Понятия личности в социологии. Основные теории личности
Одной из первых, еще в Х1Х в. возник марксистский подход к анализу личности. Его особенностью является то, что он складывался в рамках марксистской идеологии и носит скорее общефилософский, нежели социологический характер. К. Маркс подчеркивал социальную природу человека, рассматривая его как субъект и объект социальной деятельности. Личность формируется в процессе включения ее в социальный мир. Последний состоит из различных социальных общностей (классов), поэтому принадлежность к последним, во многом определяют особенности сознания и поведения человека.
Прежде всего, стоит упомянуть теорию З. Фрейда, в соответствии с которой основой личности является бессознательное (Оно), природная составляющая личности, живущая по принципу удовольствия. Сверх-Я — личностная структура, выражающая социальное в человеке, оно функционирует по принципу долга, пытаясь обуздать бессознательные влечения. Наконец самосознание личности (Я) живет по принципу реальности, стремясь уравновесить природные влечения и социальные требования. Личность — динамический процесс сосуществования и взаимовлияния этих структурных компонентов. На социологические теории оказала влияние идея бессознательного, поскольку последователи Фрейда связывали его с изначальной агрессивностью человека, которую призвано обуздать общество. Кроме того, З. Фрейд разработал учение об особых практиках, с помощью которых человек разрешает внутриличностные и межличностные противоречия.
Другая психологическая теория, повлиявшая на социологические концепции — это теория потребностей А. Маслоу. Потребность — состояние человека, который испытывает нужду, в чем либо, они является основой мотивационной сферы личности, определяя ее поведение. А. Маслоу выделяет, прежде всего, базовые потребности, относя к ним физиологические потребности, потребность в безопасности. Социальные потребности включают потребность в принадлежности (человек стремиться ощущать себя
частью своей группы), потребность в признании и доверии со стороны других людей и самоактуализации (раскрытие своих способностей, реализация своего потенциала). Наконец существуют метапотребности в понимании, познании, эстетические потребности, в российской литературе их называют духовными потребностями личности.
В 20-е годы ХХ в. Ч. Кули создал теорию зеркального Я, в которой рассматривал конкретный механизм формирования самосознания человека. По его мнению, именно самосознание человека составляет центр личности. Самосознание включает представления о том, как нас воспринимают другие, представления о том, как другие реагируют на наше поведение и представления о том, как мы взаимодействуем с другими людьми. Главным фактором возникновения личности Ч. Кули считает не класс, а семью. Именно в семье формируется «образ Я», во многом определяющий его поведение. По мнению Ч. Кули каждый человек строит свое «Я» исходя из реакций других людей, которые оценивают его поступки. «Другой» является своеобразным «зеркалом», в которое смотрит ребенок, устанавливая, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, удачливый или невезучий. По мере взросления человек начинает осуществлять своеобразный отбор «зеркал», определяя те группы, мнение которых для него наиболее значимо. Существует возможность неправильно истолковать мнения о себе, поэтому зеркальное «Я» не полностью соответствует реальной личности. В теории Ч. Кули основное внимание уделялось механизмам формирования личности, в то же время не учитывалась ее активность, способность к изменению под влиянием внутриличностных процессов.
Другой популярной в социологии теорией личности стала теория Дж.Г. Мида, одного из создателей символического интеракционизма. Дж. Мид полагал, что общество — главный фактор формирования личности, однако не только семья, но и множество других групп принимают участие в этом процессе. Важнейшим механизмом формирования личности, по мнению социолога, является игра. Мид выделяет три стадии: имитационная стадия, на которой важнейшим механизмом является подражание детей родителям и другим взрослым, ролевая игра, когда ребенок усваивает различные социальные роли, то есть стандартный набор правил
поведения в конкретных ситуациях (учитель, продавец, пожарник и т.п.), наконец, на стадии коллективной игры формируется то явление, которое американский социолог назвал «обобщенный другой». Дети, играя в коллективные игры, например, в футбол должны знать не только свою роль, скажем, вратаря, но и роли других игроков, у них складывается обобщенное представление о ситуации. «Обобщенный другой» – это совокупность ценностей и стандартов поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы образ Я. Человек в процессе общения как бы встает на место другого человека, видит себя другой личностью, оценивает себя в соответствии с этими общими стандартами, кроме того, он обретает способность видеть свое поведение во взаимосвязи с поведением других людей, ощущать на себе их реакции.
В современной социологии одной из ведущих теорий личности является ролевая теория, которая опирается на понятия «социальный статус» и «социальная роль». В ее разработке приняли участия представители различных направлений социологии: Дж. Мид, Т. Парсонс, Р. Линтон и другие.