ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГОисследования 4 страница
Способ и возможности измерения часто, если не всегда, накладывают отпечаток на теоретическую модель. Согласно теоретической типологии (табл. 1) Э. Райта, рабочий класс следует рассматривать достаточно широко, включая все множество людей, получающих заработную плату. Но тогда в рабочие пришлось бы включить дикторов телевидения, менеджеров высшего звена и просто служащих, что никак не соответствовало реальности. В ход пошли ограничительные признаки. Их функцию выполняли те самые операциональные определения, которые упоминались выше, в частности, отсутствие автономии, неменеджерская позиция, не участвует в принятии решений, контролируется сверху и др.
В результате проделанной работы Э. Райт получил операциональную типологию классовой структуры (табл. 3), которая служит, во-первых, конкретизацией предшествующей теоретической модели (табл. 1), во- вторых, основанием для последующего анализа эмпирических данных[103].
Таблица 3 Операционализация теоретической типологии классовой структуры
|
программы эмпирического исследования может служить хорошим ориентиром для тех, кто намерен специализироваться в фундаментальной социологии.
1 Категории, понятия и термины____________________
Кирпичиками, из которых строится научная теория и теоретическая модель предмета исследования, выступают категории, понятия и термины. Они образуют основу того языка, на котором с эмпирическим миром разговаривает мир теоретический. Этот язык состоит из общенаучных понятий и специальных терминов, совокупность которых принято называть терминологией, или тезаурсом, а в среде ученых его называют научным жаргоном. С его помощью ученые общаются между собой и пишут научные статьи. Социологическая терминология включает в себя общие понятия и специальные термины.
Общенаучные понятия представляют собой такие языковые формы (категории, понятия, термины, словосочетания), которые употребляют представители всех отраслевых направлений социологии. К ним относятся понятия общества, социализации, культуры, социальной проблемы, социального факта, семьи, социального института, социальной организации, социальной группы и некоторые другие. Общенаучные понятия подразделяются на две группы — общие понятия (категории) и частные понятия (понятия). Так, общество и личность входят в состав категорий, а социальная группа — в состав понятий. Общие понятия социологии применяются во всех ее разделах, отраслях и направлениях. Они описывают общество в целом либо важнейшие его сферы и институты. Эти универсалии проникли в социологию из философии, либо из других несоциологических наук.
Специальные термины включают те языковые формы (понятия, формулы, словосочетания), которые употребляют в одной отрасли социологии и не употребляют (или употребляют редко) в другой. Например, в демографии используются такие специальные термины, как сальдо миграции, потенциальная и реальная миграция, отгок и приток населения, прирост населения, повоз- u IIII растные коэффициенты смертности, уровень рождаемости, маятниковая миграция, в исследованиях бюджетов времени — баланс времени населения, недельный фонд свободного времени, средние затраты времени и т. п.
Категории, понятия и термины образуют главные семантические единицы теоретического знания. Они выражают три различных уровня или степени обобщения теоретического знания и расположены в убывающем по степени абстрактности и внутренней полноты порядке. Самые абстрактные, но вместе с тем и самые богатые содержанием это категории. Они включают в себя множество понятий. Категории составляют общетеоретический и теоретико-философский уровень научного знания. Понятия внутри состоят из множества терминов и относятся к частно-теоретическому уровню знания. Термины — элементарные кирпичики знания. Они структурно просты. Как правило, термины имеют одно четкое определение и поэтому внутри себя уже не из чего не состоят. Это конечная точка расщепления научного знания.
Если посмотреть на рис. 4, то мы увидим, что основные компоненты научного знания расположены в иерархическом порядке сверху вниз от наиболее общих и богатых содержанием до наиболее конкретных и бедных содержанием. Другая особенность рис. 4 состоит в том, что на нем изображены объемы трех типов компонент. Иными словами, количество охватываемых ими объектов более низкого уровня. Термины распространяются на одно-два явления действительности, поня-
Категории | |
Понятия | |
Термины |
Рис. 4. Соотношение объемов и иерархия основных компонент научного знания |
тие охватывает целый класс явлений и описывающих их терминов. Категории охватывают самый широкий, скажем так, всемирно-исторический класс явлений и описывающих их понятий.
