Ценности и нормы как регуляторы социального взаимодействия

Ценности могут не только объединять, но и указывать на дифференциацию, ибо системы ценностей могут быть противоположными. Их роль может меняться. "Ценности, подчеркивал В.П. Тугаринов, - суть явления природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества в качестве действительности или идеала" [14, с. II].

Принято разграничивать ценности:

1) существующие, наличные, например, интересная работа, семья, уважение людей, богатство и т.д.;

2) ценности целевые. Это идеалы, цели, ценности желания.

Идеалы формулируют исходные положения о целях, средствах, позволяют дать идеальную прогностическую модель поведения. 3) И, наконец, ценности должного (социальные нормы, роли, установки). В то же время они могут быть самостоятельной ценностью.

Социальные нормы - это правила, выражающие требования общества,

социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях

друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Регулирующее

воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия,

формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.

Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и

конкретные его параметры, они могут давать более полные модели, эталоны

должного нежели другие ценности. Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную

реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных

форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения.

Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией,

обеспечения порядка, устойчивости общества. Нормы возникают вследствие

потребности в определенном поведении. Так, например, одной из самых

древних норм была Норма честного отношения к своей доле в общественном

труде. На заре человечества можно было выжить только придерживаясь данной

нормы. Она появилась в результате закрепления повторяющихся необходимых

совместных действий. Интересно, что1 эта норма не потеряла своего значения и

в настоящее время, хотя ее питают иные потребности, актуализируют другие

факторы.

Нормы морали и права.

В качестве сложных специфических и самостоятельных видов

социальных норм, представляющих основные нормы поведения, основные

факторы единства общества, обычно выделяют нормы морали и права. "Право

и нравственность, - писал Э. Дюркгейм, - это совокупность уз, привязывающих

нас друг к другу и к обществу, создающих из массы индивидов единый связный

агрегат".

И право, и мораль регулируют общественные отношения путем создания

общеобязательных правил поведения и установления определенной

ответственности в случае их несоблюдения. Вместе с тем они существенно

отличаются друг от друга. Это относительно самостоятельные регуляторы

поведени. Мораль и право отличаются по форме выражения воли общества. Мораль

выражает волю отдельных социальных групп и общества в целом, право -

государственную волю. Именно этим объясняется принципиальное различие

морали и права по способу обеспечения. , нормы морали гибче норм права. В силу специфичности своего

образования они быстрее отражают новые потребности, идут как бы впереди,

указывая путь праву. Правовые нормы в большей мере отстают от

потребностей общества. Отсюда неизбежное коллизий морали и, права.

52. Девиантное поведение: сущность и основные интерпретации.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда

данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение

от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы

выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах

девиации, девиантного поведени. По Дюркгейму, основной причиной девиации является

аномия, буквально, "отсутствие регуляции", "безнормность". По сути аномия -

это стояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные

связи либо, отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и

конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но

и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает

более полное представление о многообразии норм. Реакция общества,

социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных

норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация

способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу

существующему, ведет к совершенствованию социальных норм. м. Теория аномии

получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации

он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми

средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы

поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами

приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения

американцев к такой цели, как достижение богатства.

Наши рекомендации