Историческое развитие института семьи

Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат). В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.

Английский антрополог Мак-Леннан, не знакомый с трудами Ба-ховена, нашел, что на определенной ступени развития общества появляется обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных группах, или внешних по отношению к его группе («Очерки по древней истории», 1886). Мак-Леннан выделил три формы брака: многоженство (полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).

Американский социальный антрополог Льюис Морган (18181881) впервые попытался представить целостную картину истории семьи как социального института. С его точки зрения, семья в своем развитии прошла через следующие фазы: кровнородственная семья (брачные группы разделены по поколениям), пуналуальная семья (исключены сексуальные отношения между родителями и детьми), парная семья (у мужчины появляется главная жена среди многих жен).

Дальнейшие исследования уточнили общую картину. С точки зрения современной социальной антропологии в истории семьи выделяют следующие этапы.

Промискуитет (характерен для низшей ступени дикости) – это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы, т. е. существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Постепенно происходило ограничение полового общения и начали выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено, что привело к возникновению особой формы семьи – кровнородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащего к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.

Пуналуальная семья возникает тогда, когда из полового общения исключаются сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это – брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парного брака.

Синдиасмическая семья является переходным историческим типом. Она появляется на рубеже дикости и варварства. В такой семье один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие или, в данном случае, многоженство – полигамия) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи были появление частной собственности и стремление ее защищать, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в генезисе человека как мыслящего существа он, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности в отдельные периоды развития общества и в отдельных социальных общностях.

Индивидуальная (брачная, супружеская) семья. Является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характе-

ризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными (нуклеарная семья). Происхождение определяется по обеим линиям – мужской и женской.

Если выделить основные тенденции в историческом развитии семьи, получится следующая картина:

по количеству супругов: полигамия (которая подразделялась на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество)) – моногамия (однобрачие);

по власти в семье: матриархат – патриархат – эгалитарная семья;

по составу: родовая семья – нуклеарная (простая: только супруги или сложная: родители и дети) семья;

по количеству детей: многодетная – малодетная или бездетная семья;

по семейным взаимоотношениям: родственная (патриархальная) – детоцентристская – супружеская семья.

Можно проследить тенденции по развитию форм семейной жизни, по отношению церкви и государства к институту семьи, другие тенденции в длительной истории семьи.

Понятие и категории семьи

Семья – самый фундаментальный универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много десятилетий. Социологи дают свое определение понятия «семья». Например, Джордж Мердок, ис-следовав формы семей в 250 культурах (1949), предложил следующее определение:

► Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.

Таким образом, для социологии характерно рассматривать семью как социальный институт и как социальную группу.

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

При рассмотрении семьи как социального института изучаются:

общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;

образцы семейного поведения;

ролевые отношения в семье;

эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;

социальный механизм изменения норм и ценностей.

Как малую социальную группу семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

При рассмотрении семьи как социальной группы изучаются:

условия формирования и этапы развития семьи;

динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми;

распределение обязанностей в семье;

причины и мотивы разводов;

структура и функции семьи.

Говоря о семье, нельзя еще раз не подчеркнуть, что ее основу составляет брак.

► Брак – это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.

В браке и супружеских отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Именно поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию сексуальных отношений. Так, если в биологическом, сексуальном инстинкте влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви оно направлено всегда на конкретного человека, физические черты и весь облик которого воспринимаются и оцениваются не сами по себе, а в единстве с морально-этическими качествами. Таким образом, в любви половой инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер.

Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает и экономическую, и психологическую сторону. Экономическая сторона – это следствие половозрастного разделения труда в производстве и домашнем хозяйстве. Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половое влечение, оказывающие влияние на потребности, чувства, черты характера и даже на способности и вкусы мужчины и женщины.

Брачные отношения имеют и юридическую сторону. Если на ранних стадиях развития общества отношения между мужчиной и женщиной регулировались племенными и родовыми обычаями, то с возникновением нравственности, религии и государства регулирование этих отношений приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило еще более усилить социальный контроль над браком.

Право оказало сильнейшее влияние на моральные устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков отношений и увеличило ответственность родителей за воспитание детей. Такие правовые обязанности, как супружеская верность и взаимопомощь, способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказали общее облагораживающее воздействие на мораль, наконец, юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на власть, санкционировавшую их союз. И если брак нуждался в поддержке и защите, то люди, состоявшие в нем, могли апеллировать как к общественному мнению, так и к закону.

Социальная сущность семьи выражается через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. Эти категории отражают основные аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционирования.