Категории, понятия и термины — это разные виды абстрактных объектов, или концептов. Абстрактный объект — это любое сингулярное (от лат. singularis— отдельный, одиночный) теоретическое образование. Несингулярное теоретическое образование — это высказывание, состоящее из нескольких терминов или понятий, например, утверждение: «Все вороны черные». Сингулярное теоретическое образование — это отдельное слово «ворона».
В таком случае термином называется любое сингулярное теоретическое образование, или любой абстрактный объект, имеющий, как правило, одно четко определенное значение. Пример: увольнение, коллективный договор, прогул, совмещение профессий, переход на другую работу. Понятие — это сингулярное теоретическое образование, имеющее некоторую совокупность значений, каждое из которых выражается собственным термином.
Понятия состоят из терминов, а не наоборот. Примеры: вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, карьера, статус, роль, социализация. Перечислим некоторые понятия и докажем, что они состоят из терминов. Возьмем пример: горизонтальная мобильность. Она представляет собой вид социальной мобильности, т. е. в качестве одного из понятий входит в состав категории социальная мобильность. В свою очередь, горизонтальная мобильность состоит из следующих видов, каждый из которых выражается собственным термином:
• перемещения из города в город;
• перемещения из города в село;
• перемещения из села в город;
• перемещения из села в село;
• перемещения из страны в страну, а это:
— туризм
— эмиграция
— иммиграция.
Горизонтальной мобильностью называется перемещение индивида из одной социальной группы в другую,
не подразумевающее изменение статуса по вертикали. Таким образом, мы видим, что понятие «горизонтальная мобильность» есть совокупность нескольких терминов. Обозначим процесс вхождения менее общих сингулярных образований в более общие следующей формулой:
пТерминов z> пПонятий з Категория,
где з — вхождение и равенство нескольких элементов меньшей общности в элемент большей общности, п = некоторое количество конкретных элементов меньшей общности.
Формула читается так: несколько терминов входят в одно понятие и их сумма равна объему понятия, а несколько понятий входят в категорию и их сумма равна объему категории.
Возьмем понятие «социализация». Социализация — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Термины «усвоение» и «освоение» имеют разное значение: усваивать можно теоретические знания и культурные нормы (как разновидность таких знаний), а осваивать нечто можно только практически, в действии. В социализацию входят следующие процессы: воспитание (привитие нравственных норм), обучение (передача технических знаний), переквалификация (повышение старой квалификации или получение новой), взросление (психофизиологический процесс изменения индивида, возмужание) и некоторые другие. Таким образом, понятие «социализация» состоит из терминов и понятий. Значит мы доказали, что понятие является не категорией и не термином, а понятием.
Следующий уровень обобщения научных знаний — категории. Категорией (от греч. kategoria — высказывание; признак) называется: 1) наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики. Материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.; 2) абстрактный объект или сингулярное теоретическое образование 303
самого высокого уровня обобщения. А таким уровнем является философский. Вот почему говорят, что в любой категории содержится значительный привесок философии. Отсюда следует, что все категории, которые мы применяем в социологии, имеют еще и философское основание.
К категории можно всегда поставить вопрос, который в свое время задавал И. Кант: а как это возможно? Как возможна личность? Как возможно общество? Как возможна культура? А к понятиям такого вопроса поставить нельзя, тем более к терминам.
Мы вправе утверждать о том, что любое понятие, которое не является философским, не может быть отнесено к категориям. Так, например, личность изучают социологи, философы и психологи, но каждый под своим утлом. Однако как бы ни различались подходы психологов и социологов на своем, частно-теоретическом уровне, они сходны на философском, общетеоретическом уровне, ибо и психологи, и социологи понимают сущность личности так же, как понимают ее философы. Вопрос о сущности категорий всегда решается только в рамках философии, а вот вопрос о конкретно- социальных или конкретно-психологических проявлениях этой сущности решается уже в рамках социальных наук и отраслевых дисциплин.
