Словарь основных терминов и понятий. Аудит коммуникационный –систематический или периодически проводящийся контроль состояния коммуникации с целью анализа его взаимодействия с аудиториями (в

Аудит коммуникационный –систематический или периодически проводящийся контроль состояния коммуникации с целью анализа его взаимодействия с аудиториями (в теории и практике связей с общественностью – фирмы и внешней среды).

Аудитория– совокупность людей, являющаяся объектом коммуникационного сообщения.

Аудитория качественная –платёжеспособная часть пользователей массовой коммуникации, усвоение сообщения которыми позволяет рассчитывать коммуникатору на то, что размещённая в сообщении открытая или скрытая реклама мотивирует представителей аудитории на покупку. Коммуникаторы борются за качественную аудиторию, чтобы больше заработать на рекламе, что, в свою очередь, позволит выдержать конкуренцию на рынке коммуникаторов.

Аудитория целевая– совокупность людей, усвоение сообщения которыми является основным приоритетом коммуникатора.

Барьеры коммуникации– явления, противодействующие осуществлению контактов и взаимодействию коммуникатора и аудитории, адекватному восприятию сообщения и эффективности коммуникации.

Бэкграундер– информация текущего характера, дополняющая краткий новостной пресс-релиз, объясняющая обстоятельства, сопутствующие событию или предшествующие ему.

Глобализация –совокупность процессов и тенденций, объединённых превращение мира в единое целое. Эта достаточно общая формулировка понимается по-разному; в наиболее упрощённом варианте – как насаждение во всём мире одинаковой системы ценностей (культурная унификация). Многочисленные исследования показывают, что разные цивилизации скорее отдаляются друг от друга, двигаясь разными путями, отталкиваясь от разных ценностей. Глобализация скорее означает рост интеграции и взаимозависимости разных народов и цивилизаций.

Дезинформация –информация, не соответствующая действительности, а также создающая у аудитории неверное представление об объекте сообщения. Может выражаться как в прямой лжи, так и в искажениях путём односторонней подачи информации.

Диалог –двусторонняя подача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают одинаковое или сопоставимое участие.

Дискурс– вид речевой коммуникации, представляющий совокупность высказываний по некоторой проблеме. Анализ дискурса представляет собой как анализ существенных характеристик (цели, предмет, позиции высказывающихся), так и формальных (лексикон, характерные риторические предметы), соответственно "о чём говорится" и "как говорится".

Запперы –телезрители, постоянно переключающие программы в поиске интересной информации, а также чтобы избежать просмотра рекламы. Запперами также можно назвать аналогично ведущих себе радиослушателей. Для запперов характерно отсутствие плана телесмотрения при высокой потребности в телесмотрении: не подошло одно – буду смотреть другое. Явление распространяется по мере роста каналов.

Имиджмейкер– специалист, разрабатывающий стратегию и технику эффективного формирования имиджа какого-то лица (клиента) с целью повышения его популярности.

Индекс избирательности– показатель сравнения СМИ, при помощи которого определяется предпочтительность его участия в пропагандистской кампании. Расчёт: отношение доли аудитории СМИ на долю целевой аудитории кампании в населении (%).

Интернет– глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. По мере развития информационных технологий становится одним из основных каналов массовой коммуникации. В середине 2008 года число пользователей в мире достигает 1,4 млрд. чел. От других каналов отличается глобальностью, интерактивностью и мультимедийностью. Не имеет собственника и единого центра управления, но в отдельных странах поток информации, проходящий через интернет, жёстко регулируется.

Информационное общество –общество, в котором большинство населения профессионально занято в работе с информацией – её созданием, переработкой, хранением, передачей и т.п. Поскольку информация не потребляется, а накапливается, то информационное общество быстро переходит к состоянию информационной перенасыщенности и проблеме информационных потоков.

Информация– любое множество сигналов, передаваемое между людьми или техническими устройствами, которое может быть понято и понимание которого ведёт к уменьшению неопределённости.

Канал коммуникации –специально сформированная среда, через которую осуществляется передача информации от коммуникатора к реципиенту. В узком смысле слова – совокупность технических средств связи.

Код– система условных знаков, символов, правил передачи информации по каналам коммуникации.

Коммуникатор –лицо или группа лиц, создающих или передающих сообщения для их распространения и усвоения другими людьми.

Коммуникационный менеджмент– управленческая деятельность, направленная на достижение наибольшей эффективности коммуникации, а также сведения к минимуму нежелательной коммуникации.

Коммуникация –передача сообщений с последующим их усвоением аудитории вследствие использования одинаковой системы понимания информации. Элементами коммуникационного процесса являются коммуникатор, сообщение, аудитория, канал и эффект коммуникации.

Коммуникация массовая –1) процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории; 2) передача представителям всех фрагментов общества сообщения, которое было воспринято и усвоено множеством не связанных друг с другом аудиторий. Для массовой коммуникации существенны простота и доступность; для социологии важно именно то, что она направлена на все фрагменты аудитории, а не то, что аудитории разрознены.

Коммуникация межличностная –передача сообщения от одного индивида другому с последующим усвоением. В более широком смысле любая передача информации внутри локального сообщения, не претендующая на массовость.

Коммуникация специфическая– передача сообщения, содержание которого может быть понятно только представителям некоторой общности – профессиональной, социокультурной, этнической и т.д. Именно сложностью содержания отличается от массовой коммуникации и уступает той по зоне распространения; выполняет дифференцирующую функцию, в то время как массовая коммуникация – интеграционную.

Контекст –относительно законченный фрагмент сообщения, общий смысл которого позволяет определить смысл отдельных фрагментов сообщения.

Координация –вид коммуникации, в результате которого стороны реализуют свои ожидания. Противоположен трансмутации, поскольку не создаётся новая информация, а закрепляется старая. Свойственен для всех видов коммуникации, но важен для массовой коммуникации тем, что позволяет реализовывать её интеграционную функцию.

Медиа карта –специальный материал, в котором фиксируются систематические и постоянно обновляемые сведения о СМИ.

Медиапланирование –технология составления оптимального плана размещения информации в СМИ на основе данных исследований. Наибольшее применение получило при размещении рекламы в СМИ.

Медиатизация– преобразующая функция СМИ, в результате которой формируется или поддерживается мнимый образ реальности.

Медиахолдинг –юридическое лицо, объединяющее несколько каналов коммуникации с общим стратегическим управлением. Как правило, холдинг образуют разные каналы коммуникации или каналы с разными аудиториями. В результате распространения холдингов происходит переход от конкуренции между коммуникаторами к конкуренции между холдингами.

Мониторинг– постоянное наблюдение за процессом с целью выявления его динамики или соответствия целевому значению.

Мультимедиа– система, дающая возможность приёма и подачи информации в виде комбинации текста, графики, речи, движущихся изображений и музыки.

Обратная связь– связь между участниками коммуникации путём поступления информации от аудитории к коммуникатору. Неотъемлемый компонент трансмутации. В целом способствует большей эффективности коммуникации. Благодаря обратной связи коммуникатор получает сведения о реакциях целевых аудиторий. Сведения, выявляемые в ходе исследований аудитории, также относятся к обратной связи.

Общественное мнение– суждение общества или его части о чём-либо, выражающее одобрение или осуждение.

Презентация– публичное торжественное представление чего-то нового, недавно созданного или появившегося на данной территории.

Пресса –массовые периодические печатные издания.

Пресс-релиз– специально созданный организацией небольшой массив информации, адресованный СМИ. Как правило, срочное официальное сообщение, имеющее односторонне положительную направленность сведений об адресате.

Пресс-служба– служба информации, постоянно существующая при организации для установления и поддержания контактов со СМИ для освещения теми деятельности организации.

Пропаганда –распространение информации, имеющей идеологический аспект с целью оказания влияния на массы. Влияние может быть как преобразующим, так и консервативным. В наиболее примитивной форме пропаганда не призывает ни к каким идеям, а критикует фигуры оппонентов, чтобы у аудитории сложилось неприятие к их идеям.

Реклама –информация о свойствах объекта, призванная создать или усилить спрос на него, если речь идёт о товаре, или популярность, если речь идёт о человеке. Как правило, носит коммерческий характер и содержит односторонне позитивную информацию об объекте; в противоположном случае говорят об антирекламе. Реклама считается нормальным явлением современного коммуникативного пространства, если обозначен рекламный характер сообщения; в противном случае говорят о скрытой рекламе.

Реклама социальная –пропаганда в отдельно взятом сообщении нематериальных ценностей, не преследующая коммерческого характера и выгоду от которой получает не только организация, дающая сообщение. Считается, что в наиболее типичном своём выражении должна быть анонимной. Вопреки декларациям не направлена на всё общество, так как у разных фрагментов общества ценности разные. Ценность, которая является объектом социальной рекламы, должна объединять, а не раскалывать общество.

Реципиент –получатель сообщения в процессе коммуникации, элемент аудитории в массовой коммуникации. О коммуникации можно говорить только после усвоения реципиентом сообщения.

Слухи -информация из анонимных источников, распространяющаяся по неформальным каналам коммуникации. В силу своей анонимности не могут быть привязаны к значимым другим и поэтому подвергаются максимальным искажениям коммуникации; за счёт права на искажение и набирают массовость.

Социализации агенты(проводники социализации) - социальные объекты, которые способствуют социализации личности. Чем больше агентов социализации, тем меньше влияние каждого из них. Средства массовой коммуникации относятся к агентам социализации, преимущественно вторичной.

Социализация- усвоение людьми социального устройства общества, в котором они проживают. Поскольку устройство общества сложно и продолжает усложняться, достаточно усвоения норм, по которым человек должен взаимодействовать с другими людьми в зависимости от их статусов, и ролей, которые человек должен играть в зависимости от того, какой статус занимает он сам.

Социальный институт – организация, поддерживающая социальное устройство общества. Поскольку есть силы, недовольные и незаинтересованные в существующем порядке общественных отношений, то для поддержания этого порядка должны существовать силы, которые должны быть соразмерны обществу, действовать в интересах общества как системы, быть консервативными и эффективными. Для поддержания и регулирования порядка в разных сферах общественных отношений требуются разные институты, и их число по мере социального развития возрастает. Хотя социальные институты объединены общей задачей, они конкурируют друг с другом за сферы влияния, за доминирование.

Трансляция– разновидность коммуникации с отсутствием обратной связи или с её игнорированием. Благодаря трансляции массовая коммуникация реализует свою интеграционную функцию. Именно таким путём происходит распространение и поддержание норм внутри социальных объектов.

Трансмутация– разновидность коммуникации, в которой происходит общение коммуникатора и аудитории, стороны являются коммуникаторами друг для друга, в результате образуется информация, до начала процесса которой не обладала ни одна из сторон.

Эффект коммуникации– результат коммуникационного воздействия на аудиторию. Оценивается как относительно достижения целей коммуникатора, так и относительно соответствия принятой в обществе системе ценностей.

Эффективность коммуникации– оценка того, насколько оправданным оказался эффект коммуникации относительно вложенных затрат. Различают эффективность аудитории – какая доля аудитории восприняла сообщение адекватно цели коммуникатора, и эффективность содержания – насколько содержание сообщения было усвоено аудиторией относительно целей коммуникатора.

Наши рекомендации