Понимание правосубъектности в римском праве

Способность человека быть носителем определенных прав и обязанностей называется правоспособностью. Римские юристы не имели соответствующего современному поня­тию определения правоспособности, хотя фактически использовали само понятие.

Всякий, кто способен иметь право, быть носителем права, признавался в Риме субъектом права, т.е. лицом. Однако, в отличие от современного гражданско-правового понимания, в римском праве эта способ­ность – не прирожденное, биологическое или иное свой­ство человека, а социальное положение, определяемое социаль­но-экономическим статусом. Человек может быть наделен указанной способностью, лишен ее или ограничен в ней государством. Так, свободный человек, проданный в рабство, лишается способности быть лицом. Раб, освобожденный из рабства, приобретает способность иметь право.

Субъектами права в Риме признавались только сво­бодные люди. Рабы суть вещи. Однако и свободные об­ладали здесь далеко не одинаковыми правами. Объем прав лица зависел от многих факторов.

Способность быть субъектом права, т. е. правосубъектность (caput), в рабовладельческом Риме определялась тремя состояниями (статусами):

1) свободы (status libertatis)

2) гражданства (status civitatis)

3) семейного положения (status fami­lia).

По статусу свободы население Рима делилось на свободных и рабов.

По статусу гражданства свободные образовывали пять групп: римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников и колонов.

По семейно­му положению – главы семейства и остальные члены семьи.

Состояния эти могли изменяться (римский гражданин мог быть обращен в рабство или перегрин – получить ста­тус римского гражданина и т.д.) и тогда соответственно изменялась правосубъектность. Изменение статусов по­лучило название capitis deminutio.

Состояние свободы (status libertatis) – это главное правовое состояние: есть свобода - есть определенный минимум прав, нет свободы - нет абсолютно никаких прав. Поэтому изменения в состоянии свободы как наи­более существенные могли привести к одному из двух последствий: приобретению свободы (раб отпущен на во­лю); утрате свободы (свободный человек продан в раб­ство). Такие изменения получили название capitis demi­nutio maxima, т.е. наибольшие изменения, приводящие либо к приобретению статуса субъекта права (лица), либо к его полной утрате.

Состояние гражданства (status civitatis) относило свободного человека к одной из пяти вышеперечислен­ных групп. Изменение этого статуса приводило лишь к изменению гражданства — латины, перегрины могли стать римскими гражданами и, наоборот, римский граж­данин мог стать вольноотпущенником (через рабство). Такие изменения правового состояния назывались сред­ними (capitis deminutio media) и влияли лишь на объем прав: перегрин, став римским гражданином, приобретал больший объем прав, римский гражданин, утративший этот статус (но не свободу), в определенной мере огра­ничивался в правах. Однако изменения в этом статусе не приводили к полной утрате правосубъектности.

Семейное положение (status familia) делило свобод­ное население Рима на две группы: лиц своего права (persona sui juris) - главы семейств (pater familias) и лиц чу­жого права (persona alieni juris). Все остальные члены семьи – это так называемые подвластные, поскольку они находились под властью главы семьи.

Правоспособность могла возникнуть только у свободнорожденных. С момента рождения ребенок становился носителем прав — мог быть собственником, субъектом других гражданских прав, например наследником, и т.д. Он мог совершать любые гражданско-правовые сделки, разумеется, не сам,— от его имени они совершались его законными представителями.

Правоспособность прекращалась смертью человека. Римское право приравнивало к смерти продажу в раб­ство, пленение, осуждение к тяжким видам наказания (вечная каторга). Если человек каким-либо образом по­лучал опять свободу, его правоспособность восстанавли­валась, хотя не всегда в прежнем объеме.

Правоспособность римского гражданина состояла из двух основных элементов: 1) права вступать в законный брак, при котором дети приобретают статус римского гражданина (jus conubii), и 2) права торговать, которое включало в себя право быть собственником любого иму­щества, совершать любые гражданско-правовые сделки (продавать, покупать, дарить, сдавать в наем, обмени­вать), быть наследником и наследодателем, вести гражданско-правовые споры в суде и т. д. (jus commer­cii) .

