Основные направления развития социологии в постклассический период

ХХ век характеризуется быстрым развитием социологии. С одной стороны, знаменуя собой постклассический период развития социологического знания, она продолжает обогащаться новыми идеями и подходами в рамках классических направлений. С другой – социология не могла не откликнуться на новые вызовы общественного прогресса и социальные потрясения, которыми изобиловал новый век. Войны и социальные революции, научно-техническая революция, открывшая новые горизонты для общественной практики, - все это давало обильный материал для творческого осмысления. Новые данные социальной действительности требовали концептуальной проработки, что не всегда было возможным и плодотворным в рамках теорий прошлого времени.

В первой половине ХХ века четко обозначились два основных направления социологии – эмпирические исследования и теоретическая социология.

Выделение эмпирической социологии стало закономерным результатом в развитии науки, поставившей своей задачей изучение фактов социальной жизни. Организационно эмпирическая социология оформилась в созданной в 20-х годах Чикагской школе. Ее видные представители Уильям Томас (1863-1947), Флориан Знанецкий (1882-1958) и Пол Лазарсфельд (1901-1976) объединили вокруг себя группу исследователей, разработавших методику проведения эмпирического социологического исследования, а также его принципы. Среди них выделялись такие как строгая объективность и нацеленность на изучение фактов, отказ от нравственных комментариев и оценок результатов, неукоснительное следование методике.

Сферы применения эмпирических исследований были весьма разнообразны. Получение результатов, которые можно было использовать на практике, не только определили прикладную направленность Чикагской школы, но и позволили приобрести заинтересованных заказчиков в лице руководителей различных органов управления, фирм, а затем и политиков. Благо6даря в значительной мере этим исследованиям сформировались многие теории среднего уровня социологического знания. Например, социология города, социология труда, социология политики и др. Прикладные социологические исследования рынка привели к возникновению маркетинга как отдельной науки. Главная же заслуга Чикагской школы социологии, конечно, в том, что она дала надежный инструментарий в изучении разнообразных общественных явлений.

Что касается теоретической социологии, то она завершила, заложенное еще в Х1Х веке, глобальное методологическое размежевание, - разделение на макросоциологические и микросоциологические направления, названия которых говорят сами за себя. Их различия сводятся к следующему. Во-первых, - это различия в объектах исследования: у макросоциологии – это общество как целое, у микросоциологии – некие элементарные основы его. Во-вторых, разница в направленности познавательной деятельности: в макросоциологии она движется от целого к частям, в микросоциологии – от явлений низшего порядка к явлениям более высокого, не доходя, зачастую, до обобщений, относящихся ко всему обществу.

В макросоциологии выделяются своей теоретической значимостью структурный функционализм и социология конфликта.

Структурный функционализм как социологическая теория создан в 50-60-е годы прошлого века Толкоттом Парсонсом (1902-1975) и Робертом Мертоном (1910- 2003). Наиболее известны такие работы Т.Парсонса как «Структура социального действия» и «Социальная система», а также Р.Мертона «Социальная теория и социальная структура».

Эта теория являетсяобщесоциологической и рассматривает общество как сложную развивающуюся систему, которая поддерживает динамическое равновесие в отношениях со средой путем преобразования ее для своих целей и изменения своей структуры и функций.

Структура обеспечивает поддержание общественной системы, сохранение ею своей качественной определенности, отличающей ее от других систем. В структурном функционализме в качестве активно действующей в этом направлении силы рассматривается актор (в переводе с английского - действующее лицо, актер) – индивид. К нему общество предъявляет определенные нормативные требования и предлагает стандартизированные образцы поведения, следуя которым он взаимодействует с другими акторами. Так образуется социальная структура, которая представляет собой стандартизированную систему социальных отношений деятелей.

Благодаря наличию структуры, взаимосвязанные элементы как бы вносят каждый свой вклад в сохранение и воспроизводство общества. Этот вклад осуществляется каждым элементом социальной системы в соответствии со своим предназначением, той ролью, которую ему определено играть в единстве с другими элементами, то есть в соответствии со своей функцией. В связи с этим функция в социологии понимается двояко. С одной стороны она - роль, которую определённое социальное явление выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня. С другой - зависимость между различными компонентами единого социального целого, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой её части.

Было установлено, что общество имеет два уровня функционального взаимодействия. Это взаимодействие с окружающей средой и внутрисистемные взаимодействия общественных элементов. В первом случае общество выступает в качестве целостной системы, которая отграничивает себя от окружающей природной среды и относительно противопоставляет себя ей. Во втором случае речь идет о структурном взаимодействии, поддерживающем внутреннее динамическое равновесие, получившее название «гомеостаз».

