Количественные методы сбора социологической информации

Анализ документов.

Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально соз­данный человеком или группой людей в целях хранения и передачи информации. Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации.

В социологии применяют следующие методы изучения документов:

· неформализованный (традиционный);

· формализованный.

Формализованый вид анализа представлен тремя разновидностями:

1. контент-анализом или анализом содержания (от англ. – content – содержание);

2. анализом статистической информации;

3. информационно-целевым анализом текстовой информации.

Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки. Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, трудностями использования технических средств.

Контент-анализ - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Объектом исследования также выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний, планы проведения заседаний.

Опросные методы.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают наибольшую часть всех социологических данных. Назначение опроса - сбор сведений о состоянии общественного мнения больших или малых социальных групп.

Выделяют: анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и тестирование.

Две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование. Из всех видов опросов особенно часто в социологическом исследовании используются анкетные опросы. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым, очным и заочным. Заочный : почтовый опрос, опрос через газету, журнал.

Анкета - размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, они формулируются конкретно и точно. Анкетирование бывает сплошным или выборочным. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность, а при выборочном только ее часть.

Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. Формализованное - вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику. Полуформализированное - в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные.

Важное значение для социолога, проводящего опрос, имеет определение обследуемой совокупности. Все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования, образует генеральную совокупность. Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называются выборочной совокупностью. Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности.

Социометрический опрос. Социометрия — это теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено.

Одной из инноваций Я. Морено является так называемая социограмма - схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений. Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения. Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.

Различаются следующие понятия: «социономия» – наука об основных социальных законах, «социодинамика» – наука более низкого уровня о процессах, происходящих в малых группах, «социометрия» – система методов выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений в малых группах, «социатрия» – система методов излечения людей, проблемы и трудности которых связаны с недостаточностью навыков поведения в малых группах.

Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность диагностировать в обследованных группах точки психологической напряженности, определять их причины и своевременно влиять на структуру коллективов.

Эксперимент.Метод эксперимента направлен на получение информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду. При проведении эксперимента важно учитывать, что он предполагает нарушение естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность.

Наблюдение - метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и невключенное. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же социолог встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке то он проводит включенное наблюдение.

Социологические исследования необходимы для эффективного социального управления, принятия обоснованных решений, выделения проблем в общественной жизни и путей их реализации. Правильно выбранные методология, методы и техника социологического исследования являются залогом успешного социального прогнозирования и конструирования программ для решения сложных проблем, и для воздействия на различные социальные общности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятия «социология», определите ее сущность.

2. Определите объект и предмет социологии.

3. Назовите функции социологии и охарактеризуйте их.

4. Охарактеризуйте структуру социологии.

5. Определите сущность макросоциологии и микросоциологии.

6. Назовите основные методы социологического исследования.

7. Назовите и охарактеризуйте методы получения информации в прикладном социологическом исследовании.

8. Дайте характеристику понятий «выборка» и «генеральная совокупность».

9. Классифицируйте методы эмпирического исследования.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Социология: наука или антинаука.

2. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях.

3. Социологические методы изучения коллективов.

4. Значение социологии для развития общества.

5. Социология в современной России: проблемы и перспективы.

Тест №1

1.Социология — наука о (об)

А) обществе

Б) общественных отношениях

В) взаимодействии индивидов

Г) отрасль науки о человеческом поведении

2. Исторические корни прикладной социологии восходят к трудам

А) К.Маркса

Б) М. Вебера

В) Э. Дюркгейма

Г) П. Сорокина

3. Теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений- это

А) микросоциология

Б) макросоциология

В) прикладная социология

Г) фундаментальная социология

4. Автором теории измерения межличностных отношений, социометрии, является

А) Я. Морено.

Б) М. Вебера

В) Э. Дюркгейма

Г) П. Сорокина

5. « Общество - это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой»,- считал

А) Аристотель

Б) Сен-Симон

В) Прудон

Г) Сократ

6.Возникновение социологии принято связывать с именем

А) Аристотеля

Б) П. Сорокина

В) О. Конта

Г) И. Канта

7.Объектом социологииявляется

А) общество

Б) общественные отношения

В) взаимоотношение индивидов

Г) группы, компании, организации

8.К числу количественных методов сбора социологической информации относятся:

А) опросные методы

Б) анализ документов

В) «кейс-стади

Г) наблюдение

9. К числу качественных методов социологического исследования относят:

А) социологический эксперимент

Б)«кейс-стади» (исследование случая)

В) исследования этнографического типа

Г) социограмма

10. К эмпирическим видам социологического исследования относятся

А) «история жизни»

Б) описательное исследование

В) контент-анализ.

Г) анализ документов

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков М.К. Прикладная социология [Текст]: учебное пособие для вузов./М.К. Горшков. – М., 2003. – 312 с.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. [Текст]: Учебник./В.И. Добреньков, А.И.Кравченко. -М.: Инфра-М, 2004. - 768 с.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология [Текст]: Учебник. /В.И. Добреньков, А.И.Кравченко. -М.: Инфра-М, 2009. - 624 с.

4. Зомбарт В. Социология [Текст] / В. Зомбарт, перевод И.Д. Маркусона - Спб.: МЫСЛЬ.2005.- 455с.

5. Плахов В. Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX-XX в) [Текст]: Учебное пособие./В.Д. Плахов.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -156с.

6. Социология. [Текст]: Учебник для вузов/ А. И. Кравченко В. Ф. Анурин. 1-е издание. -М.: ТК Велби, Изд- во Проспект, 2010 , 432 с.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования [Текст] /В.А. Ядов. -М.: Академкнига, Добросвет, 2003.-600с.

Наши рекомендации