Вопрос о разграничении, сущности, содержании и функции трех элементов теоретического знания представляет исключительный интерес для социолога, проводящего эмпирическое исследование. Когда мы поступаем с категорией так же, как с понятием или термином, неизбежно возникают серьезные методологические ошибки. К примеру, вы оперируете понятием «социальная мобильность», но при операционализации ограничиваетесь единственным признаком — перемещением рабочих с одного предприятия на другое или продвижением человека по должностной лестнице. В таком случае вы просто подменили понятие термином, а не раскрыли его содержание. В результате на эмпирической стадии вы опросили рабочих или «карьеристов», но теоретические выводы распространили на все группы населения, которых касается социальная мобильность. К примеру, низкая квалификация может явиться барьером на пути перемещения рабочей силы (текучести кадров), но этот фактор нельзя интерпретировать как барьер на пути социальной мобилизации, поскольку он не универсален для всех видов социальной мобильности.
1 Пример теоретической реконструкции понятия
Рассмотрим другой пример — государство. Что это такое — категория, понятие или термин? Прежде всего надо дать его определение. Предположим, что в качестве ведущих признаков названы общая территория, система управления, язык и законы. В таком случае понятие государства отождествится с понятием нации, в содержание которого входят те же признаки. Похожая история произойдет и с понятием этноса. Это означает, что исходное определение государства неверно, т. к. важнейшая функция определения — спецификация явления, выделение его границ и отграничение от других явлений. Поведем наш анализ дальше и спросим: чем различаются государство и общество? Если утверждается, что государство следует отнести к типу формализованных, или кодифицированных систем, где все предписано, ранжировано, стратифицировано, то общество, в противоположность государству, предстанет некой аморфной и некодифицированной системой. Новое определение также неверно. Более точным определением будет такое: государство — это совокупность всех политических отношений, а общество — совокупность всех неполитических отношений. Когда мы конкретизируем все неполитические отношения, то оказывается, что экономика, как неполитическая сфера, должна входить в общество и не входить в государство. Тогда становится понятным выражение «вмешательство государства в экономику». Оно свидетельствует о том, что два разных образования (института) — экономика и государство — могут находиться между собой в отношениях взаимопроникновения и вмешательства одного в ход событий другого. Поскольку экономика включается в понятие общества, а государство нет, то вмешательство государства в экономику следует рассматривать также и как его вмешательство в дела общества.
При одном устройстве общества — рыночно- демократическом — вмешательство государства в экономику незначительное, а при другом оно окажется тотальным (плановом социалистическом). На схеме обе ситуации выражены достаточно четко.
Рис. 5. Степень вмешательства государства в экономику в рыночной демократии (А) и плановом социализме (Б) |
Что мы получили благодаря четко проведенному теоретическому анализу. Во-первых, становится ясно, что вмешательство государства в экономику надо рассматривать как посягательство на автономию всего общества, во-вторых, поскольку экономика не включается в понятие государства, между ними, как между двумя чужеродными элементами, вполне вероятны отношения одностороннего доминирования.
Продолжим теоретический анализ далее. Совершенно определенно, что государство входит в политическую надстройку общества. Но всю ли надстройку оно занимает? Политические партии включаются в состав надстройки. Но включены ли они в состав государства?
Рис. 6. Соотношение объемов понятий «политическая надстройка» и «государство» |
Если это правящая партия, то она, несомненно, включена в нее, а если это оппозиционная партия, то, конечно же, нет. Стало быть, государство занимает лишь часть политической надстройки и его нельзя, как мы делали это в самом начале, сводить к совокупности всех политических отношений. Изобразим новое понимание государства схематически.