Наиболее рельефно данная проблема представлена в выделенных и сформулированных Парсонсом четырех функциях социальной системы. К ним относятся: адаптация к внешней среде; целедостижение; интеграция элементов системы в единое целое; поддержание ценностно-культурного образца. Реализуя функцию адаптации, общество приспосабливается к среде. Достижение целей подчиняет действие элементов единому плану, цели, координирует взаимодействие элементов. Функция интеграции элементов системы в целое соединяет и удерживает их в единстве, мобилизует на достижение поставленных целей. Функция поддержания ценностно-культурного образца обеспечивает сохранению общества как такового, его соответствие определенному ценностному стандарту, некой культурной «модели». Упрощенно принято соотносить названные функции с элементами общественной системы: адаптации с экономикой, целедостижения с политикой, интеграции элементов системы с социальной структурой; поддержания ценностно-культурного образца с культурой.

Выступая сторонником социального порядка, обосновывая его как «естественную форму» общества, Парсонс основное внимание уделял проблемам интеграции, поддержания «гармонического» бесконфликтного отношения между элементами системы, а также проблемам воспроизводства социальной структуры и снятия социально-психологических напряжений в обществе. Это напряжение чрезвычайно опасно для системы, поскольку может ее разрушить.

Т. Парсонс формулирует условия стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений. К ним относятся: удовлетворение основных потребностей значительной части членов данного общества; эффективный социальный контроль в системе социализации индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, при котором индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.

Важный вклад в социологию структурного функционализма внес Р.Мертон. Он впервые применил к социальной системе понятие дисфункции. Этот термин взят из биологии и медицины, где обозначает неверное функционирование органа, которое является проявлением его болезненного состояния, патологии. По отношению к обществу дисфункция означает способность системы в процессе своей жизнедеятельности порождать следствия, противоположные ее прямому функциональному предназначению. Она проявляется в негативных последствиях воздействия одной части общества на другую, например неадекватных политических решений на экономику. Дисфункции могут представлять угрозу существованию общества. Вместе с тем, они являются частью процессов общественного развития предполагающего реформы и революции, то есть нарушения социального порядка.

Явление дисфункции порождает аномию, проявляющуюся в отказе части индивидов действовать в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Дюркгеймовские идеи аномии были обогащены созданием Мертоном теории девиантного (отклоняющегося) поведения. Все эти исследования позволили ему рассматривать социологию конфликта в качестве вспомогательной для структурно-функциональной теории, характеризовать ее как одну из теорий среднего уровня.

Р. Мертону принадлежит научный приоритет в открытии латентных (скрытых) функций социальной системы. Они не проявляются явно, а обнаруживаются лишь с течением времени. Латентные функции не совпадают с провозглашенными намерениями, целями и задачами участников деятельности, институтов или социальных групп.

Структурный функционализм послужил основой создания теории социальных систем и открыл путь интенсивным изысканиям в области науки и практики управления обществом и его подсистемами, обеспечении стабильности и общественной безопасности.

Возникновение социологии конфликта относится к 50 - 60-ым гг. XX в. Ее создателями являются американский социолог Льюис Козер (1913-2003) и немецкий философ, социолог и политолог Ральф Дарендорф (1929-2009). Главная работа Козера - «Функции социального конфликта», а наиболее известными трудами Дарендорфа являются «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» и «Современный соци­альный конфликт».

Социология конфликта выступает одним из основных направлений в макросоциологии. Она возникла как своего рода реакция на присущий структурному функционализму акцент на бесконфликтность и стабильность общественной системы, где конфликт представляется патологией в целом здорового социального организма.

Для Козера было важно показать, что конфликты в обществе играют не только негативную, но и позитивную роль, в связи с чем он выделял соответствующие функции. Речь шла, конечно, прежде всего, о социальных последствиях конфликтов. Позитивная роль конфликтов виделась в упрочении социального единства, когда социальный конфликт выступает «страхующим клапаном системы», снимающим напряжения и дающим возможность посредством последующих реформ вновь обеспечить общественную стабильность.

Р. Дарендорф в отличие от представителей социологической школы структурного функционализма и Л. Козера считал конфликт естественным состоянием общества, а отсут­ствие конфликтов - чем-то удивительным и ненормальным.

