Жизнь и смерть больших американских городов» Джейн Джекобс
Знаменитая книга Джейн Джекобс «Жизнь и смерть больших американских городов», вышедшая в 1961 году, не рассматривает проблемы архитектуры и ее связи с социальными вопросами в качестве главных или основных в организации жизни городов. Улицы и тротуары – главные общественные места (public places) в городе и его самые жизненные органы (vital organs), считает автор [50. – C. 37].
Их значение она видит в обеспечении безопасности в общих зонах [50. – C. 37], обеспечении публичных контактов как основы общественной жизни [50. – C. 72] и ассимиляции детей к городской жизни [50. – C. 97].
Главные идеи автора: идея городского разнообразия, интенсивности и жизненности как «городского балета»; идея смешанного зонирования; идея активной уличной жизни как основы общественной жизни.
Роль архитектуры Джекобс видит, в том числе, в создании разнообразия. Джекобс считает, что города – это инкубаторы новых идей и предприятий, это их естественная экономическая среда. Это касается и бизнеса, и некоммерческих организаций [50. – С. 189].
Для формирования среды, в которой расцветает разнообразие, необходимы четыре условия:
смешанное использование улиц и районов для постоянного присутствия людей;
• короткие кварталы с достаточно частой возможностью повернуть;
смешение зданий по возрасту и условиям;
высокая концентрация людей [50. – С. 196, 197].
Как пример визуального разнообразия Джекобс приводит Пятую Авеню в Нью-Йорке, которая потрясающе разнообразна с ее большими и маленькими магазинами, офисными зданиями, церквями и институтами. Но при этом она не выглядит дезорганизованной или фрагментированной [50. – С. 295].
Более того, Джекобс считает, что город не может быть произведением искусства [50. – С. 485].
«Подходить к городу или даже к городскому соседству как к большой архитектурной проблеме, в которой можно навести порядок, превратив в упорядоченное произведение искусства, означает делать ошибку, пытаясь заместить жизнь искусством.
Результат такого глубокого смешения между искусством и жизнью – это не жизнь и не искусство. Это таксидермия. На своем месте таксидермия может быть и полезной, и подходящей. Тем не менее это заходит слишком далеко – образцы, выставляемые напоказ, это выставка мертвых набитых городов» [50. – С. 486].
Джекобс считает, что искусство имеет прикладное значение в городах – оно может использоваться для прояснения смысла и порядка городской жизни. Главное
в городской структуре – интенсивность и разнообразие, поэтому она не может быть упорядочена в единый «скелет». Вместо структурирования – ориентация. Важнейшие ориентационные ключи – границы и достопримечательности. Т.е. архитектурным объектам Джекобс отводит роль ориентиров [50. – С. 500].
Джекобс считает, что автомобили в городах необходимы для поддержания интенсивности городской жизни. Слишком большое пристрастие к личному автотранспорту разрушает город – он становится городом для автомобилей, а не для пешеходов. Необходимо создание условий, менее пригодных для автомобилей и более пригодных для пешеходов. Джейн выступает против бесконечного расширения дорожного полотна для автомобилей, так как тогда получается замкнутый порочный круг – больше дорог, больше потребность в парковках, увеличение расстояний, увеличение потребности в автомобилях [50. – C. 454; 473, 474].
«Проектирование городов» Эдмунда Н. Бэкона
Эдмунд Н. Бэкон в работе «Проектирование городов» (1967) на исторических примерах доказывает, что городские формы – это не случайные явления, а волевые действия человека [51. – С. 13].
Говоря об архитектурном проектировании, Бэкон считает, что «основной элемент архитектурного проектирования состоит из двух компонент: массы и пространства, а сущность проектирования – это установление соотношения между этими двумя элементами. В нашей культуре преобладающая составляющая – масса, причем до такой степени, что многие проектировщики являются «пространственными слепцами» [51. – С. 15].
И далее о форме и пространстве: «Архитектурная форма является местом соединения массы и простран
ства. Определяя точку соединения массы и пространства, архитектор находит точку взаимодействия человека со Вселенной.
