Социальное неравенство как источник ранжирования в обществе
На протяжении почти всей разумной истории человечества существовало социальное неравенство. На его основе осуществляется ранжирование в обществе индивидов и групп. Субъективно общество всегда сдержанно относится к социальному неравенству, более того, осуждает и критикует, но по сей день изменить ничего не может.
Истоки социального неравенства в социологии объясняются по-разному. Многие исследователи выводят их из природных различий людей по физическим, личностным качествам, по силе мотивации на удовлетворение потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов. Например, в раннем средневековье вожди у варварских племен избирались соплеменниками и наделялись большей властью, этим обязывались вносить наибольший вклад в достижение групповых целей. Авторитет и власть такой вождь, «отрабатывал» и мог быть лишен этого статуса, если не оправдывал надежд.
Относительно примитивная культура не создает социальных норм жесткого закрепления отношений неравенства. Сначала наиболее сильные и энергичные люди получают преимущества в ходе обмена социальными ценностями, потом такие несимметричные обмены становятся привычными, закрепляются. Так происходит нормативноезакрепление неравного поведения индивидов и групп в соответствии с их рангом.
Далее сложившееся положение закрепляется созданием нормативной базы, устанавливающей ранговое место каждого индивида или социальной группы в соответствии с наличием у него необходимого количества ценностей.
Социальные нормы, определяющие место индивида в соответствующих структурах общества, узакониваются в ходе социальной деятельности, что превращает изменчивые позиции индивидов в устойчивую систему статусов.
Кроме природных различий людей причинами социального неравенства признаются и другие.
Функционалистские концепции главным источником считают неодинаковую общественную значимость разных видов деятельности, для их выполнения требуется разный уровень квалификации, – отсюда неравное вознаграждение.
Марксистская социология причиной неравенства видит экономический фактор – отношения собственности. Труд и производство являются основой создания человеческой истории, цивилизации. Средства же производства исторически очень неравномерно распределены в обществе. Характер, форма и степень владения ими и есть основа социального неравенства.
Сторонники теории обмена считают, что неэквивалентный обмен результатами человеческой деятельности – источник социального неравенства.
Помимо этих причин еще выделяется престиж деятельности и принадлежности к определенным политическим кругам, к власти (М. Вебер).
Социальное неравенство носит универсальный и инклюзивный характер: оно проникает, присутствует во всех сферах социальных отношений и создает ранговую систему позиций индивидов по разным показателям.
П. А. Сорокин считает, что каждый индивид занимает в обществе несколько статусов в различных структурах: экономической, профессиональной и политической. По отношению к одному индивиду можно выделить некоторый набор статусов, которые в совокупности дают представление об общем его статусе в обществе. Индивид может одновременно иметь разные статусы в пределах различных ранговых параметров (например, высокий статус происхождения, образования и низкие доходы, незначительная власть). Совокупный статус индивида называется статусным профилем.
Статусный профиль говорит о принадлежности индивида к определенной социальной общности, о распределении богатства и власти в современном обществе. Индивиды, занимающие близкие статусные профили, будут входить в одни группы с особой субкультурой, с выраженными границами. Но если при сходстве статусных профилей один из статусов будет существенно отличаться от остальных, то, скорее всего, в данный конкретный момент индивид является маргиналом относительно группы с близкими к его собственному статусными профилями. Например, богатый человек, но не имеющий образования, не сможет интегрироваться в высшие социальные слои.
Таким образом, современное общество, также как и древнейшее, осуществляет свою жизнедеятельность в условиях социального неравенства, которое признается функциональным, т.к. ранжирует людей и стимулирует их заниматься разными видами деятельности, и вечным, т.к. мотивирует к постановке и достижению целей.
Неравенство – критерий, при помощи которого происходит социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев.
При анализе исследований социального неравенства в социологии рассматриваются четыре типа стратификации: рабство, касты, сословия, классы.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма, закрепляющая людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две формы рабства: патриархальную, когда рабы обладали правами младшего члена семьи, жили в одном доме с хозяином, могли вступать в брак со свободными, наследовали имущество хозяина, их было запрещено убивать; и классическую – рабы жили в отдельном помещении, не имели никаких прав, в т.ч. не могли иметь семью, их разрешалось убивать, они считались собственностью хозяина. Холопство на Руси X–XII вв. – пример первой формы, античное и плантационное рабство в Америке – пример второй.
