Социальные общности и социальные группы

К базисным элементам социальной жизни относят также понятие «социальная общность». Сразу следует заметить, что среди зарубежных и отечественных социологов нет единства в понимании этой категории. Одним из первых к ней обратился Ф.Теннис. В книге «Община и общество» он характеризует два типа, два ряда отношений – общинные и общественные, противопоставляя их друг другу. По его мнению, между ними можно обнаружить следующие отличия:

1) общность характеризует крестьянскую деревенскую общину, общество – индустриально-городской социальный организм;

2) в области разделения труда общность предполагает ограниченную специализацию, основанную на родственных связях (обязанности родственников в хозяйстве), общество – профессионализацию социальных ролей и отделение их от семейных ролей;

3) в сфере социального контроля общность означает применение традиционных обычаев и неписанных законов, общество – применение формального права;

4) основными «общностными» социальными институтами являются семья, община, соседство, основными общественными институтами – крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей (бизнес, правительство, политические партии, добровольные ассоциации и т.д.);

5) культура общности основывается на религиозных ценностях, культура общества – на светских;

6) в сфере индивидуальной мотивации в общности люди поступают в соответствии с общинными принципами (например, в период сбора урожая крестьянские семьи бесплатно помогают друг другу), в обществе индивиды действуют в ситуациях обезличенного общения, за все рассчитываются деньгами и преследуют прежде всего личные интересы.

Ряд идей Ф.Тенниса был воспринят М.Вебером, который использовал категорию социальной общности для объяснения определенных типов поведения, в конечном итоге – целерационального типа.

Американский социолог Дж. Хиллери (младший) проанализировал 94 определения социальной общности.Он установил, что этот термин имеет многозначный характер и выступает синонимом понятий общества, социальной организации или социальной системы.

Авторы, пользующиеся понятием «социальная общность», называют три характерные ее черты: а) территорию, б) социальное взаимодействие, в) наличие прочных связей между индивидами.

Особый интерес представляет распространенная в западной социологии точка зрения на социальные общности как общности поселенческие. Своеобразна позиция Н. Смелзера в отношении социальной общности. Этот социолог считает, что понятие общности является сложным, имеет много оттенков и значений, поэтому почти невозможно дать его точное определение[10].

Категории «социальная общность» в последние годы уделяется внимание и в отечественной социологии. Например, В.А. Ядов рассматривает социальную общность как любые известные нам устойчивые формы самоорганизаций социального субъекта[11]. М.С. Комаров полагает, что «объем» социальной общности в одном случае достигает социальной группы (это широкий смысл понятия «социальная общность»), в другом – в узком смысле - «совокупности людей, объединяемых общими условиями существования: территориальной и этнической общностями и т.п.»[12].

Можно найти объяснение понятия «социальная общность» и в словарях. Так, в «Социологическом энциклопедическом словаре» оно толкуется следующим образом: «Совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность»[13].

Но более удачным, на наш взгляд, является определение социальной общности, данное Г. Е. Зборовским: «… социальная общность – это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством их целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности»[14].

Историки, антропологи, этнографы четко указывают, что социальные общности могут и должны быть рассмотрены прежде всего в историческом плане: первыми социальными общностями были род, племя, семья. Они возникли на основе двустороннего единства. С одной стороны, это были кровнородственные общности, с другой – они характеризовались единством совместной производственной деятельности.

По мере перехода общества от примитивного к более развитому состоянию, связанному с появлением новых форм отношений между людьми, экономической и хозяйственной жизни, государства и т.д., одни социальные общности отмирают (род, племя), другие претерпевают существенные изменения (семья), третьи возникают вновь (классы, социальные группы, народности, нации). В результате развития разделения труда появляются принципиально новые социальные общности – трудовые коллективы, профессиональные сообщества (группы).

