Теоретико-методологические основы социологии
Платон, Гераклит, Сен-Симон, О. Конт, Плеханов Г.В., Сорокин П.А., Дюркгейм Э., Вебер М., Маркс К., Ленин В.И. представляют собой далеко не полный ряд выдающихся мыслителей, ученых, исследовавших проблемы существования и развития различных общественных систем. Почему одни их считают социальными философами, другие социологами, третьи политологами, четвертые полагают их теоретиками социальной и общей психологии и т.д.? Почему на “западе” нет четкого деления областей научных интересов социальных философов, социологов, политологов, социальных психологов?
Попытка ответить на эти вопросы приводит, во-первых, к необходимости констатации следующих фактов:
у реально существующего общества в конкретно определенный момент времени есть одна реальная жизнь, обусловленная его прошлым;
все общественные науки имеют один объект изучения - общество (от человека в нем до общества “вообще”);
всеми общественными науками изучается “человек деятельный”, то есть рассматривается как система “человек - его деятельность - условия жизни”;
наличие в любом мало-мальски организованном обществе, общности, группе людей общественного разделения труда.
Во вторых, к определению основных слагаемых общественной деятельности через их предназначение в общественном разделении труда:
экономическая составляющая - производство, обмен и распределение благ, как продуктов человеческого труда, обеспечивающих существование и развитие человека и общества в целом;
социальная - производство и воспроизводство связей, отношений между людьми, потребление благ и ценностей, то есть воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека;
политическая - регулирование (управление) реально существующим обществом, процессами и отношениями, происходящими в нем;
духовная - производство и воспроизводство ценностей (отбор, хранение и распределение благ имеющих положительное значение для существования и развития человека и общества в целом).
В-третьих, к понятию становления и развития науки, научного познания в виде суждения: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике таков путь познания истины, познания объективной реальности (рис.1). В системе научного знания важное место занимают теории как осмысленные, систематизированные знания об объективной реальности. Теории становятся научными в результате проверки человеческой практикой, которая является материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и человеческого познания. В процессе этой деятельности осуществляются исследования социальной реальности, сбор объективной информации о ней. Полученные знания используются людьми на практике, осуществляется проверка существующих теорий.
Рис. 1. Социальное становление и развитие науки, научного познания
Наука опирается на проверенные теории и существует как система знаний, проверенная практикой или могущая быть проверенная на ней. Воздействие людей на социальную реальность заключается:
в воспроизводстве существующих и производстве новых отношений между конкретными членами общества и существующими социальными объектами;
в организации взаимодействия новых отношений с существующими; в оптимизации и институализации (закрепление в нормах и т.д.) взаимодействия отношений.
При этом институализация научных знаний происходит на основе соответствия “уровням” выделения человека в окружающей среде (природе) и общественной организации кобщественному разделению труда.
В-четвертых, к понятию “воздействие на реальность” в следующих основных направлениях:
через сохранение существующих общественных отношений (консервативное направление);
через изменение существующих общественных отношений, создание новых (прогрессивное или регрессивное направление); по основным путям: а) эволюционный; б) революционный (контрреволюционный).
Все существующее, само бытие мы рассматриваем относительно самих себя, представляя его единство существования человека и окружающей его среды (природы); относительно нашего сознания, представляя его единством существования объективной и субъективной реальностей; относительно наших ощущений с помощью органов чувств, представляя его единством существования материальной и идеальной реальностей. Всю историю можно рассматривать с двух сторон, в ней можно выделить историю природы (историю естествознания) и историю людей (историю обществоведения), при этом встав на позицию либо материализма или идеализма, либо объективизма или субъективизма.
Материалистическое понимание истории исходит из действительных предпосылок, которые не произвольны и не являются догмами, от которых можно отвлечься только в воображении. Оно исходит из того, что это действительные индивиды, их деятельность и условия их жизни, как те которые они находят уже готовыми, так и те которые созданы их собственной деятельностью.
Первая предпосылка всякого человеческого общества, всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов.
Во-вторых, люди начинают себя отличать от животных тогда, как только они начинают производить необходимые им жизненные средства.Производя необходимые им жизненные средства, люди производят и саму свою материальную общественную жизнь. Этот способ производства надо рассматривать как определенный способ деятельности конкретных людей, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни.