Полная правоспособность у свободного человека в соответствии с римским правом наступала при наличии следующих условий: свобода, римское гражданство и по­ложение главы семьи (pater familias).

Однако наличие правоспособности – только одна сто­рона правосубъектности. Для того чтобы в полной мере пользоваться благами права, одной правоспособности бы­ло мало. Ведь правоспособность — только наличие прав, а воспользоваться ими самостоятельно лицо могло толь­ко при условии дееспособности, т. е. способности своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности, а также отвечать за совершенные правонарушения. Иными словами, дееспособность — это спо­собность совершать юридически значимые действия и от­вечать за них.

Как и в случае с правоспособностью, рим­ское право не знало определения дееспособности, хотя широко использовало это понятие в своей практике.

По возрастному цензу дееспособность лиц делилась на три группы:

1) дети до 7 лет (infantes) были абсолютно недееспособны;

2) с 7 до 12 лет – девочки и с 7 до 14 лет – мальчики (impúberes) считались несовершеннолетними и были ограниченно дееспособны. Они могли совершать только мелкие сделки: делать мелкие покупки, прини­мать мелкие подарки, производить мелкие обмены вещей. Если же возникала необходимость совершать сделки, направленные на прекращение права или установление какой-либо обязанности, то требовалось разрешение опе­куна, которое он давал в момент совершения сделки. Сделка, совершенная без согласия опекуна, обязывала несовершеннолетнего только в пределах обогащения, по­лученного по этой сделке.

3) третью возрастную группу составляли лица (с 12 лет - девочки, с 14 - мальчики и до 25 лет), которые призна­вались совершеннолетними и дееспособными. Они могли совершать любые гражданско-правовые сделки, но, за­ключив явно невыгодную сделку, могли просить претора признать ее недействительной и вернуть стороны в пер­воначальное положение, в котором те находились до ее заключения, т.е. применить реституцию.

По дости­жении 25 лет отпадали всякие ограничения дееспособ­ности, она становилась неограниченной, если не было других ограничивающих факторов.

Слабоум­ные, душевнобольные во время болезни признавались абсолютно недееспособными и не могли совершать ни­каких сделок. Существенно ограничивались в дееспособ­ности расточители — лица, не способные разумно распо­ряжаться своим имуществом, соблюдать меру. Расточи­телям назначался попечитель, который обязан был заботиться об их имущественном состоянии.

Весьма существенным ограничением дееспособности было по римскому праву умаление чести. Различалось несколько ее видов. Наиболее серьезный — бесчестье (infamia). К такому виду осуждения приводило совер­шение неблаговидных, низменных поступков (например, занятие позорными делами — сводничество, прости­туция, лжесвидетельство, вступление женщины в брак в течение траурного года после смерти мужа). Лица, признанные бесчест­ными, не могли вступать в законный римский брак, огра­ничивались в праве на получение наследства и т.д.

Во все времена, согласно римскому праву, женщина не могла уравняться в правовом статусе с мужчиной. В период республики она находилась под постоянной опекой мужа, отца или иных родственников, существен­но ограничивалась в право- и дееспособности. В период принципата было установлено, что взрослая женщина, не находящаяся под властью отца или мужа, может при­нимать самостоятельные решения по поводу своего иму­щества. Однако и в этот период она не могла принимать на себя ответственность за чужие долги.

Опека и попечительство. В случае невозможности ли­ца самому осуществлять свое право в силу вышеизложен­ных причин ему назначают опекуна или попечителя. Римляне не проводили принципиального различия меж­ду этими двумя понятиями. Как правило, опекун назна­чался над несовершеннолетними и женщинами, попечи­тель— над душевнобольными, расточителями и малолет­ними.

К опекунам и попечителям предъявлялись весьма строгие требования. Они должны были обладать доста­точным имущественным состоянием, пользоваться ува­жением и признанием со стороны общества, внушать уверенность в своей честности, добропорядочности, бес­корыстии и заботливости.

