Ценности и нормы как регуляторы социального взаимодействия
Ценности могут не только объединять, но и указывать на дифференциацию, ибо системы ценностей могут быть противоположными. Их роль может меняться. "Ценности, подчеркивал В.П. Тугаринов, - суть явления природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества в качестве действительности или идеала" [14, с. II].
Принято разграничивать ценности:
1) существующие, наличные, например, интересная работа, семья, уважение людей, богатство и т.д.;
2) ценности целевые. Это идеалы, цели, ценности желания.
Идеалы формулируют исходные положения о целях, средствах, позволяют дать идеальную прогностическую модель поведения. 3) И, наконец, ценности должного (социальные нормы, роли, установки). В то же время они могут быть самостоятельной ценностью.
Социальные нормы - это правила, выражающие требования общества,
социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях
друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Регулирующее
воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия,
формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.
Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и
конкретные его параметры, они могут давать более полные модели, эталоны
должного нежели другие ценности. Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную
реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных
форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения.
Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией,
обеспечения порядка, устойчивости общества. Нормы возникают вследствие
потребности в определенном поведении. Так, например, одной из самых
древних норм была Норма честного отношения к своей доле в общественном
труде. На заре человечества можно было выжить только придерживаясь данной
нормы. Она появилась в результате закрепления повторяющихся необходимых
совместных действий. Интересно, что1 эта норма не потеряла своего значения и
в настоящее время, хотя ее питают иные потребности, актуализируют другие
факторы.
Нормы морали и права.
В качестве сложных специфических и самостоятельных видов
социальных норм, представляющих основные нормы поведения, основные
факторы единства общества, обычно выделяют нормы морали и права. "Право
и нравственность, - писал Э. Дюркгейм, - это совокупность уз, привязывающих
нас друг к другу и к обществу, создающих из массы индивидов единый связный
агрегат".
И право, и мораль регулируют общественные отношения путем создания
общеобязательных правил поведения и установления определенной
ответственности в случае их несоблюдения. Вместе с тем они существенно
отличаются друг от друга. Это относительно самостоятельные регуляторы
поведени. Мораль и право отличаются по форме выражения воли общества. Мораль
выражает волю отдельных социальных групп и общества в целом, право -
государственную волю. Именно этим объясняется принципиальное различие
морали и права по способу обеспечения. , нормы морали гибче норм права. В силу специфичности своего
образования они быстрее отражают новые потребности, идут как бы впереди,
указывая путь праву. Правовые нормы в большей мере отстают от
потребностей общества. Отсюда неизбежное коллизий морали и, права.
52. Девиантное поведение: сущность и основные интерпретации.
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда
данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение
от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы
выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах
девиации, девиантного поведени. По Дюркгейму, основной причиной девиации является
аномия, буквально, "отсутствие регуляции", "безнормность". По сути аномия -
это стояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные
связи либо, отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.
Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и
конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но
и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает
более полное представление о многообразии норм. Реакция общества,
социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных
норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация
способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу
существующему, ведет к совершенствованию социальных норм. м. Теория аномии
получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации
он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми
средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы
поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами
приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения
американцев к такой цели, как достижение богатства.