Концепция постиндустриального общества

Современное общество в социологии характеризуется как постин­дустриальное. Это понятие было введено американским социологом Д. Беллом в 1974 г. Он указал на ряд существенных моментов, которые свидетельствуют о переходе современного общества на постин­дустриальную стадию развития.

1. В процессе становления постиндустриального общества проис­ходит переход от экономической модели развития к модели социоло­гической, в чем выражается необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации взаимодействия людей,

2. Это находит проявление в целом ряде признаков. Во-первых, экономическая мотивация исчерпывает себя, поскольку уже был дос­тигнут уровень благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. Во-вторых, у людей возникает понимание, что существует не только личное, но и общее богатство, например, чистота окружающей среды; это стимулирует поиски путей увеличения общественной фор­мы богатства. В-третьих, осознание того, что существует обществен­ная форма богатства, приводит к тому, что общество становится бо­лее конфликтным, и разрешать эти конфликты оказывается все более и более трудной задачей.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену рас­пределения по вкладу приходит распределение, основанное на спра­ведливости. В результате этого у индивида нет необходимости при­кладывать особые усилия для выживания, что было основной движу­щей силой во времена капитализма (индустриального общества).

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. Вследствие этого возникает вопрос: возможно ли дальнейшее раз­витие в условиях отсутствия таких ценностей.

В настоящее время в понятие постиндустриального общества вклю­чают целый ряд признаков, без которых общество не может быть при­знано постиндустриальным.

Этот тип общества предполагает, что число людей, занятых в дан­ном обществе в сфере услуг, превышает 50 % от всего населе­ния. США достигли этого уровня к началу 60-х гг. прошлого века. Для постиндустриального общества характерно то, что сельскохо­зяйственных и промышленных продуктов в нем производится больше, чем данное общество может потребить. Именно по причине перепро­изводства значительная часть рабочей силы переходит в сферу услуг.

Кроме того, для постиндустриального общества характерна такие черта, как большая роль научных исследований и знаний. Основной метод принятия решений — это использование разного рода моде­лей, аналитических методов и т.д. Основной потребностью является потребность в знаниях, которые получают в специальных исследова­тельских институтах, лабораториях исследователи-специалисты.

Социальная коммуникация протекает главным образом на уров­не «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина», как на предыдущих этапах.

Ведущей технологией является умственная технология, а не ручной труд или механизированная технология, как на предыдущих этапах. По этой причине современное общество называют также «ин­формационным обществом»; данный термин ввел японский исследо­ватель Ионейи Масуда, хотя идея знаний как продукта, которым мож­но торговать, была высказана еще в 1962 г. Фрицем Мэклапом. С этой точки зрения для современного общества характерно два основных признака:

1) очень широкое использование вычислительной техники, при помо­щи которой человек решает стоящие перед собой задачи;

2) увеличение скорости обмена информации, что невозможно без разработки новых средств ее передачи.

В информационном обществе возрастает взаимозависимость между разными сферами, то есть обратные связи оказываются более тесны­ми. Например, любое изменение в сфере энергетических решений вле­чет за собой изменения в сфере обработки сырья в гораздо боль­шей степени, чем раньше.

В социологии современное общество нередко характеризуется как постмодернистское. Фактически эта характеристика опирается на актуальный процесс — постепенное разрушение веры в силу науки. Для постмодернистской мысли свойственно разочарование в идее прогресса, как социального, так и научно-технического. По крайней мере, идея прогресса не всегда отрицается. Скорее, в настоящее вре­мя прогресс рассматривается лишь как возможность, которая может не реализоваться. Как утверждает И. Уоллерстайн, идея прогресса как неизбежного поступательного движения (вверх и вперед) исчер­пала и не смогла подтвердить себя. Процесс развития, следовательно, предстает как чередование поступательного и попятного движения.

Постмодернистское общество обладает следующими характерис­тиками:

1) оно нестабильно, что подразумевает наличие множества культур и субкультур, которые сосуществуют и/или приходят на смену друг друга, причем этот процесс протекает крайне быстро. Данный при­знак часто определяют как «полистилистичность»;

2) цель постмодернистского общества — это применение и толкова­ние информации (ср. обработку и передачу информации как ос­новной признак в теории информационного общества). Это пред­полагает не только стремление к инновациям, к получению новых знаний и новой информации, но и разъяснение их значимости, по­скольку они могут быть не приняты в случае их противоречия ка­ким-то устоявшимся представлениям;

3) оно прагматически ориентировано: поддерживается лишь то, что имеет непосредственный практический результат;

4) функции получения и интерпретации знаний в постмодернистском обществе разделены между разными институтами (научными уч­реждениями, с одной стороны, и средствами массовой информации, политическими партиями — с другой). Для современной ситуации в большей степени характерна независимость средств массовой ин­формации от собственников и властей, чем обслуживание их по­требностей (что находит свое отражение в выражении «продаж­ная пресса»). Вследствие этого информация и ее интерпретации оказываются более плюралистичными;

5) в постмодернистском обществе чрезвычайно важную роль приоб­ретает образование, причем образование специализированное. Это проявляется не только в необходимости получать образование, которая навязывается социальными институтами, но и в прямой зависимости между образованием, социальным статусом и уров­нем доходов (что, впрочем, более характерно для западных об­ществ, чем для российского);

6) современное общество неспособно отличить миф от реальности, то есть оказывается (по крайней мере, отчасти) неспособным ста­вить реальные четкие цели;

7) оно практически полностью освободилось от идей прогресса, а также от морали и традиций, что, несомненно, имеет и крайне нега­тивные стороны.

