Решить ситуационные задачи
1. Врач отделения обратился за помощью к своему коллеге, с просьбой перевести больного из своей палаты в палату к коллеге. Это тяжело больной, для лечения которого требуется кислород. Только в одной палате есть установка для подачи кислорода и в этой палате осталось свободное место. В палате находятся выздоравливающие пациенты, перевод тяжело больного (лежачего) ухудшит атмосферу в палате, может замедлить выздоровление и лечение больных. Учитывая все обстоятельства и небольшой шанс на выздоровление тяжело больного, доктор дает согласие на перевод в свою палату.
Нравственный ли поступок совершил врач, прося коллегу о помощи?
2. В отделении анестезиологии и реанимации родильного дома, как всегда, недостаток врачей. Заведующая отделением в связи с этим вынуждена сама выполнять работу за отсутствующих врачей, находясь в отделении практически круглосуточно. Благодаря ей на свет появился и выжил не один десяток детей.
Времени и сил на воспитание собственного ребенка и благоустройство своей жизни часто не оставалось.
Можно ли назвать подвигом деятельность врача?
3. Пациент Х., 35-ти лет в клинику госпитализирован с кровотечением в тяжелом состоянии на фоне запущенного рака. У пациента неотступно находился отец. Состояние прогрессивно ухудшалось. Вечер. Конец рабочего дня. Больница закрывается для посещения. Отец настоятельно просит врача разрешить ему остаться с сыном на ночь. Врачу приходиться отказать в соответствии с распоряжением администрации. Ночью пациент скончался. Наутро врач не может смотреть отцу в глаза и ему нечего сказать человеку, который не смог побыть с сыном до последнего вздоха.
Можно ли отнести данную ситуацию к казусу? [6]
Алгоритм решения ситуационных задач:
1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием задачи.
2. Постарайтесь ответить на вопросы задачи.
3. При ответе на вопросы постарайтесь аргументировать свою точку зрения, опираясь на взгляды философов, мыслителей в области истории медицины, социологии и политологии.
Приведите примеры из современной практики организации здравоохранения и социальной действительности. Постарайтесь соотнести ситуацию с современными нормами российского (зарубежного) законодательства.
Рекомендованная литература
Основная литература
1. Лопатин П.В., Карташова О.В.Биоэтика.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 272 с.
2. Хрусталев, Ю.М.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 450 с.
3. Кэмбелл, А.Медицинская этика М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2010.- 400 с.
Дополнительная литература
1. Биоэтика [Текст] : метод. указ. по подготовке к семинарским занятиям и материалы для самостоятельной работы студентов спец. (060105)-"Стоматология"/ Сост. Л.Г. Сахарова Киров:Кировская ГМА, 2010.-32 с.
2. Лукьянов, А.С. Биоэтика с основами биоправа [Текст]/А.С. Лукьянов.-М.:Научный мир, 2008.-342 с.
3. Лопатин, П.В., Карташова, О.В.Биоэтика. Рабочая тетрадь. М.: ГЭОТАР, Медиа, 2010.-272 с.
Методические указания подготовлены к.и.н. доцентом /Л.Г. Сахарова/
Методические указания по аудиторной работе утверждены на заседании кафедры социальных наук
«_05_»марта _2012 г. Протоколом № 8
Подпись зав. кафедрой /Л.Г. Сахарова/
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
кафедра социальных наук
Методические указания
для студентов 2 курса
Специальности (направление подготовки): «Педиатрия» (очная форма обучения)
по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине «Биоэтика»
ТЕМА 8. Биоэтика-учение о сохранении жизни и обеспечения гарантий сохранения здоровья человека. Идеи и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей на сбережение своего личного здоровья
Цель изучения темы: Формирование представлений о биоэтике как учении о сохранении жизни и обеспечения гарантий сохранения здоровья человека. Идеи и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей на сбережение своего личного здоровья
Задачи:
1. Рассмотреть основные идеи и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сохранение здоровья.
2. Обучить основным умениям использования биоэтических знаний в практической деятельности по формированию здорового образа жизни.
3. Изучить основные философско-этические концепции здоровьесбережения.
Студент должен знать:
1. До изучения темы овладеть основными понятиями социально-философского плана в рамках изучения дисциплин «Философия», «Социология», «Правоведение», «История медицины» и др.: здоровый образ жизни, знание, этапы развития, основные исторические периоды, этика, мораль, право и др.