В-третьих, конкретные индивиды, занимающиеся реальной производственной деятельностью, вступают в определенные экономические, социальные, духовные и политические отношения. Связь экономической, социальной и политической структур с производством благ и ценностей, общественная структура и государство постоянно возникают из жизненного процесса определенных людей. Люди постоянно находятся между собой в постоянных производственных отношениях, в процессе которых они производят:
блага, необходимые для своего существования и развития (экономические производственные отношения),
ценности, то есть все то, что имеет положительное значение для своего существования и развития (духовные производственные отношения),
связи, отношения между собой (социальные производственные отношения), то есть жизнь общества и общественную жизнь человека,
последовательность обмена и потребления благ и ценностей, реализации социальных связей и отношений (политические производственные отношения), то есть регулирование и управление общественными отношениями.
Общество является результатом практической деятельности людей, но эта самая деятельность определена теми условиями, в которых люди находятся, средствами производства, знаниями, навыками, умениями, уже приобретенными раньше, общественной формой производственных отношений, существовавшей до них, которую создали не эти люди, а предыдущие поколения.
Социокультурное понимание истории исходит из рассмотрения личности, общества и культуры как неразрывной триады:
личность как субъект взаимодействия;
общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его соцокультурными отношениями и процессами;
культура как совокупность значений, ценностей, норм, которыми владеют взаимодействующие люди, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.[2]
Отличительная черта социокультурной теории заключается в свойствах взаимодействующих личностей, общностей и в свойствах процесса взаимодействия. С ее точки зрения все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на следующие основные формы:
неорганические (неживые) взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неживых явлений), изучаемое физико-химическими науками;
живые (органические) взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир живых явлений), изучаемых биологическими науками,
наконец взаимодействующие центры, обладающие сознанием, психикой и взаимодействие сознательное, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами, обмен деятельностью (мир социальных, культурных явлений), изучаемый общественными науками, науками о человеке.[3]
При этом первой предпосылкой всякого человеческого существования является наличие возможности жить, для того чтобы в состоянии делать историю. Первое историческое отношение людей - это производство средств, необходимых для удовлетворения своих потребностей, производство самой материальной жизни.
При этом второй исторический факт состоит в том, что сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, то есть на лицо причинно-следственная взаимосвязь между удовлетворением потребностей с возникновением новых.
Второе отношение состоит в том, что люди ежедневно заново производящие свою собственную жизнь и удовлетворяющие свои потребности, начинают производить других людей и формировать основной круг их потребностей, размножаться. Производство других людей это двоякое отношение: с одной стороны - естественное отношение, с другой - общественное, в том смысле, что здесь имеется в виду совместная деятельность людей. В социальном производстве людей в диалектическом единстве реализуются процесс социализации личности, как усвоение индивидом знаний, навыков, умений, социальных ценностей, норм и т.д., и процесс стратификации как процесс воспроизводства конкретных членов общества.
Третье отношение состоит в том, что каждый человеческий индивид изначально имеет свои отличительные свойства как по физическим, половым и т.д. качествам, так и по социальным качествам, усваиваемым в процессе социализации, то есть изначально закладывается определенное неравенство в распределении функциональных возможностей и обязанностей в совместной деятельности людей. Это порождает конкретные формы общественного разделения труда, порождает воспроизводство социальной стратификации как процесса воспроизводства конкретных социальных групп и общностей, как процесс расслоения общества.
Четвертое отношение заключается в том, что не все произведенные блага сохраняют свое положительное значение в процессе удовлетворения потребностей, так, например, нож для охоты, для приготовления пищи, для защиты сохранил свое положительное значение, а для разбоя, для лишения жизни другого человека приобрел отрицательное значение. Это порождает конкретные формы общественного сознания, духовный процесс воспроизводства как воспроизводства ценностей.
Пятое отношение определяется тем, что в деятельности людей непрерывно начинает осуществляться обмен произведенными благами и ценностями, то есть возникает необходимость регулирования самих человеческих отношений, определения последовательности, очередности удовлетворения все возрастающих потребностей. Это порождает политический процесс воспроизводства как воспроизводства “регуляторов” как материальных, так и идеальных (идеологических), основанных на убеждении или принуждении, на авторитете и на власти.