Важной особенностью социальной общности является факт осознания единства собственных интересов на основе сближающих жизнь ее членов условий. Социальная общность часто начинается с противопоставления «мы – они». Единство социальной общности и осознание ее членами принадлежности к ней формирует наличие общих (сложных, близких, единых) целей, задач, интересов. Но это – скрытые, латентные факторы.

Есть и явные, открытые. Это - социальные нормы (прежде всего правовые и моральные), которые обязательны для всеобщего соблюдения и выполнения. К числу явных факторов формирования и поддержания единства социальной общности относится соблюдение обычаев и традиций, принятых и существующих в ней. Обычай – это стереотипный способ поведения, который передается из поколения в поколение по наследству, постоянно воспроизводится в социальной общности, является привычным для ее членов и выступает как форма социальной регуляции их поведения.

Говоря о традициях как факторе функционирования социальной общности, нужно иметь в виду, что они близки к обычаям и даже часто используются в качестве их синонима. Однако традиции шире обычаев по сферам их проникновения, поскольку последние функционируют не во всех областях социальной жизни. Традиции имеют место и в экономике, и в политике, и в праве, тогда как обычаи в этих сферах деятельности в наше время встречаются крайне редко.

В современных условиях фунционирования социальных общностей в развитых странах важным фактором этого процесса являются социальные институты. Они регламентируют процесс создания новых социальных общностей, создают условия для их жизнедеятельности, осуществляют функции социального контроля за ней.

Существует громадное разнообразие социальных общностей, в рамках которого может быть выделено большое количество их видов и форм. Важность классификации социальных общностей обусловлена тем, что каждый индивид является членом, как минимум, нескольких из них.

В основе типологии социальных общностей лежат самые разные критерии. Один из них - качественно-количественный состав общности. По этому критерию социальные общности подразделяются на массовые и групповые. Массовая общность – это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся целым рядом существенных признаков. Во-первых, это ситуативный способ существования, поскольку общность оказывается неустойчивой вследствие ее возникновения «по случаю» (например, толпа на митинге). Во-вторых, такая общность отличается разнородным составом, в нее входят люди, относящиеся к самым разнообразным социальным, этническим, демографическим, профессиональным и иным группам. В-третьих, массовая общность имеет «размытые», открытые границы, она не замкнута, к ней может подключаться любой желающий принять участие в ее деятельности. В-четвертых, она характеризуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и не способна выступать в качестве их структурных образований.

Типичными образцами массовых общностей являются широкие социальные (политические, культурные и др.) движения («зеленые», женские; против угрозы ядерной войны), ассоциации и объединения по культурным, спортивным и иным интересам (например, клубы болельщиков спортивных команд), аудитории средств массовой информации и т.д.

Групповая общность включает в себя определенную в количественном отношении совокупность индивидов (не меньше двух членов) и характеризуется следующими признаками. Во-первых, она обладает устойчивыми и определенными пространственно-временными границами своего существования (например, групповая общность студенчества). Во-вторых, групповая общность определяется четко выраженной однородностью состава. В-третьих, групповая общность отличается способностью ее членов выполнять совместно различные виды деятельности, преследуя при этом общие цели и задачи. В-четвертых, групповая общность может входить в более широкие социальные общности на правах их структурного элемента. Так, студенчество является частью социальной общности молодежи.

Массовые и групповые общности не следует противопоставлять друг другу. Они взаимодействуют между собой на различных уровнях в рамках общества, межгрупповых отношений, на уровне индивида.

В рамках типологии социальных общностей существенное значение приобретают в качестве ее критериев базовые признаки, объединяющие людей. Такими являются собственность, доход, престиж, власть, статус. Отсюда разновидностями социальных общностей являются классы, касты, сословия, социальные группы, слои (страты).

Признак проживания на определенной хозяйственно освоенной территории служит основанием для выделения социально- территориальных общностей. Они характеризуются наличием экономических, социальных, политических и иных связей между людьми в рамках пространственно ограниченных социальных структур. К числу наиболее значимых социально-территориальных общностей относится население села, района, города, агломерации, области, региона, республики.