Кастовый строй возник на исходе рабовладельческого в первые века новой эры. Существовал в некоторых районах Африки и Индии. Каста – социальная группа, членство в которой определяется рождением. Кастовое положение закреплено в индусской религии, признающей реинкарнацию. Люди в последующих жизнях попадают в разные касты, могут быть ниже или выше, т.е. присутствует момент санкции. Всего в Индии четыре главных касты: брахманы – священники, кшатрии–воины, вайиши–купцы и игудзы–рабочие и около 5 тысяч неосновных.
Сословия характеризуют официальное ранжирование феодального общества в Европе IV–XVII вв. и России до 1917 г. Это социальные группы, обладающие закрепленными обычаями и законами, передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы характерна жесткая иерархия как между, так и внутри сословий. Права и обязанности сословий помимо юридического закрепления еще освещались церковью. Перемещения возможны были только внутри сословия, хотя допускались и внешние например, браки.
Классы – в широком смысле – большие социальные группы, занимающие определенное место в системе ОРТ (общественного разделения труда); в узком – любой социальный слой современного общества.
Промышленная революция разрушила феодально-сословную систему. Развитие промышленности и торговли вызвало к жизни новые виды деятельности, породило множество профессий, рост городов, привело к переменам в обычаях и традициях, в нормах общественной жизни. Принадлежность к классу никак не оформляется.
Новые социальные слои быстро сравнялись по своему значению со старыми сословиями, но стать ими не могли. Экономическое, политическое и культурное положение новых слоев уже не вписывалось в сословную правовую и традиционные рамки. Новые слои были открытыми, мобильными. В них не срабатывали сословные барьеры, аристократические привилегии, наследуемые титулы. Социальная структура общества становится классовой.
Теории классов и страт
Понятие «класс» вошло в научный оборот в XVIII в. Но подлинным инструментом научного анализа категория стала, начиная с работ К. Маркса (1818–1883). Он рассматривал класс как социальную группу, характеризующуюся сущностью отношений собственности. Именно эти отношения признавались главными в развитии производства.
Основой общественного процесса К. Маркс считал развитие материального производства. В зависимости от того, какое производство обеспечивает основные потребности и развитие общества в нем, выделяются основные и неосновные классы.
Так, в рабовладельческом обществе именно рабский труд обеспечивал удовлетворение потребностей, основными классами были рабовладельцы и рабы. В феодальном обществе прогресс обеспечивался земледельческим трудом крестьян, возделывающих угодья, принадлежавшие феодалам. Они – феодалы и крестьяне – были основными классами. Помимо основных классов существовали и другие – неосновные, те, чей труд дополнял развитие главного производства: ремесленники, учителя, актеры, медики, торговцы и т.п. То есть классы – экономически детерминированные и генетически конфликтные социальные группы.
В каждом обществе производятся излишки ресурсов, когда их начинает присваивать некоторая часть членов этого общества, – появляются собственность и неравенство.
Исходя из факта владения и невладения в обществе формируются классы.
Отношения между ними предполагают эксплуатацию одного класса другим в зависимости от участия в собственности. Такие отношения постоянно воспроизводят конфликт, который является основой социальных изменений.
Существуют объективные признаки класса. Субъективные появляются не сразу, только с осознанием общих классовых интересов и оформлением классовых целей.
Определение классам как специфическим социальным группам дал В. И. Ленин (1870–1924), выделявший с позиции экономического детерминизма их признаки. Классами называются исторически сложившиеся большие группы людей, отличающиеся по их месту и роли в системе общественного производства, отношению к средствам производства и характеризующиеся специфическим способом и долей получаемого дохода.
В промышленном обществе основными антагонистическими классами является буржуазия и наемные рабочие. Самоорганизация таких классов приводит к наличию постоянного противостояния, толкающего одних к стремлению сгладить, разрешить остроту конфликтов ради сохранения своих позиций, других – добиться изменения своего положения.
При таком методологическом подходе к анализу структуры общества до того, как развернулась НТР, обеспечивался добротный анализ социальной структуры, прогноз перспектив общественного развития.
Но со второй половины XX в. в индустриальных обществах поляризация по экономическим признакам постепенно смягчается, т.к. широко распространяется акционирование собственности. Меняется и сам ее характер. К известным историческим формам (рабы, вода, земля, капитал) добавилась информация.
