Контрольных работ. Контрольные работы выполняются студентами заочной формы обучения в соответствии с учебным планом и содержанием курса (см
Контрольные работы выполняются студентами заочной формы обучения в соответствии с учебным планом и содержанием курса (см. п. III). Выполнение контрольных задач направлено на реализацию следующих задач:
ü закрепление теоретических положений, усвоенных на аудиторных занятиях и при самостоятельной работе;
ü углубление знаний по одной из тем курса путём самостоятельного изучения литературы;
ü формирование умения написания объёмных самостоятельных работ.
Выполнение контрольной работы представляет собой последовательность следующих действий: выбор темы, подбор литературы, работа с источниками, составление плана, работа над текстом, оформление работы. Возможно написать хорошую работу, и не придерживаясь этой последовательности, но в целом она является логичной и оптимальной, и методические рекомендации строятся таким образом.
Выбор темы. Тема контрольной работы должна привлекать студента своей новизной, актуальностью, научным и практическим значением, желанием расширить и углубить свои познания. Тема должна быть актуальной и с позиций усвоения студентом учебного материала, и с позиций учебных и научных интересов студента. С другой стороны, при выборе темы необходимо учитывать наличие и доступность литературы.
Подбор литературы. Рекомендуется действовать следующим образом:
ü Не ограничиваться учебниками и учебными пособиями. По курсу "Социология массовой коммуникации" их не так много, а многие темы посвящены конкретной проблематике, для чего оптимальнее обратиться к специальной литературе;
ü Использовать источники, в которых приводятся противоположные точки зрения на проблему; в этом случае вероятнее появление у автора собственного видения проблемы, что является приоритетом;
ü Желательно использовать материалы исследований по теме, которые содержат фактический материал. При этом необходимо учитывать, что социологическая информация чрезвычайно изменчива, поэтому необходимо обратиться к наиболее свежим данным. Можно использовать и старые источники, но с умом! Можно привести данные, как обстояло дело 10 или 25 лет назад, а затем предположить, как обстоит оно сейчас. К сожалению, автору часто приходилось сталкиваться с бездумным копированием старой информации;
ü Пожалуй, наиболее качественную информацию содержат современные научные издания (монографии), а наименее – популярные издания, в которых материал часто даётся без всяких ссылок на источники и без обсуждения, как истина в последней инстанции.
Студентам, живущим в Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах, хотелось бы посоветовать – используйте преимущества большого города! Не ограничивайтесь ближайшими источниками информации. В городе много библиотек и много разнообразных источников информации.
Работа с источниками. При работе с источниками целесообразно выделять основные разделы и идеи изучаемой работы. Важно указать автора, название работы и прочие библиографические данные (подробнее об этом см. п. "Оформление работы"). К сожалению, многие студенты при самостоятельной работе, даже проделав качественную работу, не могут указать автора, на работу которого они ссылаются. Также необходимо грамотное оформление цитат, которые приводятся из источника. Необходимо сразу приучаться к этому. Но наиболее важное значение имеет поиск и анализ информации по теме. Итогом работы должно выступать понимание полученной информации. При встрече с незнакомыми терминами и понятиями необходимо обращаться к справочной литературе. Поощряется приведение студентом в работе своего отношения к исследуемой проблематике, что также должно проявляться уже на этой стадии работы.
Составление плана. На взгляд автора, какого-то шаблона плана быть не должно. Важно, чтобы было введение, в котором автор описывает своё видение темы до начала работы, и заключение, в котором резюмируются итоги работы – к чему пришёл автор. К сожалению многие студенты не умеют писать ни введение, ни заключение. А при чтении письменных работ именно эти пункты вызывают особое внимание – как известно, края сообщения лучше запоминаются, и по ним составляется впечатление о работе в целом. Что касается основной части, то представляется следующее: чем более она структурирована (разумеется, при соответствии теме), тем боле подробное видение темы сформировалось у студента. Это и считается приоритетным.
