 60-х гг. до последних месяцев. Эти базы данных формируются в Сан-Диего (США). Обращаясь к ним, я с неприятным удивлением заметила, что многие из известных мне отечественных публикаций там не отражены никак. В ответ на мой запрос о том, почему в Sociofile не представлен ряд публикаций отечественных журналов, мне сообщили, что составители имеют не все комплекты этих журналов. Более того, просмотрев присланный мне список, я поняла, что о некоторых журналах, весьма авторитетных и не первый год существующих («Социологический журнал», «Социология», «Политические исследования», «Человек» и др.), там просто не знают. К сожалению, многие российские журналы не представлены в мировых базах данных о научных публикациях и как бы не существуют для мирового научного сообщества потому, что не имеют международного регистрационного номера ISSN (обязательного элемента библиографического описания в БД типа Sociofile), присвоением которого ведает Книжная палата. Так что сколь бы замечательны ни были открытия, какими бы удивительными данными ни оперировали авторы и как бы убедительно они их ни интерпретировали, зарубежные ученые о них скорее всего не узнают. Или узнают слишком поздно и/или из вторых рук. Сокращено по источнику: Бутенко И.А. Новые технологии и судьба научных изданий // http:// intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_97/BOUTENKO.ru.html
23 Юдина Т.Н., Журавлев СВ. Российский межуниверситетский ресурсный и аналитический центр по гуманитарным исследованиям // http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_8.htm
на базе одного из крупных университетов, готового взять на себя ответственность, располагающего техническими возможностями и коллективом специалистов, имеющего опыт создания ресурсов. В США и странах Западной Европы информационные структуры создавались благодаря грантам фондов.
Как показал опыт западных стран, для эффективного использования компьютерных технологий в интересах образования и науки требуются новые формы рациональной организации информационного комплекса. Создание современной базы данных —вещь очень трудоемкая и дорогостоящая. Онане всегда по силам одному университету или исследовательскому центру. Нужны объединенные ресурсы — финансовые, кадровые, технические, информационные, формирование межуниверситетского информационного ресурса коллективного пользования — самый грамотный и экономный путь решения проблемы, особенно в связи с массовым распространением интернет-технологий.
Объединение интеллектуальных ресурсов явно в интересах всего исследовательского сообщества, поскольку каждый ученый, занятый распахиванием собственной научной делянки, изолирован от других, редко или недостаточно общается с коллегами. Все его время и все усилия сосредоточены на углублении в одну единственную тему. У него нет возможности заниматься поиском информации о своих коллегах, поскольку это занимает не меньше времени, чем собственное исследование. Помочь ученым в их нелегком труде и призваны межуниверситетские информационные центры.
Организация коллективного пользования информационного ресурса особенно актуальна для местных университетов (института, колледжа). Теперь они получили равные возможности доступа к современной информации, расширилась география и тематика исследований, получили развитие нетрадиционные методы анализа, активизировалась научная жизнь, стало развиваться сотрудничество университетов и организация совместных проектов.
Первый коллективный информационный центр (архив социальной статистики) — Мичиганский межуниверситетский консорциум по социальным и политическим исследованиям — создали 26 университетов США в начале 1960-х гг. В 1970-е гг. аналогичные центры возникли во всех странах Западной Европы. Здесь координирующую функцию выполняет Европейский консорциум по социальным и политическим исследованиям (существует на базе Университета графства Эссекс). Информация о научных проектах и исследованиях стекается со всех стран в единый центр, где она обрабатывается, систематизируется, каталогизируется, получает легальный статус и становится доступной региональным пользователям.
Помимо выполнения своих прямых обязанностей — объединения разрозненной информации и ее систематизации — консорциумы выполняют также роль коллективных учебных центров: преподают методику проведения сложных междисциплинарных исследований, организуют летние школы по компьютерным методам анализа социальных процессов, которые уже сегодня считаются наиболее престижными учебными курсами в мире, а также проводят конференции и семинары. Эссекский и Мичиганский консорциумы были учреждены благодаря грантам американских фондов и поддерживаются ими до сих пор, хотя основной финансовый источник в настоящее время — взносы университетов. Важным финансовым источником, помимо взносов университетов, выступают информационные услуги на договорной основе, контракты с правительством на обработку и хранение архивов государствен-
ных учреждений. Мичиганский и Европейский консорциумы активно сотрудничают между собой и с консорциумами других стран, осуществляют обмен коллекциями. В начале 1990-х гг. межуниверситетские консорциумы организованы в Австралии, Новой Зеландии и Венгрии24.
