Общество, население, государство, страна

Общество следует отличать от государства, нации и страны.

От населения общество отличается тем, что население представля­ет собой потенциальный субъект, носитель общества и еще не формирует общества.

На независимость общества от населения указывает также то, что изменения в обществе не всегда означают, что изменилось население, а изменения населения не всегда влекут за собой изменение обще­ства. В частности, общество может меняться, как это происходит в настоящий момент в нашей стране, при тем, что люди, которые состав­ляют общество, остаются теми же. Меняются только правила, которы­ми управляется общественная жизнь. С другой стороны, состав насе­ления может меняться, например, в результате миграций. Однако люди, попадающие в новое общество, как правило, стараются усвоить его нормы и ценности и вписаться в его жизнь, не вызывая особенных трансформаций общественной структуры.

Что касается общества и государства, то здесь необходимо от­метить, что государство всегда возникает на основе общества, позже его. Государственность — относительно позднее явление. Мы можем представить себе общество, которое не имеет государственности. Например, какое-нибудь племя, живущее в Африке или Океании, может занимать определенную территорию и иметь достаточно развитую социальную структуру, однако у него не будет государственности. Государственность предполагает, что в обществе имеются специаль­ные управленческие организации, которые отвечают за соблюдение законов.

Существует концепция «общественного договора», впервые сфор­мулированная в Новое время. В соответствии с этой концепцией госу­дарство было создано в результате добровольного соглашения граждан, которые отказались от некоторых своих прав и свобод в пользу государства и взяли на себя некоторые обязанности, чтобы таким образом обеспечить для себя более спокойное существование. Понятно, что общественные отношения существовали и до того, как возникло государство. Просто государство взяло на себя опреде­ленные функции, которые ранее люди выполняли самостоятельно. Та­ким образом, возникновение государства в определенном смысле яв­ляется продолжением развития общества.

Общество возникает в процессе естественной организации людей, которые взаимодействуют друг с другом. Государство представляет собой искусственное образование, основная цель которого состоит в управлении взаимодействиями между людьми. Государство имеет особое право осуществлять принуждение. Принуждение — это осо­бая форма контроля, при которой государство оказывает давление на человека (и, шире, всех своих членов) при помощи силовых методов и властных ресурсов, которые находятся в его распоряжении. Хотя общество и государство отличаются друг от друга и не могут быть сведены друг к другу, между ними существует тесная связь. Обще­ство обычно стремится поддержать и сохранить государство, посколь­ку государство обеспечивает общественную стабильность. Государ­ство возникает из общества и обычно подчиняется его потребнос­тям. Если этого не происходит, то равновесие нарушается, и это мо­жет привести к самым непредсказуемым последствиям.

Общество следует отличать и от страны. При этом нужно иметь в виду, что страна — это более сложное понятие, поскольку оно вклю­чает в себя не только общество, но и территорию, которая за данным обществом закреплена и имеет четкие государственные границы. На­личие территории — это признак, который может быть присущим об­ществу, но совсем не обязателен для него. Существует множество обществ, прежде всего — примитивных, которые не имеют того осо­бого территориально-политического образования, как страна. Есте­ственно, они живут на какой-то территории, однако эта территория не является страной.

Гражданское общество

В настоящее время все более и более широкое распространение получает понятие гражданского общества. Это понятие, как и многие другие, неоднозначно. Однако можно выделить два основных значе­ния этого термина.

1. Гражданское общество (в описательном понимании) — это со­вокупность неполитических, находящихся «по ту сторону государства» отношений. Поясним это определение. Если рассмотреть общество в целом, что окажется, что государство и политические отношения со­ставляют лишь часть всех отношений между людьми. И гражданское общество представляет собой все то, что не имеет отношения к госу­дарству и политическим отношениям.

Гражданское общество включает в свой состав:

а) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли, со­гласия: семья, общественные организации, религиозные, творческие, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации и т.д.;

б) отношения между компонентами общества, имеющие негосудар­ственный и неполитический характер (семейные связи, профессио­нальные, экономические, религиозные и прочие отношения);

в) особое пространство свободного проявления людей, которое за­щищено от вмешательства государства и других сил.

2. Во втором, «предписывающем» значении гражданское обще­ство представляет собой идеал, к которому все более и более актив­но стремится человечество. Гражданское общество, понимаемое как идеал, предполагает максимальные социальные, экономические и поли­тические свободы для его членов: многообразие форм собственнос­ти, свободный рынок, свободу слова и т.д.

Многие ученые и политические деятели полагают, что степень раз­вития гражданского общества (в первом, описательном смысле этого слова) еще очень низка. А потому необходимо прилагать усилия, раз­вивая негосударственные сферы отношений между людьми, в кото­рых они могли бы реализовывать свою свободу.

Идеалы гражданского общества имеют длительную историю в европейской мысли. Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право, по мнению этих мысли­телей, препятствовало объединению людей, так как каждый из них стре­мился к удовлетворению своих собственных потребностей. Государ­ство возникло как общественный договор, то есть договор, который заключили между собой отдельные индивиды и в результате которо­го граждане передали часть своих прав государству.

