Вклад в развитие статистики К.Ф. Германа
К числу выдающихся немецких ученых-статистиков принадлежал Карл Герман, возглавивший учрежденную в 1804 г. в Российской академии наук кафедру статистики.
Герман Карл Федорович (1767 — 1838) относится к числу выдающихся российских ученых, основателей статистической науки в России. Родился в Данцинге, окончил знаменитый Геттингенский университет, ученик А.Л. Шлецера. В 1795 г. переехал в Россию. В 1806 г. возглавил первую в стране кафедру статистики Педагогического института в Санкт-Петербурге. В 1806 — 1808 гг. являлся главным редактором самого авторитетного печатного органа «Статистический журнал». В 1810 г. стал академиком Петербургской академии наук. С 1811 г. являлся руководителем статистического отдела при Министерстве внутренних дел, первого официального центрального статистического органа в России. В 1819 г. его избирают деканом историко-филологического факультета, на котором он также заведует кафедрой статистики. В 1821 г. его и других свободомыслящих профессоров университета (А.И. Галич, Э.-В. Раупах, Ж.-Ф. Деманж, К.И. Арсеньев, М.А. Балугьянский, Ф.-Б. Шармуа) обвинили в преступлениях против государства и религии и уволили.
По инициативе К. Германа в 1805 г. было введено преподавание статистики в гимназиях. Помимо учебных пособий по статистике его перу принадлежит монография по истории статистики — «Историческое обозрение литературы статистики, в особенности Российского Государства» (1817), которую историк ранней русской статистики В.В. Святловский характеризовал как «выдающееся явление русской статистической литературы того времени» ". В 1809 г. выходит его капитальный труд «Всеобщая теория статистики»12, где он, как и ранее в своей программной статье, напечатанной в «Статистическом Журнале» (1806), развивает методологические положения статистики и, в частности, высказывает весьма примечательную с современной точки зрения мысль о том, что цель систематического изложения статистики — «с возможною точностью означить соотношение классов граждан к целому и каждого особенного класса ко всем прочим»13. Первая русская таблица смертности, относящаяся к православному мужскому населению всей Империи, принадлежит акад. К.Ф. Герману14. Она охватывает периоды 1797 — 1799 и 1801 — 1804 гг.
Святловский В.В. К истории политической экономии и статистики в России. СПб., 1906. С. 174. Герман К. Всеобщая теория статистики. СПб.: Главное правление училищ, 1809. Герман К. Всеобщая Теория статистики. Для обучающих сей науке. СПб., 1809. С. 70. См. К.Ф. Герман. Стат. исследования относительно Российск. Империи. Ч. 1. СПб, 1819.
По мнению А. Кауфмана, К. Герман первым сформулировал (правильнее было бы сказать, поставил проблему, вышел или приблизился к формулировке, так как до самой формулировки этого принципа социальная наукг дошла лишь в середине XX в.) принцип современной методологии, касающийся влияния «привычки населения» на качество получаемых статистических данных. К. Герман очень строго подходил к качеству собираемой информации и ввел даже «правило критики» данных. Оно сводилось к тому, что «чем более для людей может быть выгодно скрывать истину», тем статиста* «должен быть недоверчивее к показаниям их». Другое правило гласило: неизбежные погрешности, возникающие при проведении переписей населения могут быть исправлены только через частое повторение. А. Кауфман усматривает в нем принятый современной методологией принцип внутренне? проверки статистических показаний и цифр15.
Меньше всего подвержены эрозии искажения земледельческие данные v таблицы, а больше всего — коммерческие (видимо, в этой сфере людям ест! что скрывать). Устная информация получает искажение при ее сообщение не бескорыстным, а заинтересованным респондентом. К. Герман предупреждает, что «изустные сведения составляют очень хороший источник. Eжeл^ несколько особ сообщают статистику одни и те же введения, не зная, какое употребление он намерен из сего сделать, то в таком случае можно всегдг положиться на их показания»; надо только «предварительно удостовериться, могут ли и хотят ли они говорить правду. Здесь все зависит от искусстве спрашивать и от того, с какою проницательностью спрашивающий способен входить в содержание ответов и судить о качестве оных»16.
Врезка