Главная обязанность опекунов и попечителей — забо­та об имущественных интересах подопечных. Они осуще­ствляли управление имуществом подопечных в их инте­ресах, должны были заботиться о постоянном прираще­нии этого имущества, о его сохранности и разумном использовании. Опекуны и попечители также заботились о личности подопечного, его воспитании, здоровье, раз­витии и т. п., охраняли его от дурных влияний и иных нежелательных воздействий. Злоупотребление опекуна или попечителя признавалось одним из наиболее предосудительных поступков, и приводило к бесчестью.

3. Правовое положение римских граждан (Populus Romanus Quiritium)

Среди свободных наибольшей правоспособностью об­ладали, естественно, римские граждане. Первоначально, в период ранней республики все свободное население де­лилось на римских граждан и неграждан. Последние правовой охране со стороны Римского государства не подлежали. Однако с развитием гражданского оборота и других социально-экономических изменений римляне вынуждены признать определенный правовой статус за латинами и перегринами, а затем и за вольноотпущен­никами. В императорский период появилась еще одна группа, получившая особый правовой статус,— колоны.

Римское гражданство возникало:

1) прежде всего с рож­дением ребенка в законном браке римских граждан. Рожденный в таком браке ребенок приобретал статус своего отца в момент зачатия. Ребенок, рожденный вне брака, по общему правилу, разделял статус матери. Сле­довательно, если матерью внебрачного ребенка была римская гражданка, то рожденный ею ребенок приобре­тал статус римского гражданина. Если же мать не име­ла статуса римской гражданки, то ребенок также этого статуса не приобретал.

2) Кроме того, римское гражданство приобреталось по­жалованием этого звания чужеземцу за особые заслуги перед Римским государством,

3) освобождением римским гражданином своего раба,

4) усыновлением чужеземца.

Римское гражданство прекращалось смертью лица, утра­той гражданства путем продажи в рабство, попаданием в плен, осуждением к наиболее тяжким видам уголовно­го наказания или изгнанию из Рима.

Римский гражданин обладал полной правоспособ­ностью в политической, имущественной и семейной сфе­рах. Он имел право нести службу в регулярных римских войсках, принимать участие и голосовать в народных со­браниях, быть избранным на должности магистратов. Это сфера политических прав, которые не зави­сели от семейного положения лица.

В сфере гражданско-правовых отношений правоспо­собность римского гражданина складывалась из двух основных групп прав: а) вступать в законный брак и б) тор­говать (заключать сделки).

Содержание правоспособности римского граждани­на находило отражение даже в его имени. Полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: а) имени в собственном смысле; б) наименования семьи или рода; в) имени отца в родительном падеже; г) наименования трибы, в составе которой гражданин принимал участие в голосовании в народном собрании (принадлежность к трибе указывалась и в тот период империи, когда народ­ные собрания уже не созывались); д) прозвища, почет­ного имени, присваиваемого гражданину за особые за­слуги перед государством (Марк Туллий Марк Корнелий Ци­церон).

4. Правовое положение латинов

Латины были представителями племен, этнически родственных римлянам, поэтому их правовой статус был вторым после статуса римского гражданина. Латинами признавались древнейшие жители Лациума и их потомство. Латинов, живущих в Лациуме, называли latini veteres (предки) или latini prisci. Единственным ограничением для таких латинов был запрет служить в римских легионах. Позднее правовой статус латина стали пре­доставлять некоторым италийским общинам и за преде­лами Лациума. После того как в I веке до н.э. римское гражданство распространилось на всю Италию, статус латина остался лишь за населением внеиталийских об­щин или провинций, которым он предоставлялся особы­ми актами Римского государства.

Таким образом, статус латина получает определен­ное юридическое значение и соответствующее оформле­ние. Приобретается он в результате:

а) рождения в семье латинов, при этом действуют те же правила, что и для римских граждан: статус брачного ребенка определяется по статусу отца, внебрачного – по статусу матери;

б) присвоения статуса латина актом государственной власти;

в) добровольного перехода римского гражданина в число латинов с целью получения земельного надела;

г) освобождения из рабства господином – латином или римским гражданином, но при условии предоставления правового статуса латина.