Открыто заявляя о своих симпатиях буржуазной идеологии либерализма, Дарендорф выстраивает свою концепцию на идеологических мотивах и прямо противопоставляет ее марксистскому пониманию конфликта. Принципиально важным для него является отрицание главного источника конфликта находящегося в сфере материально-экономических отношений собственности на средства производства. В отличие от Маркса он относит источник конфликта к сфере власти и авторитета, связывает его с концент­рацией власти у одних и ее отсутствием у других. Поэтому конфликт связан со стремлением одних удержать свое господствующее положение и перераспределить власть других.

Такое понимание конфликта позволило утверждать, во-первых, что конфликт вечен, так как всегда будут существовать недовольные и, во-вторых, что все общество пронизано разнообразными конфликтами на всех своих уровнях, так как конфликт может возникнуть везде, где есть отношения господства и зависимости, власти и подчинения. Следовательно, считал Дарендорф, классовый конфликт в Марксовом понимании всего лишь один из видов разнообразных конфликтов, и не самый важный., а значит и революция неприемлема. Акцент с конфликта больших социальных групп переносится Дарендорфом на конфликты малых групп и внутри них. Получается, что когда у вас скандалы в семье или стычки с коллегами на работе – вам не до революций.

Немецкий социолог видел в современном ему обществе не только массу конфликтов, но и большие возможности в их "рациональной регуляции" и осуществлении "контролируемой эволюции". По Дарендорфу регулирование конфликтных ситуаций должно обеспечиваться институциализацией конфликта, - упорядочением, формализацией и стандартизацией поведения конфликтующих. Это предполагает признание правомерности различных точек зрения на проблему, высокую организованность (включая дисциплину) конфликтующих сторон и наличие определенных «правил игры», прежде всего правовых основ.

Социология конфликта как специальная социологическая теория получила дальнейшее развитие в рамках многих методологических направлений и стала существенной частью науки о конфликтах – конфликтологии. В современных условиях нарастания кризисных явлений в мировой экономике и их социальных последствий, в том числе и увеличении массы и остроты социальных конфликтов, социология конфликта оказывается постоянно востребованной.

Микросоциологические теории ХХ века формировались под влиянием психологии бихевиоризма. Бихевиоризм в социологиипроявлялся в методологической установке на изучение наблюдаемого поведения и его интерпретацию с позиций как субъективного (придаваемого ему человеком), так и социального (придаваемого ему обществом) смыслов. Широкую известность в микросоциологии получила теория обмена, создателями которой были американские социологи Дж. Хоманс (1910-1989)и Питер Блау (р. 1918). Наиболее значимые труды Дж. Хоманса: «Человеческая группа»; «Социальное поведение: его элементарные формы». П. Блау известен такими работами как «Обмен и власть в социальной жизни» и «Неравенство и гетерогенность».

Дж. Хоманс в виде лозунга сформулировал задачу своей теории – вернуть в социологию человека. Он высказывал убеждение, что конечные причины всех общественных явлений лежат в человеческой психологии. Поэтому в качестве исходного пункта социологического анализа он выделил социальное взаимодействие, контакт между индивидами.

Каждое социальное взаимодействие может быть представлено в виде обмена ценностями, как материальными, так и нематериальными – знаками поддержки, уважения, внимания, престижа. Любой поступок, соответствующий принятым в данной общности нормам обменивается на вознаграждения. В качестве стимулов поступка выступают соображения пользы, выгоды, награды. Само же социальное взаимодействие индивидов строится по схеме «стимул – реакция». Индивид вступает во множество отношений обмена и как бы находится на рынке стимулов, по поводу которых идет своего рода торговля. Отношения поддерживаются до тех пор, пока предлагаемые стимулы представляют для индивида ценность.

П. Блау распространял идею обмена за пределы межличностного взаимодействия на процессы образования социальных общностей и происходящие внутри них и между ними, а также на взаимоотношения индивида с группой и обществом в целом. Подчеркивалась роль власти в определении основных параметров содержания и правил обмена, а также в разрешении неизбежных конфликтов, связанных с противоположными ожиданиями участников этого процесса.

Теория символического интеракционизма создана американским ученым Джорджем Гербертом Мидом (1863-1931)и впоследствии разрабатывалась его учениками и последователями Г. Блюмером, Э. Гоффманом и др. Наиболее видная работа Мида, содержащая изложение идей символического интеракционизма «Разум, Я и Общество». Сам термин «символический интеракционизм» был введен в науку его учеником Г. Блюмером.

«Интеракция» дословно в переводе означает «между акторами», т.е. активными субъектами. А под «интеракционизмом» понимается взаимодействие, которое происходит между индивидами, социальными группами, - социальное взаимодействие.

