Страна. 2. Этнос. 3. Общество. 4. Государство.

Страна - феномен географически-культурный. Это террито­рия, выделяемая по географическому положению, природным услови­ям, имеющая определенные границы.

Природно-климатические условия тех или иных стран различ­ны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия и климат страны влияют на рождае­мость и плотность населения.

Геоклиматические условия влияют на состояние здоровье жи­телей страны, распространение ряда болезней, на ста­новление этнических особенностей ее жителей.

Природно-географические условия - это всего лишь своеоб­разные «рамки» процесса социализации. Не играя в нем само­стоятельной роли, они в совокупности с другими факторами оп­ределяют некоторые его специфические особенности. То, как объ­ективные условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство.

Этнос (или нация) - исторически сложившаяся устойчивая со­вокупность людей, обладающих общим менталитетом, националь­ными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осо­знанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы).

Этнос, нация - явление историко-социально-культурное. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, ко­торые можно объединить в две группы - витальные (буквально - жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

Витальные особенности социализации.Под витальными особенностями социализа­ции имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физиче­ского развития и т. д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия.

Тесная связь физического развития с пищей видна на примере Японии. Когда вследствие стремительного экономического раз­вития и определенной американизации образа жизни японцы существенно изменили рацион питания, значительно изменилось их соматическое развитие: старшие поколения значительно усту­пают младшим по показателям роста и веса. В то же время сохра­нение в рационе питания японцев большой доли морепродуктов можно считать одной из причин того, что у них самая большая продолжительность жизни. Предполагать это позволяет анало­гичная ситуация с потреблением морепродуктов норвежцами, также держащими одно из первых мест в мире по продолжитель­ности жизни.

В ситуации, когда в развитых странах резко уменьшилась в связи с научно-техническим прогрессом необходимость в физиче­ских усилиях человека, большую роль в физическом развитии людей играет спорт. В тех странах, где он стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей. Естественно, что в этих странах срабатывают оба условия -и улучшение питания, и спортивные занятия, а также третье об­стоятельство - улучшение медицинского обслуживания.

Недостаточность этих условий в России привела к высокой дет­ской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших групп детей, подростков, юношей, сокращению продол­жительности жизни.

О менталитете этноса.Влияние этнокультурных условий на социа­лизацию человека наиболее существенно оп­ределяется тем, что принято называть мента­литетом (понятие, введенное в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем).

Менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определен­ных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса определяет свойственные его представите­лям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на ког­нитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Мен­талитет в связи с этим проявляется и в свойственных представите­лям этноса способах действовать в окружающем мире.

Свидетельством проявления менталитета в культур­ных установках, свойственных представителям различных наций. Исследование, проведенное в пяти европейских странах в конце 80-х гг.XX в., выявило весьма любопытную ситуацию. Среди анг­личан оказалось наибольшее число равнодушных к искусству и больше всего приверженцев «строгих наук» - физики и химии. Близкими к англичанам в этом аспекте оказались немцы. А вот среди французов, итальянцев, испанцев (народов романской группы) людей, высоко оценивающих искусство, намного больше тех, для кого приоритетны физика и химия.

Менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни.

Менталитет этноса во многом определяет: отношение его пpeдcтaвителей к труду и специфические традиции, связанные с трудовой деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведе­ния, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмо­ций; понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т.д.

Как писал французский этнолог Клод Леви-Стросс: «Оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значи­мость их никогда не бывает одинакова в разных культурах».

Менталитет и стихийная социализация.Влияние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. Об этом свидетельствуют следующие примеры. В процессе полоролевой социализации влия­ние менталитета осуществляется благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразуме­вают определенный набор черт характера, особенностей поведе­ния, эмоциональных реакций, установок и т.д. Эти эталоны относительны, т.е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов. Крайние варианты расхождения эталонов «мужествен­ности» и «женственности» показала американский антрополог Маргарет Мид на примере трех племен Новой Гвинеи. У Арапешей оба пола кооперативны и не агрессивны, т.е. феминизирова­ны по нормам западной культуры. У Мундугуморов оба пола грубы и некооперативны, т.е. маскулинизированы. У Чамбула картина обратная западной культуре: женщины доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.

Велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию. Это можно проиллюстрировать на таком примере. В Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи - особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. До 80% узбеков считают согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей недопустимым. А около 8,0% эстонцев не считают согласие родителей обяза­тельным и 50% вполне допускают развод и при наличии детей.

Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в сфе­ре межличностных отношений. Так, этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности

Большую роль менталитет играет и в формировании межэтни­ческих установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы.

Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социаль­ных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, воз­растные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.

Общество представляет собой целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеоло­гией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

Полоролевая структура общества.Полоролевая структура общества с точки зрения его характе­ристики как фактора социализации имеет значение не столько своими количественными (соотношением муж­чин и женщин разных возрастов и т.п.), сколько качественными показателями.

Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь, определяя усвоение ими соответствующих представ­лений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения. Качественные особенности полоролевой структуры общества и их восприятие человеком могут оказать влияние на раз­личные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.

Возрастная структура общества.Возрастная стратификация (распределение) присуща любому обществу, любой культуре.

Дети, подростки, юношество, молодежь образуют своеобразные общества сверстников, играющие в процессе их социализации довольно автономную роль, с одной стороны, сходную во всех обществах, а с другой - специфическую в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества.

Наиболее последовательно значение возрастной структуры общества в социализации (и в стихийной, и в социально контро­лируемой) подрастающих поколений показано в концепции Мар­гарет Мид. Она выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности - традиционно­сти, которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а ныне в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поко­лению.

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модер­низирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т.е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для со­временных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам сме­лых подходов к решению проблем, которых не возникало ранее.

