Основные положения о наследовании в римском праве
Долгий и сложный путь развития прошло римское наследственное право. Этот путь был непосредственно связан с ходом развития римской собственности и семьи.
В Римском праве под наследственным правом понимается совокупность норм, определяющих судьбу имущества умершего лица, а также порядок его перехода к наследникам. Иными словами, наследование рассматривается как переход имущества умершего лица к одному или к нескольким другим лицам.
В развитии римского наследственного права в юридической литературе принято различать четыре периода:
Первый – наследственное право древнейшего периода, именуемое цивильным наследованием.
Второй – наследование по преторскому эдикту.
Третий – наследование по императорскому доюстиниановскому законодательсву.
Четвертый – наследование по законодательству Юстиниана (527-565)[5].
Получить наследство было возможно двумя способами – или по завещанию,или по закону. В римском праве не допускалось наследование одной части имущества лица по завещанию, а другой – по закону. Наследование по закону исторически возникло намного раньше, чем наследование по завещанию, которое в то время считалось отклонением от обычного порядка. Все имущество после смерти члена семьи переходило к его родственникам.
Считается, что древнейший период свойственен наследованием законными наследниками (heredes sui), без каких-либо отступлений от такого порядка. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди (данная очередность была закреплена законом XII таблиц):
1. Свои наследники (sui heredes), и в результате смерти наследодателя ставшие юридически независимыми (personae sui juris), но до момента его смерти находились под его властью.
2.Ближайшие агнаты умершего (агнаты второй степени), призывавшиеся к наследованию при отсутствии «своих наследников», так называемых наследников первой очереди. К ближайшим агнатам прежде всего относились лица, связанные в прошлом с наследодателем отношениями зависимости и имевшие общего патерфамилиас: братья, сестры и мать умершего. Если имелось несколько агнатов одинаковой близости, то они делили имущество поровну.
3.Когнаты – кровные родственники умершего (gentiles). При этом не имела значения степень кровнородственной близости. Они призывались к наследству лишь при отсутствии «своих наследников» и ближайших агнатов.
А в преторский период развития права было установлено четыре очередизаконных наследников:
К первойочереди помимо «своих наследников» относились дети наследодателя. Вторуюочередь составили все агнаты с устранением от наследования ближайшими из них более отдаленных. В третью очередь вошли все кровные родственники умершего, вплоть до шестой степени родства Ближайшая степень родства исключала более отдаленную, родственники одной степени делили наследство поровну. К четвертой очереди относился переживший супруг. Если же умерший состоял в браке (cum manu), то правила наследования подчинялись принципу подвластности.
Новеллы Юстиниана установили более простую систему наследования по закону. К наследству стали призываться только когнаты, причем без различия пола. В этот период различались:
•первая очередь - все нисходящие родственники умершего с учетом того, что каждое поколение после первого, т. е. внуки, правнуки и т. п., наследуют по праву представления;
•вторая очередь – все родственники по восходящей линии;
•третья очередь – неполнородные братья и сестры умершего, а также их дети, которые наследуют по праву представления;
•четвертая очередь – все остальные кровные родственники без ограничения, подтвердившие свое родство;
•пятая очередь – переживший супруг, однако он наследовал вместе с той очередью, которая призывалась к наследованию.
Если не оказывалось ни одного наследника, то имущество умершего считалось выморочным.
В римском праве известно сингулярное преемство, то есть предоставление лицу отдельных прав. С момента заявления наследником о принятии наследства и возникали наследственно-правовые отношения. Если речь шла о наследстве дееспособного наследодателя и о вещах, которые могут быть предметом наследования, наследник получал все права, которыми прежде владел наследодатель. А при универсальном правопреемстве наследник при вступлении в наследство приобретал все имущество наследодателя или завещанную ему долю как единое целое и одномоментно. В данном случае к наследнику переходили все права и обязанности наследодателя, даже если наследник о некоторых из них не знал, принимая наследство.
Если собственник не оставил завещания, которым определена судьба принадлежащего ему имущества на случай его смерти, то это имущество переходило к лицам, указанным в законе XII таблиц. Основными в наследовании по закону являются правила, устанавливавшие круг законных наследников и размер наследственной доли каждого из них.
Римское право впервые дало определение завещания. Завещание – правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти; это правомерная фиксация нашего намерения, совершенного в торжественной форме с тем, чтобы оно имело силу после нашей смерти[6].
Как писал Модестин, завещание есть «справедливое решение нашей воли о том, что должно быть сделано после нашей смерти» (D.28.1.1). Это волевой акт собственника, устанавливающий, к кому и в каком объеме после его смерти должны перейти принадлежащие ему имущественные права и обязанности.
Цивильное право знало три формы завещания:
1.Завещание, совершаемое в народных собраниях по куриям, могло совершаться только во время таких собраний – два раза в год;
2.Завещание воина, объявлявшееся в строе перед сражением. Представляет собой замену обычного завещания по куриям, когда они невозможны;
3.Завещание посредством манципации, из которой позднее выработалась односторонняя завещательная сделка. В ходе такого завещания, завещатель передавал все свое имущество душеприказчику, который брал на себя обязанность выполнить все распоряжения, которые будут озвучены завещателем.