Дж. Мид считал, что человеческое «Я», личность индивида не является природной данностью, а формируется в процессе социального взаимодействия. Индивид, находясь среди других индивидов, которые образовали общность на основе сходных или совпадающих в основном интерпретаций окружающей социальной действительности, вынужден взаимодействовать с ними. Для этого ему необходимо правильно ориентироваться, понимать смысл тех или иных чужих действий и вести себя так, чтобы быть понятым окружающими. Оказывается, индивид включается в общность, где люди не просто совершают какие-то действия, а вкладывают в них определенный смысл, придают им конкретное значение. Получается, что социальное взаимодействие опосредовано символами и в социальном мире индивида большую роль играет «символическое окружение». В концепции Мида к символам относятся жесты и язык. Главным символическим посредником социального взаимодействия является язык как система знаков и символов.

Символ–это предмет, изображение, явление, которые служат условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи. Вступая во взаимодействие, индивиды используют понятия-символы, о содержании которых должна быть договоренность. В противном случае взаимодействующие акторы не поймут смысла действий друг друга и откажутся от контактов. Поэтому символическая интеракция основывается на интерпретации символов участниками, постоянном «подстраивании» своего понимания и поведения под различные возможные варианты трактовки поведения других. Фактически, идет постоянный поиск так называемого «общего языка» и взаимоприспособление индивидов. Возможности взаимоприспособления определяются опытом общения индивида с другими, собственной способностью видеть себя и воспринимать себя в окружении других людей так, как это делают они, т.е. в соответствующих символах.

Символический интеракционизм подчеркивает роль языка, понятий, позволяющих выработать общее видение ситуации и делающих возможным систематические социальные взаимодействия, совокупность которых и составляет общество.

Вторая половина ХХ века и, в особенности, его последние десятилетия отмечены большой исследовательской работой в рамках неклассических социологических теорий, уточнении своего категориального аппарата и попытках соотнести свои теоретические построения с эмпирическими данными. К этому времени относится появление новой социологической концепции - теории коммуникативной деятельности Юргена Хабермаса (р. 1929), которая изложена в таких его научных трудах как двухтомная «Теория коммуникативного действия» и «Мораль и коммуникация» и др. Эта теория открывала новые перспективы для социологии и была выстроена на основе критического переосмысления ее классического наследия и основных постулатов современной микро- и макросоциологии и направлена на интегративное понимание социальной реальности.

Теория коммуникативной деятельностипосвящена выяснению роли коммуникации в отношениях между людьми и окружающим миром во всех формах его проявления. Отношение отдельных субъектов к миру рассматривается как опосредованное возможностями коммуникации с другими людьми, а также их спорами и способностью прийти к согласию.

Термин «коммуникация» в переводе с латыни означает «сообщение», «передача». В теории Хабермаса он характеризуется как смысловая и идеально-содержательная сторона социального взаимодействия. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее участника.

Коммуникативное действие – это взаимодействие, по крайней мере, двух индивидов, сознательно ориентированное на восприятие смысла передаваемых друг другу сообщений. Эти индивиды, обладая способностью слышать и говорить, стремятся достичь понимания ситуации действия для принятия решения о дальнейших своих действиях и взаимодействии.

Коммуникацию Хабермас связывает с рациональностью. Она проявляется, во-первых, в сознательном отношении людей к их жизненному миру, включенности в социальные отношения, во-вторых, в притязаниях на значимость того, о чем они говорят, думают, в чем убеждены и, в-третьих, в ориентации на взаимопонимание.

Хабермас полагает, что человеческое общество возникает, существует и развивается благодаря рациональной коммуникации. Аргументация в дискуссии, споре, взаимопонимание, признание, консенсус – все это факторы общественного прогресса. Он доказывает универсальную значимость коммуникативных действий и необходимость рационализации действий индивидов и различных социальных групп. Это позволит избежать или, по крайней мере, минимизировать постоянно воспроизводимую патологию в сфере общественной коммуникации. Такую патологию Хабермас связывает с господствующими «макросоциологическими» отношениями, устройством современного капиталистического общества, а также с технологиями власти. Коммуникативные действия строятся по принципу субъект-объектных отношений, когда один из участников взаимодействия (объект) лишен возможности активного диалога, высказывания и отстаивания своего видения проблем. Посредством такого коммуникативного воздействия навязывается несвобода и осуществляется принуждение.

Ю. Хабермас убежден, что рационализация коммуникативного действия, построение его в соответствии с субъект-субъектным принципом, открывают простор для свободного от принуждения диалога. Лишь в освобожденном обществе, реализовавшем разумность своих членов, коммуникация могла бы развиться в диалог всех со всеми. Хабермас выдвигает идею сознательного и свободного общественного «дискурса» (буквально, «обоснования», «доказывания») высших ценностей, которыми люди руководствуются в своих действиях. Поэтому в повестке дня современной науки он видит разработку механизмов убеждения и выработки истинного согласия.