Работа над текстом. Место и роль введения и заключения были показаны в предыдущем пункте. Программа дисциплины не требует от студента глубоких знаний по теме контрольной работы. Гораздо важнее, чтобы он показал свой взгляд на представляемую проблему. И это не должно быть показано только во введении или заключении. Каждый пункт работы должен представлять собой самостоятельный раздел темы, желательно представлять в нём позицию и размышления автора над представляемой информацией.
Оформление работы. К сожалению, приходится сталкиваться с неумело оформленными работами. Неверно оформленные работы могут просто не дойти до адресата; преподаватель имеет право не принимать такие работы.
Рекомендуется придерживаться следующих требований:
1. Обязательно должен быть титульный лист, на котором указываются полное название учебного заведения, факультета, кафедры, преподавателями которой читается дисциплина, название дисциплины, тема контрольной работы, сведения об авторе (фамилия, инициалы, номер группы) и о преподавателе, проверяющем работу (учёная степень, должность, фамилия и инициалы). Образец оформления титульного листа приводится ниже.
2. Текст набирается на компьютере и печатается на одной стороне печатного листа А4. Рекомендуемый размер полей: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см. Шрифт 12, для заголовков – 14, интервал – одинарный или полуторный. Желательна нумерация страниц.
3. Обязательно должен быть план работы, который должен быть выполнен на отдельной странице и в котором должны быть указаны все пункты работы.
4. Если автор использует несколько таблиц и графиков в своей работе, они должны быть пронумерованы, что позволяет легко на них ссылаться. Возможна как сквозная нумерация (Таблица 1, Таблица 2 от начала до конца работы), так и по разделам (Таблица 1.1., Таблица 1.2.). На взгляд автора, второй вариант предпочтителен при использовании большого количества таблиц, что при изучении данной дисциплины встречается или при приведении большого количества статистических данных или публикаций данных исследований. Важно понимать, что нумерация таблиц и графиков должна быть разной. В таблицах не должно быть пустых значений, иначе невозможно установить, нет данных или студент по ошибке их пропустил. Пустые абсолютные значения заполняются "-", пустые относительные – "0,0", или можно указать "н/д" – нет данных.
5. Обязательно использовать сноски! На все приводимые фактические материалы или цитаты должны быть сноски, в противном случае преподаватель может игнорировать часть работы, на которую сносок нет. Студент имеет делать право делать обычные (постраничные) или концевые сноски, в последнем случае должен быть список литературы в конце работы. Сноски ставятся в конце цитируемого текста. Концевые сноски оформляются следующим образом: [6, c.25-28], при ссылке на несколько источников – [7, c.24; 11, c.38; 15, c.12]. Сперва указываются номера источников в концевом списке литературы, затем – страница или диапазон страниц источника, на которые идёт ссылка.
Источники оформляются следующим образом:
ссылка на монографию
Краснов Б.И. Теория государства и права. / Б.И.Краснов. – М.: Проект, 1996. – С.115.
на статью из сборника статей или коллективной монографии:
Мерлье Д. Статистическое конструирование / Д.Мерлье // Начала практической социологии. – М.: Социо-Логос, 1996. – С. 111-168. Сперва идёт название статьи, затем – название сборника.
на статью в газете:
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995. - №21. – Ст.1924.
на статью в журнале:
Храмцов А.Ф. Перспективы социального государства: Европа и Россия / А.Ф.Храмцов // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №3. – С.131-143.
на телерадиопередачу:
К барьеру // НТВ, 5 февраля 2009, 21:40.
на источник из интернета:
Владимиров В.Н. INTERNET для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма? / В.Н.Владимиров // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". – 1996. - №18. Опубликовано на сайте Томского государственного университета http://edu.tsu.ru/historynet/informatika/posobia.htm.
