Количественные методы сбора социологической информации

Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально соз­данный человеком или группой людей в целях хранения и пере­дачи информации. В документах используются различные спо­собы закрепления информации: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из докумен­тальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

В социологии применяют следующие методы изучения доку­ментов:

· неформализованный (традиционный);

· формализованный.

· В свою очередь формализованный вид анализа документов может быть представлен тремя разновидностями:

· контент-анализом или анализом содержания (от англ. - content - содержание);

· анализом статистической информации;

· информационно-целевым анализом текстовой информации.

Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки. Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, труд­ностями использования технических средств. Эти недостатки пре­одолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа.

Контент-анализ - это форма­лизованный (количественный) метод изучения документов, пред­полагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.

Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний органов власти (Парламента, законодательных органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество и содержательная сторона политических решений всех органов власти и многое другое. Например, в 1994 и 1995 годах анализировались президентские послания США Билла Клинтона. Послания содержат от 7 до 10 тысяч слов. Сначала были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Аналогичные исследования начали проводиться с посланиями президента России.

Опросные методы.Большая часть эмпирической информации добывается в соци­ологии при помощи опросных методов. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают наибольшую часть всех социологических данных. Назначение опроса - сбор све­дений о состоянии общественного (коллективного) мнения боль­ших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контак­тов (бесед) с социологом.

Опрос является важнейшим, а в некоторых случаях единствен­ным способом изучения субъективных взглядов людей. Но выводы из данных, полученных методом опроса, не всегда соответствуют объективному положению вещей, иногда отражают лишь оценоч­ные мнения опрашиваемых. Поэтому надежность информации, полученной с помощью опроса, следует дополнительно уточнять и проверять другими методами: анализом документов, наблюдением, экспериментами, а также специальными приемами верификации.

Среди основных видов опросов, применяемых в прикладном социологическом исследовании, выделяют: анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и тестирование.

Две основные разновидности опроса: анкетирование (опраши­ваемый заполняет вопросник сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него) и интервьюирование (при его проведении происходит личное общение интервьюера с респон­дентом; интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фикси­рует полученные ответы).

Из всех видов опросов особенно часто в социологическом исследовании используются анкетные опросы. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.

Анкета - размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных респонденту. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает сплошным или выборочным. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность, а при выборочном только ее часть - выборочная совокупность. Выборочное анкетирование - наиболее распространенный метод получения пер­вичной социологической информации.

Наиболее гибким методом сбора социологической информа­ции является интервью. Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. Формализованное - вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек “закрытых вопросов” (анкета интервью), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов. Полуформализированное - в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные.

Классическое социальное обследование с использованием интервьюирования было осуществлено в XIXв. английским предпринимателем Чарльзом Бутом, который изучил условия жизни в Лондоне. Его работа «Жизнь и труд населения Лондона» занимает 17 томов. Три года Бут жил среди бедноты и провел тысячи личных интервью. В частности, его отчет о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью.

Важное значение для социолога, проводящего опрос, имеет определение обследуемой совокупности. Она задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников предприятия). Все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования образует генеральную совокупность. Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называются выборочной совокупностью. Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности

Наши рекомендации