Религия как социальный институт. Одним из древнейших институтов духовной сферы является религия
Одним из древнейших институтов духовной сферы является религия. Однако научное изучение этого института началось, практически, лишь с возникновением социологии. Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы и ученые видели важнейшую культурную миссию науки в окончательном уничтожении религиозного мировоззрения, в замене его системой научных взглядов. Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии как раз является то, что социология религии совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или небытии бога, а, значит, об истинности или ложности религиозных учений. Задача социологии религии состоит в исследовании социальных причин возникновения религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных сообществах и организациях.
Как научная дисциплина социология религия свои первые шаги сделала в середине ХIХ века. Уже О.Контом была четко выражена мысль, что религия, представляющая собой неотъемлемую часть человеческого общества в период его возникновения, постепенно вытесняется и преодолевается научными знаниями. Несколько иную точку зрения на религию высказал Г.Спенсер. Английский ученый рассматривал ее как один из регулятивов общественной жизни, поддерживающий определенные образцы поведения. Э.Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» обстоятельно обосновал роль религии как фактора социальной интеграции, что выступает важным и необходимым условием существования общества. К.Маркс подчеркивал идеологическую функцию религии в обществе, поскольку религия оправдывает существующий социальный порядок, а также говорил о компенсаторной функции, связанной с идеей вознаграждения за страдания в потустороннем мире.
Особое место в социологии религии занимают взгляды М.Вебера, который считал, что главная функция религии – функция смыслополагания, рационализации человеческой деятельности. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он доказывает, что протестантизм способствовал рационализации экономической деятельности и воспитанию аскетизма. Он убедительно показал, что идеология протестантизма сформировала особый тип личности, проповедующей аскетизм, воздержание, требовательность к себе и окружающим, что привело такую личность к вершинам предпринимательского успеха. В этой связи напрашивается сравнение и со старообрядческой ветвью православия: по некоторым данным, 2% старообрядцев дали 80% представителей купеческого и предпринимательского мира России конца ХIХ – начала ХХ века.
В дальнейшем социологические концепции религии развивали Б.Малиновский, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Белл.
В отечественной философии и социологии видное место принадлежит С.Н.Булгакову, разделяющему веберовскую точку зрения на роль религии в экономической жизни. В работе «Философия хозяйства» он исследовал вопрос о роли православия в экономическом развитии страны. С его точки зрения, нравственное отношение к труду было свойственно эпохам с преобладанием религиозного мировоззрения. Более того, именно благодаря аскетической дисциплине труда монастыри сыграли огромную роль в развитии не только России, но и Европы.
В 20-е годы научный подход к религии был заменен идеологическим подходом, в основе которого лежала идея религии как пережитка прошлого в сознании и поведении людей, а не как особой формы общественного сознания и элемента культуры общества.
В советский период религия была вытеснена на периферию общественной жизни. Ее научным исследованием занимался очень узкий круг ученых. Результаты проведенных в этот период исследований свидетельствовали о глубокой укорененности религиозных взглядов в общественном сознании и предупреждали об опасности форсированной пропаганды светского мировоззрения и образа жизни.
Сегодня религия оказалась в центре общественного внимания. В обществе широко используются религиозные символы и сюжеты. Религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной культуры, как важное средство нравственно-духовного возрождения российского общества.
Религию можно определить как систему верований и ритуалов, на основе которых люди объясняют то, что считают сверхестественным и священным.
Признаки религии.
· В отличие от веры, которая может носить индивидуальный характер, религия, будучи социальным феноменом, с необходимостью предполагает группу верующих, т.е. определенную социальную общность;
· Наличие определенного учения;
· Существование священных предметов;
· Наличие ритуалов, т.е. образцов поведения по отношению к священным предметам и сверхестественным силам.
Как и любой социальный институт, религия выполняет в обществе определенные функции.
Ø Интегративная функция заключается в объединении общества или группы на основе общих религиозных ценностей, верований и ритуалов. Многие исследователи считают эту функцию самой важной и наиболее универсальной.