Социальная структура общества.Социальная структура общества - более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотива­цию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации совре­менного российского общества характерно образование много­численных и часто нестабильных по составу профессиональных групп. Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня) - верхний, включающий в себя политические и эконо­мические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - мелкие предприниматели, ме­неджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий; базовый - массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифи­цированные работники государственных предприятий, пенсио­неры; социальное дно (Т.И. Заславская).

В процессе социальной дифференциации в России наблюдают­ся, как минимум, четыре тенденции - обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также образование среднего класса.

Формирование так называемого среднего класса идет на базе различных слоев. Для него характерны: ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности, усто­явшийся образ жизни «положительного человека», ценность семьи и образования. Эти ценности - источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в общест­ве. В то же время именно он обычно представляет собой силу, ста­билизирующую общество.

Значительно большее влияние на моральный климат общества оказывает процесс люмпенизации, который захватил практически все социальные слои. Люмпен сегодня - это не традиционный «отброс общества». Современный российский люмпен отличается не имущественным положением, а определенной системой ценно­стей, суть которой в том, что отчуждение от труда (труд как «добыча» средств или повинность) и собственности (она воспри­нимается как средство сиюминутного удовлетворения потребно­стей, а не как ценность для потомков) из ущербной черты, из ис­точника комплекса неполноценности, превращено в ценность, источник самоуважения. Благодаря этому люмпен не желает рас­ставаться со своей позицией, она для него самодостаточна (М. Сиверцев). Поэтому можно говорить о том, что есть люмпен-предпри­ниматели, люмпен-политики, люмпен-интеллигенты и т.п.

Очевидно, что названные тенденции играют существенную роль в социализации детей, подростков, юношей, ибо фактически предоставляют им выбор диаметрально противоположных жиз­ненных сценариев.

На стихийную социализацию и самоизменение человека соци­альная структура, во-первых, влияет постольку, поскольку каж­дый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни.

Стиль жизни каждого социального слоя специфически влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юно­шей. Кроме того, ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи ро­дители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к кото­рому принадлежит их семья.

Во-вторых, следует иметь в виду, что чем более социально диффе­ренцирование общество, тем больше в нем потенциальные возмож­ности для мобильности его членов - горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная социальная мобильность - это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя.Вертикальная социальная мобильность - пере­ход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий, так и в более низкий).

Экономика и социализация.Уровень экономического развития общест­ва влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов.

Уровень жизни - понятие, характеризующее степень удовлетво­рения материальных и культурных потребностей людей, что вы­ражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения, вплоть до самых сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетворением ду­ховных, эстетических и иных подобных запросов.

На стихийную социализацию и самоизменение человека эко­номическое развитие влияет, не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоев, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (эконо­мический рост, стагнация экономического положения, его ухудше­ние) влияет на их ожидания, настроения и поведение.

Идеология и социализация. Социализация в современной России содер­жательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-по­литическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм (многообразие).

Идеологический плюрализм создал во многом новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека. Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность вы­бора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения неумение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация обще­ства существенно влияют и на воспитание как социально контро­лируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это про­является в том, что задачи воспитания и его содержание в изме­няющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабиль­ного общества(В. Розин).

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого харак­терны переход от одного типа общества к другому или сущест­венное изменение общества внутри одного типа, ситуация принци­пиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т.е. инте­ресы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том, что надо изменить, а тем более в каком на­правлении изменить, единства нет.

Воспитание как социальный институт. В современных модернизированных общест­вах существует целая система социальных ин­ститутов - исторически сложившихся устой­чивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетво­рения тех или иных социальных потребностей (экономические, по­литические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.

Государство - понятие политолого-юридическое. Государство -звено политической системы общества, которое обладает власт­ными функциями.Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществ­ляющих управление обществом.

Государство и стихийная социализация. Государство можно рассматривать как фактор стихийной со­циализации постольку, поскольку характерные для него полити­ка, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореа­лизации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и (в еще большей мере) реализуемые в социаль­ной практике. Как известно, они полностью никогда не совпада­ют, а в определенные периоды истории государства могут быть противоположными. (Все это определенным образом может вли­ять и на самоизменение человека в процессе социализации.)

Государство и относительно направляемая социализация. Государство осуществляет относительно на­правляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозра­стным, социально-профессиональным, нацио­нально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объек­тивно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций. Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступле­ния в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур.

Относительно направляемая социализация, осу­ществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации.

Государство и воспитание. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую со­циализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, кото­рые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

Государство совершенствует вос­питание, добиваясь того, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого оно выраба­тывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания - определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законода­тельства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных ини­циатив, что в совокупности должно создать необходимые и доста­точно благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитив­ными интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания - совокупность государ­ственных организаций, деятельность которых направлена на реа­лизацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня - федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы).

Государственная система воспитания. Государственная система воспитания вклю­чает в себя несколько элементов:

1. учебно-воспитательные учреждения различного типа (дет­сады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т. д.);

учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;

учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интере­сы, ярко выраженные способности;

организации, занимающиеся социально-культурным и дру­гими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей;

учреждения для детей, подростков, юношей с психосома­тическими и (или) социальными отклонениями и (или) де­фектами;

организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилита­цией.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые госу­дарством для успешного функционирования системы воспита­ния. Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструк­тура, оборудование, учебные пособия и т.п.), финансовые (бюд­жетные, внебюджетные, частные инвестиции), личностные ресурсы его субъектов и пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкрет­ной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профес­сионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры (доброволь­цы, общественники); воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, нака­зывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-поли­тической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием на федеральном, регио­нальном и муниципальном уровнях, благодаря которым государ­ственная система воспитания функционирует и развивается.

Наши рекомендации