Abe стратегии: противостояние и несводимость?
В современной социологии стало модным обращение к дихотомической паре «количественное-качественное». Появляется масса работ, в которых исследователи стремятся расставить акценты и определить глубину расхождений «количественной» и «качественной» парадигм, «жестких» и «мягких» методов, а также представить результаты апробации «новых» методов. Не претендуя на исчерпывающий анализ и раскрытие абсолютной истины, в данном разделе просто представлена палитра мнений о возводимой «эпистемологической куче» (по выражению Г. Батыгина) и складывающихся в социологии практиках.
Качественная социология — это микросоциология, направленная на познание субъективных значений человеческого поведения путем анализа конкретных ситуаций социального взаимодействия. Анализируя слова, жесты, разговорные символы, социолог обобщает свои наблюдения и переводит их на язык научных терминов для более глубокого понимания того, что невыразимо цифрами, неощущаемо схемами, непередаваемо формулами, которыми пользуются представители количественной методологии.
В отличие от нее количественная социология — это статистика распространенных и типичных случаев. Ее основу составляют социологический позитивизм, структурный функционализм и марксизм, выросшие на фундаменте сциентизма. Здесь в центре внимания находится общество и его структура, а личность занимает второстепенное место. Количественные методы ориентированы на выявление повторяющегося, регулярного, закономерного, а качественные — на определение различий. Социологи-позитивисты счи-
Новые направления в социологической теории / Под ред. Г.В. Осипова. Пер. с англ. Л.Г. Ионина.
М.: Прогресс, 1978.
Tesch R. Qualitative research: analysis types & software tools. N.Y.: Falmer Press, 1990. P. 2.
тают, что познание социальных явлений не предполагает специфического отношения между субъектом и объектом познания, не требует иных приемов и методов познания, чем те, которые применяются в естественных науках. Дж. Ландберг — один из основоположников и трибунов социологического неопозитивизма — сравнивал поведение человека, преследуемого толпой, с «поведением» гонимого ветром по мостовой листка бумаги и утверждал, что изучать эти процессы следует одинаковыми методами. Вслед за ним другой позитивист М. Кун, исследуя проблематику личности, утверждал, что человеческое «Я» есть всего лишь объект, который в большинстве отношений сходен с другими объектами.
Итак, если качественные методы — это способы изучения неповторимого случая, выяснение его уникальности, то количественные — это способ изучения типичных случаев, выяснение их похожести. В отличие от массовых стандартизованных опросов в задачу качественных исследований не входит получение однотипных, сравнимых между собой ответов на один и тот же набор вопросов. Поэтому для качественных методов не свойственно использование большого числа респондентов, формализованных опросников и статистической обработки результатов15.
Они представляют собой исследовательскую методологию, используемую в так называемых Exploratory Research (разведывательные исследования). Качественный подход применятся в тех случаях, когда исследователь не обладает достаточным уровнем понимания проблемы или достаточной информацией для проведения точных, формализованных количественных исследований.
Как уже говорилось, в качественных исследованиях используются неформализованные («мягкие») способы общения с респондентом, а в количественных — формализованные («жесткие») анкеты, статистические данные. К качественным методам относятся: фокус-группы, глубинные интервью, наблюдение (прежде всего включенное), case-study, life-history (изучение биографий), метод жизненного цикла, различные виды наблюдения. Замысел качественного исследования подразумевает интерактивные, цикличные отношения между различными этапами исследования. Отсюда признанный в мировой методологии принцип нераздельности метода и теории: существует только постепенное, возвратно-поступательное движение (назад и вперед) между осмыслением фактов (их концептуализацией) и сбором данных. Свежий, только что собранный урожай знаний в силу своей непрерывности (еще говорят: континуальности), а также в силу своей гибкости требует очень трепетного, мягкого обращения. Знание, полученное прежде, всегда влияет (иногда ощутимо, иногда почти неосязаемо) на дальнейший ход опроса, определяет и направляет его. В результате, вернувшись с поля после очередного этапа интервью, надо усаживаться за письменный стол и готовиться к завтрашнему дню: придумывать новые вопросы респондентам, ставить новые задачи себе, выдвигать еще более глубокие и интересные гипотезы.