Как мы частично уже рассмотрели, более существенные изменения в наследование были внесены новеллами Юстиниана. Изменения коснулись и форм завещаний. В тот период различались частные и публичныезавещания, зафиксированные в Кодификации Юстиниана.
Частные завещания составлялись без участия органов публичной власти, но в присутствии семи свидетелей. Публичное завещание – это завещание, составленное при участии органа публичной власти. Они имели несколько форм: перед судом; перед магистратом; перед императором.
Первые две формы завещания заносились в протокол, а императору подавалось письменно оформленное завещание. Тенденция к преобладанию письменного завещания по сравнению с устной наметилась во второй половине республиканского периода, и в праве Поздней империи нормальным становится письменное завещание, подписанное завещателем и семью свидетелями. Письменно завещание должно было быть написано только рукой завещателя и с указанием на это в его тексте. Этот документ предоставлялся свидетелям, которые должны были его подписать, затем завещание запечатывалось печатями всех свидетелей. Также с этим сохранялось и устное завещание, совершенное в присутствии семи свидетелей. Кроме того, существовали специальныеформы, завещания. Так, завещания незрячих совершались с участием нотариуса; а для завещаний в отношении нисходящих не требовалось свидетелей.
Для действительности завещания, кроме обозначения в нем наследника, завещателю необходимо было обладать активной, а наследнику – пассивной завещательной способностью. Активной завещательной способностью не обладали психически больные, несовершеннолетние, расточители и находящиеся под властью патерфамилиас. Пассивная завещательная способность отсутствовала у перегринов, объединений (universitas), рабов. Тем не менее, при освобождении завещанием из рабства вольноотпущенник мог быть здесь же назначен наследником по завещанию. Еще цивильное право допустило назначение наследниками sui postumi, т.е. детей, которые могут родиться у завещателя.
Также в завещании определялся и размер наследственной доли, зависящего от усмотрения завещателя. В то же время существовало ограничение свободы завещательных распоряжений, которое заключалось в том, что «свои наследники» должны были либо быть назначены наследниками, либо устранены от наследования прямым указанием завещателя. Другие агнаты могли быть исключены из наследования общей фразой. Стало быть, завещатель мог лишить наследства ближайших родственников посредством их поименного указания в завещании. В римском праве лишение наследства называлось «эксгередация». Кстати, были как формальные требования к эксгередации (наследодатель вправе был это делать только путем применения определенных словесных формул), так и по кругу наследников, которые могли быть лишены наследства, а также необходимо было указывать причины завещания в пользу посторонних лиц.
Постепенно вырабатывалось правило обязательной доли, в соответствии с которым каждому из необходимых наследников полагалось не менее 1/4 того, что ему причиталось бы при наследовании по закону. Не лишало их этой доли и оставленное наследодателем завещание в пользу посторонних. В новелле 118 Кодификации необходимыми наследниками признавались нисходящие и восходящие. Устранение их от наследования посредством поименного указания допускалось лишь по указанным в законе основаниям: вступление в брак против воли родителей, действия, угрожающие жизни отца и т.п.
Также в завещании мог быть легат, т.е. отдельное распоряжение наследодателя о предоставлении наследником третьим лицам определенных сумм или вещей из наследственного имущества, а также о выполнении им в пользу этих же лиц известных действий. Подобное распоряжение действительно при условии покрытия наследственных долгов. Воизбежание поглощения легатом всего наследственного имущества закон Фальцидия 40 г. до н.э. запретил обременять легатом 1/4 этого имущества при любых обстоятельствах.
Легат формирует преемство в отдельных правах наследодателя без возложения на легатария каких-либо обязанностей, т.е. сингулярное преемство. В случае отказа наследника от наследства, обремененного легатом, легатарий не лишался права на получение обозначенного в пользу его предоставления. Если же от легата отказывался легатарий, соответствующее имущество сохранялось за наследником.
Наследственным имущество собственника становилось после смерти наследодателя. Этот факт означает открытие наследства.
По цивильному праву наследство принималось добровольными наследниками одним из двух способов: торжественным заявлением в присутствии свидетелей или конклюдентными действиями.
По преторскому праву принятие наследства оформлялось передачей имущества во владение, а по Кодификации Юстиниана достаточно было подачи соответствующего письменного заявления в магистрат.
С принятием наследства на наследника переходили не только все имущественные права, наследодателя, но и имущественные обязанности, кроме неразрывно связанных с личностью.
Выморочным (bonum vacans) наследство являлось тогда, когда от него отказывались все наследники по закону и по завещанию,
Наследники по преторскому праву имели соответствующие интердикт, именовавшийся quorum bonorum, посредством которого осуществлялся ввод во владение наследственным имуществом. По истечении срока приобретательной давности преторский наследник приобретал положение квиритского собственника наследственного имущества, но и в период этого срока оно было достаточно стабильным.
Кодификация Юстиниана сохранила сущность изложенных способов защиты наследственных прав, но отвергла различия между квиритскими и преторскими наследниками.
Таким образом, наследование в римском праве – это переход имущества умершего лица к одному или нескольким лицам. Наследование - есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или определенную долю имущества) как единое целое.
В процессе наследования необходимо различать открытие наследства и вступление в наследство. Наследство открывается в момент смерти наследодателя. Но в момент открытия наследства имущество еще не переходит к наследникам. Переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.