Вклад в развитие статистики К.Ф. Германа

К числу выдающихся немецких ученых-статистиков принадлежал Карл Герман, возглавивший учрежденную в 1804 г. в Российской академии наук кафедру статистики.

Герман Карл Федорович (1767 — 1838) относится к числу выдающихся рос­сийских ученых, основателей статистической науки в России. Родился в Данцинге, окончил знаменитый Геттингенский университет, ученик А.Л. Шлецера. В 1795 г. переехал в Россию. В 1806 г. возглавил первую в стране кафедру статистики Педагогического института в Санкт-Петер­бурге. В 1806 — 1808 гг. являлся главным редактором самого авторитет­ного печатного органа «Статистический журнал». В 1810 г. стал академи­ком Петербургской академии наук. С 1811 г. являлся руководителем ста­тистического отдела при Министерстве внутренних дел, первого официального центрального статистического органа в России. В 1819 г. его избирают деканом историко-филологического факультета, на кото­ром он также заведует кафедрой статистики. В 1821 г. его и других сво­бодомыслящих профессоров университета (А.И. Галич, Э.-В. Раупах, Ж.-Ф. Деманж, К.И. Арсеньев, М.А. Балугьянский, Ф.-Б. Шармуа) об­винили в преступлениях против государства и религии и уволили.

По инициативе К. Германа в 1805 г. было введено преподавание статистики в гимназиях. Помимо учебных пособий по статистике его перу принадлежит монография по истории статистики — «Историческое обозрение литературы статистики, в особенности Российского Государства» (1817), которую историк ранней русской статистики В.В. Святловский характеризовал как «выдающее­ся явление русской статистической литературы того времени» ". В 1809 г. выхо­дит его капитальный труд «Всеобщая теория статистики»12, где он, как и ра­нее в своей программной статье, напечатанной в «Статистическом Журнале» (1806), развивает методологические положения статистики и, в частности, выс­казывает весьма примечательную с современной точки зрения мысль о том, что цель систематического изложения статистики — «с возможною точностью означить соотношение классов граждан к целому и каждого особенного клас­са ко всем прочим»13. Первая русская таблица смертности, относящаяся к пра­вославному мужскому населению всей Империи, принадлежит акад. К.Ф. Герману14. Она охватывает периоды 1797 — 1799 и 1801 — 1804 гг.

Святловский В.В. К истории политической экономии и статистики в России. СПб., 1906. С. 174. Герман К. Всеобщая теория статистики. СПб.: Главное правление училищ, 1809. Герман К. Всеобщая Теория статистики. Для обучающих сей науке. СПб., 1809. С. 70. См. К.Ф. Герман. Стат. исследования относительно Российск. Империи. Ч. 1. СПб, 1819.

По мнению А. Кауфмана, К. Герман первым сформулировал (правильнее было бы сказать, поставил проблему, вышел или приблизился к формули­ровке, так как до самой формулировки этого принципа социальная наукг дошла лишь в середине XX в.) принцип современной методологии, касаю­щийся влияния «привычки населения» на качество получаемых статистичес­ких данных. К. Герман очень строго подходил к качеству собираемой инфор­мации и ввел даже «правило критики» данных. Оно сводилось к тому, что «чем более для людей может быть выгодно скрывать истину», тем статиста* «должен быть недоверчивее к показаниям их». Другое правило гласило: не­избежные погрешности, возникающие при проведении переписей населения могут быть исправлены только через частое повторение. А. Кауфман усмат­ривает в нем принятый современной методологией принцип внутренне? проверки статистических показаний и цифр15.

Меньше всего подвержены эрозии искажения земледельческие данные v таблицы, а больше всего — коммерческие (видимо, в этой сфере людям ест! что скрывать). Устная информация получает искажение при ее сообщение не бескорыстным, а заинтересованным респондентом. К. Герман предупреж­дает, что «изустные сведения составляют очень хороший источник. Eжeл^ несколько особ сообщают статистику одни и те же введения, не зная, какое употребление он намерен из сего сделать, то в таком случае можно всегдг положиться на их показания»; надо только «предварительно удостоверить­ся, могут ли и хотят ли они говорить правду. Здесь все зависит от искусстве спрашивать и от того, с какою проницательностью спрашивающий способен входить в содержание ответов и судить о качестве оных»16.

Врезка

Наши рекомендации