Качественные методы сегодня широко практикуются в двух крупных областях, условно отражающих два полюса социальной пирамиды: в самых обеспеченных (бизнес и маркетинговые исследования) и в наименее обес-
15 Нанеишвили Б. Применение глубинных интервью в маркетинговых исследованиях // http:// marketingmix.ru/refr/8/index.shtml
печенных (преступники и бомжи, деви-антные исследования). Обе категории респондентов весьма специфичны. К ним трудно или невозможно применять колличественные методы, такие как массовые опросы, статистику и математические методы анализа данных, поскольку такие респонденты, во-первых, недостаточно многочисленны, а, во-вторых, часто относятся к трудно доступным единицам обследования.
Примером активного использования качественных методов служат эмпирические исследования, проводимые сектором социологии девиантного поведения Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН: глубинные неформализованные интервью с наркоманами16, бездомными, а также групповые интервью (фокус-группа) по проблемам преступности и алкоголизма, выполненные в рамках международного исследовательского проекта «Балтика».
Проводя количественное исследование, интервьюер чаще всего не может отступить от заданного порядка вопросов (если интервью формализованное) и должен четко следовать полученным инструкциям. Количественные же исследования характеризуются высокой степенью гибкости в отношении выбора методов и орудий получения информации: открытые неструктурированные
и косвенные вопросы, их содержание и порядок могут меняться в зависимости от ответов респондентов или появления новых идей у заказчиков. Модератор, ведущий фокус-группы, имеет полную свободу действий, а сам опрос больше похож на дискуссию, в которой участвуют 8— 10 человек.
Количественный метод направлен на то, чтобы установить, какой процент людей придерживается того или иного мнения, какому числу людей присуща данная форма поведения. При этом опрашиваются большие группы людей, не меньше тысячи. Эти исследования отвечают на вопрос «сколько?». Сколько людей что-то любят или не любят, покупают какие-то товары, пойдут на выборы и т.п. Качественные исследования отвечают на вопрос «почему?».
Количественный метод снимает непосредственную реакцию респондента, то что пришло ему на ум. В отличие от него экспертный опрос — это ре-Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я. Гилинский. М.: ИС РАН, 1992. С. 135-182.
зультат глубокого размышления и рефлексии специалиста. А что представляет из себя на этом фоне качественный метод? В нем сочетаются обе черты: непосредственная реакция человека на событие, и в то же время его размышление над ними, их оценка. Вот почему качественные методы называют еще рефлексивными. Они регистрируют размышления обывателя о своей жизни, т.е. обыденную картину мира, и в то же время моментальные реакции на происходящие события, информация о которых социологом накапливается за длительный промежуток времени.
Количественная методология исходила из минимизации роли субъекта в познании. Вмешательство ученого в ход наблюдения или эксперимента должно быть столь незначительным, чтобы им можно было пренебречь. Например, в физике: чем в большей мере физикам удавалось достичь этого, тем чище был проведен эксперимент, тем весомее были полученные данные, тем больше ему верило научное сообщество.
Наблюдение за мертвой природой или явлениями Вселенной иным быть и не должно. Человек чужой в этом мире, который возник до него и прекрасно существует без его вмешательства. Но общество — совсем иная субстанция. Оно создано человеком, существует благодаря его постоянной активности и вне его немедленно погибнет. Человек неустраним из социальной реальности. Как же тогда изучать эту реальность, задавались вопросом многие гуманитарии, если устранить из процесса познания главное звено?
Оппоненты отвечали им: идеал научного познания един для всех наук и для всех видов реальности. Социальную действительность надо изучать так же беспристрастно, объективно и незаинтересованно, как изучают свою реальность физики, математики, химики или геологи. Многие десятилетия у гуманитариев не находилось достойных аргументов для опровержения. Они ворчали, спорили, пытались сказать что-то свое, но послушно следовали общим правилам игры и продолжали штурмовать вершины непознанного по чужой программе.
Тем не менее, накапливавшееся исподволь недовольство должно было когда-нибудь прорваться. Это случилось в 80-е гг. Социологи перешли от разрушительной критики естественно-научной программы, механически инкорпорированной в социальное знание, к позитивным действиям. Они попросту стали игнорировать каноны физического метода и провели ряд успеш -ных эмпирических исследований по собственной программе. Опыт удался, ему начали вторить во всех уголках земли. Вскоре качественная методология стала не просто модным увлечением, но серьезным мероприятием, на которое возлагались надежды в деле оздоровления социологии.