В итоге мы приходим к следующему выводу: государство есть часть политической надстройки, которая возвышается над обществом как над своим базисом.
В общих чертах определив понятие «государство», мы должны ответить на вопрос: относится ли оно к числу социологических понятий? И является ли оно категорией? Для того чтобы ответить на него, надо попытаться вписать его в список известных категорий: личность, общество, культура и т. п., которые не вызывают сомнений насчет своей принадлежности к категориальному ряду. Их неотъемлемым свойством является принадлежность к философским категориям.
Точная квалификация используемых в социологии выражений на категории, понятия и термины весьма затруднительна, поскольку различия между ними не имеют четкой демаркации. К примеру, доход может выступать и в роли понятия, и в роли термина. Если доход определяется как количество денег, поступающих в единицу времени (за месяц, год), то это термин. Можно назвать реальную сумму денег, составляющих доход семьи или индивида в месяц, скажем, 234 долл. Вместе с тем термин «доход» так прочно вплетен в широкий социальный контекст, что уже выходит за узкие рамки термина. Он превращается в весомое социологическое понятие. Мы говорим о нем в связи с социальной стратификацией, бюджетами времени, бедностью и неравенством, уровнем и качеством жизни и т. п. Доход стоит на полпути между термином и понятием. Но безусловно он относится к числу социологических переменных.
| Концептуализация, конкретизация
и операционализация_______________________
Если категории, понятия и термины образуют то, что можно именовать строительным материалом, из которого создается структура ТМПИ, то концептуали- 307
зация, конкретизация и операционализация могут называться процессом самого строительства, средством создания теоретической модели.
Построение ТМПИ происходит во многом при помощи такой операции, как концептуализация. Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Так, «автомобиль» можно теоретически обобщить в «транспортное средство». Экономист превратит его в «потребительский товар», психолог — в «фигуру отца», социолог — «статусный символ». Таким образом, концептуализация — это подведение частного под общее, но в рамках и средствами конкретной науки.
Концептуализировать — означает нагрузить исходное понятие такими теоретическими признаками, каждый из которых принадлежит к другой теории или другой дисциплине, и увязать их в логическую систему. Вписывание, если так можно выразиться, в чужую теорию называется концептуализацией. В чем ее суть? Свои теоретические догадки и пару-тройку теоретических конструктов мы хорошенечко прописали, обосновали, доказали при помощи обращения к общепризнанным научным теориям. Подчеркивая: не просто сослались на них, а хорошенько прописали свои догадки через призму большой теории.
Для того чтобы помочь теории спуститься до того уровня, с которого начинается построение инструмента, скажем анкеты, мы должны разбить всю совокупность теоретических утверждений, которая описывает ТМПИ, на две группы: конкретизация и операционализация.
Перевод категорий в понятия мы будем называть конкретизацией (эмпирической интерпретацией, концептуализацией), а перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками — операционализацией. Она подразумевает процесс сближения частных понятий с инструментальными терминами при условии, что дальше они не распадаются на более конкретные единицы. В общем случае операционализацией в науке называется сведение целого к частям, из которых оно состоит.
Целое чаще всего представляет очень сложное, теоретически сконструированное образование, кото- 308 рое непосредственно наблюдать практически невозможно. Никто никогда не видел вселенной, даже в сверхмощный телескоп. Астрономы способны видеть лишь ее отдельные фрагменты, скажем, Млечный путь, а затем уже из них теоретически конструировать явление в целом. Никто никогда не видел капитализм, но с его конкретными проявлениями мы сталкиваемся каждый день.
Однако в практике социологу попадаются несложные переменные, или понятия, например «электоральная установка», которую можно перевести всего в один анкетный вопрос «За кого Вы собираетесь голосовать? » и тем самым операционализировать ее.