Социально-территориальные общности пересекаются с демографическими. Последние следует рассматривать в связи с критериями пола и возраста. На их основе выделяются такие демографические общности, как мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры и т.д.

Еще один тип социальной общности, возникающей на основе базового признака, - этническая общность. К признакам собственно этнической социальной общности принято относить единый язык, общие черты и стабильные особенности культуры и психологии, этническое самосознание, т.е. чувство принадлежности именно к данной этнической общности.

В отношении этнических общностей существует целый ряд концепций. Одна из них, принадлежащая Л.Н.Гумилеву, отрицает социальный характер этнической общности, рассматривая ее как биолого-географическую.

Сегодня, однако, большинство теорий, посвященных этническим общностям, связано с социокультурным подходом к ним. Суть его заключается в том, что этническая общность рассматривается как элемент социальной структуры общества, взаимодействующий в ее рамках с другими социальными общностями – классами, социальными группами, слоями, территориальными общностями.

Помимо базовых, основных признаков, определяющих целый ряд типов социальных общностей, существуют и иные, которые также можно рассматривать в качестве их критериев. В зависимости от способов возникновения и функционирования принято говорить об институционально либо спонтанно образующихся социальных общностях, о формальных и неформальных, официальных и неофициальных общностях. Так, появление социально-политического движения в поддержку существующих властных структур, несомненно, свидетельствует о возникновении институциональной социальной общности.

С другой стороны, общности «фанов» (фанатов, болельщиков спортивных команд) либо поклонников той или иной эстрадной «звезды» возникают спонтанно и функционируют неформально и неофициально. Вместе с тем, очевидно, что социальные институты не могут «проходить мимо» таких общностей.

Типология социальных общностей может быть осуществлена с учетом критерия времени, поскольку один из них функционируют длительный период (так, этнические общности живут на протяжении многих столетий), другие – создаются на кратковременной основе (аудитория телепередачи, социальная общность митингующих).

Многие отождествляют понятия «социальная общность» и «социальная группа», рассматривая при этом социальную общность как большую, массовую социальную группу либо социальную группу как сравнительно небольшую, групповую социальную общность.

Люди всегда соединены в общности, являются членами групп – больших и малых, профессиональных и любительских, возрастных и половых, формальных и неформальных. Любое действие индивида, если оно социальное, всегда ориентировано на группу, на цели, совпадающие или не совпадающие с групповыми. Каждый из нас входит в несколько групп или касается некоторых из них в своей деятельности.

Социальная группа – это совокупность индивидов, характеризующаяся общими интересами, установками и ориентациями, нормативной регламентацией совместной деятельности людей в рамках собственного пространственно-временного континуума.Можно выделить три основных классификации реальных социальных групп. По объему, или по числу входящих в них индивидов группы делятся на большиеи малые, по происхождению – на первичные и вторичные, по способу и характеру организации - на формальные и неформальные. Рассмотрим кратко каждый из названных типов.

Большая группа отличается от малой по меньшей мере тремя основными признаками: она включает в свой состав значительное число членов, характеризуется отсутствием обязательных личных контактов между ними и обладает относительно меньшей степенью внутренней сплоченности и организованности. В качестве примеров больших групп можно назвать класс, нацию, телевизионную, театральную, киноаудиторию, город и т.д.

Что касается малой группы, то наиболее удачным ее определением, видимо, является данное Г.М.Андреевой: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»[15]. Наиболее типичные малые группы - семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д.

Основным признаком малой группы, вытекающим из специфики самого термина, является немногочисленность ее состава (минимум – два – три человека, максимум – количество членов, вызванное потребностью совместной групповой деятельности). Другим, не менее значимым признаком малой группы является общая (совместная) социальная деятельность, поскольку она характеризует группу как элемент социальной структуры общества, системы отношений в нем.