И вот тогда-то у защитников новой идеологии появился главный аргумент. Точнее сказать, целая система доводов, выросшая в стройную идеологию научной революции. Совершенно убедительно прозвучал тезис, который высказывался еще в середине 1950-х гг. скрывавшимися в подполье сторонниками качественной методологии о том, что общенаучный метод вовсе не является коллективным созданием всего мирового сообщества. Он создан
физиками, получившими его в наследство от механики, и траспонировавши-ми на все области научного знания. Общенаучный метод оказался частно-научным. Успехи физических наук в XX в. оказались столь ошеломляющими, что эта область знания вызвала восторженное преклонение даже у самых ярых своих врагов. Непроизвольно считалось, что человеческая наука и не должна быть иной. Даже социальная сфера и область человеческих чувств немедленно покорятся, если ученые пойдут на них штурмом, вооружившись физическим экспериментом и математическим аппаратом. Отчасти так оно и было. Вспомним экономику и психологию. Каких впечатляющих успехов достигло математическое моделирование в первой, а экспериментальный метод — во второй?! С этими науками даже стали считаться представители естествознания, которые и в ученых академиях всех стран, и в населении в целом всегда составляли большинство. Экономика и психология набирали авторитет пропорционально той скорости, с какой они двигались по направлению к физическому идеалу знания.
А социология за ними не успевала. Она всегда плелась у старших сестер в хвосте, оправдывая свою неспешность то своей молодостью, то сложностью и противоречивостью объекта познания: мол, общество во всей полноте его проявлений это вам не дебет—кредит и даже не условные рефлексы с комплексами неполноценности.
Оправдываясь и догоняя, социология подошла к началу XX в. с грузом нерешенных методологических проблем. Отставание нарастало, а множащиеся эмпирические исследования, проведенные в духе количественной методологии, ничего нового к сокровищнице человеческих знаний не добавляли. Они становились рутиной, к ним возникло вначале привыкание, а позже набилась оскомина. Копия, даже очень хорошая, всегда хуже своего оригинала. А количественная методология в социологии была копией даже не физики, а скорее психологии, откуда перекочевало множество методов и принципов познания, и отчасти экономики. Социология светилась отраженным светом, и это становилось все прискорбнее.
Вот тогда-то и вспомнили о богатой родословной социологии. Оказывается ее отцы еще в XIX в. указывали своим потомкам правильный путь. Но молодое, рвущееся к немедленному признанию поколение, проигнорировало призыв.
Различие между физическим идеалом науки и гуманитарным, к которому стремится сейчас значительная часть социологов, помимо всего прочего, заключается еще и в том, что гуманитарный идеал научного познания не может быть распространен на все науки. Ему не подчинятся физики, математики, химики, биологи, представители прикладных технических дисциплин, и даже психологи и экономисты. Так что гуманитарному идеалу суждено навсегда остаться провинциальным принципом построения научного знания. Ориентируясь на него, социологии грозит отрыв от основного эшелона наук и еще большее увеличение и без того значительного отставания.
Можно высказаться еще категоричнее: даже в социологии гуманитарный идеал не способен покорить всю сферу знания. Большинство социологов, особенно прикладных (а их всегда большинство) останутся приверженцами методов математической статистики и выборочного исследования. Язык статистики и математики играет в науке ту же роль, что и английский язык в мировом сообществе. Это язык межнационального общения.
Возможно, гуманитарный идеал может служить переходной ступенью ] неким новым представлениям о науке, выходящим за пределы классически: принципов. Но к каким именно, до сих пор остается загадкой.
У него есть и другое, весьма принципиальное, ограничение. Дело в том что он вошел в науку извне — как признание неустранимого влияния на рос-и развитие научного знания внешних социокультурных факторов. Обществе создано человеком, он остается его главным действующим лицом, и устра ниться от человеческого фактора социологии никогда не удастся. Но как быт! с внутренними регуляторами научного знания, с его предметной обусловленностью? Помимо социокультурной обусловленности всякое научное познание, в том числе и гуманитарное, должно характеризоваться внутренней предметной обусловленностью. Поэтому гуманитарный идеал не может бьт реализован даже в своей предметной области: на нем невозможно построит! структуру и иерархию научного знания. Даже квалификация совокупное™ абстрактных суждений в качестве научной теории предполагает обращение к тем правилам, которые разработаны отнюдь не в искусствознании vuiv философии. Социальные (социально-экономические, культурно-исторические, мировоззренческие, социально-психологические) факторы развития науки не оказывают прямого влияния на научное знание, которое развивается по своей внутренней логике.