Когда мы имеем дело с операционализацией, то первый и основной вопрос, который встает перед каждым из нас, выражается так: те ли части мы признаем за критерии целого? Может быть наблюдаемые нами элементы свидетельствуют о другом явлении? В 1990-е гг., когда Россия развернулась полным ходом от социализма к капитализму, мы столкнулись с такими дикими проявлениями нового строя, что задумались: а капитализм ли это вообще? Рост преступности, криминальный бизнес, мошенничество, коррупция, падение материального уровня жизни, рост смертности и т. д. служили эмпирически наблюдаемыми признаками чего-то, что объединяло их в одно целое. Но чего именно? На цивилизованный капитализм, который существовал в этот момент на Западе и к которому стремились наши демократы, такие признаки явно не походили. Тогда что это такое?
Ученые предлагали разные наименования: дикий капитализм, нецивилизованный рынок, советский капитализм, капитализм с российской спецификой, период первоначального накопления, капитализм в отсталой стране и др. Но не выбрали ни одного. Почему так труден выбор подходящего наименования? А потому что за словом скрывается социальная реальность. Прежде чем применить к реальности 1990-х гг. понятие «советский капитализм», надо прежде описать его теоретически. Иными словами, установить сущность явления, его структуру, законы функционирования, формы проявления. И если окажется, что под них подходят те самые эмпирические признаки, которые мы с вами наблюдаем в быту, ученые вправе соединить то и другое в одно целое — теоретическое понятие и его эмпирические признаки. Но просто так изобретать названия в науке нельзя.
При построении теоретической модели исследования инвестиционного поведения мы выделяем пять главных элементов: субъект, средства, мотивы, объект, результат. Они чрезмерно абстрактны. Непонятно, о каких именно субъектах, т. е. категориях населения, идет здесь речь. В инвестиционном поведении субъектами действия выступают одни группы населения, а в девиантном или театральном совсем другие. Уточнение того, какие именно категории населения входят в состав субъекта в инвестиционном исследовании, и представляет конкретизацию. Затем мы конкретизируем оставшиеся четыре элемента теоретической модели предмета исследования.
После того как все пять элементов приведены к одному уровню конкретности, мы приступаем к следующему шагу — операционализации. Так, в инвестиционном поведении у нас участвовали бедные, средние и богатые слои населения. Но что такое богатые? Каким должен быть семейный или индивидуальный доход, чтобы человека причислили к классу богатых — 2, 20 или 200 тыс. долларов? В операционализации социолог устанавливает количественные контуры изучаемых явлений, выраженные в цифрах или наблюдаемых признаках. Мы говорим: высоким считается человек, имеющий рост свыше 180 см. Здесь заведены совершенно конкретные признаки. Их можно наблюдать и измерять. Как только социолог довел свои рассуждения именно до такого — самого низкого уровня — конкретности, можно говорить, что он прошел этап операционализации. Слово «операционализация» подразумевает, что с тем или иным явлением или вещью вы способны совершать операции измерения. Подошли к мужчине с метром, измерили рост и заключили: это высокий человек, поскольку его рост составляет 193 см.
На рисунке отмечены две особенности построения ТМПИ. Первая свидетельствует об обязательности прохождения двух этапов построения: конкретизации и операционализации. Вторая фиксирует количество полученных на каждом этапе элементов в составе теории. Наиболее абстрактных элементов в теории всегда меньше, чем конкретных понятий, и
Уровень абстрагирования
} |
Общие понятия Частные понятия |
Конкретизация
Эмпирические признаки, цифры
Социологическая теория спускается до эмпирии при помощи двух процедур: конкретизации и операционализации. Выяснилось, что чем более конкретным является элемент теории, тем их больше в ней.
Рис. 7
еще меньше, чем эмпирически фиксируемых признаков, описываемых терминами.
Действительно, в нашем случае всего пять абстрактных понятий (субъект, мотивы, средства, объект, результат). Зато в несколько раз больше конкретных понятий, на которые распадаются абстрактные категории. Субъект инвестиционного поведения включал бедные, средние и зажиточные слои. На совокупности более конкретных понятий распадались также оставшиеся четыре категории. В свою очередь, каждое конкретное понятие включало по несколько эмпирических признаков. Например, к богатым следовало относить людей с семейным доходом свыше 200 тыс. долл. в год, обладающих собственностью и имеющих иностранные счета.
