Тема 4 Гипотеза социологического исследования
Задание №7Ознакомится и законспектировать из книги Ядова В.А «Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности». М.: Омега-Л, 2007. параграф из главы 2 «Выдвижение рабочих гипотез».Ответить на вопросы:
1. Что такое гипотезы социологического исследования?
2. Какие требования предъявляются к гипотезе?
3. В чём заключается логика гипотетического рассуждения?
4. Виды гипотез и их характерстика.
Задание №8В соответствии с классификацией гипотез, рассмотренной на лекции, найти примеры гипотез (для каждого вида). Ответ обоснуйте, т.е. укажите, на основе каких критериев был определен вид гипотезы.
СПРАВКА По мнению В.Ф. Анурина, существуют четыре различающихся между собой типа гипотез, в зависимости от того, что именно и каким образом намеревается объяснить во взаимосвязиисследователь. Гипотезы могут быть недействительными, коррелятивными, направленными и каузальными. Недействительная гипотеза – это просто предположение, устанавливающее отсутствие связи между двумя процессами. Когда мы анализируем данные, чтобы проверить гипотезу, нам часто приходится иметь дело с недействительными гипотезами и опровергать их. Недействительная гипотеза формулирует отсутствие связи между двумя и более переменными и обычно противостоит гипотезе, которую мы пытаемся реально утверждать. Коррелятивная гипотеза утверждает, что предполагается наличие взаимосвязи между двумя (или более) переменными, но не определяет точно природу этой связи. Утверждения типа: «Существует связь между возрастом и уровнем политического нигилизма» и «Существует связь между этнической однородностью общества и масштабами политического терроризма» – это две коррелятивные гипотезы. Направленная гипотеза – предположение о направлении взаимосвязи между понятиями. Если исследователь думает, что явления имеют тенденцию к совместному увеличению или уменьшению, то перед нами гипотеза о прямой взаимосвязи между ними. Например: «по мере того, как возрастает количество лет, затраченных на формальное образование, полученное человеком, получаемый им доход от какого бы то ни было рода трудовой или предпринимательской деятельности увеличивается», «по мере того, как возрастает общий уровень образования населения страны, политические процессы в ней становятся все более демократичными». Если же исследователь полагает, что по мере того, как одна из переменных возрастает в размерах или количественно, другая соответственно уменьшается, то тем самым предполагается обратное отношение. Вот несколько примеров: «чем старше человек, тем менее он становится терпимым к различным формам социального протеста», «чем больший доход имеет человек, тем меньше его интересуют происходящие в обществе массовые социальные изменения». Оба типа направленных гипотез устанавливают не просто существование, но и направлениепредлагаемых отношений (связей). Каузальная гипотеза направлена на установление взаимосвязи между двумя или более переменными. Данная гипотеза содержит предположение о том, что одно явление (причина) предшествует другому явлению (эффекту) во времени, и о том, что результирующий эффект зависит от причины или не может появиться в ее отсутствие. Каузальные гипотезы могут принимать различные формы. Они могут, например, просто устанавливать, что одна переменная выступает в качестве причины другой, как в утверждениях типа «Грамотность, богатство и культурная однородность населения служат причиной демократических движений в странах». Или же они могут быть изложены с помощью терминов «если... то (тогда)...», например, так: «Если претендент в члены Государственной Думы расходует на свою избирательную кампанию менее 10 миллионов рублей, тогда он проигрывает». Наконец, каузальная гипотеза может быть выражена в негативной форме, например: «Если бы со стороны современных правительств не оказывалось поддержки крупным силам безопасности, гражданские конфликты могли стать значительно более распространенным явлением». В зависимости от типа объяснения принято выделять описательные и объяснительные гипотезы. Описательная гипотеза представляет собой предположение о существенных свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами изучаемого объекта. Объяснительная гипотеза– это предположение о степени тесноты связей взаимодействия и причинно-следственных зависимостях. В зависимости от способа доказательства гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания – это исходные теоретические предположения. Они не могут быть доказаны непосредственно, но только через гипотезы-следствия. Гипотезы-следствия формулируются на языке операциональных определений, и доказываются именно они – как конкретные операции с переменными. |
Задание №9На основе сформулированных при выполнении заданий 5-6 проблемы, объекта, предмета, цели и задач, сформулируйте гипотезы исследования. Определите, к какому виду относится каждая гипотеза.