Социальное действие – это действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или лицами смыслу, соотносится с действием других людей или ориентируется на него.
Рис. 9
По Веберу социология должна быть «понимающей», так как поведение людей и их действия осмыслены. Но сам смысл не принадлежит к сфере психологического и поэтому не является предметом изучения психологии. Он часть социального действия, то есть такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.
Следовательно, структура социального действия включает 2 компонента:
· субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой нельзя говорить ни о каком действии;
· ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» («аттитюдом») и без которого действие не является социальным.
В этом плане Вебер расходится с Дюркгеймом, у которого основным субъектом действия выступает общество или коллектив, и которому последний придавал самостоятельное существование. Вебер же утверждал, что реальным действующим лицом может быть не мифическое «коллективное сознание», «государство» или «класс», а конкретный индивид.
Вебер полагал, что невозможно изучить поведение индивида не спроецировав себя в ситуацию и изучить ценности, цели ожидания людей, которые подвигли их на такое действие. Поэтому социология – это исследование действий, ориентированных на поведение других (Пример: при поднятом на вас оружии необходимо осознать и установить поступок, мысленно поставив себя в такие условия. Значение поступка - убить вас (мотив есть) или ничего не совершить (мотива нет). В любом случае мотив имеет субъективное значение и определяется благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступает так же, та как руководствуется такими же мотивами).
Исходный методический пункт Вебера можно сформулировать так: человек знает, чего он хочет (хотя в действительности это не всегда так). Но все неосознанные поступки он не считает социальными действиями и социолог должен исходить из некоего масштаба человеческих поступков. С его помощью он измеряет всё многообразие реальных поступков, и отбирать только те которые подвластны методам социологии. Поэтому социальное действие – это любое действие, учитывающее мотивы других людей.
Определяют 3 рода социального действия:
· рациональное действие – это любой поступок человека, в котором есть чётко осознанная цель и мотив, правильно выбраны средства достижения цели и просчитаны все возможные последствия (это выгодное и правильное действие);
· нерациональное действие – это любой поступок человека в котором есть чётко осознанная цель и мотив, но неправильно выбраны средства достижения цели и не просчитаны все возможные последствия (это выгодное, но неправильное действие);
· иррациональное действие – это любой поступок человека, в котором нет чётко осознанной цели и мотива, не зависимо от того, как выбраны средства осуществления своих эмоций: гнева, раздражения, чувства самозащиты (это аффективное действие).
(Пример: паника на бирже может быть правдоподобно объяснена, если попытаться правдоподобно установить - каким был курс акций и не влияли ли на ситуацию иррациональные аффекты. Мысленно освободившись от эмоциональных факторов, строим гипотетический курс акций. И только после этого можно ввести в научный анализ иррациональные факторы, как отклоняющее действие от правильного курса. Точно так же поступают при изучении политических и военных компаний, где главное выяснить цели участников и все обстоятельства дела).
Таким образом, по Веберу социальное действие должно быть:
во-первых- рациональным, осознанным;
во-вторых- ориентировано на поведение других людей.
Это могут быть знакомые, сослуживцы, отдельные лица или неопределённое множество лиц. Поэтому нельзя называть социальными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, материальные объекты (Пример - рыбалка и охота сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей; - столкновение велосипедистов – не более чем происшествие. Но попытка избежать его, разборка, последующая за ним, мирное урегулирование конфликта – это уже социальное действие).
Социальное действие – это действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или лицами смыслу, соотносится с действием других людей или ориентируется на него.
Концепция социального действия М. Вебера была обобщена американским социологом Т. Парсонсом и стала фундаментом современной поведенческой науки. В анализе элементарного социального действия Парсонс пошёл дальше Вебера, включив в него действующее лицо, ситуацию и условия.
Вопрос 2. Сущность социального действия и его механизм.
Любое социальное действие должно включать в себя:
Действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6) результат действия.Что бы перечень элементов социального действия был полным в него необходимо включить внешнее окружение действующего лица (ситуацию).
Ситуацию создаёт совокупность социальных и культурных условий, которая выражается в условиях и средствах действия. Условия действия – это те элементы окружения которые действующее лицо не может изменить, а средства действия – это те элементы которое действующее лицо контролирует. Ни один индивид не совершает социальные действия без учёта ситуации, которая входит в систему социального действия через ориентацию индивида. При этом различают – оценочную и мотивационную ориентацию. Всё это означает, что каждый действующий индивид должен: оценить своё окружение (других действующих индивидов, условия и средства окружающей среды) и с помощью мотивации внести коррективы в цель и методы совершения социального действия.