Правовое положение латинов отлича­лось от римских граждан. В сфере публичного права ограничения заключались в том, что латины не могли служить в римских легионах, избираться на должности римских магистратов. Однако во время пребывания в Риме они имели право принимать участие в работе на­родных собраний и голосовать в них.

В гражданско-правовой сфере латины по правовому статусу приближались к римским гражданам, однако далеко не все. Основная часть латинов — жители Лациума, так же как и римские граждане, обладала пра­вом вступать в брак и правом торговать. Остальные ла­тины — рабы, отпущенные на волю и получившие статус латина (они назывались «латины Юниана» по названию закона, предоставившего им этот статус),— не обладали правом вступать в брак, завещать свое имущество, на­следовать его по закону. После смерти такого латина его имущество переходило к господину, предоставившему ему свободу. Обязательства же умершего к господину не переходили, т.е. латины «жили как свободные, умирали как рабы».

При желании латины могли сравнительно легко при­обрести римское гражданство. Оно предоставлялось в силу общих постановлений Римского государства, при­сваивавших его целым категориям латинов при опреде­ленных обстоятельствах. Переехав на постоянное место жительства в Рим, они также получали статус римского гражданина. Позже это привело к резкому уменьшению мужского населения в городах Лациума. Поэтому было установлено правило: переезжающий в Рим латин обя­зан оставить на месте прежнего жительства мужское потомство.

5. Правовое положение перегринов

Перегрины — соседние с Италией покоренные Римом народы. Они не обращались в рабство и не получали правового статуса римского гражданина. В древнейшие времена это были враги (hostes), которые сохраняли личную свободу. Однако с течением времени, с изменениями в социально-экономической жизни римского общества гостес постепенно образуют самостоятельную группу свободного на­селения и получают правовой статус перегринов (от лат. peregrinus – иностранец, чужеземец).

Статус перегрина приобретал также ребенок, рож­денный в семье перегринов или перегринкой вне брака. За некоторые уголовные преступления римский гражда­нин мог быть лишен звания и выслан в места обитания перегринов, где получал их статус.

Перегрины политическими правами римских граждан не обладали, хотя были подданными Рима. В области гражданско-правовых отношений они руководствовались собственным национальным правом. Формальным осно­ванием для этого был закон о провинции, устанавлива­ющий для нее особый правовой режим. Таким образом, сложилась разноликая система правового регулирова­ния имущественных отношений в различных провинциях, к тому же не было общей правовой основы для контак­та с Римом в этой сфере. Указанные факторы затрудняли нормальное развитие гражданского оборота между са­мими перегринами, перегринами и римскими граждана­ми. В их устранении неоценимую роль сыграл перегринский претор. Именно он в творческом союзе с городским претором кропотливо вылавливал ценнейший опыт пра­вовой культуры других народов, обобщал его и пре­ломлял в практической деятельности. Это был один из богатейших источников правовой мудрости, отраженный в правотворческой деятельности преторов.

Перегринам в отдельных случаях предоставлялось римское гражданство. Так, за особые заслуги перед Рим­ским государством отдельным перегринам или даже группам жаловался этот статус. Чаще Римское государ­ство предоставляло его группам перегринов специаль­ным актом государственной власти по определенным политическим, экономическим, иным соображениям, на­пример с целью пополнения воинами римских легионов, в которых, как известно, могли нести службу только римские граждане.

В начале III в. все отличия в правовом положении различных категорий свободного населения утратили свое значение. В 212 г. н.э. император Каракалла рас­пространил статус римского гражданина на всех подданных огромной империи, что объяснялось скорее фис­кальными соображениями, чем политическими.