В этом случае также необходимо указать автора статьи и название материала, по возможности указать неэлектронный ресурс, на котором также опубликован материал. Также указывается дата появления статьи (интернет, как и периодика, обновляется!), в худшем случае – дата просмотра. Если трудно установить точную дату, указывают месяц или даже год.
на источник, уже упоминавшийся ранее в данной работе:
Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Указ. соч., с. 71.
Huntington S.P. Op cit, p. 268 (или Ibid, p. 268).
Если количество авторов больше трёх, то указываются только первые трое авторов в том порядке, как они названы в источнике, а далее отмечается "и др."
Вывод: ссылаться можно практически на любой источник, единственное требование – чтобы чётко можно было определить, где (когда) опубликован материал, на который делается ссылка. Смысл ссылок состоит в том, чтобы любой интересующийся мог обратиться к этому материалу, а также проверить достоверность сведений, вызывающих сомнение со стороны заинтересованных лиц. Ссылки являются неотъемлемым компонентом научной и деловой коммуникации.
3. Презентации
Ещё одной формой работы студентов на семинарских занятиях являются презентации, подготовка которых является частью самостоятельной работы. Подготовка презентаций также направлена на формирование умения анализа реальных материалов массовой коммуникации, а проведение презентаций, кроме этого, развитию умения публичного выступления. В отличие от семинарских занятий по темам 6 и 7, на которых проводится анализ материалов массовой коммуникации, материал студент подбирает самостоятельно, но это должен быть именно реальный, а не учебный материал. Студент должен указать источник, который он представляет, и представить коммуникатора, если он указан (презентации анонимных материалов допустимы, но не приветствуются).
ü для печатных изданий – название источника, периодичность выхода в свет, год, номер, диапазон страниц;
ü для теле- и радиопередач – название передачи, периодичность выхода в эфир, канал, дата, время, для сюжета – место в структуре передачи;
ü для публикации из интернета – название веб-узла, рубрика, дата появления на узле.
То, что студент самостоятельно выбирает материал, по которому он будет делать презентацию, позволяет ему развивать навык самостоятельного поиска материала; анализировать материал, который будет интересен именно ему, что позволяет интегрировать изучение дисциплины "Социология массовой коммуникации" с другими учебными и научными интересами.
Студентам предлагаются следующие варианты презентаций:
Задание № 1 – презентация отдельного материала массовой коммуникации:
1. Издание (канал), к которому принадлежит анализируемый объект.
2. Место объекта в издании (в начале, в середине, в конце); какой объём занимает.
3. Коммуникатор (если статья не анонимная).
4. Структура объекта: сколько фрагментов (блоков) можно выделить. Внимание: фрагменты могут быть текстовыми, графическими и т.д. Рекламные сообщения, если они однозначно относятся к данному объекту, также являются отдельными фрагментами, так как преследуют свою цель.
5. Аудитория. Наиболее важно показать целевую (приоритетную) аудиторию – на которую коммуникатор нацелен прежде всего, и общую аудиторию – которая вообще может заинтересоваться данным сообщением. У объекта может быть несколько аудиторий, и здесь возможна дискуссия автора презентации, преподавателя и аудитории. У разных фрагментов сообщения могут быть разные аудитории.
6. Жанр. Студент должен уметь диагностировать, к какому жанру относится презентируемый материал – news или views. Студент должен помнить, что на практике варианты чистого news и views встречаются достаточно редко, особенно на уровне целого объекта. Разные блоки могут иметь разные жанры, поэтому студенту рекомендуется сперва обозначить жанр каждого из блоков, затем сделать вывод по объекту в целом. Не рекомендуется делать вывод о том, что есть "смешанный" жанр – некоторая комбинация news и views, такой вывод не будет содержательным. Более предпочтительным будут рассуждения, какой жанр доминирует и почему. Студенту желательно доказать свой вывод – если блок имеет жанр news, в презентации может быть дан ведущий факт, если views – ведущая идея.