К этому времени обнаружились недостатки ленинского подхода –преувеличение роли экономических факторов при одновременной недооценке национализма и этнической лояльности, престижа отдельных видов деятельности и наличия политических действий, не зависимых от экономики, недооценке роли профсоюзных организаций, акционерных обществ, ограниченности удовлетворенности средних классов. Конечно, очевидность этого стала возможна только при развитии социальной функции государств в индустриальных обществах.
Современный исследователь Р. Даррендорф (р. 1929), признавая ценность марксистского подхода, считает, что в настоящих условиях посткапиталистическое общество нужно модернизировать. Он выделяет следующие черты посткапитализма, изменяющие классовую структуру общества:
1) деконцентрация капитала. Собственниками становятся владельцы, менеджеры и работники, причем владельцы представлены и двумя последними;
2) дифференциация труда. Современное производство предъявляет высокие квалификационные требования к работникам. Разнообразие групп ослабляет классовую идентификацию, увеличивает разрыв в характере труда и вознаграждение за него, что приводит к размыванию классового сознания;
3) рост нового среднего класса. Он рекрутируется из разных социальных групп, имеющих близкие размеры доходов, дающие возможность поддерживать схожий образ жизни и потребления;
4) рост социальной мобильности. Особенно сильно межпоколенное самовоспроизводство сохраняется только на социальных полюсах, сохранивших традиционные исторические особенности в элите и аутсайдерах;
5) усиление равенства за счет широкомасштабной социальной политики, введения перераспределения доходов, гарантированного минимума через высокие налоги на доходы.
При таких переменах носителями противоречивых интересов стали более мелкие социальные группы. Конфликты институциализировались и сместились во властные отношения.
В продолжение Даррендорфу высказывается Фрэнк Пэркин: в современных обществах «угнетенные» не восстают против «привилегированных» из-за наличия тонких механизмов социального манипулирования (социальной мобильности, низкого уровня запросов, решений и т.д.).
Альтернативную марксистской теорию классов предложил М. Вебер (1864–1920), выделивший другие факторы, формирующие неравенство. Главным признаком класса он считал престиж. Класс – группа людей со сходными возможностями продвижения и карьеры. Базовыми в статусном распределении в обществе он тоже считал отношения собственности, но большое значение придавал различиям внутри основных классов. Так, класс собственников делится на торговый класс, фабричный класс и т.п., исходя из возможностей повышения статуса их представителей. Как особый класс М. Вебер рассматривал бюрократию. Он впервые ввел такие критерии в анализ классовой структуры: доход, власть, образование и престиж.
Начиная с М. Вебера и П. Сорокина, в науке оформился другой подход к анализу социального неравенства и социальной структуры – теория социальной стратификации.
Стратификация – общая черта всех обществ. Это система разного уровня благ, власти и престижа. Общество мотивирует людей выполнять определенную роль и занимать определенные позиции посредством санкционируемой системы неравномерного распределения благ и поощрений в зависимости от разделения труда. То есть социальное неравенство является функциональным источником стратификации общества.
Социальная страта – совокупность семей и индивидов, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти, образованию и престижу.
Принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными показателями. Субъективны ощущения причастности к данной группе, идентификация с ней. Объективны уже упоминавшийся доход, власть, образование и престиж. Важное значение имеет религиозная принадлежность и так называемые «жизненные шансы»: здоровье, время жизни, способность и удачливость, бизнес, минимум риска, образовательные возможности для детей.
Понятие «стратификация» (от латинского stratum – слой, facio – делаю) пришло в социологию из геологии, где оно означает расположение однородных пластов различных пород по вертикали. В обществе также страта включает людей, имеющих 4 одинаковых показателя.
Эти показатели – круг социальных благ, к которым стремятся люди, точнее, не сами блага, а каналы доступа к ним.
Если вслед за П.А. Сорокиным представлять себе социальное пространство с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, то социальные статусы будут точками в пространстве. Расстояние между ними будет очень неодинаковым.
Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки или оси координат.
Доход – измеряется в денежном выражении, получаемом индивидом или семьей в течение определенного периода времени.
Образование – измеряется числом мест обучения в государственных или частных учреждениях (школы, вузы).
Власть – измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое индивидом решение (власть, возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Эти три шкалы стратификации имеют вполне объективные единицы измерения, а следующая – нет.
Престиж – уважение статуса, сложившегося в общественном мнении. Этот субъективный показатель исторически постоянно изменяется.
В соответствии с этими шкалами в социологии выделяют три базисных вида стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Существует еще множество небазисных (например, возрастная, культурно-речевая, по хобби и т.д.).