Как бы то ни было, но все население Римской империи стало ее гражданами. Остались только некоторые ограничения. Так, прибывающие на территорию Римского государства иностранцы, не являвшиеся подданными Рима, остава­лись на положении перегринов (варвары, славяне, гер­манцы и др.), как и подданные Рима, совершившие определенные преступления. Тем не менее, предоставле­ние статуса римского гражданина всему населению Ри­ма формально уравняло подданных.

6. Правовое положение рабов

С точки зрения права раб считался вещью и, естест­венно, никакими правами не обладал ни по публичному, ни по гражданскому праву. Рабы не могли служить в римских легионах, не платили повинностей, поскольку не могли быть собственниками имущества. Они вообще не могли быть носителями каких-либо прав, не могли иметь семью.

Связь раба с рабыней, как, впрочем, и с любой иной женщиной, не признавалась браком, не по­рождала никаких правовых последствий. Дети, рожден­ные рабыней, не подлежали отцовской власти. Сам раб как вещь мог стать объектом любого права (права собст­венности, залога, личных сервитутов и т. п.), предметом любой гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, имущественного найма), гражданского спора. Если ему причинено увечье или иной вред, иск к обидчику предъявлял не раб, а его господин, как за причинение вреда любой иной вещи. Изгнание из дома или отказ гос­подина от раба не означал его свободы, а лишь смену хозяина, поскольку раба мог, как и всякую иную выбро­шенную вещь, подобрать любой другой свободный.

И все же раб был не просто вещью, а объектом, ко­торый обладал умом, подчас незаурядным, волей, сно­ровкой, способностью к творчеству и т.д. Использовать раба как простую физическую силу, игнорируя его интеллектуальные и иные человеческие качества, было не­разумно. Поэтому рабовладельцы постепенно все чаще эксплуатируют именно эти его качества. Они предостав­ляют ему определенное имущество для управления, вна­чале простого, а затем все более сложного. Этому спо­собствовали два обстоятельства.

С одной стороны, рабо­владельцы, имея в провинциях крупные земельные наделы, имения и другие объекты частной собственности, не всегда могли и желали непосредственно заниматься хозяйственными делами. Все чаще ведение этих дел они поручают рабам.

С другой стороны, рабы в таких пору­чениях были весьма заинтересованы: а) это облегчало их участь; б) при усердном ведении хозяйства они мог­ли рассчитывать на определенную благосклонность гос­подина; в) рачительность и просто хозяйственная хват­ка давали возможность рабу накопить определенные средства для выкупа свободы.

Одним словом, такие формы эксплуатации рабов ста­ли быстро распространяться. Предоставление рабу опре­деленного имущества для управления получило название рабского пекулия (peculium servi).

Эксплуатация умственных способностей раба — бо­лее утонченная, изощренная, эффективная и доходная форма эксплуатации. Однако она породила определен­ные последствия. Для оперативного и более эффективно­го управления предоставленным рабу имуществом нуж­но было дать ему определенные правовые свойства. Рим­ское право пошло на это. Раб, наделенный пекулием, получил возможность заключать гражданско-правовые сделки, по которым возникали определенные права и обязанности — нельзя же вести хозяйство, не имея возможности совершать необходимые для этого юридичес­кие действия. Например, выращенный урожай нужно своевременно и выгодно продать, затем купить для хо­зяйства материалы, инвентарь и т.д.

Вначале раб мог заключать лишь сделки, направлен­ные на приобретение, которые его господина ни к чему не обязывали. Это не способствовало устойчивому раз­витию хозяйственного оборота. Кто мог решиться заклю­чать с рабом договор, по которому не предусматривалась ответственность за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение? Поэтому римское право делает следующий шаг — предоставление рабу пекулия теперь означает согласие его господина принять на себя обязанности, вы­текающие из договоров, заключенных рабом. Таким об­разом, раб, наделенный пекулием, получает возможность совершать юридические действия, обусловливаемые его содержанием, т. е. заключать любые договоры, вытекаю­щие из необходимости рационально вести вверенное ему хозяйство со всеми вытекающими последствиями.