Английский экономист Адам Смит существенно дополнил концеп­цию гражданского общества, сделав акцент на чрезвычайной важнос­ти защиты частных интересов. Смит полагал, что государство может быть гармоничным лишь в том случае, если создаст максимально удоб­ные условия для реализации интересов частных граждан. В плане эко­номики это означало, что государство должно полностью отказать­ся от контроля над экономической сферой и вмешательством в нее, чтобы люди могли свободно действовать на общем рынке; роль го­сударства должна ограничиваться лишь защитой частной собствен­ности. Смит был основоположником концепции рыночной экономики, которая сохраняет свою значимость и до настоящего момента. Ко­нечно, сейчас она существенно дополнена, и вмешательство государ­ства уже не рассматривают как настолько нежелательное. Однако идея экономики, построенной на конкуренции, показывает свою состо­ятельность в экономической практике некоторых государств.

Существенную роль в обосновании концепции гражданского об­щества сыграл немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность част­ных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государ­ства. Другими словами, гражданское общество — это сфера действия частных интересов (в противоположность всеобщим интересам).

По Гегелю, гражданское общество является логической стадией развития общественных отношений. Он полагал, что общественные отношения осуществляются как переход от семьи к государству.

В то же время Гегель полагал, что для гражданского общества в чистом виде не характерна стабильность. Поскольку гражданское общество развивается стихийно, в нем могут получать наиболее силь­ное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недо­развитыми. По этой причине гражданское общество может суще­ствовать лишь в том случае, если оно находится «под опекой» госу­дарства. Только государство способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в гражданском обществе.

В XX в. идея гражданского общества стала еще более актуаль­ной. Именно в этот период человечество столкнулось с наиболее жестокими тоталитарными режимами, подавлявшими любую свободу.

Сюда можно отнести гитлеровскую Германию и Советский Союз (прежде всего — в период правления Сталина). Для этих и подобных им режимов было характерно полное подавление автономии челове­ка — не только в политической сфере, но также в духовной и эконо­мической жизни. По этой причине развитие концепции гражданского общества в XX в. приобрело дополнительную движущую силу: была необходима критика тоталитарных режимов.

Типология обществ

Выше мы предложили определение, которое применимо к любому обществу: общество есть естественно и стихийно сложившийся ре­зультат взаимодействия людей. Впрочем, это не означает, что все об­щества абсолютно похожи друг на друга. Конечно, между ними име­ется много общего. Однако иногда не менее существенными оказы­ваются и различия.

Нетрудно заметить, что предложенное нами определение обще­ства является очень абстрактным. Именно поэтому его можно счи­тать универсальным. Поскольку же это определение является слиш­ком абстрактным, оно не позволяет учесть некоторые важные харак­теристики общественных систем.

Преодолеть этот недостаток можно, создав типологию, то есть вы­делив типы обществ на основании более частных и более конкретных характеристик. Опыт построения подобных типологий показывает, что самые разные признаки общества находятся в тесной взаимосвязи, а иногда даже в непосредственных причинно-следственных отношениях.

Наибольшей популярностью в наши дни пользуется типология, кото­рая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Для традиционных обществ характерно высокое развитие сель­скохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских се­мей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом лишь бытовых потребностей. Остовой экономики является семейное хозяйство, которое способно удовлетворить если не все, то значи­тельную часть своих потребностей. Техническое развитие крайне сла­бо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок».

Социальные отношения в традиционном обществе развиты крайне слабо, социальная дифференциация обычно тоже. Такие общества ориентированы на традицию, а следовательно, такое общество направле­но в прошлое.

Индустриальное общество - это общество, которое характери­зуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами эко­номического роста. Экономическое развитие осуществляется в ос­новном за счет экстенсивного, потребительского отношения к приро­де: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое обще­ство стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов.

Главным сектором производства является обработка и перера­ботка материалов, которая осуществляется коллективами рабочих на фабриках и заводах; такое общество и его члены стремятся к макси­мальной адаптации к настоящему моменту и к удовлетворению соци­альных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

Еще одна очень важная черта индустриального общества — это так называемый «модернизаторский оптимизм», то есть абсолютная уверенность в том, что любую, в том числе и социальную, проблему можно решить с опорой на научные знания и технологии.

Постиндустриальное общество — это общество, которое на­рождается в настоящий момент. Оно имеет ряд существенных отли­чий от индустриального общества. Если для индустриального обще­ства свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в иде­але — первостепенную) роль начинают играть знания, технология и информация. Кроме того, большое развитие получает сфера обслу­живания, которая выходит на первый план по сравнению с промыш­ленностью.

Для постиндустриального общества характерно падение веры во всесилие науки. Отчасти это связано с тем, что к настоящему момен­ту человечество столкнулось с достаточным количеством негативных последствий собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические» ценности, причем в широком смысле этого слова: имеется в виду не только бережное отношение к приро­да, но и более внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.

Более подробно концепцию постиндустриального общества рас­смотрим далее.

Наши рекомендации