Консорциумы заняты не только формированием, но и постоянным обновлением и расширением ресурсной базы за счет получения данных от государственных структур, соглашений о сотрудничестве с владельцами массивов, приобретения коллекций. Обработка массивов данных включает их систематизацию и классификацию, перевод в форматы, удобные для компьютерного анализа, подготовку библиографических указателей и каталогов, обеспечение электронного доступа к ресурсам. Хранение архивных данных предполагает развитую инфраструктуру сопровождения. Она напоминает послепродажное обслуживание, развитое сегодня, например в автомобилестроении: магазин не только продает технику, но обеспечивает ее гарантийное обслуживание и ремонт, а если надо, то и обучение потребителя навыкам пользования техникой. Так и в информационной инфраструктуре: консорциумы оказывают пользователям (чаще всего это исследователи) интернет-данных консультации и техническую помощь непосредственно (семинары, тренинги, курсы) и опосредованно (дистанционное обучение, например, интернет-консультации, онлайн-конференции). Помимо этого на плечи консорциума ложится нелегкая задача осуществления координации исследований и исследователей из разных стран мира. Координирующая деятельность консорциумов направлена на рациональное использовани е финансовых, технических, организационных и главное — интеллектуальных ресурсов в интересах всего исследовательского сообщества и включает мониторинг ведущихся проектов в области социального анализа, сохранение отчетов и публикаций о результатах проектов, организацию совместных иследований, в том числе в рамках международных проектов.
Консорциум, в частности Мичиганский, организован на основе членства организаций; каждый университет, вступив в консорциум, получает право пользования ресурсами и услугами, которое распространяется на всех преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов. Университеты ежегодно выплачивают взносы, размер взносов колеблется от 2000 до 11 000 долл. и зависит от категории университета, числа студентов и преподавателей и наличия докторских программ в области социологии. В 2000 г. членами консорциума являлись 325 университетов и колледжей США. В консорциуме существует национальное членство, когда в члены консорциума вступает один университет и представляет интересы всех других университетов страны. На условиях национального членства в 2000 г. в Мичиганский консорциум вступил Российский университетский информационно-исследовательского консорциум по социальным и гуманитарным наукам. Каждый университет назначает Официального представителя, который организует работу университета с ресурсами Консорциума. Руководит Мичиганским консорциумом Совет консорциума, в Совет входят 12 ведущих ученых в области социологии, политологии, других общественных наук, архивного дела. Совет определяет стратегию развития, оперативную деятельность консорциума осуществляет штат из 70 сотрудников25.
24 Юдина Т.Н., Журавлев СВ. Российский межуниверситетский ресурсный и аналитический центрпо гуманитарным исследованиям // http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_8.htm
25 Опыт зарубежных университетов по созданию коллективных информационных структур // http://www.cir.ru/other-consortiums.htm
АРХИВ ИСТОРИИ ТРУДА В РОССИИ
Большую пользу социологу могут оказать не только современные электронные архивы и библиотеки, но и стародавние, вполне традиционные собрания документов. Об одном из них мы сейчас и поговорим.
«Архив истории труда в России» — периодически издававшийся в 1920-е гг. сборник архивных материалов об условиях труда и быта, оплаты и организации труда различных социально-экономических групп населения дореволюционной России, а также теоретические статьи, посвященные обобщению и анализу этих материалов. В частности, были опубликованы статьи И.М. Кулишера об истории русской промышленности (Архив истории труда в России. Пг., 1921, Кн. 1), и регламентации труда в кустарной промышленности в 40-х гг. XIX в. (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 4.), Н. Рожкова об истории труда в России (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5.4.1),Т. Шатилова об уничтожении половничества в XIX столетии (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5. Ч. 1), В.Ю. Гессен об истории ремесленного труда в древней Руси (X—XV вв.) (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5.4.1), К. Пажитнова о заработной плате в горнозаводской промышленности при крепостном праве (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 3) и трудовой дисциплине на фабриках при крепостном праве (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5. Ч. 1), В. Преснякова об институте закрепощения в императорской России (Архив истории труда в России. П., 1922. кн. 4.), В. Введенского об истории труда на Руси XVI—XVII вв. (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 3.), В.Дружинина о роли старообрядцев в развитии промыслов (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 4. Ч. 2) и др.