Юридическая деятельность раба, обусловленная пе­кулием, строго регламентировалась. Конечно, все при­обретаемое рабом при управлении пекулием автомати­чески поступало в собственность его господина. Однако и обязательства, вытекающие из пекулия, также возла­гались на господина. Господин нес ответственность по договорам, заключенным рабом в пределах пекулия и определяемых содержанием пекулия. Если раб заключал договор, не вытекающий из пекулия, господин по такому договору не отвечал.

Предоставление рабу в связи с пекулием возможнос­ти совершать определенные юридические действия не­ означало наделения его правоспособностью. Рабы не получили никакой, да­же самой малой правосубъектности. Они действовали от имени и в пользу господина, не неся никакой право­вой ответственности перед контрагентами по заключен­ным договорам, выполняя технические функции. Не при­знаём же мы правосубъектности за торговыми автоматами, столь распространен­ными в настоящее время. Вот рабы и были только тех­ническими исполнителями.

Рабы могли получить свободу от своего господина, что обставлялось рядом ограничений. Так, 20-летний господин не мог даровать свободу рабу. Нельзя отпус­кать на свободу и раба моложе 30 лет или клейменного. Признавалось ничтожным освобождение во вред креди­тору — когда господину угрожало взыскание на рабов, а он их отпускал на свободу. В период принципата установлены и количественные ограничения отпуска рабов на свободу: господин, имевший 3 рабов, мог отпустить только двух; имевший до 10 — не более половины; из 30 допускалось освобождение не более одной трети; из 100 — не более одной четверти, из 500 — одной пятой и вообще не более 100 рабов. При Юстиниане эти ограни­чения были смягчены, но уже не могли спасти рабовла­дельческий строй. Восстания рабов основательно расша­тали казавшиеся непоколебимыми устои некогда могу­щественной классической рабовладельческой Римской империи. Ее конец неумолимо приближался.

7. Правовое положение вольноотпущенников (libertini)

Отпущенный на свободу раб именовался вольноот­пущенником. Он приобретал правовой статус своего гос­подина, отпустившего его на свободу. Так, раб, отпущен­ный на свободу римским гражданином, формально полу­чал статус римского гражданина, который, однако, не совпадал со статусом свободнорожденного римского гражданина. Такой вольноотпущенник назывался либертином. Если же раб получал свободу из рук латина или перегрина, то его правовой статус определялся их поло­жением.

Вольноотпущенник, получивший статус римского гражданина,— либертин — не мог вступить в брак со свободнорожденной римской гражданкой вплоть до на­чала принципата, а запрещение вступать в брак с ли­цом сенаторского звания сохранилось до Юстиниана.

Вольноотпущенник находился в существенной зави­симости от своего господина – был обязан оказывать ему всяческие услуги, в случае нужды — алиментировать не только бывшего патрона, но и его детей, родителей, не имел права вызвать его в суд, а следовательно, был абсо­лютно лишен судебной защиты от произвола. После смерти вольноотпущенника-перегрина его имущество переходило по наследству к патрону.

В сфере публичных правоотношений вольноотпущен­ник ограничивался в праве служить в римских легионах, а в I в. н.э. утратил право принимать участие в работе народных собраний и голосовать.

8. Правовое положение колонов

Колонат начал зарождаться еще во времена респуб­лики, продолжал развиваться в период принципата и по­лучил окончательное правовое закрепление в условиях абсолютной монархии.

Первоначально колоны были мел­кими арендаторами земли. К тому времени завершились успешные захватнические войны, соответственно прекра­тился приток бесчисленных рабов. К тому же жесточай­шая эксплуатация, изнурительный труд, нечеловеческие условия жизни и быта, массовые казни обусловили зна­чительную смертность рабов и низкую их рождаемость.

Вместе с тем возрастание земельных наделов, появление новых промыслов, расширение и без того огромной тер­ритории, увеличение челяди, обслуживающей господ, требовали рабочих рук.

