Проявление мастерства журналиста: противоположность и публицистическая полемика

Гуманитарный факультет

Кафедра журналистики и филологии

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор –

проректор по УМР

_______Л. Еркинбаева

«_____» ______________2016 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины: Мастерство журналиста

Специальность: 5В050400 «Журналистика»

Форма обучения: очная

Талдыкорган 2016 г.

Учебно-методический комплекс составлен Бисенкуловым М.К.

на основании ГОСО РК специальности 5В-5-400 «Журналистика» и типовой учебной программы.

_____________

(подпись преподавателя)

Рассмотрен на заседании кафедры журналистики и филологии

от «____»__________________ г., протокол №_________.

Зав. кафедрой_____________ Есенбек Ж.Б.

Одобрен методическим бюро ГФ

«____»____________________ г., протокол № ________

Председатель МБ факультета ____________ Жаукумова Ш.С.

СМК ЖГУ П/УМКД.09-2016 Ф.4.09-27

Гуманитарный факультет

Кафедра журналистики и филологии

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор –

проректор по УМР

________Л. Еркинбаева

«___»_________________2016 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины:Мастерство журналиста

Специальность: 5В050400 «Журналистика»

Форма обучения: очная

Талдыкорган 2016 г.

Рабочая учебная программа составлена Бисенкуловым М.К.

на основании ГОСО РК специальности 5В050400 «Журналистика» и типовой программы

_____________________________

(подпись преподавателя)

Рассмотрена на заседании кафедры журналистики и филологии

от «____»__________________ г., протокол №_________.

Зав. кафедрой___________ Есенбек Ж.Б.

Одобрена методическим бюро гуманитарного факультета

«____»____________________ г., протокол № ________

Председатель МБ факультета _________ Жаукумова Ш.С.

Пояснительная записка

«Мастерство журналиста» относится к числу основных дисциплин специальности. По своему содержанию эта дисциплина является одной из фундаментальных дисциплин, ориентирована на приобретение студентами знаний по базовым и профилирующим дисциплинам специальности «Журналистика». «Мастерство журналиста» дает им представление о творческой лаборатории журналистиа.

Цель курса – дать знания студентам в области журналистики, представления об основных законах, понятиях и категориях журналистики, привить умение аналитического восприятия материалов СМИ, выработать навыки самостоятельного научного исследования и составления материалов для СМИ.

Задачи курса:

- способствовать четкому усвоению студентами специфической терминологии журналистики;

- научить студентов глубокому проникновению в содержание и форму журналистских материалов;

- закрепить у студентов умение применять на практике полученные теоретические знания;

- добиваться использования студентами навыков самостоятельного анализа и составления журналистских материалов при написании курсовых и дипломных работ.

Содержание дисциплины

Введение

«Мастерство журналиста» - одна из главных дисциплин, знание которой будет способствовать развитию письменного мастерства будущих журналистов.

Цель курса - содействовать профессионализму студентов специальности «Журналистика», нацеливать их на движение к мастерству, учить свободному владению методами и формами журналистской деятельности. Разумеется, за один курс невозможно стать профессионалом, однако студенты смогут познакомиться с теми принципами, которые побуждают журналистов к творчеству и обеспечивают их индивидуальную субъективную готовность к овладению мастерством в процессе практической профессиональной деятельности.

Задачи курса:

-дать представление о публицистике как жанре;

- привить навыки и умения работы в публицистическом жанре;

- привить навыки стилистического анализа газетного материала;

- развивать творческое и критическое мышление;

- привить навыки научно-исследовательской работы.

Лекционный материал закрепляется в ходе семинарских занятий и самостоятельной работы студентов по основным темам курса. На практических занятиях студенты анализируют ежедневные республиканские и местные газетные материалы, отрывки из публицистики прославленных журналистов. Курс учит будущих журналистов умению вести диалог, полемику, способствует развитию оценочного мышления, выборке актуального для современной ситуации материала.

Основная часть

Предмет и задачи курса.

Предмет, структура, цели и задачи курса. Совершенствование мастерства журналиста. Достоверность и четкость публикуемого материала. Система познавательных тем. Индивидуальное публицистическое творчество. Формирование общественного мнения. Проверка достоверности фактов. Роль коммуникативной журналистики.

Достоверность и ясность.

Понятие достоверности. Основные отличия достоверности и ясности в журналистике. Выявление конкретных фактов в статье. Требование ясности фактов. Изучение статистических цифр и типологических материалов, изучение социологических заключений.

Пути освоения методов проверки статистических цифр, социологических выводов, фактов и документов. Отбор материалов, отображающих достоверность и фрагменты политической грамотности казахстанских изданий. Умение делать глубокие выводы. Достоверность и ясность материалов. Главная задача журналиста при распространении общественных известий – не отклоняться от системы достоверности и ясности.

Проявление мастерства журналиста: противоположность и публицистическая полемика.

Обмен мнениями об общественно-политических проблемах, открытое выражение собственных идей, высказывание противоположных мнений, спор и полемика. Их влияние на повышение и совершенствование мастерства журналиста. Проявление новых взглядов на основе представления противоположных авторских идей и собственных мнений, сложившихся после дискуссии. Использование художественных средств при совершенствовании публицистических произведений. Построение материала на внутренних противоречиях с помощью общественного мнения. Недоразумение между автором и героем. Искусство публицистического диалога, полемики, дискуссии, высказывания противоположных идей. Участие аудитории в полемике. Разновидности полемики: конструктивная и деструктивная.

Наши рекомендации