Социальная стратификация ранжируется: верхние слои всегда находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов общества.
Характерной чертой XX в. является наличие в стратификации среднего класса. Его не было на протяжении всей истории человечества. Этот класс выполняет в обществе стабилизирующую функцию. Он состоит из тех, кто сделал свое положение собственными усилиями, поэтому заинтересован в сохранении того порядка, при котором достиг успеха, который предоставил ему такие возможности.
Средний класс разводит два полюса (бедных и богатых): чем он больше, тем они дальше друг от друга. Средний класс в индустриально развитых странах составляет большинство население (60-80 %). Это самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. В средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, достаточным профессионализмом. Изучение феномена среднего класса связано с созданной по результатам исследований в 30-х гг. моделью У. Уотсона.
Обнаружилось, что традиционная трехзвенная система классового разделения общества – высший класс, средний класс и низший класс – имеет внутренние промежуточные слои.
Модель стратификации современного общества содержит шесть слоев и имеет ромбовую форму (в отличие от пирамидальной формы трехзвенной модели):
1)высший–высший класс; 2) низший–высший класс; 3) высший–средний класс; 4) низший–средний класс; 5) высший–низший класс; 6) низший–низший класс. | |
Рис. 1 |
Средний класс в социальной структуре в современном обществе является самым многочисленным и очень неоднороден и по профессиональным, и по идеологическим, и по политическим показателям; главное сходство – по доходам, позволяющим вести сходный образ жизни; главные отличия – в характере труда, статусных устремлениях, разных ценностях. Представители разных групп среднего класса поэтому социально не смешиваются.
Американский исследователь Б. Барбер считает, что к четырем названным критериям стратификации нужно добавить еще два: ранжирование по этническим и родственным группам, где в первую очередь воспроизводится потомство, происходит социализация детей, обеспечивается психологическая поддержка; ранжирование по религиозной и ритуальной чистоте – категориях функционально значимых идей, господствующих в том или ином обществе, люди могут в большей или меньшей степени обладать высоко ценимыми качествами.
Французский социолог А. Турен утверждает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит по доступу к информации, ранжирование по отношению к собственности, власти, этносу и престижу уже не срабатывает. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В современном обществе сохраняется социальное неравенство, поэтому социальная дифференциация происходит постоянно и требует глубокого анализа. Существует два принципиальных подхода к нему:
1. классовый, где при анализе социального ранжирования вскрываются его причины и истоки, но не поддается анализу многообразие;
2. стратификационный, где анализируется многообразие социальной дифференциации, но не исследуются ее истоки. В совокупности они компенсируют слабости друг друга и дают добротный анализ социальной структуры общества.
Социальная мобильность
Общество находится в постоянном развитии. Оно сопровождается постоянным перемещением людей в социальном пространстве – социальной мобильностью.
Анализ и изучение общих закономерностей и специфических особенностей, изменения и совершенствования социальной структуры общества является необходимым условием управления социальной системой и социального прогнозирования.
Понятие «социальная мобильность» является родовым и по отношению к таким понятиям, как социальное перемещение, социальный рост, миграция, текучесть кадров, профмобильность и т.д. Все они отражают близкие, но не тождественные социальные процессы, каждое из них – ту или иную сторону, форму, вид общего процесса социальной мобильности.
Термин был введен в социологию П.А. Сорокиным (1889–1968) в 1927 г., понимавшим под социальной мобильностью любое перемещение индивида, семьи от одной социальной позиции к другой. Он выделил два типа соцмобильности: горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная – переход индивида или социального объекта от одной позиции к другой, лежащей на одном уровне, не ведущей к смене социального слоя и социального статуса.
Вертикальная –совокупность перемещений индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую мобильность.
Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых слоев рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.
Причинами социальной мобильности может выступать: реорганизация профессиональной структуры и новая система стратификации.
Реорганизация профессиональной структуры. К социальным перемещениям приводят создание новых и закрытие старых рабочих мест, в разных секторах общественной жизни. Например, в США сельхозрабочих в начале XX в. было 33 %, а с 70 г. – 3 % ,госслужащих – 1 и 15 %.