В общем русле европейской социологической мысли происходило становление и развитие социологии в России. В этом процессе выделяются три основных этапа, связанные с историей самой страны, которая обусловила содержание и особенности российской социологической мысли – это социология в Российской Империи в Х1Х – начале ХХ в.в., в советскую эпоху и в постсоветский, современный период.

Социология как наука появляется в России в середине Х1Х века и представлена разнообразными концепциями, имеющими различные теоретико-методологические основания. В связи с этим можно говорить о существовании нескольких самостоятельных направлений. При этом следует иметь в виду, что российская социология зарождалась и формировалась под влиянием, фактически, тех же факторов, что и западноевропейская социологическая мысль. Вместе с тем, отечественные социологи были вынуждены учитывать специфические отличия России, ее общества, связанные с особенностями ее истории, культуры, менталитета. Все это придает российской социологии своеобразие и неповторимость.

Российская социология Х1Х – начала ХХ в.в. представлена следующими основными направлениями и их видными представителями:

социал-органицизм - Лев Ильич Мечников (1838-1888), Михаил Александрович Бакунин(1814-1876), Петр Алексеевич Кропоткин (1842- 1921);

психологическое направление - Николай Иванович Кареев (1850 – 1931), Лев Иосифович Петражицкий (1867- 1931), Евгений Валентинович де Роберти (1843 – 1915);

субъективистское направление - Петр Лаврович Лавров (1828-1900), Николай Константинович Михайловский (1842-1904);

эволюционистское направление - Максим Максимович Ковалевский (1851-1916);

марксистское направление - Георгий Валентинович Плеханов (1856 — 1918), Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 - 1924);

неопозитивистское направление - Питирим Александрович Сорокин (1889–1968).

С установлением Советской власти в России и возникновением в стране однопартийной политической системы, обеспечивающей господство правящей партии и, соответственно, господство ее идеологии российская социология утрачивает свою поликонцептуальность и начинает существовать в виде варианта своеобразно трактуемой марксистской социологии. При этом первая половина советского периода вообще связана с отрицанием социологии, как науки, так и правомерности самого термина. Западная социология характеризовалась с идеологических позиций, т.е. как псевдонаука, посредством которой «платные профессора буржуазии» пытаются обосновать вечность капитализма. Конечно, нашим соотечественникам, жившим в то время, в классовом чутье не откажешь, однако ущерб от его однобокого применения был для социологической проблематики марксизма существенным. Даже идейные предпосылки самого марксизма, о которых неоднократно писали Маркс, Энгельс и Ленин, вспоминались на уровне слова и никак не связывались с необходимостью анализа и использования чужого идейного капитала в своих теоретических изысканиях.

Во второй половине советского этапа отношение к социологии корректируется: социология отождествляется с социальной философией марксизма - историческим материализмом, а социологическая проблематика распределяется между ним и научным коммунизмом, на который возлагаются по большей части функции прикладной социологии. Были созданы Советская социологическая ассоциация, Институт конкретных социальных исследований АН СССР, переименованный затем в Институт социологии. С середины 70-х годов прошлого века издается журнал "Социологические исследования". В ряде университетов были созданы социологические лаборатории, отделы и службы.

Динамика социальных процессов в советском обществе требовала в управлении ими опираться на данные социологических исследований, вести изыскания оптимальных путей общественного развития. Начинается подготовка социологических педагогических кадров и социологов-эмпириков.

Революционные изменения в российском обществе в 90-е годы ХХ века обострили потребность в прикладных социологических исследованиях. Были созданы негосударственные социологические центры, выполняющие исследования на коммерческой основе. Были опубликованы ранее недоступные работы классиков социологии и современных лидеров творческой социологической мысли. Широкое признание в стране и за рубежом получили работы современных российских социологов: И. В. Бестужева-Лады, А. В.Дмитриева, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Иванова, И. С. Кона, А. И. Кравченко, Ю. А. Левады, Г. В. Осипова, Ж. Т.Тощенко, С. А. Кравченко, О.И. Шкаратана, В. А. Ядова и др.

Сократилось отставание российской социологии от уровня развития социологического знания в Европе и США. Вместе с тем, перспективы отечественной социологии по-прежнему прямо связаны с процессом формирования гражданского общества и успехами реальной демократии в России.

Наши рекомендации