Землевладельцы, у которых не хватало рабов для обработки земли, начали сдавать свои наделы мелкими участками в аренду свободным людям, нуждающимся в пропитании. Эти мелкие арендаторы стали называться колонами (лат. coloni – полузависимые крестьяне).

Аренда оказалась выгодной обеим сторонам. Коло­ны, стремясь обеспечить семью питанием и выплатить арендную плату, хорошо обрабатывали землю, добива­лись получения высоких урожаев. Их труд был значи­тельно более производительным подневольного рабского. Землевладельцы получали большие доходы от сдачи зем­ли в аренду. Колонат быстро развивается. Арендная пла­та устанавливается как в денежной, так и в натуральной формах.

Колонат не является чисто римским продуктом об­щественного развития. В Египте и Азии подобные отно­шения возникли уже давно и были заимствованы Римом. Однако в Риме источником колоната был также раб­ский пекулий, по которому хорошо работавшие на пере­данной им в пекулий земле рабы получали свободу, но навечно прикреплялись к той же земле.

При таких условиях арендатор-колон юридически оставался независимым, мог в любое время расторгнуть договор и уйти в другое место. Но арендаторами, как правило, становились самые бедные слои населения, не располагавшие достаточными средствами для успешной обработки земли. Землевладельцы предоставляли им займы, но на таких условиях, чтобы колоны не смогли их погасить вовремя. Усугубляли положение частые не­урожаи. Так возникали недоимки в платежах. Постепен­но колоны попадают в экономическую зависимость от арендодателей.

Колон не может оставить арендуемый участок, не рассчитавшись с долгами, но рассчитаться то­же не может. Постепенно фактическая экономическая зависимость превращается в юридическую. Ее усиливает новая налоговая реформа, по условиям которой налоги на землю начисляются с учетом колонов.

Уход колона с земли уменьшает доходы землевладельца, который те­перь всячески стремится закрепить колонов, даже пере­манивает у других. Для воспрепятствования перебегам в 322 г. был принят закон, запрещавший колону само­вольно оставлять арендуемый участок. В 357 г. новый закон запретил землевладельцу отчуждать земельные наделы без приписанных к ним колонов. Так заверши­лось правовое оформление закрепления колонов. В ре­зультате появилась новая группа зависимых людей, не лишенных определенной правоспособности, но весьма ограниченных в ее осуществлении. Если колон самоволь­но оставлял землю, землевладелец посредством виндикационного иска мог истребовать его обратно, т.е. пра­вовое положение колона мало чем отличалось от раба. Однако колоны не были рабами. Формально юридически они оставались свободными, но прикрепленными к земле. Колоны — предшественники крепостных, а колонат — зародыш феодализма.

Не только сам колон, но и его дети считались припи­санными за данным участком. Колонат стал наследст­венным. Возрастает и личная зависимость колонов от землевладельцев, которые творили над ними суд и рас­праву бесконтрольно. Близилось зарождение новой эко­номической формации — феодализма.

9. Юридические лица

Как и во многих других случаях, римляне не разра­ботали понятия юридического лица как особого субъек­та гражданских прав. Однако еще в древнейшие времена было замечено, что в некоторых случаях носителями гражданских прав могут быть не только физические лица, но и некоторые объединения, корпорации и т.п. Так постепенно физическим лицам противопоставляются лица юридические как еще один тип субъектов прав.

Уже в Законах XII таблиц упоминались различного ро­да коллегии религиозного характера, профессиональные объединения ремесленников, которые могли быть собст­венниками определенного имущества. Количество таких корпораций росло. Однако для широкого развития этой правовой структуры в Риме еще не было надлежащих социально-экономических условий. Не было и термина «юридическое лицо», хотя само понятие применялось и использовалось в обороте довольно часто.

Заслуга римлян в создании института юридического ли­ца бесспорна. Именно римскому праву мы обязаны тем, что правовые системы Европы унаследовали его и проч­но закрепили в своем обороте, хотя в хозяйственной жиз­ни Рима юридические лица значительной роли не играли даже в пору расцвета торговли и хозяйства.