Египетские пирамиды являются совершенным выражением формы, возникающей из земли, как доминирующей массы. Это утверждение неизменных абсолютов.
Китайская архитектура, напротив, выражает гармонию с природой без доминирования над ней. Вогнутость крыши символизирует скромность человека, восприимчивость его структур к мировому пространству, которое подобные крыши грациозно принимают и которое становится центром архитектурной композиции дворов.
В исламской архитектуре использование формы и пространства иное. Великолепные купола, которые являются центральным элементом множества исламских произведений зодчества, суть отражение внутреннего пространства, которое, стремясь к выражению, выталкивает оболочку, создавая напряжение, устанавливает форму» [51. – С. 16].
Пространство в архитектуре, по Бэкону, должно обозначаться, сочленяться, соотноситься со временем и движением, включая человека с его переживаниями
[51. – С. 17–23]. Архитектура при этом – это сочленение пространства таким образом, чтобы создавать у зрителя определенное пространственное переживание, соотнесенное с предыдущими и ожидаемыми переживаниями пространства [51. – С. 21].
Бэкон отмечает, что на протяжении истории архитекторы щедро уделяли свое внимание той части зданий, которая встречается с небом.
«Теперь, слишком часто, мы устанавливаем обычный пол и бездумно повторяем его сверху. Произошел отказ от размышлений по поводу Неба. Мы выметаем
наш мусор наружу и используем его в качестве венчающего элемента нашего дизайна – коробки кондиционеров и антенны телевидения становятся символами нашего отношения к пространству.
Линия горизонта города долго была основным элементом городского дизайна и должна быть воссоздана как базовый элемент городского проектирования»
Автор отмечает важность того, как здания соединяются с землей, наличие у них углубляющихся проекций и дизайна в глубину, спусков и подъемов, выпуклостей и вогнутостей, соотнесенности зданий с человеческой фигурой [51. – С. 24–28].
Одной из важнейших в книге является идея одновременных систем передвижения. Автор считает, что для формирования связного ощущения пространства у жителей города современного мира (человек испытывает непрерывные переживания при перемещении в пространстве), где параллельно существуют разные способы перемещения, необходимо создавать проекты для городов, в которых эти системы рассматриваются одновременно, а не автономно или последовательно, и задают свои требования к зданиям [51. – C. 252].
«Левиттаун» Герберта Ганса и архитектура
Герберт Гaнс в работе «Левиттаун» (1967) исследует урбанизацию в ее новом проявлении – переселении в пригороды (субурбия). Изучив Левиттаун как классический город «Ужас урбаниста», Ганс приходит к выводу, что жизнь там не так уж и плоха, и отмечает, что в данном случае строились не отдельные дома, а комьюнити. Говоря об архитектуре пригородов, автор считает, что это не архитектура, а тип жилья – дом на одну семью с земельным участком [367. – C. 4]. Необходимо отметить,
что в 1990 году половина жителей Америки жила в пригородах.
«Форма дома и культура» Амоса Раппопорта и социология архитектуры
Книга американского архитектора и специалиста по кросс-культурным исследованиям Амоса Раппопорта «House Form & Culture» («Форма дома и культура»), вышедшая в 1969 году, стала первой работой по влиянию социо-культурных факторов на физические формы домов и строений [52].
После выхода книги интерес специалистов по жилью, архитекторов и урбанистов к теме Vernacular Architecture (народная, традиционная архитектура) существенно возрос.
Vernacular Architecture демонстрирует множество успешных решений, созданных без усилий профессионалов. Это архитектура без архитектора. Успешность принятых решений доказана временем.
Основные характеристики:
• отсутствие теоретических или эстетических притязаний;
• работа с местом и микроклиматом,
уважение к другим людям и их домам, а следовательно, ко всему окружению – как рукотворному, так и природному;
работа в одном стиле с вариациями в рамках одного порядка [52. – С. 5].