В обществах меняется структура экономики, состоящая из трех крупных секторов: первичная индустрия – преобладание машиностроения; вторичная –производство товаров потребления; третичная индустрия – преобладание производства услуг и эксплуатации автоматов. Доля и значение этих секторов в экономике постоянно изменяется. В 1900 г. в 1 секторе было занято от 38 % работников,
во 2-м – 36 % и в 3-м – 26 %, в 1950 г. соответственно 12, 40 и 48 % , а в 1975 г. – 4,5, 33, 62,5 %. Перемещение из одного сектора экономики в другой сопряжено с изменением квалификации и образования, изменением доходов и профессионального престижа.
Новая система стратификации, как правило, является следствием крупных перемен в общественной жизни. Так Великая французская буржуазная и Великая Октябрьская социалистическая революции полностью устранили из общественной жизни аристократию, лишив ее власти и привилегий, или европейское общество в XVIII–XIX вв. полностью отказалось от сословной структуры.
В современных обществах высока межпоколенная мобильность, то есть дети достигают более высокой социальной позиции или более низкой, чем их родители.
Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей. Дистанция мобильности – это количество социальных слоев перемещения. Нормальной считается – число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.
В любом времени и с закрытой социальной структурой и тем более с открытой существуют пути перехода из слоя в слой, из класса в класс, из страты в страту, их называют каналами социальной мобильности (или циркуляции). По мнению
П. А. Сорокина, к ним относятся армия, церковь, школа, собственность, семья и брак.
Возведение социального барьера, ограничение доступа в другую группу называется социальной клаузулой. В социологии это начал изучать М. Вебер. Это одновременно и процесс и результат. В молодом быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Выходцы из низших классов, благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию, изворотливости, быстро продвигаются наверх, занимают вакансии. Когда же места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей загораживается от общества множеством социальных барьеров, социальная группа закрывается. Чем выше социальный класс, тем труднее в него проникнуть.
Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Она характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, возрастание роли предписанного статуса и снижение роли достигаемого. В стабильных обществах США, Англии, ФРГ, Германии и др. высший класс давно уже стал потомственным.
Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальная мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений. Французские социологии П. Верту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, главное – социальное происхождение и перемены относительно статусов разных поколений могут быть несопоставимы.
Изучение социальной мобильности дает информацию, насколько то или иное общество представляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита, возможно ли проникновение в нее.
Объективным следствием социальной мобильности является увеличение численности маргинального населения. Маргиналы – индивиды или группы, сменившие социальный статус, но еще не усвоившие его ролевой набор, т.е. пограничные состояния при изменении социального положения.
Маргинальность бывает статусно-ролевой, культурной и организационной.
Чем выше социальная мобильность, тем большее количество индивидов и групп становятся маргинальными. Их поведение отличается от деятельности «коренных» представителей социальных слоев, требует специального исследования и внимания.
Вопросы к теме
1) Проаргументируйте высказывание, согласясь с ним или возражая: «Социальное неравенство – универсально, функционально, поэтому – вечно».
2) Что характеризует закрытую социальную структуру и открытую?
3) Каковы главные критерии выделения классов?
4) Каковы критерии выделения социальных страт?
5) Выделите достоинства и недостатки двух подходов к анализу социальной структуры общества?
6) Следствием социальной мобильности современного общества является появление значительного количество маргиналов. Проанализируйте это.
Темы рефератов
1. Социальное неравенство – основа социальной дифференциации.
2. П. А. Сорокин о социальной мобильности.
3. Миграция – форма горизонтальной мобильности.
4. Групповая замкнутость.
5. Маргинальность как социальное явление.
6. Стратификация современного российского общества.
7. Демографическая структура общества.
8. Формирование среднего класса в России.
Библиографический список
1. Беляева Л.А. Вопросы среднего класса // Социс. – 1999. – №7. – С.72.–77.
2. Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социс. – 1993. – № 10.
3. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.
4. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. – 1992. –.№ 9,11.
5. Ильин В. И. Основые контуры системы социальной стратификации общества // Рубин. – 1991. – № 1. – С. 96–108.
6. Ленин В. И. Великий почин // Полн. собр. соч. – Т.33.
7. Райт Э., Перрон В. Марксистские классовые категории и неравенство доходов. – М.. 1978.
8. Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социс. – 1999. – № 4. – С.19–28.
9. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
10. Ярошенко С. С. Синдром бедности // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 43–50.
11. Тихонова Н.Е. Особенности дифференциации и самооценки статуса в полярных слоях населения / Социс. – 2004. - № 3. – С. 22-30.
12. Петухов В.В. Новые поля социальной напряженности // Социс. – 2004. - № 3. – С. 30-40.
13. Ромашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социс. – 2004. - № 4. – С. 33-44.