Римские юристы обращают внимание на то, что в отдельных случаях имущество принадлежит не отдель­ным гражданам — физическим лицам, а объединениям.

Так, юрист Марциан писал: «Принадлежат совокупнос­ти, а не отдельным лицам, например, находящиеся в об­щинах театры, стадионы и т. п.» (Д.1.8.6.1). Другой юрист Альфен приводит следующее наблюдение: если в легионе с течением времени полностью обновился состав вои­нов, то легион все же остается тем самым. То же и ко­рабль, на котором в результате ремонтов все части пол­ностью заменены. Он остается все тем же.

Далее Ульпиан провозглашает: «В отношении декурионов или других совокупностей не имеет значения, все ли остаются, или остается часть, или весь состав переменился. Но если даже совокупность свелась к одному человеку, то боль­шей частью признается, что можно предъявлять к нему требования в суде и он может предъявлять требования в суде, так как право всех сосредоточилось в одном и ос­тается имя совокупности. Если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельным ли­цам» (Д.3.4.1—2).

Однако все эти высказывания еще не завершали оформление фигуры юридического лица, а лишь призна­вали за такими объединениями определенные права и обязанности. Более четким проявлением идеи юридичес­кого лица было признание за муниципиями (городскими общинами) права на самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Это нашло правовое выражение в том, что муниципии в своих имущественных отношениях получили возможность руководствоваться нормами граж­данского права. Этим они были приравнены к статусу физических лиц. Затем такая же правоспособность при­знается за другими частными корпорациями. И все же развитие юридических лиц сдерживалось.

Результатом длительного и довольно трудного разви­тия идеи юридического лица стало признание класси­ческим правом следующих признаков этого субъекта:

а) в сфере гражданско-правовых отношений корпорации приравниваются к физическим лицам. Общины рассматриваются как частные лица (Д. 50.16.16);

б) выход из состава объединения отдельных лиц ни в коей мере не влияет на его юридическое положение;

в) имущество корпорации не является ни общей собственностью всех членов корпорации, ни ее отдельных членов. Это обособленная от ее членов собственность самой корпорации как особого субъекта прав;

г) корпорация от своего собственного имени имеет право вступать в любые гражданско-правовые отношения как с физическими, так и юридическими лицами. Эти отношения осуществляются посредством физических лиц,
уполномоченных на это в установленном порядке.

На этом создание правовой фигуры юридического лица не завершилось. Оставался ряд нерешенных проб­лем, которые римлянам так и не удалось разрешить в силу политических и экономических причин. В эпоху им­ператоров создание корпораций было сильно ограниче­но. Монархи вообще боялись демократических институ­тов, тем более целых объединений, деятельность которых могла таить опасность для них.

Наиболее распространенными видами юридических лиц в Риме были казна, муниципии, похо­ронные товарищества, различные союзы лиц одной профессии — булочников, мясников, ремес­ленников, гробовщиков и т.д. Признавались юридически­ми лицами различного рода религиозные объединения.

Прекращалось юридическое лицо с достижением цели, для которой оно было создано, а также выбытием его членов. Минимальное количество, необходимое для су­ществования юридического лица, - 3 человека. Кроме того, юридическое лицо распускалось, если его деятель­ность приобретала незаконный характер.

В некоторых случаях юридические лица могли при­нимать на себя обязанности патроната, но, с другой сто­роны, в большинстве случаев они не могли быть наслед­никами.

Контрольные вопросы для проверки усвоения материала:

1. На какие основные группы делилось римское население?

2. Что такое субъект права? Что такое лицо? Основные признаки

субъекта права.

3. Что такое правоспособность?

4. Что такое дееспособность?

5. Каков правовой статус римского гражданина?

6. Чем отличается правовое положение латина, перегрина от право­вого

положения римского гражданина?

7. Что такое рабский пекулий?

8. Кто такие вольноотпущенники и каков их правовой статус?

9. Кто такие колоны и каков их правовой статус?

10. Что такое юридическое лицо (в римском и современном понимании)?

Наши рекомендации