«Хотя народность ограничена в диапазоне выражений, в то же время она подходит ко многим разным ситуациям и всегда уместна. Конечно, именно эта ограниченность в выражении делает любую коммуникацию возможной. Чтобы коммуницировать, каждый должен
выучить язык, что предполагает признание власти, доверие и общий лексикон» [52. – С. 5].
«Другая характеристика народности – это ее дополнительное качество, ее неспециализированность, ее природная незавершенность, так отличающаяся от закрытых, законченных форм, типичных для большинства творений дизайна высокого стиля» [52. – С. 6].
Автор дает нижеследующую типологию архитектур.
Первобытная, примитивная (primitive):
• очень мало типов строений,
• модели с несколькими индивидуальными вариациями,
• строения возводятся сообща.
Доиндустриальная народность (preindustrial vernacular):
много типов строений,
более индивидуальные вариации модели,
возводятся ремесленниками.
Высокий стиль и современность (high-style and modern):
• огромное множество специализированных типов строений,
• каждая постройка почти всегда оригинальна,
разрабатывается и строится множеством профессионалов и специалистов [52. – С. 8].
Форма домов зависит от климата, регилии, социальных причин, отношения к природе и месту, материалов и технологий [52. – С. 18–45].
Основная гипотеза Раппопорта состоит в том, что форма дома – это не просто результат действия физических сил или какого-то случайного фактора, но последовательность воздействий целого спектра социально-культурных факторов в самом широком смысле [52. – С. 47].
«Даже в случае с современными американскими зданиями, где, казалось бы, экономические аспекты доминируют, было замечено, что рост небоскребов в XIX веке в Чикаго в то время не имел экономического оправдания из-за проблем с фундаментом и прочими факторами, но суть в том, что каждый город хочет иметь высокое здание как элемент престижа. Подобные аспекты могут до сих пор влиять на жилье в разных сферах»
Предоставление укрытия есть пассивная функция дома. Как считает автор, его подлинное предназначение – в создании окружения, наилучшим образом приспособленного к образу жизни людей, другими словами, социальной единицы пространства [52. – С. 46].
Среди социальных факторов, влияющих на форму дома, автор отмечает особенности зон приватности в разных культурах, например, в Японии «сильная» приватная зона находится за пределами дома, а степень внутренней приватности внутри дома низкая. На Западе приватность вне дома низкая, но внутри, наоборот, очень высокая. Тип жилища определяется системой поселения, когда, например, все пространство поселения используется для жизни, а дом остается приватной, закрытой зоной, как это свойственно для англо-американского города современной архитектуры. На форму жилища влияют также тип семьи и религия [52. – С. 54–57].
Раппопорт показал, что для американцев и англичан [можно добавить и других европейцев, в том числе и россиян – прим. М.В.] дом – это символ. Дом мечты окружен деревьями и травой, находится в деревне или пригороде и должен быть в собственности. Дети США и Англии представляют именно такой образ дома, причем многие из них никогда не жили в таких домах. Несмотря на серьезный прогресс в строительных технологиях, материалах и т.д., культурная форма дома, ко
торую воспроизводят дети, остается неизменной [52. –
C. 132–134].
То есть можно говорить о том, что у европейцев и американцев архетип дома существует в виде здания в колониальном стиле на одну семью с землей и деревьями. В российском варианте – это деревенский дом-сруб.
«Город, имеющий форму» и «Сформированный город» Спиро Костофа в социологии архитектуры
Спиро Костоф по профессии – историк архитектуры. Его цель при написании книги «Город, имеющий форму» – задать специфическую позицию архитектурного историка, которая заключается в описании жизни городов как социально-культурного процесса, отражающегося на форме города.
Это отличает его от историков городов, которые описывают социальный процесс и не отражают изменения физической формы. А также от архитекторовпроектировщиков, которых в городе интересует только форма. Автор считает, что его подход позволяет устранить многие ошибки в понимании архитектуры и проектирования городов [368. – С. 9].