Следующая классификация включает в себя первичные и вторичные группы. Теория этих групп впервые была сформулирована Ч.Кули. Первичная группа – это разновидность малой группы, обеспечивающая успешность вхождения индивидов в другие группы, в обшество и их социализацию. Ч.Кули говорил о двух основных функциях первичной группы: а) формировать моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь; б) выступать средством поддержки людей. Первичная группа возникает за счет прямых личных контактов, характеризуется высокой плотностью взаимосвязей членов группы и идентификацией их с ней. Характерные образцы первичной группы – семья, группа друзей, сверстников, соседская общность.

Вторичные группы являются разновидностями, как правило, больших и формальных групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непосредственное взаимодействие членов этого социального образования. Так, для студента его академическая группа является первичной, а коллектив университета – вторичной группой. Одно из основных отличий вторичной группы от первичной состоит в том, что она ориентирована на достижение цели, тогда как первичная – на установление взаимосвязи между ее членами.

Деление групп на формальные и неформальные впервые было предложено Э. Мэйо в ходе проведения им Хоторнского эксперимента Экспериментальная бригада, состоящая из 6 девушек – сборщиц реле, демонстрировала свои достижения в области роста производительности труда и сплоченности коллектива как раз потому, что, будучи формальной группой, приобретала постепенно некоторые неформальные черты и особенности.

Формальным группам присущи правила организации, в них действуют запреты и дозволения, санкционированные обществом. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены. Примерами формальных групп являются социальные организации, например, школьный учительский коллектив. Главная функция формальной группы – обеспечить высокую упорядоченность и управляемость действий при достижении ставящейся цели. В формальной группе на основании принятых в ней норм четко заданы и распределены все позиции и роли ее членов.

Неформальная группа (кстати, в определенных условиях она может стать формальной) не имеет жесткой нормативности, поведение ее членов не регламентировано, что, впрочем, не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от кружка друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников природы и культуры до нации или иной этнической общности.

Существует несколько особенностей взаимодействия формальных и неформальных групп. Одна из них состоит в том, что неформальная группа в ходе постоянной регулярной совместной (общей) деятельности ее членов постепенно может приобретать некоторые черты формальной группы (именно таким путем создаются политические партии и политические движения). Другая особенность взаимодействия формальной и неформальной групп заключается в возможности появления второй внутри первой. Именно такая ситуация и имела место в ходе Хоторнского эксперимента, чему в немалой степени способствовала своей активностью неформальный лидер бригады сборщиц реле.

Собственно, как раз со временем этого эксперимента и было замечено, что в рамках формальных групп часто создаются неформальные (например, в студенческой группе или рабочей бригаде возникают группировки, состоящие из близких друзей, людей с общими внепроизводственными интересами – в западной социологии они получили название клик). Это имеет место и тогда, когда в группе обнаруживается неформальный лидер, пользующийся значительным авторитетом у ее членов. Наличие неформальных групп в структуре формальных может оказывать на последние далеко не однозначное воздействие - как со знаком «плюс», способствуя их укреплению, так и со знаком «минус», расшатывая формальную группу изнутри.

В социологии имеются и другие классификации социальных групп. Так, Г. Хаймен ввел в научный оборот понятия группы членства и референтной группы. Критерием этой классификации является тип связей индивида с группой. Референтная группа - это реальная или воображаемая группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. Традиционно считалось, что референтная группа противостоит группе членства и в нее индивид не может входить; она референтна именно потому, что он стремится стать ее членом. Сейчас в социологической литературе допускается и иная трактовка, в соответствии с которой референтной может считаться и группа членства индивида. К примеру, для молодого человека, «вступившего» в социальную группу предпринимателей, коммерсантов, она является в полной мере референтной.

Сама по себе референтная группа выполняет функции не только социального сравнения, но и социализации, принятия социальных норм и ценностей желаемой группы. Референтная группа может выступать также ориентиром социального перемещения индивида. В случае, если референтная группа является воображаемой, она может быть отнесена к числу номинальных групп.

Номинальные группы (от латинского nomen - имя, наименование) являются условными и статистическими, т.е. они не предполагают обязательных, тем более непосредственных связей между людьми. Это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение номинальных групп проводит сам исследователь, в этом смысле оно является искусственным. Тем не менее, часть номинальных групп близка к реальным и может обладать качествами контактности и сплоченности. Так, студенчество России – это группа, которая имеет и реальный, и номинальный (статистический) характер.

По заданности положения социальные группы могут делиться на объективные и субъективные. Первые характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (например, социальный класс, который занимает свое место в общественной жизни, выполняет особую роль в системе производства, организации деятельности и т.д.). Субъективные группы возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями людей. Современные неформальные движения, объединения, клубы, союзы,«круглые столы» - это субъективные группы.

Кроме того, выделяют ин-группы и аут-группы. Ин-группой называется социальная группа, сообщающая своим членам чувство достоинства и преданности. Аут-группа – социальная группа, выступающая объектом соперничества или оппозиции. Ин-группа и аут- группа базируются на той идее, что «мы» обладаем ценными чертами, которых нет у «них». Члены ин-групп придерживаются, как правило, позитивных взглядов на себя и неоправданно негативных взглядов – на разнообразные аут - группы.

Выводы

1. Социальные действия, из которых складывается социальное взаимодействие, проявляются прежде всего в жизнедеятельности индивидов, из которой в конечном счете вырастают все социальные образования и процессы.

2. При анализе данной темы важно обратить внимание на цели, задачи и функции социальных институтов и социальных организаций, а также на их роль в жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека.

3. Социальная общность и социальная группа есть не что иное, как общество в его конкретном проявлении. Мы устанавливаем связь между собой и обществом через социальную общность и социальную группу.

4. Рассмотренные в данной последовательности вопросы дают возможность раскрыть сами основы строения и функционирования общественной, социальной жизни в любом ее масштабе – будь то эпизодическая социальная связь между несколькими или даже двумя индивидами и кончая устойчивыми крупномасштабными социальными образованиями вплоть до общества в целом и даже всего человечества. Они и характеризуют то, что может именоваться социумом в разных масштабах и на равных уровнях его организации. Поэтому данные понятия и образуют фундамент социологической науки.

Контрольные вопросы

1. Что составляет содержание понятия «социальное»?

2. Какой смысл вкладывается в понятие «социальное действие»?

3. Какова типология социального действия М.Вебера?

4. Каковы элементы социального действия?

5. Что представляет собой социальное взаимодействие?

6. Что такое институциональный подход к анализу социальных явлений?

7. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?

8. Как развивались представления о социальном институте в истории и современной западной социологической мысли?

9. В чем состоят причины дифференциации и специализации социальных институтов?

10. В чем, с Вашей точки зрения, заключаются основные функции и дисфункции социальных институтов?

11. Какие подходы к типологии социальной организации Вы знаете?

12. Чем отличается формальная социальная организация от неформальной?

13. Каковы основные критерии типологии социальных общностей?

14. Какие определения понятия социальной группы вам известны? Какому из них Вы отдали бы предпочтение и почему?

15. Какие классификации социальных групп чаще всего встречаются в литературе? Почему они наиболее типичны?

Литература

Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.

Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс.- 1997.- № 1.

Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. – Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999.

Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 1994.

Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведения. – М.: Академия, 1997.

Основы социологии. Курс лекций. Часть I. Ответственный редактор А.Г.Эфендиев - М.: Знание, 1994.

Покровский Н.Е. Базисные элементы социальной жизни. – М., 1996.

Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – Г.В.Осипов.- М.: ИНФРА М-НОРМА, 1998.

Социология. Учебное пособие. Общая редакция Э.В.Тадевосяна. – М.: Знание, 1995.

Фролов С.С. Социология. – М.: Логос, 1996.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Прогресс, 1969.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

Наши рекомендации