Ø Функция сохранения социального опыта. Посредством религии осуществляется процесс культурного наследования, т.е. осуществления связи поколений. Эта связь невозможна без существования некой символической системы, посредством которой из поколения в поколение передаются социальные нормы, знания, навыки и умения.
Ø Функция социального контроля. Религия во все времена, в большей или меньшей степени, освящала собой нравственные нормы и играла большую роль в формировании морального сознания. Можно сказать, что религия выступает в качестве важного агента социализации.
Ø Политическая функция связана с освящением самой политической власти, объяснением ее происхождения и властных полномочий. Кроме того, очень часто религия выполняла и продолжает выполнять в системе государства роль своеобразного представителя определенных социальных групп и слоев, выражая и защищая их политические интересы. Наконец, религия тесно связана с различного рода политическими конфликтами. Самый наглядный пример – религиозные войны, существовавшие на протяжении всей истории человечества и всегда имевшие под собой глубокую социально-экономическую и политическую подоплеку.
Ø Психологическая (компенсаторная) функция связана с тем, что религия помогает людям справиться со сложными жизненными проблемами и ситуациями. Например, благодаря религии люди отказываются капитулировать перед смертью, получают возможность преодолеть разочарование или отчаяние, вызванные событиями личной жизни или глубокими социальными потрясениями. Религия может принести утешение тогда, когда другие возможности человеком уже исчерпаны.
Религию с социологической точки зрения можно рассматривать как организацию.Социологи выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ.
Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с обществом и действующая внутри него. Таким образом, церковь всегда встроена в доминирующую культуру и имеет активные связи с государством.
В большинстве случаев церковь представляет собой формальную организацию, с развитой, иерархически организованной бюрократической структурой. В православии такой системой является: патриарх (глава церкви), митрополит, архиерей, протоирей и проч. Во внутренней структуре таких церквей четко выделяется особая профессиональная группа священнослужителей – клир, и, соответственно, существует жесткое разделение на церковников и мирян. Такая структура характерна для православия и католицизма, но она отсутствует в ряде протестантских конфессий.
Сектой называется религиозная организация, отвергающая нормы и ценности данного общества. Таким образом, секта является элементом контркультуры. Структура секты резко отличается от традиционных церковных структур и чаще всего представляет собой группу во главе с харизматическим лидером. Соответственно, в ней отсутствует формальная организация, однако роли и статус ее членов определены достаточно четко. Важнейший стратифицирующий принцип в секте – приближенность человека к лидеру.
Как правило, секта не претендует на создание принципиально нового учения, а ориентируется на какую-то специфическую трактовку уже существующего.
Секта всегда радикальнее и требовательнее в своем учении, чем церковь, поэтому вступление в нее предполагает радикальное изменение образа жизни человека. Секты представляют собой закрытые, порой даже запрещенные законом организации.
Деноминация – промежуточная между сектой и церковью форма. Она самостоятельна и устойчива и может существовать веками. В отличие от сект, деноминации не отвергают господствующих в обществе норм, поэтому они могут быть определены как субкультуры. Подобно церковным организациям, в деноминациях складываются формальные структуры, хотя, как правило, с менее ярко выраженным клиром. Следует отметить, что одно и то же религиозное учение одновременно, но в разных странах может существовать как в форме деноминации, так и в форме церкви. Например, лютеранство является церковью в Германии, но одной из деноминаций в США.
Культ – наименее строго определенный тип религиозной организации. Важнейшая особенность культа – аморфность и постоянная изменчивость, отсутствие в этих группах не только формальной структуры, но и четко определенных ролевых и статусных структур. Примером культа является религиозная группа, собирающаяся один раз в месяц и имеющая целью вызов духов великих людей. Члены этой группы активно взаимодействуют с обществом, могут принадлежать к церкви. Кроме того, в отличие от сект, культы часто претендуют не просто на новую трактовку, но на создание принципиально нового религиозного учения. В таком случае они могут стать первой формой новой религии.