Условия жизни семьи – это совокупность факторов макросреды (общих социальных условий) и микросреды (ближайшего социального окружения). При рассмотрении данной категории мы должны иметь в виду как объективные, так и субъективные условия жизни. Объективные подразделяются на естественные (географические, биологические, экологические и т. п.) и социальные (социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, идеологические). Субъективные условия жизни семьи можно разделить на внешнесубъективные и внутреннесубъективные. Это означает, что каждая семья, обладая определенной самостоятельностью, в то же время через комплекс опосредованных связей подчинена общим закономерностям явлений и процессов общественной жизни. Данные связи в зависимости от условий жизни воздействуют в целом на взаимоотношения в семье и способствуют или ее стабилизации, или дестабилизации.

Каждая семья насчитывает определенное количество членов, которые определенным образом связаны между собой.

Структура семьи – это совокупность отношений между ее членами, включающая помимо отношений родства духовные, нравственные отношения, в том числе отношения власти и авторитета.

Выделяют так называемую авторитарную структуру (авторитарные семьи), которая характеризуется жестким подчинением жены мужу, а детей – родителям. Демократические семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей, на осознании, а не на принуждении.

Структура семьи представляет особый интерес в связи с тем, что она оказывает существенное влияние на выполнение семейных ролей каждым членом семьи, на вероятность конфликтов между супругами – одним словом, оказывает влияние на все стороны функционирования семьи.

Функции семьи – это формы проявления активности, жизнедеятельности семьи и отдельных ее членов.

Эти формы отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности – с другой. В зависимости от эволюции общества и изменений требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменялись структура семьи и ее социальные функции.

Совокупность функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

репродуктивная (воспроизводство потомства);

воспитательная (в первую очередь, детей);

хозяйственно-экономическая (бытовая);

рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) функция дает возможность восстанавливать нравственные и физические силы, душевное равновесие и здоровье члена семьи за счет семейных отношений, опирающихся на любовь и эмоциональную поддержку, взаимопомощь. Она также предоставляет возможность организации досуга и отдыха, психологической разрядки, т. е. того, что необходимо для поддержания жизненного тонуса; ¦ коммуникативная и регулятивная функция. Она отражает социальные отношения внутрисемейного общения, взаимодействия с другими семьями, помогает налаживать отношения на работе (учебе), с соседями и друзьями, вживаться в новый коллектив, принимать важные для семьи решения.

Образ жизни – это совокупность тех видов жизнедеятельности, которые осуществляются совместно всеми или некоторыми из членов семьи либо одним из них, но от имени или для семьи.

Здесь идет речь о ролевом взаимодействии в семье.

Традиционные роли, когда женщина вела дом, хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. Сейчас большинство женщин участвуют в экономическом обеспечении семьи и принимают равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на образ жизни семьи, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супругов, но вместе с тем оказало воздействие на демографическое поведение, что привело к снижению уровня рождаемости и росту числа разводов. Как мы видим, между образом жизни семьи и общества в целом наблюдается самая тесная связь.

Образ мыслей семьи – это совокупность ценностей, норм, установок в сфере семейной жизни.

Для современной семьи характерна ориентация на личностные, а не на статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Изменяются отношения и родителей с детьми.

Во-первых, традиционные нормы и ценности становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в определенных семьях, различающихся по уровню образования, культурного развития, месту жительства (сельская местность, небольшой город, средний город, мегагород).

Во-вторых, происходят изменения структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми, изменения, ведущие к демократизации этих отношений.

Наконец, основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные и интеллектуальные стороны межличностных отношений. В социологических исследованиях данная категория рассматривается с точки зрения степени удовлетворенности супругов своей жизнью.

Успешность брачно-семейных отношений – это категория, характеризующая качество семейной деятельности и отношений супругов в семье. Она может включать в себя следующие компоненты:

характер и степень выполнения социальных функций;

характер и выполнение индивидуальных функций;

степень удовлетворенности супругов отношениями между ними;

степень стабильности брака;

степень и характер влияния семьи на развитие личности каждого из взрослых ее членов.

Этапы жизненного цикла семьи – эта категория характеризует динамику изменений, которые происходят в семье от ее формирования до распада.

Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

образование семьи – начинается от заключения брака;

начало деторождения – от рождение первого ребенка;

окончание деторождения – от рождение последнего ребенка;

«пустое гнездо». Эта фаза берет начало от вступления в брак и выделения из семьи последнего ребенка;

прекращение существования – смерть одного из супругов.

Наши рекомендации