Мировое сообщество

Мировым сообществом называют все страны, которые в настоящий момент существуют на планете. Связи между государствами стано­вятся более и более тесными, причем они могут носить политический, экономический, культурный характер. Данный процесс трудно оце­нить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дают людям доступ к благам, о которых они ранее даже не знали. Однако, с другой стороны, глоба­лизация имеет и негативные стороны. Неповторимые культурные орга­низмы, то есть отдельные общества, утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и все более однообразной во всем мире. А развитые государства под видом упрочения между­народных связей превращают другие государства в «приложения» к собственной экономике, используя их как. источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов.

Под глобализацией в социологии и других общественных науках понимают образование наднациональных структур в сфере экономики политики, культуры, которые оказывают влияние на мировые про­цессы. В сфере экономики это проявилось в образовании таких фи­нансовых организаций, как Международный валютный фонд, Междуна­родный банк реконструкции и развития, а также транснациональных корпораций; в сфере политики — в образовании таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО, а также появлении разнообразных военных бло­ков. Сфера культуры также затронута указанным процессом, поскольку в настоящее время вследствие развития средств связи наблюдается унификация стиля жизни.

И. Уоллерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более и более вла­сти приобретают наднациональные экономические факторы. На осно­вании этого он делает вывод, что национальные государства оказы­ваются лишь элементами глобальной мировой системы. Уоллерстайн предложил также идею мировой экономической системы, то есть со­вокупности государств, которые объединены экономическими связя­ми, но политически не зависят друг от друга. Это понятие он ввел по аналогии с понятием мировой империи — государства, которое подчи­няет и объединяет несколько других государств.

По мнению Уоллерстайна, мировая экономическая система в на­стоящий момент охватывает весь мир. Впрочем, положение отдельных стран в рамках этой системы неравноценно. По этой причине амери­канский исследователь предложил выделять в мировой системе ядро, полупериферию и периферию.

К ядру, по мнению Уоллерстайна, относятся развитые экономичес­кие страны (США, Канада, страны Западной Европы и Япония). Это самые богатые страны, обладающие наиболее развитыми технология­ми, характеризующиеся наиболее высоким уровнем жизни.

Страны периферии — это самые бедные страны Африки и Латин­ской Америки. Такие страны характеризуются высокой политической нестабильностью, полной неразвитостью перерабатывающей промыш­ленности; фактически они представляют собой «сырьевые придатки» стран ядра, поскольку полезные ископаемые в них только добывают­ся, но не перерабатываются.

Между странами ядра и странами периферии находятся страны полупериферии. С одной стороны, они не настолько могущественны, чтобы сравниться со странами ядра; по отношению к последним они также обычно являются «сырьевыми придатками. Однако они более развиты, чем страны периферии. Со странами ядра их роднит то, что по отношению к странам периферии они выполняют ту же роль. На­пример, Бразилия продает произведенные на своей территории авто­мобили, которые вряд ли кто-нибудь станет покупать в США: там го­раздо больше востребован кофе, который производится в Бразилии. В то же время Бразилия отличается от стран периферии, поскольку она достаточно индустриально развита (если бы это было не так, то и автомобилей бы она не производила).

Глобальную мировую систему в науке принято называть мировым сообществом. Мировое сообщество не является обществом в обыч­ном смысле этого слова, поскольку оно объединяет множество об­ществ. А общество связано с нацией и государством, хотя и не равно им. По этой причине мировое сообщество называют также квазиоб­ществом.

Существует два основных подхода к процессу глобализации. Одни ученые рассматривают глобализацию как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполага­ет изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспече­ния населения Земли водой и продовольствием, проблему таких бо­лезней, как рак, СПИД, представляющих большую опасность для чело­вечества в целом, парниковый эффект и т.д.

Другие ученые, внимание которых в большей степени приковано к изучению процесса становления глобальных структур, видят в глоба­лизации процесс вестернизации, то есть распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. Естественно, в плане оценки здесь нет единодушия, поскольку вестернизация рас­сматривается и как положительная, и как отрицательная тенденция; в первом случае говорят скорее о развитии и усвоении достижений, тогда как во втором — о культурном империализме.

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального обще­ства, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой «полупериферии» — вредным и разрушительным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от по­стиндустриальных стран ядра, поскольку на современном этапе раз­витие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты по­стиндустриальных государств. Страны периферии (и страны полупе­риферии, хотя и в гораздо меньшей степени) теперь должны подстра­иваться под потребности индустриальных стран, так как вне постинду­стриальной перспективы динамичное развитие невозможно.

Отметим основные проявления глобализации:

► Мы являемся свидетелями формирования единого информацион­ного пространства. Ярчайшим проявлением этого является воз­никновение Интернета.

► Жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с мировой системой и глобальным обществом. Это имеет как позитивные (прежде всего экономические), так и

негативные (культурные, социальные, а также экономические) по­следствия для «колонизованных» государств. Развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний, и технологий. Так как знания принадлежат по преимуще­ству транснациональным корпорациям, их распространение не за­висит от границ культур и национальных государств.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Наши рекомендации