Все выше обозначенные отношения осуществляются в деятельности конкретных людей, которые одновременно выступают экономистами и политиками, прокурорами и адвокатами, социологами и психологами, философами и т.д., не зависимо от конкретного вида и рода трудовой деятельности. По этому, сколько не существует человеческое познание, столько существует проблема разделения объектно-предметной области общественных наук, которые вынуждены пользоваться сходным категорийным аппаратом, опираться на общие дефиниции, законы и закономерности, так как выделение из целостного общественного отношения экономического, политического, социального, духовного существует только в человеческом воображении с целью описания человеческой деятельности под углом зрения определяющей роли тех или иных сторон общественной жизни.
Что же такое общество, какова не была его историческая форма? Материалистическое понимание истории и социокультурная теория общества единодушно сходятся в одном - продукт взаимодействия людей. [4]
Конкретное состояние любой социальной системы может устраивать ее членов или нет, в крайнем случае, часть членов может относится к нему относительно безразлично. В обществе, как и любой другой системе, существует тенденция самосохранения - люди просто хотят жить, но при этом существует вероятность коренных преобразований - в его недрах всегда зреют новые социальные отношения. Переход в новое качественное состояние может осуществляться революционным путем (буржуазные революции в Европе, социалистическая революция в России и т.д.), а может эволюционным (например, существование в мире конституционных монархий, существование понятия “шведский социализм” и т.п.).
Теоретиком и практиком социальной и социалистической революции в истории социальных учений выступил В.И. Ленин. В начале опора на недовольный своим социальным положением рабочий класс, за тем на союз беднейшего крестьянства и не довольную войной солдатскую среду с рабочим классом, опираясь на которых стала возможна революция 1917 года. В период разрухи и голода - опора на союз с середняком в деревне, давший возможность решить продовольственную проблему, в период формирования новых социальных отношений - на уступки частному капиталу (НЭП - нова экономическая политика). Это стало возможным на основе эффективного использования силы, в том числе и вооруженной, государства.
Теоретиком движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, за исключительно эволюционный путь развития общества выступил Э. Дюркгейм. Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм, в основе которого лежало следующее утверждение: социальная жизнь возникла в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации, общество при этом обладает чертами физического и морального превосходства над индивидами. Особая социальная реальность есть то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого, безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных “ожиданий”, требований, принципов морали. Индивидуальное выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависимости от первичных объективных социальных фактов, то есть явлений социальной среды.
Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является общественное разделение труда, именно оно создает общественную связь в современном, утратившем силу религиозного сознания обществе. Признавая социализм движением, имеющим большое общественное значение, он подчеркивал, прежде всего, его эмоциональный характер. Позитивно оценивая возможности развития капитализма, Э. Дюркгейм зачислял общественные явления, на почве которых вырастал научный социализм, в разряд “социальной патологии”, которую можно вылечить путем реформ, и сводил “социальный вопрос”, то есть вопрос о социальном неравенстве, к вопросу регуляции моральных отношений.
Дюркгейм рассматривает солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда, согласно Дюркгейму, морально и само разделение труда. Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капитализма он считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами. Разделение труда - это тот механизм, который в современном обществе, утратившем силу коллективного, общего сознания, создает идею, желаемую общественную связь, общественный порядок, солидарность между классами. Именно поэтому разделение труда морально. Таким образом, на основе позиции социологизма Э. Дюркгейм выступил теоретиком движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие.
К. Маркс в своем творчестве дал возможность рассмотреть вопрос социального неравенства, лежащего в основе недовольства существующей социальной системы и приводящего к социальным потрясениям, с точки зрения социально-экономических отношений. Исходя из его трудов, можно сказать, что вопрос эксплуатации лежит в плоскости соотношения необходимого и прибавочного рабочего времени. Каждый член конкретного общества тратит свое рабочее время, с одной стороны, на воспроизводство самого себя, своей общественной жизни, на удовлетворение круга своих потребностей, с другой стороны он должен часть своего времени тратить на воспроизводство жизни общества, на удовлетворение потребностей общества, на воспроизводство регулирования общественными отношениями, организацию общественного производства и т.п. Если результатов труда необходимого рабочего времени и его оплаты достаточно для удовлетворения основного круга потребностей личности и для всестороннего ее развития, то постановка вопроса эксплуатации не имеет достаточных оснований. Применение этого подхода на практике мы достаточно убедительно видим на примере “шведского социализма”, на примере системы распределения в развитых капиталистических странах, на примере культурной революции в Китае.