«Архив истории труда в России» являлся органом Ученой комиссии по исследованию истории труда в России, созданной при Петроградском совете профсоюзов по инициативе Ю. Гессена и Г. Цыперовича. В Комиссию вошли Ю. Гессен, И.М. Кулишер, С.Ф. Платонов, А.Е. Пресняков, А.С. Путилов, Е.В. Тарле, Г.В. Цыперович и представители культурно-просветительного и экономического отделов Совета Профессиональных Союзов: заведующие архивных каталогов СВ. Фарфоровский и Л.М. Айзенберг; заведующие библиографическим указателем А.И. Браудо и Ф.А. Вальтер; руководители изысканий в архивах: А.Л. Блек — фабрично-заводских; В.В. Колпенский — историко-революционном; О.Е. Корнилович — министерства народного просвещения; Г.Ф. Лапо — министерства внутренних дел; Н.А. Мурла-нов — сената; Н.С. Платонова — горного департамента и департамента таможенных сборов; Б.А. Романов — историко-экономических; А.В. Шебалов —государственного совета, комитета министров и государственной думы.
В качестве своей ближайшей и отдаленной цели Комиссия поставила разра-
ботку архивных материалов по истории труда и тех социальных групп, которые живут «личным трудом» (их положение в рамках данного государственного и общественного строя; экономические и культурные условия их быта); изучение основных форм производства и труда (фабрично-заводский, ремесленный и сельскохозяйственный); деятельность и жизнь трудящихся изучаются в «массовом проявлении». В числе первоочередных работ Комиссии значились: 1) составление архивных карточных каталогов, 2) составление библиографического карточного указателя (за период, начиная с XVI в.) по русским и иностранным источникам, 3) издание журнала «Архив истории труда в России». Систематический каталог архивных материалов строился на основании следующей концептуальной схемы:
А. Фабрично-заводский труд: Отдел первый. 1) Число рабочих: а) занятых в помещении и у себя на дому; б) свободных, крепостных и поссессионных.
2) Распределение рабочих по полу, возрасту, гражданскому состоянию, национальности, месту рождения. 3) Оплата труда — сдельная, повременная ииная; размер платы по отдельным категориям рабочих (натурой, деньгами)и сроки оплаты. 4) Продолжительность рабочего дня, перерывы; остановкапредприятия; прогулы рабочих, штрафование. 5) Условия питания (потребление спиртных напитков); фабричные лавки. 6) Жилищные условия. 7) Санитарные условия труда; медицинская помощь. 8) Увечье и вознаграждениепотерпевшим. 9) Школы, грамотность среди рабочих. 10) Нарушение фабричного законодательства; фабричная инспекция. 11) Профессиональноедвижение. Волнения среди рабочих; забастовки; локауты; причины их; степень производительности рабочих; предъявляемые ими требования; результаты. 12) Освобождение крепостных и поссессионных рабочих. Условия освобождения. Отношение рабочих к освобождению. 13) Участие рабочих вобщеполитических движениях.
Отдел второй. 1) Юридическая форма предприятия (владелец). Условия возникновения предприятия. Роль русского и иностранного капитала. 2) Льготы, установленные правительством: пособия, заказы, монополия, беспошлинный провоз сырья, предоставление рабочих рук и пр. 3) Причины ликвидации предприятия. 4) Виды обрабатываемого сырья; его цена; место закупки; количество обрабатываемого сырья и выработки; изготовление изделий и их цены. 5) Сбыт: рынки, посредники, конкуренция и т.д. 6) Обработка: ручная, машинная. Виды рабочих машин и двигателей. 7) Изобретения в технике (в частности, русские самородки). 8) Раздача материала для обработки на дому у рабочих.
Б. Крестьянский труд: Часть первая. До 1861 года. 1) Помещичье хозяйство. Его размеры. Барская земля и крестьянские наделы. Потребительные и промышленные задачи. 2) Вотчинное управление. Вотчинный суд. Сельский мир.
3) Система хозяйства. Барщина и личные повинности. Размер и состав барщины (мужч., женщ., дети). Оброк — его размер, состав (денежный, натуральный). Порядок сбора и уплаты. 4) Состав и условия жизни крепостного населения (дворовые, крепостные, ремесленники). Сравнительная зажиточность.Распространение просвещения (самородки). 5) Государственные повинности:подушная подать, рекрутчина, казенные работы (дорожные, подводные и др.повинности). 6) Продовольственное дело. Меры при неурожаях. 7) Крестьянское хозяйство. Степень обеспеченности скотом. Инвентарь. Система земледелия. Покосы, лесные и др. угодья. Крестьянские ремесла, торговля, отхожие промыслы. Выход на оброк. Отпуск на волю. Выкуп. 8) Переселение.
Торговля людьми. Отдача в наем на сторону. 9) Правительственный и сослое ный (дворянских обществ) надзор за крепостными отношениями. Опека. «Пс ложения» о размере повинностей. Что было «нормой» их размера и вотчинны отношений? 10) Крестьянские волнения. Их мотивы. Требования крестьян.
Часть вторая. После 1861 года. 1) Освобождение крестьян. Выход на вы куп. Уставные грамоты. 2) Размер и состав надела (сенокосы, пастбища и пр 3) Выкупная оценка и выкупные платежи. Недоимки и рассрочка. Цена зем ли. Аренда: ее размеры и условия. 4) Отношение к помещикам. 5) Казенны и земские платежи и повинности. Недоимки и сборы. 6) Форма землеполъ зования. Система земледелия и его техника. Обеспечение скотом. 7) Промыс лы местные и отхожие. Переработка сельскохозяйственных продуктов. Кре стьянское ремесло. Кустарное ремесло. Условия сбыта на рынок. Местна сельская торговля. Ярмарки, базары, скупщики; организация оптового сбы та. Кулачество. 8) Дифференциация крестьянства по зажиточности. 9) Ар тели и кооперации. 10) Покупка земли крестьянами. Мобилизация, земель ной собственности. 11) Переселение. Земельная теснота. Деятельность кре стьянского банка. 12) Крестьяне в земстве. Земство в отношении к крестьяна!у Школы. Медицина. Ветеринария. Агрономия. 13) Сельское и волостное уп равление. Отношение к администрации волостного писаря. 14) Юридичес кая помощь населению. 15) Крестьянские волнения. Их мотивы и результа ты. 16) Крупное землевладение. Помещичье хозяйство. Сельскохозяйствен ные рабочие: условия найма, расплаты, быта. Арендные отношения. Аграр ные конфликты.
В. Ремесленный труд: 1)Техника производства (орудия, инструменты Размеры ремесленных предприятий. 2) Приобретение сырья. Сбыт готовы изделий непосредственно потребителю или же торговцу (комиссионеру). Со держание лавок. Продажа на базарах и ярмарках. 3) Экономическое положе ние мастера (доход, производительность труда, жилищные условия). 4) Подма стерья, их заработок и формы оплаты, производительность труда, отноше ния между подмастерьями и хозяевами. 5) Ученики; их обязанности; услови найма; способ обучения; производительность ученика. 6) Организация ре месла. Цеховая или ремесленная управа и ее деятельность. Внутренняя жизн (обряды, обычаи, выборы); прием и увольнение мастеров и подмастерье! 7) Монополия производства и сбыта, принадлежащая цеху. 8) Права подма стерьев (разрешение наниматься на фабрику и работать самостоятельно, по мимо хозяина). 9) Регламентация производства цехами. 10) Пожизненные временные члены цехов. 11) Подати и повинности, взимаемые с ремеслен ников. 12) Разрешение споров между ремесленниками. 13) Ремесленная шко ла. 14) Кооперативы (промысловые, кредитные).
РЫНОК