Операционализация |
Каждому эмпирическому признаку следует поставить в соответствие хотя бы по одному вопросу анкеты. Так, в ней должен быть вопрос о размерах дохода, вопрос о владении собственностью, вопрос об иностранном счете. Если какие-либо эмпирические признаки можно обнаружить не через анкетный опрос, а на основе юридической документации или статистической информации, то его не надо переводить в термины анкетного вопроса. Он выводится самостоятельной строкой в статистическом документе.
Эмпирические признаки указывают на то, к каким методам сбора информации надо прибегнуть социологу. К примеру, как определить деньги у богатых: спросить респондента прямо, получить доступ к банковскому счету, опросить соседей или конкурентов? А как узнать о результатах инвестиционного поведения? Скажет ли пенсионер или инженер о том, что он положил деньги в банк, надеясь на «халявные» проценты, и прогорел? Другая подсказка для выбора методов исследования — структура субъекта социального действия. Как только вы установили, что в нее входят бедные, средние и богатые слои, вы определились с генеральной совокупностью, из которой выводите выборочную совокупность. Во всяком случае, вам стало ясно, кого именно опрашивать. Неизвестно только где именно — на дому или в банке?
В заключение поговорим об истории вопроса. Понятие операционального определения первым предложил в своей книге «Логика современной физики» (1927) Перси У. Бриджмен. Страстным поборником операционализации в социологии выступил Джорж А. Ландберг в книге «Основания социологии» (1939). Он полагал, что измерение является способом определения вещей. Бриджмен считал, что понятие должно быть определено не через свойства объекта, а через операции, производимые с ним учеными. Правда, здесь возникает известная трудность: как быть в том случае, когда один объект можно измерить несколькими разными способами, методами и операциями (в социологии — разными шкалами)? Бриджмен утверждал, что в таком случае ученый получает разные понятия. Или: меняя операцию, мы в сущности меняем само понятие.
Наиболее острые и плодотворные дискуссии в американской литературе по поводу проблемы операционализации проходили в 1930 —40-е гг. Они позволили поставить ряд важных вопросов, связанный с процессом измерения и его влиянием на научную теорию. В частности, резкой критике были подвержены любые попытки построения теории, лишенной проверяемых гипотез и операционализированных понятий[106].
Именно с этого момента начинается эра эмпирической социологии как фундаментальной дисциплины, ориентированной на строгие каноны научного метода. Ключевым требованием этого метода выступает построение программы исследования, о которой говорилось в настоящей главе.
Пример конкретизации и операционализации. Семью можно отнести к общим понятиям социологии (категориям), поскольку она представляет собой не единичное явление, локализованное в пространстве и во времени (семья И.Т. Петровых), не только малую социальную группу в ряду других групп (бандформирований, трудовых бригад, спортивных команд и др.), но также фундаментальный институт общества, одну из самых важных и сложных форм социальной организации. Семья — не только первичная ячейка современного общества, но генетическая клеточка человеческого общества как такового, которая прошла длительную историческую эволюцию одновременно с эволюцией общества. Количество значений этой категории не является исчислимым (конечным) множеством. Все время открываются новые значения и грани этого философского и социального явления. А это значит, что семья обладает всеми признаками категории (общенаучного понятия), нежели понятия (частнонаучного понятия).
Социологов никогда не устраивала семья в качестве философско-социологической категории — слишком расплывчатой и многозначной она казалась. Они придали ей новое, конкретно-социологическое значение, но сохранили старое название. В социологии семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Но теперь семья перестала устраивать экономистов и они внесли свою специфику. В экономике семья — это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства. После чего с экономистами и социологами не согласились этнографы, которые подчеркивали такой важный момент, как преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение длительного про- 313