Институциональные признаки и функции социальных институтов

Все социальные институты общества обладают общими институциональными признаками.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг, герб, гимн; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Давида; для семьи — обручальное кольцо; для университета — эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентрированной форме находит свое выражение в торговой марке. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы, или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Очевидно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких как воинская присяга, клятва при заключении брака, медицинская клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепленные роли и являются важной частью социального контроля. Во всех институтах роли могут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирует совокупность норм. Она определяет не только то, как люди должны относиться к тем или иным предметам или действиям, но и то, почему они должны действовать определенным образом и подчиняться определенным правилам. Идеология объясняет окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если кодекс формально призывает индивида соблюдать институциональные нормы, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность.

Общество является социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные (скрытые) функции, которые осуществляются непреднамеренно, неявно.

Как функционируют социальные институты и какова их роль в процессах, происходящих в обществе?

Основные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его главной задачей является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он возник и существует. Однако для осуществления этой задачи каждый институт выполняет следующие функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Так, например, институт семьи с помощью социального контроля стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Ведь разрушение института семьи — это, прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает в различных институтах независимо от того, каким видом деятельности он занимается. В своей жизни каждый сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение. Если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди рано или поздно начинают институциализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек усваивает в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение, выполняет ролевые требования (ожидания) и знает, чего ждать от окружающих его людей. И такое регулирование необходимо и важно как для общества, так и для индивида.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием социальных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в рамках института сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институтах включает в себя три основных элемента:

1) консолидация или совмещение, сложение усилий;

2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

3) согласование личных целей индивидов с целями других или с целями группы.

Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для координированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция — это одно из условий выживания организаций, а также один из способов согласования целей его участников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было бы возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем, как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться, т. е. приобщиться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы поведения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику — это формальные связи, осуществляемые в системе институализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждет дезорганизация (нарушение порядка работы) и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действия социальных институтов существуют другие результаты, которые не предполагаются как цель, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится приобщить ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако бывает так, что семейное воспитание ведет к конфликту индивида с культурной группой.

Латентные функции, таким образом, являются тем предметом, который, прежде всего, должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.

Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет такие функции, как воспроизводство людей, воспитание и социализацию, удовлетворение потребности в интимной близости и др. Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других.

Функции и структурные элементы основных институтов общества представлены в таблице 3.

Таблица 3

Функции Институты Основные роли Физические черты Символические черты
Забота, выхаживание и воспитание детей Семьи Семейно-брачные отец мать ребенок дом обстановка кольца обучение контракт
Обеспечение материальных потребностей (пищи, одежды, жилья) Экономики работодатель наемный работник покупатель продавец фабрика офис магазин деньги торговля марка реклама
Установление и обеспечение действий (законов, правил и стандартов) Политики законодатель субъект права общественные здания и места флаг кодекс партия
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религии священник прихожанин собор церковь крест алтарь библия
Социализация людей, формирование знаний, приобщение к базисным ценностям и практикам Образования учитель ученик школа колледж диплом степень учебник
Поддержание здоровья населения Здравоохранения врач пациент поликлиника больница красный крест змей с чашей

Институциональные признаки и функции социальных институтов - student2.ru

Рис. 8. Типы социальных институтов

Наши рекомендации