7. Приёмы восприятия. Какими приёмами коммуникатор притягивал внимание аудитории, при помощи чего он старался выделить свой материал из числа прочих. Приёмы восприятия могут быть текстовыми и графическими. Досуговый характер массовой коммуникации всё больше актуализирует графические приёмы; такие каналы МК, как ТВ и глянцевые журналы, построены именно на графических приёмах. По мере продвижения чувственной культуры графические приёмы становятся всё более распространёнными.
8. Эффективность. Анализ эффективности следует начинать с определения цели коммуникатора. Целей может быть и несколько, если блоки слабо связаны между собой, коммуникаторов было несколько или коммуникатор изначально преследовал сразу несколько целей. В такой ситуации студенту желательно выделить ведущую цель. Эффективность коммуникации – насколько коммуникатору удалось реализовать свою цель относительно данной аудитории. Если студент выделяет несколько аудиторий, он может представить эффективность коммуникатора для каждой.
Задание №2. Презентация материала электронной коммуникации (теле- или радиопередачи). Это задание сложнее предыдущего тем, что такой материал измеряется не в пространственных, а во временных единицах. Приходится отслеживать всю последовательность сюжетов и при этом измерять целый ряд показателей. На профессиональном уровне подобная работа едва ли выполняется без записывающей техники, но далеко не каждый студент в рамках своей самостоятельной работы может позволить себе это.
Задание выполняется по следующему плану:
1. Канал, дата и время выхода в эфир анализируемого объекта. Длительность объекта.
2. Коммуникатор (если обозначен).
3. Хронология объекта. Фиксируется длительность каждого блока и сюжета, характер сюжета (монолог коммуникатора, диалог с гостями, репортаж с голосом коммуникатора за кадром, репортаж, проводимый репортёром и т.д.). На основании делается вывод, насколько велика роль коммуникатора (ведущего) в программе. Он может играть роль от центральной до диспетчера (только представлять следующие друг за другом сюжеты). В дальнейшем сюжет становится единицей анализа.
4. При хронологии объекта отдельно фиксируется реклама, измеряется её длительность. Общая продолжительность, количество рекламных вставок. Рекомендуется рассчитать отношение рекламного времени к общей длительности передачи (%). При оценке данной величины следует исходить из предела, установленного законодательством для телевидения – 20% эфирного времени, а также из того, что этот предел фактически выбран из-за превышения спроса со стороны рекламодателей. В разных передачах доля рекламы может быть разной – при 10% и меньше её можно оценить как низкую, 15-20% - как среднюю, 24% и выше – как высокую. Косвенно доля рекламы может быть показателем популярности передачи.
5. Аудитория – аналогично заданию №1, целевая, общая, другие, желательно выделять по сюжетам.
6. Жанр – аналогично заданию № 1. Студентам рекомендуется обратить внимание на зависимость: чем больше жанр к views, тем больше роль коммуникатора в программе, тем большую долю времени будут занимать его монологи, обращения.
7. Приёмы восприятия. Здесь, помимо указанного в задании №1, следует обратить внимание на эмоциональность передачи: степень эмоциональности и направленность эмоциональности – соотношение положительных и отрицательных эмоций (на данном уровне целесообразно измерять это на уровне сюжетов). Также можно отметить, была это планируемая или спонтанная эмоциональность. Если эмоциональность поддерживалась коммуникатором, налицо первый вариант.
8. Эффективность – аналогично заданию №1.
Задание №3. Презентация издания массовой коммуникации (как правило, газета или журнал). По своей логике это задание похоже на задание №1, но оно связано с большим объёмом работы. Подробную презентацию всего издания студенту будет затруднительно сделать, придётся делать отбор, для чего уже нужно понимать, какие примеры являются наиболее выделяющимися и заслуживающими внимания, а какие можно пропустить без особых для презентации потерь.
Задание выполняется по следующему плану:
1. Название издания; объём; к какому каналу относится; издатель.