Социальные действия никогда не совершается мгновенно. До их совершения в сознании любого индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действия называется:
Мотивация – это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей(проще говоря мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определённых действий).
Механизм социального действия содержит потребность, мотивацию и само действие (Рисунок 10).
Рис. 10
Любое социальное действие начинается с возникновения у индивида потребности, которая придаёт ему определённое направление (физической, потребности в безопасности или в достижении определённого поведения). Потребность соотносится с объектами внешней среды и актуализирует строго определённые мотивы, различные у каждого индивида. В соединении социального объекта и мотива вызывается интерес (до его возникновения механизм социального действия осуществляется в рамках пространственных контактов и контактов интересов). Постепенное развитие интереса ведёт к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели – осознание индивидом ситуации и возможности дальнейшего развития субъективной активности, которая приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.
В повседневной практике часто наблюдается почти мгновенное совершение социальных действий, которые кажутся немотивированными и спонтанными. Но если индивид анализирует такие быстротечные действия, он всегда может выделить первоначальную потребность, интерес и формирование мотивационной установки. Просто в этом случае социальное действие совершается в очень короткий промежуток времени.
Вместе с тем, существуют социальные действия, процессы формирования мотивации которых могут быть столь длительными, что первоначальная потребность забывается и создаётся впечатление, что мотивационная установка возникла сама по себе. При этом создаётся видимость, что индивид действует ради того что бы действовать, проявлять свою активность. Но это не так, анализ большого числа исследований показывает существование «первого толчка», потребности, приводящей к совершению социальных действий.
Социальные действия можно разделить на 4 вида:
· физические (пощёчина, передача книги, подача одежды);
· словесные или вербальные (оскорбление, приветствие словом «здравствуйте»);
· жесты (улыбка, поднятый палец, рукопожатие, угроза кулаком);
· мысленные (выражается только во внутренней речи).
Первые 3 относятся к внешним действиям, четвёртое – к внутреннему. Всем им присущи свойства: они осмыслены, мотивированы и ориентированы на другого.
Вопрос 3. Социальные взаимодействия и социальные контакты.
Социальное действие и социальное взаимодействие – явления похожие по содержанию и характеру, но различающиеся по механизму протекания. В социальном действии участвует один индивид, в социальном взаимодействии – как минимум двое. Поэтому взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя и большими индивидами.
В отличии о социального действия в социальном взаимодействии существует механизм обратной связи. Только действие направленное на другого человека (а не на физический объект) и вызывающее обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. (Пример: если автомобиль сбил прохожего – это обычное дорожно-транспортное происшествие. Социальным взаимодействием оно становится тогда, когда водитель и пешеход (имея социальные статусы), разбирая происшествие, отстаивают свои интересы как представители двух больших социальных групп. У каждого из них свой круг прав и обязанностей и выполняя свои роли они выясняют не личные отношения, а вступают в социальные отношения, согласно своих статусов которые определены обществом).
Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, связанная циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответного действия других субъектов.
В осуществлении взаимодействия большую роль играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами к друг другу, перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределённый характер в случае кратковременного взаимодействия (единственное свидание, случайная и неповторяющаяся встреча), но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии. (Пример: определённая личность назначает деловое свидание незнакомому человеку. Очевидно, что в ходе опосредованных контактов у этих людей возникает необходимость во взаимодействии. Перед встречей у каждого из них существует некоторая система ожиданий поведения, общепринятого в обществе и данной группе: партнёр должен прийти вовремя, соблюсти ритуал знакомства, быть вежливым и т.д. Если эти общепринятые ожидания не удовлетворяют одну из сторон, то взаимодействие может прерваться и остаться ситуационным и, одноразовым. В случае же оправдания общепринятых ожиданий с обеих сторон возникают новые ожидания, связанные с личностными особенностями данного человека, с его статусом, способом исполнения роли, а так же с институциональными нормами, которые он представляет).
Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым и даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяться, но в то же время появляется определённый набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию упорядоченный и предсказуемый вид. Следовательно: