Культура как социальное явление, типы культур
Одним из важнейших факторов развития общества является культура.
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально переводился как возделывание земли. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
Культура —1)в широком смысле — совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения;2) в узком смысле — система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Рассмотрим основные элементы культуры.
Ценности — общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Нормы — образцы и шаблоны поведения людей в обществе. Основными типами норм в порядке возрастания их социальной значимости являются:
- привычки — поведенческие образцы, ставшие в силу длительного следования поведенческим стереотипом;
- обычаи — массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений;
- традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени;
- институциональные нормы, сознательно и тщательно разрабатываемые;
- законы — усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т. д.).
Убеждения и верования — субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.
Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний.
Язык — объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, являющаяся средством для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет.
Мы рассмотрели общие элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных социальных образованиях (религиях, нациях, группах и т. д.). Можно сказать, что все эти элементы относятся к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в определенных конкретных формах.
Так, все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальнойи нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее.
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой.
В то же время в обществе существуютсубкультуры —определенные культурные комплексы, отличающие какую-либо социальную группу (например, социальную страту), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуруобщества.
Некоторые социологи выделяют также отдельные видыкультуры в современном обществе, такие как элитарная культура, народная культура и массовая культура. Главный критерий такого разделения — принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» здесь подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.
Культура играет важную роль в жизни общества. Эта роль реализуется через ряд социальных функций культуры:
- образовательно-воспитательная — социализация личности путем освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества;
- интегративная-дезинтегративная — чувство общности, появляющееся у индивидов одного сообщества (нации, народа, религии, группы и т. д.) в результате освоения культуры. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т. е. людей разных культур их разные культуры разъединяют;
- регулирующая — установление правил и рамок поведения, в которых живет и работает человек. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям — наказанию или наградам.