2. Структура издания. Задача студента – выделить основные рубрики издания и дать краткую характеристику каждой из них (основные статьи рубрики, представленные в данном номере). Желательно, чтобы студент смотрел несколько номеров издания, по которому мог делать презентацию, чтобы мог сделать вывод, какие рубрики являются постоянными, а какие конъюнктурными (привязанными к конкретному событию – например, к Новому году или к сезону белых ночей). Далее рубрика становится основной единицей анализа.
3. Доля рекламных сообщений (аналогично заданию №2, только измеряется отношением площадей и не существует единого критерия для разных изданий). Обратить внимание, к каким рубрикам привязана реклама или образует отдельный блок.
4. Аудитория – на уровне рубрик, отдельных статей и издания в целом.
5. Жанр – аналогично.
6. Приёмы восприятия. Характерна ли для издания единая стратегия приёмов восприятия (тогда можно говорить о стиле) или у разных рубрик она разная? Здесь же можно измерить соотношение текстовой информации о графической, особенно это актуально для глянцевых журналов.
7. Эффективность – аналогично №1, но можно анализ вести на уровне рубрик и издания в целом.
Усложнённый вариант задания №3 – студент берётся сравнить несколько (скорее всего, два) издания. Ценность такого варианта будет присутствовать, если сравниваемые издания близки (две общественно-политические газеты или два глянцевых журнала). Такое задание могут взять несколько студентов, чтобы задача каждого из них была легче, но для единой методики сравнения оптимальнее, чтобы всё задание делал один человек.
Задание № 4. Рассмотреть и проанализировать масштабы демонстрации девиантного поведения современным телевидением. Основной материал для презентации – программа телепередач за неделю. Студент может взять больший срок – две недели, месяц, в связи с большей трудоёмкостью он может получить за это больше баллов, но при этом его презентация не должна быть слишком объёмной и утомительной. Если разные недели дали одинаковую картину, рассматривать в презентации каждую неделю ни к чему.
В презентации предлагается рассмотреть следующие показатели:
ü какие каналы больше демонстрируют девиантное поведение и почему (дискуссия с аудиторией)
ü к какому времени суток привязана демонстрация девиантного поведения (утро, день, вечер, ночь, прайм-тайм и т.д.)
ü какую степень девиации предъявляют средства МК (убийство или хулиганство)
ü привязана ли демонстрация девиаций к конкретному жанру (художественные фильмы, документальные передачи) или нет
ü в какой доле передач, где изображается девиантное поведение, сюжет заканчивается хэппи-эндом; то есть изображение девиации интегрировано с социальным оптимизмом или пессимизмом
ü на какие аудитории рассчитаны передачи, темой которых являются девиации в разных её формах
ü цель обращения коммуникатора к теме девиантного поведения и насколько он достигает этой цели. Студенты должны обратить внимание, что ответ на этот вопрос они дают не из своего жизненного опыта, а на основании содержания данной презентации – касаемо конкретных передач.
Подготовка презентаций, связанных с анализом программ передач за период, имеет следующую сложность: приходится рассматривать относительно большой массив, весь массив в презентации не изложишь, приходится делать отбор, и не механический, а отбирать наиболее показательные ситуации, что требует опыта и умения. Поэтому такие презентации также не могут быть стартовыми заданиями, за исключением студентов, которые имели ранее опыт подготовки и проведения презентаций.