Количественная методология — мощный познавательный аппарат, которым должна пользоваться социология, но она всегда стесняется это делать. Она делает вид, что ее предмет — социальные отношения, социальное «Я», межличностные структуры — настолько сложен, что вмешиваться в него с математическим аппаратом нельзя. Математика упростит и схематизирует живую и тонкую ткань социальных отношений. И вот пока она стесняется и делает вид, что предмет ее исследования сложнее, чем у естествознания, последнее (а вкупе с ним представители психологии и экономики) почувствовав возможности, которые сулит применение математических методов, обучилось количественной методологии. В XIX в., когда социология находилась в одинаковых стартовых условиях с экономикой, психологией, этнографией, она могла наверстать упущенное. Однако пока социология творила миф об особой сложности своего предмета, т.е. занималась методологическим самолюбованием, смежные области ушли далеко вперед. И сегодня социологи вынуждены списывать у них «кружева». Социологи то и дело удивляются тому, как здорово экономисты или психологи строят математические модели, описывающие их реальность. В результате работодатель с удовольствием берет на работу экономистов и психологов, а социологи вроде как и не требуются. Любой выпускник социологического факультета столкнется на рынке труда с подобной проблемой, и называется она проблемой профессиональной неконкурентноспособности.
Может быть это болезнь только наша? Ничего подобного. Посмотрим на статистику США. Из 20 тыс. профессиональных социологов (бакалавров, магистров, докторов) 15 тыс. занято в академической сфере (колледжи и университетах), а 5 тыс. — в прикладной: на предприятиях, в органах местной и федеральной власти, в частных консультативных и исследовательских фирмах, в социальной работе. И вот здесь социологи встречаются со своими конкурентами. На «заборе» можно увидеть объявление о том, что экономисты и психологи требуются, а социологи не требуются. Аме-
риканским социологам, решившим ради высоких заработков попробовать себя в прикладной сфере, приходится скрывать свой диплом, выдавая себя за специалиста «широкого профиля». Таким образом социология, отказавшись от математизации, т.е. отказавшись двигаться по тому пути, по которому двигались и естествознание, и экономика, и психология, больше потеряла, чем обрела.
Встреча отечественных социологов с первоклассной качественной социологией произошла спустя 30 лет после знакомства с количественной социологией. К использованию «мягких» методов в эмпирических исследованиях в начале 1990-х гг. привело «расширение контактов с западными исследовательскими центрами, развитие совместных исследований, в том числе маркетинговых, новых для отечественной социологии. В этом контексте российские социологи на практике познакомились с неформализованными методами, ранее известными, в основном, по учебникам, либо по единичным отечественным примерам: биографический метод, групповое фокусированное интервью (фокус-группы), интервью с путеводителем, нарративное интервью»17. Именно США дважды выступали в роли учителей, познакомивших отечественных специалистов с передовыми технологиями эмпирических исследований: в 1960-х — с количественными, в 1990-х — качественными. И оба раза послушными учениками выступали не прикладники, а представители фундаментальной науки — соответственно Института философии АН СССР и Института социологии РАН. В настоящее время существует несколько научных центров, которые ведут наиболее активную исследовательскую и издательскую деятельность в этой области: Московский тендерный центр (М. Малышева, В. Константинова, Т. Клименкова), Институт социологии РАН (Е. Мещеркина, В. Семенова), Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге (В. Воронков, Е. Здравомыслова).
В последние годы вышли в свет монографические работы по фокус-группам, участвующему исследованию18, появился опыт применения качественных методов в прикладных исследованиях19. Тем не менее, как полагает Г.И. Саганенко, в отечественной социологии качественным методам уделяется недостаточное внимание, они по-прежнему рассматриваются скорее как некая научная мода, несовместимая с нормами научного исследования. «В целом, сохраняется ориентация на стандартизированные исследования. Публикации по методологии и методам имеют, за редким исключением, учебный характер и не выходят за пределы типового стандартизированного подхода»20.
Ренессанс качественной методологии в 1990-е гг. несомненно окажет положительное влияние на ход дальнейшего развития отечественной социологии. И такое положение дел, в сущности, отражает общемировую тенденцию движения современной социологии.
17 Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам«Круглого стола») // Социология. 4М. 1995. № 5-6. С. 7.
18 Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996; Алексеев А.Н. Драматическая социология. Кн. 1, 2. М.: Ин-т социологии РАН, 1997.
19 Социология — 4М. 1997. № 7, 9.
Саганенко Г.И. Сопоставление несопоставимого: обоснование сравнительного исследования на базе открытых вопросов // http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/34-saganenko.htm