Развитие религии в современную эпоху характеризует ряд тенденций.
ü Секуляризация. Секуляризацией называется процесс утраты влияния религиозных идей и организаций на общество и человека. Факторами секуляризации выступают развитие науки, светского государства, а также развитие институтов и учреждений, выполняющих функции, ранее выполнявшиеся религией. Например: образование, наука, медицина (психологическая помощь), светские культурные учреждения (театры, библиотеки и т.п.).
ü Модернизация. Модернизация – это процесс изменения религиозных верований и ритуалов, являющийся реакцией на происходящие в обществе изменения. Например, решением Ватиканского собора, в католических храмах разрешено использовать не только орган, но и другие музыкальные инструменты.
Экуменизм. В строгом смысле слова экуменизм есть стремление различных конфессий к более тесному сотрудничеству и взаимопониманию. Основная причина экуменизма – реакция религий на процесс секуляризации. Подобно коммерческим предприятиям, религиозные организации, объединяющие свои ресурсы, являются более жизнеспособными. Результатом этого процесса является, например, создание Всемирного совета церквей – организации, выполняющей важные гуманитарные функции. Есть и более радикальный вариант экуменизма, выступающего за воссоединение христианских церквей (всех или, например, католиков и протестантов) и вообще за объединение всех монотеистических и всех мировых религий. У этого движения есть немало противников, справедливо указывающих, что подобные объединения могут привести к негативным и необратимым культурным последствиям.
Развитие сети Интернет
Интернет – это новый быстроразвивающийся социальный институт, который обладает необходимыми чертами этого структурного элемента общества:
- растущая и осознаваемая потребность в информационно-коммуникативной системе;
- формирование системы организационных и операциональных средств, позволяющих удовлетворять эту социальную потребность;
- наличие ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, организационных;
- наличие ценностей, норм, правил, регулируемых специфическую совокупность упорядоченных социальных сетей, необходимых для самовоспроизводства этой особой субкультуры.
Мировая компьютерная сеть или Web-система выполняет следующие функции: среда для ведения бизнеса; способ распространения продукции средств массовой информации; дополнение к библиотечным фондам; канал личной переписки и виртуального общения; игровая среда.
Эти функции дают возможность реализовать функции общения людей, высвобожденных от этнических, религиозных, государственных барьеров.
В этой ситуации принципиально меняются социальные качества людей (пользователей) сети, которые впоследствии реализуются в привычной для них сфере деятельности.
Интернет отличается универсальностью, т.к. сеть допускает все формы выражения и социального взаимодействия: тексты, графики, аудио, видеофайлы.
С развитием электронных коммуникаций идеи формирования эффективного гражданского общества приобретают необходимую материальную базу. Но с другой стороны, компьютерные технологии сопровождаются новыми угрозами: кибертерроризмом, преступностью в виртуальном пространстве. Для управления процессами компьютеризации в развитых странах формируется новая система работы государственных служб, называемая «электронным правительством».
Под Электронным Правительством понимается государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением и коммерческими структурами. Внедрение Электронного Правительства направлено на: упрощение для граждан доступа к информации; повышение «прозрачности» и контроля власти со стороны общества; уменьшение влияния человеческого фактора в деятельности государственного и муниципального управления; привлечение широких слоев населения к управлению страной.
В России основными препятствиями для реализации идеи «Электронного правительства» являются: низкий уровень социальной и гражданской ответственности чиновников и граждан; слабое распространение телекоммуникационных технологий, недостаточный уровень информационной культуры населения; противодействие коррумпированной части чиновничества внедрению механизмов «прозрачности» в деятельность органов государственного и муниципального управления. Технологии информационного общества позволяют перевести гражданскую активность и демократию на новый уровень, так как активность в сетях – это не представительная, а прямая форма демократии, так как граждане без депутатов самостоятельно участвуют в политической жизни.
ü