Примеры для самостоятельного решения

Пример 1. Студенты сдавали экзамены по математике и физике. Есть ли связь между результатами экзаменов (α = 0,01)?

Примеры для самостоятельного решения - student2.ru : нет связи между результатами экзаменов.

Результаты экзаменов по математике Результаты экзаменов по физике
Пять Четыре Три Два
Пять
Четыре
Три
Два

Ответ: Примеры для самостоятельного решения - student2.ru отклоняется.

Примеры 2-9. Студенты сдавали экзамены по математике, прослушав курс лекций. Через 2 года этот экзамен был повторен. Есть ли связь между результатами экзаменов? Доверительная вероятность равна p.

Результаты экзаменов сразу после лекций Результаты экзаменов через 2 года
Пять Четыре Три Два
Пять a f m s
Четыре b g n t
Три c h j x
Два d k q y
  Примеры 2 – 9
a
b
c
d
f
g
h
k
m
n
j
q
s
t
x
y
p 0,95 0,99 0,95 0,99 0,95 0,99 0,95 0,99

Глава 6. Многофункциональные статистические критерии.

Многофункциональные статистические критерии могут использоваться по отношению к самым разнообразным выборкам и позволяют решать задачи сопоставления уровней исследуемого признака, сдвигов в значении исследуемого признака и задачи сравнения распределений.

Суть многофункциональных критериев состоит в определении того, какая доля данных в выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом, и какая доля этим эффектом не характеризуется.

Критерий Фишера

Назначение критерия. φ* – критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок объемами n1 и n2 соответственно по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Он оценивает значимость различий между процентными долями этих двух выборок.

Ограничения критерия.

а) ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равна нулю;

б) ограничения на n1 и n2:

если n1 = 2, то n2 ≥ 30;

если n1 = 3, то n2 ≥ 7;

если n1 = 4, то n2 ≥ 5;

если n1, n2 ≥ 5, то возможны любые сопоставления.

Гипотезы:

Примеры для самостоятельного решения - student2.ru : Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

Примеры для самостоятельного решения - student2.ru : Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Алгоритм подсчета φ* – критерия.

1. Определить процентные доли лиц, у которых есть исследуемый эффект, и тех, у которых этого эффекта нет. Сделать это для выборки 1 и выборки 2.

2. Из специальной таблицы по процентным долям лиц, у которых есть эффект, для каждой из сопоставляемых долей определить значения φ1 и φ2, где φ12) – значение, соответствующее большей (меньшей) процентной доле.

3. Эмпирическое значение φ*эмп вычислить по формуле:

φ*эмп = (φ1 – φ2Примеры для самостоятельного решения - student2.ru .

4. Задать уровень значимости α. По таблице VIII определить значение φ*кр.

5. Если φ*эмп > φ*кр, то гипотеза Примеры для самостоятельного решения - student2.ru отклоняется на уровне значимости α. Если φ*эмп < φ*кр, то гипотеза Примеры для самостоятельного решения - student2.ru принимается на уровне значимости α.

Пример. Две группы студентов в количестве 20 человек (n1 = 20) и 25 человек (n2 = 25) тестировались. В первой группе с тестом справились 12 человек, во второй группе – 10 человек. Процентные доли успешных студентов в первой и второй группах 60% и 40% соответственно. Значимо ли различаются эти процентные доли при данных n1 и n2? Уровень значимости α = 0,05.

Решение. Сформулируем гипотезы.

Примеры для самостоятельного решения - student2.ru : Доля лиц, справившихся с тестом, в первой группе не больше, чем во второй.

Примеры для самостоятельного решения - student2.ru : Доля лиц, справившихся с тестом, в первой группе больше, чем во второй.

Из таблицы X приложения определяем φ, соответствующее процентным долям в каждой из групп. φ1 (60%) = 1,772, φ2 (40%) = 1,369.

Теперь подсчитаем эмпирическое значение по формуле:

φ*эмп = (φ1 – φ2) Примеры для самостоятельного решения - student2.ru ,

где φ1 – угол, соответствующий большей процентной доле;

φ2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле;

n1 – объем выборки 1;

n2 – объем выборки 2.

φ*эмп = (1,772 – 1,369)· Примеры для самостоятельного решения - student2.ru = 1,34.

При уровне значимости α = 0,05 в таблице VIII приложения найдем φ*кр = 1,64. φ*эмп < φ*кр, следовательно, гипотеза Примеры для самостоятельного решения - student2.ru принимается. Доля лиц, успешно справившихся с тестом, в первой группе не больше, чем во второй.

Наши рекомендации