Задание № 5 также связано с анализом программ передач за период. Здесь предлагается анализировать художественные фильмы, представленные в эфире разных каналов (в качестве фона можно использовать и документальные передачи), по следующим показателям:
ü Канал
ü Насыщенность эфира художественными фильмами – например, сколько фильмов в среднем приходится на один день эфира. Помимо обобщённой оценки здесь целесообразно указать разницу между будними и выходными днями, а также к времени суток (утро, день, ночь, вечер). Единицу измерения, грани между частями суток и вывод студент делает самостоятельно
ü Жанр. В отличие от предыдущих заданий, здесь имеется в виду не жанр массовой коммуникации (news или views), а жанр художественного фильма. Шкалу жанров студент опять же выбирает сам, в качестве образца могу предложить следующий вариант: комедии – драмы – приключения – триллеры – боевики – мелодрамы – детективы – исторические фильмы. При этом фильмы ужасов можно отнести к триллерам, а киноповести – к историческим фильмам. Студент сам решает, выбирает он более подробную или менее подробную шкалу; чем подробнее шкала, тем менее представительными будут итоговые данные. Выбор между детализацией шкалы и значимыми данными приходит только с опытом.
ü Год выпуска. Здесь также встаёт вопрос шкалы – какие фильмы считать старыми, какие – новыми, какие – самыми что ни на есть новинками. Предлагаю делать шкалу с позиций социального времени – не формально (70-е годы, 80-е и т.д.), а по социальным эпохам – оттепель (1956-1964), перестройка (1985-1991), новые российские фильмы (с 1992) и т.п.
ü Страна-изготовитель. Здесь можно посмотреть, насколько отечественный рынок кинематографа подвержен глобализации, реальна или мифична ситуация с доминированием американского кино, какие страны вообще заметны на российском рынке. В рамках этого пункта можно рассмотреть СССР и РФ как отдельные страны.
Важно, чтобы студент не просто сообщил данные по каждому пункту, а прокомментировал, сделал свой вывод и, возможно, сделал прогноз в ближайшее будущее. Такая презентация этого задания сможет развернуть дискуссию, а вокруг исключительно данных сделать это будет затруднительно.
Таковы основные варианты презентаций, предлагаемых студентами в рамках семинарских занятий. Это не исчерпывающий перечень; студент может предложить свой вариант презентации, если он основан на таких же принципах – самостоятельный подбор источника, конкретный характер источника, концентрация не на изложении содержания объекта, а на анализе его показателей; презентация должна мотивировать остальных студентов к дискуссии.
Проведение презентаций не является обязательным требованием к студенту при изучении дисциплины. Они адресованы студентам, желающим развить свои умения в рамках изучения дисциплины, а также получить более высокую оценку при усвоении дидактических единиц и по итогам курса в целом. Выполнением презентаций студент может компенсировать в течение семестра низкие результаты работы на семинарских занятиях и контрольных заданий. Желательно, чтобы студент выполнял задания по презентации последовательно, но по договорённости с преподавателем возможно и иное.
Критерии оценивания презентаций:
ü задание №1 – до 5 баллов;
ü задание №2 – до 8 баллов;
ü задание №3 – до 10 баллов;
ü задания №4 и 5 – до 12 баллов.
4. Объёмные требования к зачёту
1. Коммуникационный процесс и его участники.
2. Массовая, межличностная и специальная коммуникации.
3. Трансляция как элемент массовой коммуникации.
4. Свойства массовой коммуникации.
5. Функции массовой коммуникации.
6. Факторы возникновения и развития массовой коммуникации в современном обществе.
7. Отношение массовой коммуникации и социальных институтов.
8. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
9. Закономерности восприятия массовой коммуникации.
10. Мотивы восприятия массовой коммуникации.
11. Взаимная безличность сторон массовой коммуникации.
12. Классификация каналов массовой коммуникации.
13. Интеграция каналов массовой коммуникации.
14. Последствия роста числа каналов массовой коммуникации.
15. Жанры массовой коммуникации и их отличие.
16. Динамика жанров массовой коммуникации.
17. Макрофакторы эффективности массовой коммуникации.
18. Микрофакторы эффективности массовой коммуникации.
19. Основные направления исследований массовой коммуникации.
20. Контент-анализ: направления и показатели.
21. Исследования аудитории массовой коммуникации.
22. Информационное общество и его показатели.
23. Влияние глобализации на массовую коммуникацию.