2. После изучения темы: Биоэтика. Проблемы биоэтики. Биомедицина. Основные этапы развития биомедицины и их содержание, проблема выживания человечества, суть биоэтики как учения о сохранении жизни и обеспечения гарантий сохранения здоровья человека. Идеи и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей на сбережение своего личного здоровья
Студент должен уметь использовать положения и категории биоэтики для анализа различных фактов в системе здравоохранения, в процессе формирования ЗОЖ;
-проявлять сформированность основных общекультурных компетенций ОК-1, ОК -2-, ОК-3, ОК-5, ОК-8.
-уметь анализировать тексты биоэтического содержания, относящиеся к различным периодам развития биоэтики, аргументировать свою точку зрения на биоэтическую проблему; демонстрировать сформированность умений академического чтения и письма, устного научного изложения материала
-уметь применять навыки диалога и ведения дискуссии по проблемам биоэтики на практике, воспринимать альтернативы решения проблем в биоэтике;
-проявлять навыки бесконфликтного общения в профессиональном коллективе, с пациентами
3. Студент должен владеть:
-приемами и навыками общения в поликультурном коллективе;
-способностью осуществлять профессиональную деятельность с ориентацией на современные достижения биоэтического знания.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1. 1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекций и рекомендуемой литературы:
1.Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни.
2.Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего личного здоровья.
2.Ответить на вопросы для самоконтроля
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключается социальное значение здорового образа жизни у населения?
2. Приведите примеры из истории медицины государственной политики в различных странах по формированию здорового образа жизни у населения.
3. Решить ситуационные задачи :
1. Поведите социологическое исследование в малой группе «Здоровый образ жизни в студенческой среде», используя вопросы:
1.Как Вы оцениваете состояние своего здоровья
А.отлично
Б. хорошо
В. удовлетворительно
Г. неудовлетворительно
2. Занимаетесь ли Вы спортом?
А. да. Регулярно
Б. иногда
В. регулярно, посещаю спортивные секции
3. Интересуетесь ли Вы вопросами здорового образа жизни (читаете литературу. Обсуждаете вопросы ЗОЖ с друзьями)
А. да
Б. иногда
В. нет
4. Употребляете ли Вы алкоголь?
А.да, регулярно
Б. иногда (пиво, вино)
В.нет
Составьте самостоятельно 3-4 вопроса, характеризующие отношение студентов к здоровому образу жизни.
Сделаете выводы о тенденциях развития здорового образа жизни в малой студенческой группе
2. Большинству больных, находящихся в клинике по поводу критической ишемии нижних конечностей, обусловленной выраженным их атеросклеротическим поражением, показано оперативное лечение – шунтирующая операция по восстановлению кровотока в артериальном русле. Однако примерно половине больных лечение ограничивают консервативным методом, так как предпочтение отдают молодым платежеспособным больным, которые будут в дальнейшем соблюдать предписанный режим, откажутся от курения, будут в состоянии приобретать дорогостоящие антиагрегатные препараты, т.е. оправдают затраты государства, на деньги которого приобретаются дорогие протезы.
Чем определяется такой подход?
Алгоритм решения ситуационных задач:
1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием задачи.
2. Постарайтесь ответить на вопросы задачи.
3. При ответе на вопросы постарайтесь аргументировать свою точку зрения, опираясь на взгляды философов, мыслителей в области истории медицины, социологии и политологии.
Приведите примеры из современной практики организации здравоохранения и социальной действительности. Постарайтесь соотнести ситуацию с современными нормами российского (зарубежного) законодательства.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Лопатин П.В., Карташова О.В.Биоэтика.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 272 с.
2. Хрусталев, Ю.М.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 450 с.
3. Кэмбелл, А.Медицинская этика М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2010.- 400 с.
Дополнительная литература
1. Биоэтика [Текст] : метод. указ. по подготовке к семинарским занятиям и материалы для самостоятельной работы студентов спец. (060105)-"Стоматология"/ Сост. Л.Г. Сахарова Киров:Кировская ГМА, 2010.-32 с.
2. Лукьянов, А.С. Биоэтика с основами биоправа [Текст]/А.С. Лукьянов.-М.:Научный мир, 2008.-342 с.
3. Лопатин, П.В., Карташова, О.В.Биоэтика. Рабочая тетрадь. М.: ГЭОТАР, Медиа, 2010.-272 с.
Методические указания подготовлены к.и.н. доцентом /Л.Г. Сахарова/
Методические указания по аудиторной работе утверждены на заседании кафедры социальных наук
«_05_»марта _2012 г. Протоколом № 8
Подпись зав. кафедрой /Л.Г. Сахарова/
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
кафедра социальных наук
Методические указания
для студентов 2 курса
Специальности (направление подготовки): «Педиатрия» (очная форма обучения)
по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине «Биоэтика»