Характерные черты и типология российских молодёжных субкультур
Как социальное явление молодёжная субкультура возникла в результате ускорения темпов социокультурных изменений, связана с резким увеличением периода обязательного обучения для широких масс, возникновением специфической социально - демографической группы, получившей название "молодёжь". В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая понимается нами как содержательная сторона культурной деятельности молодого человека.
Отечественная молодёжная субкультура в своём развитии прошла тот же путь, что и субкультура западной молодёжи: субкультура – контркультура – субкультуры (многообразие стилей). Специфика заключается в некотором запаздывании во времени. Отсюда: заимствование преобладает над самобытностью, а саморазвитие во многом носит догоняющий характер. Ценности и нормы отечественной молодёжной субкультуры, её символика и атрибутика приходили в противоречие с официальной авторитарной культурой. В то же время определяющей характеристикой молодёжной субкультуры в России является феномен субъективной "размытости", неопределённости, отчуждения от основных нормативных ценностей, ценностей большинства.
Поэтому присущая и западной молодёжной субкультуре вытесненность на периферию общественной жизни (в сферу развлечения и досуга) стала в ней определяющей. Досуговая окраска молодёжной субкультуры наложила отпечаток и на характер молодёжных группировок. В этой связи основным критерием соотнесённости молодого индивида с определённой субкультурой в России становятся внешний вид и символическая атрибутика. Специфика группировок проявлялась в определённом стиле одежды, специальной символике (украшения, причёски и т.д.), особом сленге, жаргоне, увлечениях.
Состояние и развитие молодежной культуры в современной России, обусловлено следующими факторами:
1. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых "западных" ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность - все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.
2. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно - деятельностном уровнях в настоящее время находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой - коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отравиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.
3. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой "внеучебной работой", которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в польку рекреативно развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое "элитное образование"), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.
4. Юношеский возраст (15 - 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально - психологическую терапевтическую функцию - преодоления социального отчуждения. Естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально - чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.
5 Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. В этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.
Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Кроме того, начиная с 90-х гг. XX столетия, усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи. Так, в частности, вряд ли корректно говорить в социально-психологическом смысле, например, о "петербургской молодежи", как единой группе населения. Безусловно, как поведение, так и ценности, например, молодого бизнесмена, с одной стороны, и молодого безработного - с другой, не могут не отличаться друг от друга. Тем не менее, существует некое субкультурное "ядро", которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению России. Его определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенционалъном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном обшении, в контркультурной направленности молодежного досуга. Молодёжью досуг зачастую воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру в России отличают следующие черты:
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге – "ничегонеделание"), в то время, как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
2. "Вестернизация" (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами - образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни" в его примитивном и облегченном воспроизведении. Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.
3. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов молодых людей, потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ре в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
4 Слабая индивидуализировапностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд "отверженных"), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе). Групповые стереотипы и иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента Суть ценностей молодежи одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.
5. Внеинституциопальная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы - наиболее эффективного культурного коммуникатора.
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификщии. Эта тенденция, в высокой мере отличающая прежде всего российскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть "любовью к Отечеству", а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии. Таким образом, отмечается преобладающая тенденция на трансформацию молодежной субкультуры в современной России, что так или иначе отражается на содержании субкулътурных связей различных социальных слоёв российской молодёжи.
Поскольку молодёжь не является однородной, молодёжная субкультура способна проявляться в различных формах, а типология молодёжных субкультур многообразна и зависит от многообразия оснований для классификации.
В частности, отечественный социолог С.С. Фролов предлагает классифицировать молодёжные субкультуры, по принадлежности к ним индивида, выделяя:
Ингруппы молодёжной субкультуры. Это группы, к которым индивид чувствует принадлежность, считает их своими и в отношении которых он использует категорию "мы". При этом человек разделяет мнения и чувства представителей группы, единодушен с ними в постановке и достижении целей.
Аутогруппы молодёжной субкультуры. Это группы, к которым индивид не принадлежит и в отношении которых он использует категорию "другие", вместо категории "мы". При этом у индивидов существуют черты и признаки, отделяющие их от остальных представителей группы.
Молодёжные субкультуры можно классифицировать, также, по способу взаимоотношений индивидов:
Первичные группы молодёжной субкультуры. В данных группах каждый представитель видит в другом индивида и личность, молодые люди интересуют друг друга прежде всего как личности, у них общие интересы, надежды и чувства, в своей группе они полностью удовлетворяют потребности в общении. Такие группы ориентированы на взаимосвязь её представителей.
Вторичные группы молодёжной субкультуры. В данных группах отношения между индивидами носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа, как правило, ориентирована на достижение цели.
В зависимости от интенсивности общения, молодёжные субкультуры подразделяются на:
Малые группы, для которых характерны взаимодействия каждого индивида с каждым.
Большие группы, для которых нехарактерны личные контакты между отдельными представителями группы.
Согласно характеристике Н. Фрадкина, молодёжные субкультуры можно классифицировать следующим образом: просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодёжные субкультуры; группы принадлежности и референтные группы; большие и малые группы; постоянные и случайные группы; с демократическим или авторитарным типом взаимодействия; разновозрастные и равновозрастные; разнополые и однополые.
А.В. Толстых предлагает следующую типологию молодёжных субкультур:
- Общественно-политические. (Наши, молодая гвардия, единство) Цель – пропаганда общественно – политических идей, взглядов и мнений. Не агрессивны до определённого промежутка времени.
- Радикалы.(люберы, скины). Агрессивны. Цель – выступление против определённых идей, взглядов, точек зрения. Во главе радикалов, как правило, стоят представители более старшего поколения.
- Эколого – этические группы. (зелёные). Цель - улучшение экологической ситуации. Абсолютно не агрессивны.
- Неформальные молодёжные движения, объединения. (хиппи, панки). Цель – пропаганда определённого образа жизни, мировоззрения. Не агрессивны до определённых моментов.
- Нетрадиционные религиозные группировки (сатанисты, культовые группы, представители сект). Цель – пропаганда религиозных взглядов и учений. Внешне социально не агрессивны.
- Группы по интересам.
Типология С. Сергеева и А. Тарасова. С. Сергеев предлагает следующую классификацию молодёжных субкультур: романтическая субкультура (хиппи, толкиенисты и т.д.); гедонистическо-развлекательная (мажоры, рейверы, рэпперы); криминальные (гопники, люберы); анархисты – нигилисты (панки). В свою очередь А. Тарасов предлагает следующую типологию: золотая молодёжь; наркоманы; уголовная среда; голубая тусовка; неофашисты и скинхеды; нацболы; футбольные фанаты; попсовики; старая контркультура; сатанисты, новая контркультура.