При анализе городской формы С. Костоф выделяет два типа городов: «созданные» (ville crèèe) и «спонтанные» (ville spontanèe). Подробно анализируя эти типы городов, автор приходит к выводу, что регулярность спланированного города условна, а иррегулярность «неспланированного» города также вопрос ее степени
[368. – С. 43].
Далее он анализирует, в том числе, такие явления как административное объединение нескольких соседних деревень в город, что Аристотель называл «синоэцизмом», образование религиозных центров в городах, влияние религии на городские формы и их «спланированную живописность» (спланированную спонтанность) [368. – С. 59, 60].
Много внимания в работе уделено «гиподамовой сетке» – «решетке» в планировании городов [368. – С. 95–157].
Автор, описывая решетку, подчеркивает, что решетка – это очень гибкая и разнообразная планировочная система. На плоской поверхности это разумный метод деления земли. Но решетка также легко взбирается на горы или огибает реку… Достоинство решетки, отмечает Костоф, в ее нескончаемой гибкости.
Единственная вещь, которая является общей для всех решеток – ортогональная уличная система – сохраняющееся правило прямых углов и параллельных улиц. Но и это правило непостоянно. Паттерн может обходить по кривой неправильности земли без нарушения целостной логики, считает Костоф [368. – С. 96].
Автор приводит примеры универсальности решетки и отмечает, что исторически она служила двум главным целям. Первое – это облегчение организации поселения, колонизация в широком смысле. Другое применение решетки – ее использование как инструмента модернизации и контраста с предыдущей неорганизованностью городов [368. – С. 102].
Особое значение для города, по мнению Костофа, имеет линия городского горизонта. Он отмечает, что до наступления индустриальной революции городской горизонт был отмечен институциональными ориентирами, зданиями общественного значения, имевшими отношение к религии и политической власти. Источник богатства и экономической власти был сам по себе иногда институционализирован в представительских зданиях. С приходом индустрии началось смешение приоритетов горизонта: частные здания стали превосходить
коллективные символы города [368. – С. 282]. В итоге во многих случаях произошла приватизация горизонта. Если раньше горизонт строился от башен бога к башням человека, то затем все стало наоборот. Классический вид приватизированного горизонта: Нью-Йорк и Лондон [368. – С. 279; 300].
Автор считает, что горизонты – это городские подписи, определяющие городскую идентичность. Городские ориентиры отмечают символы веры и особые достижения, фокусируя форму города и выявляя городской портрет. Этот образ меняется медленно и сознательно. Радикальные трансформации – атака труб фабрик или корпоративных башен – указывают на культурный переворот. Старые ценности ослабляются или превышаются… Образ города уступает рекламным нуждам частных предприятий [368. – С. 296].
Костоф считает, что местные сообщества должны занять активную позицию по отношению к проектированию города и его горизонта, забрав инициативу у девелоперов и городских властей, и уверен, что коллективный голос горожан должен окончательно решить форму города… [368. – С. 335].
Спиро Костоф в работе «Сформированный город» продолжает развивать свой взгляд. Он рассмат ривает такие части города как границы, районы, улицы, общие места. Определяя типологию общих мест, выделяет площади треугольные, трапециевидные, прямоугольные, круглые и полукруглые [369. – С. 146, 147]. Говоря о границах, рассматривает виды контроля над ними: создание зеленых поясов, регулирующие градостроительные планы, аннексия [369. – С. 55–69].
Говоря об урбанизме, C. Костоф полагал его процессом, т.е. множеством путей, которыми физическая структура города приспосабливается к потребностям времени (изменяющимся нуждам).
Он считает, что форма города никогда не существует отдельно от социального наполнения: она является матрицей, внутри которой мы организуем нашу повседневную жизнь, имея твердые о ней представления
[369. – С. 8 ].
Рассуждая об истории архитектуры, Костоф выделяет классический подход, рассматривающий историю стилей и зданий, и подход Джованни Ботеро, который в XVI веке писал, что город – это совокупность людей, проживающих совместно. Костоф – сторонник объединения этих двух подходов в один. Утверждение вполне в духе социологии архитектуры, но на этом утверждении все и заканчивается [369. – С. 7].