Таким образом, если существует цель коренного изменения социальной системы, то действия людей идут в соответствии теории социальной революции В.И. Ленина. Но после потрясений встает задача стабилизации новых общественных отношений. Здесь социальное управление начинает тяготеть не к углублению социальных противоречий и конфликтов, а к положениям теории социальной солидарности, направленной на стабилизацию системы общественных отношений.
История общества, социокультурное развитие общества есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует производительные силы и производственные отношения, переданные ему предшествующими поколениями. Для того чтобы понять конкретное общество, его генезис, нужно, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять порожденную им форму социальных отношений (то есть гражданское общество как основу развития), затем изобразить деятельность гражданского общества в сфере политической и государственной жизни, объяснить из этого различные теоретические порождения и формы общественного сознания и проследить процесс их возникновения. Благодаря этому можно будет представить весь процесс в целом, а так же взаимосвязи и взаимодействия между различными его сторонами.
Социальная сфера жизни общества осуществляется в диалектическом единстве существования личности и общества. Она основывается на конкретном способе производства, который определяется уровнем развития конкретных производительных сил в конкретных производственных отношениях. Основой производительных сил выступают конкретно существующие люди, которые, используя созданные до них средства производства и создавая новые, ежесекундно, ежечасно производят, организуют, институализируют отношения между собой, социальными общностями и группами.
Социальная сфера общественной жизни это сфера деятельности людей, в которой они воспроизводят связи, отношения между собой, социальными общностями и группами.Эта деятельность осуществляется в неразрывном, диалектическом единстве следующих областей:
социально-экономической - производства отношений с целью воспроизводства благ как материальных, так и идеальных;
социальной - воспроизводство отношений существования и развития личности и общества;
социально-политической - регулирование, управление, согласование (синхронизация) и закрепление отношений между людьми, социальными общностями и группами;
духовной - отбор, хранение и передача ценностей (благ, имеющих положительное значение, и социокультурных образцов) существования и развития личности и общества.
Основной функцией социальной сферы жизни общества выступает воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека. Существенную роль в ее выполнении выполняют гражданские формы общественного сознания как совокупность идей, взглядов, теорий, настроений и чувств людей на человека в обществе и общество в целом. (Более подробно о понятии социального воспроизводства см. п.8.3 главы 8 настоящего пособия)
Таким образом, теоретико-методологические основы предлагаемого подхода к пониманию социологии как науки заключаются в материалистическом понимание истории, сформулированном в научном творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса, и социокультурном понимание истории, сформулированном в научном творчестве П. Сорокина, социологизме и теории социальной солидарности Э. Дюркгейма.
Социальная сфера общественной жизнедеятельности осуществляется в диалектическом единстве существования и развития личности и общества. Основной функцией социальной сферы жизни общества выступает воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека.
Социология как наука об обществе изучает законы и закономерности существования, функционирования и развития жизнедеятельности общества и общественной жизни человека в процессе производства и воспроизводства отношений между людьми, социальными общностями и группами.
При изучении конкретных общественных систем основополагающей философской позицией наиболее целесообразна позиция объективизма, так как любой продукт человеческой деятельности несет в себе идеальную составляющую, объективированную в результатах труда. Открытые человечеством законы существования, функционирования и развития жизнедеятельности общества и общественной жизни человека могут использоваться на практике. И, как правило, использоваться в целях изменения существующего строя или его сохранения, то есть оптимизации функционирования существующих общественных систем.
При этом как сказал К. Маркс после завершения своего фундаментального научного исследования “Капитал” в предисловии к первому изданию 25 июля 1867 г.: “ Всякая нация может и должна учиться у других. Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, - а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, - не может ни перескочить через собственные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов”